Учимся заботиться о детенышах животных — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Учимся заботиться о детенышах животных

2022-10-10 51
Учимся заботиться о детенышах животных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели:

1. Побуждать детей к проявлению заботы о детенышах жи­
вотных.

2. Развивать готовность оказывать помощь животным, кото­
рые в ней нуждаются.

3. Воспитывать внимательное отношение к животным.

Ход занятия

Светлячок пришел к детям с перевязанной лапкой. Взрос­лый побуждает детей проявить ему сочувствие: «Что случи­лось?», «Чем мы можем тебе помочь?».

Светлячок благодарит детей за проявленное внимание и рас­сказывает: «Я нечаянно зацепился за ветку и поранил лапку. Мне было очень больно! Текла даже кровь! И знаете, кто мне помог? Добрый доктор Айболит!».

Педагог читает небольшой отрывок из стихотворения К. Чу­ковского.«Айболит».

45


Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит!

Детям предлагается вспомнить, кому из животных прихо­дил на помощь Айболит, после чего организуется ролевая гим­настика по следующему отрывку стихотворения:

И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса!».

И пришел к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула в нос!».

И прибежала зайчиха

И закричала: «Аи, аи!                         ■

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!».

И сказал Айболит: «Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке».              !

Проведение ролевой гимнастики. Педагог читает текст, а задача детей с помощью мимики и пантомимики изобразить состояния каждого героя. По окончании ролевой гимнастики взрослый предлагает ответить на ряд вопросов:

— Что вы чувствовали, изображая больных животных?

— Что вам при этом хотелось сделать?

Светлячок обращает внимание детей на то, что часто лечит доброе слово и предлагает вспомнить слова-утешения, ласковые слова, которые им говорят родители. После чего проводится уп­ражнение «Ласковое слово». Дети по очереди берут в руки иг­рушку зайчика и говорят ему добрые слова и пожелания.

46


Взрослый показывает иллюстрацию с изображением лоша­ди и жеребенка:

— Как зовут детеныша лошади?

— Кто ухаживает за ним?

— Нравится жеребенку забота окружающих?

— А он нуждается в ней? Почему? '(Потому что он малень­
кий и беспомощный.)

Чтение стихотворения К. Тангрыкулиева «Жеребенок».

Жеребенок белолобый-,

Жеребенок озорной,

Мы теперь друзья с тобой,                                   '

Жеребенок мой.

Я тебя лелеять буду, Травку сочную добуду. Быстро вырастешь большой, Жеребенок мой.

Станешь чистый да красивый, С длинной шелковою гривой. Побежим на водопой, Жеребенок мой.

Клевер для тебя посею, Чтобы ел ты повкуснее, Чтобы стал ты всех сильнее, Жеребенок мой.

Видишь, звонкие подковы Для тебя уже готовы. Степь объедем мы с тобой, Жеребенок мой.

— Вам понравилось, как мальчик ухаживает за жеребенком?

— Вам хотелось бы иметь настоящего жеребенка?

— А как бы вы за ним ухаживали?

Детям предлагается посмотреть фрагмент из мультфильма «Варежка», в котором девочка искала себе друга. Волшебное превращение варежки в маленького щенка помогло ей найти настоящего друга, о котором она заботилась.

47


Упражнение «Назови детенышей животных»

Собака — щенок;

Кошка — котенок;

Лошадь — жеребенок;

Птица — птенец.

По окончании упражнения взрослый делает вывод: детены­ши животных так же, как и маленькие дети, беспомощны и без своих мам могут погибнуть.

Светлячок рассказывает детям историю: «Однажды я видел, как мальчик хотел поймать маленького птенца и принести его домой, но мама ему не разрешила это сделать, потому что пте­нец еще мал и без привычной еды на новом месте он может про­сто погибнуть».

Советы Светлячка:

Если вы встретите брошенного кем-то котенка или щенка — обогрейте его и накормите, постарайтесь найти ему настоящего хозяина, который бы заботился о нем.

Маленьких детенышей животных нельзя забирать от своих мам, иначе они могут погибнуть.

Все мамы детенышей животных защищают их от врагов.

— А вы видели, как курица защищает своих цыплят?

— От кого ей приходится защищать маленьких цыплят?

— Почему она их защищает?

Затем детям предлагается поиграть в игру.

Игра «Коршун и Наседка»

Коршун нападает на цыплят, а Наседка защищает своих де­тей. Цыплята стоят за Наседкой, держа друг друга за пояс или за руку. Коршун должен поймать цыпленка, стоящего после­дним, поэтому от всех цыплят требуется слаженность действий, готовность прийти на помощь друг другу (все борются за спасе­ние одного). Наседка, раскинув руки-крылья в стороны, за­гораживает Коршуну дорогу, стараясь все время быть лицом к нему. Пойманные цыплята выходят из игры.

Цыплята не должны разрывать цепочку. Кто не удержался в цепи, должен поскорее занять свое место. (Пойманным счи­тается цыпленок, которого коснулся Коршун.) Наседка мо­жет мешать Коршуну, отпугивать его, но не имеет права от­талкивать его руками. Охота Коршуна может продолжаться

48


условленное время (2-3 минуты). Если за отведенное время
не удалось схватить ни одного цыпленка, выбирают нового
Коршуна.        '

Варианты игры. Усложнение игры для одной из сторон — нападающей или обороняющейся — во многом зависит от числа играющих. Чем больше цыплят в выводке, тем труднее всей цепочке маневрировать и укрывать последнего цыпленка. И наоборот, чем меньше игровая группа, тем труднее становится задача для Коршуна.

Обостряет игровую ситуацию введение состязательных мо­ментов. Если площадка позволяет, одновременно могут играть две команды. Все играющие делятся на равные группы. В каж­дой группе ребята выбирают Наседку и Коршуна, Затем Кор­шун уходит в другую команду. Время игры в обеих группах дол­жно быть одинаковым, тогда по числу пойманных цыплят лег­ко определить команду-победительницу.

ЗАНЯТИЕ 3

Почему грустит котенок?

Цепи:

1. Продолжать учить различать эмоциональные пережива­
ния на примере животных.

2. Поощрять стремление детей проявлять заботу о домаш­
них животных.

3. Развивать потребность в общении с представителями жи­
вотного мира, сопереживание им, проявление доброты, чут­
кости.

Ход занятия

Светлячок загадывает детям загадку о кошке: «Ночью не спит, мышей сторожит». Беседа о кошках.

— У вас дома есть кошка?

— Как вы за ней ухаживаете?

— У вашей кошки всегда хорошее настроение?

— А как вы об этом узнаете?

Светлячок отмечает, что ему очень нравятся маленькие ко­тята, потому что они такие забавные, игривые.

49


Чтение произведения Л. Толстого «Котенок». «Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Вес­ной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли пбдле амбара и услыхали, над головой кто-то мяу­чит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала: "Нашел? Нашел?". Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей: "Нашел! наша кошка... и у нее котята; такие чудесные; иди сюда скорее". Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вы­лезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного ко­тенка, серого, с белыми лапками, и принесли в дом. Мать разда­ла всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому на дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги ща­вель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они ус­лыхали, что кто-то громко кричит: "Назад, назад!" — и увиде­ли, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котен­ка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котенку и в одно время с собаками, подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принес домой котенка и уже больше не брал его с собой в поле».

— Как заботились о маленьких котятах ребята?

— Что произошло с маленьким котенком во время прогулки?

— Как защитил мальчик своего котенка от собак?

Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок?»

(Н. Л. Кряжева)

Ведущий берет в руки игрушку кошку и читает стихотворе­ние (А. Блок).

Жил~был маленький котенок И совсем еще ребенок. Ну и этот Котя милый

50


Постоянно был унылый. Почему? Никто не знал, Котя это не сказал.

Передавая игрушку по кругу, ведущий просит каждого ска­зать, почему котенок грустил, чего он боялся, чего ему не хвата­ло, как ему помочь? (Поиграть с ним.)

Игра «Я знаю...»

Играют мячом любых размеров, но достаточно упругим, что­бы он легко отскакивал от земли. Задача состоит в том, чтобы «чеканить» мяч об землю, т.е. бить по отскочившему мячу ру­кой, снова посылая его к земле.

Первый по очереди начинает бить мяч рукой об землю, с каж­дым ударом произнося по одному слову условленной фразы: «Я знаю пять... ». Далее перечисляются различные названия объек­тов (например, кличек котят).

Кто ошибется в подборе слов или уронит мяч на землю, тот передает очередь следующему и ждет, когда очередь снова придет к нему. Побеждает тот, кто первым выполнит упраж­нение.

Ролевая гимнастика: показать с помощью мимики и панто­мимики, как котенок:

• спит, свернувшись клубочком;

• просыпается;

• лакает молоко;

• почесывается;

• выпрашивает лакомый кусочек.

Упражнение-релаксация «Чудесный сон котенка»

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытя­нуты, слегка разведены, глаза закрыты. Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произ­носит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится вол­шебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, се­ребристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо.

51


Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает гла­за, потягивается, улыбается». Ведущий расспрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

Диагностика отношения к животным. Детям предлагается ответить на вопрос: «Что бы ты сделал, если бы увидел на улице брошенного котёнка?».

Рисование на тему «Кошкин дом». Взрослый предлагает детям нарисовать для котика такой дом, в котором ему было бы уютно и радостно жить.

Домашнее задание: найти людей, которые приютили без­домных кошек или собак, и рассказать о них на следующем за­нятии.

ЗАНЯТИЕ 4

Не мучайте животных!

Цели:

1. Учить различать понятия «играть» и «мучить».

2. Развивать чувство сострадания, сопереживания предста­
вителям животного мира.

3. Формировать стремление оберегать животных, проявлять
заботу.

Ход занятия

В начале занятия звучит песня «Не дразните собак», музы­ка Е. Птичкина (из телефильма «Голубые сыроежки»).

Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц. Ни зерна, ни крошек! И тогда воробьи Песенкой разбудят. А царапать и кусать Вас никто не будет! Ни к чему обижать Бабочку на ветке. Веселее в лесу От ее расцветки.

52


Не пугайте жуков С длинными усами. И поверьте, что жуки Вас не тронут сами! Если вам по душе Красота земная, Берегите ее, Устали не зная! Непременно тогда Станем мы друзьями. А про кошек и собак Пойте вместе с нами!

— О чем поется в песне?

— Какое настроение у вас после слушания песни?

— А все ли дети знают, что животных нужно беречь и охра­
нять?

Светлячок предлагает детям послушать рассказ, в котором мальчики боролись с вредителями деревьев.

Чтение рассказа Э. Шим «Жук на ниточке».

«Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личин­ки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у дере­вьев корни..В общем, вредят, как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом. Рано ут­ром, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молодень­ких березках, оцепенели.

Тряхнешь деревцо — и жуки вниз посыплются, только соби­рай.

Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и

привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пус­кает.

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

— Сейчас же бросьте! Нашли забаву!
Мальчишка, который жука придязал, даже обиделся.

— Это же вредитель, — говорит.

— Знаю, что вредитель!

— Чего же вам жалко?

— Мне, — отвечает дедушка, — тебя жалко!

— Меня?!

53


— Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

— Чего же меня жалеть, если я человек?

— А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для
забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!»

— Почему дедушка накричал на мальчиков?

— Кого вам жалко в этом рассказе? Почему?

— Если бы жук мог говорить, то что бы он сказал мальчи­
кам?

Ролевая гимнастика: детям предлагается показать, как боль­но жуку, у которого отрывают крылья;

♦ как плачет жук от боли;

♦ как весело летает;

♦ греется на солнышке.
Советы Светлячка:

Ты сможешь стать настоящим другом природы, если будешь постоянно помнить и соблюдать следующие правила:

Не лови и не убивай насекомых. Они не только нужны в при­роде, но и украшают ее.

Не разоряй муравейники. Муравьи — санитары леса.

Оберегай шмелей, бабочек, стрекоз.

Останови человека, который хочет поймать бабочку или раз­давить гусеницу.

Если у тебя есть младшая сестра или брат, объясни им, как нужно относиться к насекомым.

Игра «Жук-жучище»

Дети становятся в круг. В центре один игрок — Жук. Ребята идут по кругу со словами: «Жук-жучйще, длинные усища, по­пался, а?». После этих слов Жук старается выбраться из круга под руками детей. Те приседают, не дают выйти. После некото­рых попыток взрослый предлагает выпустить Жука на волю.

Рисование на тему «Рисуем праздничный наряд для божь­ей коровки».


ЗАНЯТИЕ 5

Подарим птицам нашу доброту

Цели:

1. Учить радоваться птичьим голосам.

2. Вызывать сочувствие к голодающим и замерзающим зи­
мой птицам и проявлять заботу о них.

Ход занятия

В начале занятия детям предлагается послушать голоса птиц и их пение.

— Что вы чувствовали, слушая пение птиц?
Птицы — вестники весны и радости.

— А всегда, ли птицы поют?

«Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм съеден».

Чтение стихотворения А. Кушнер «Птицы».

Как там птицы спят в гнезде, В темноте и тесноте? Их раскачивает ветер На огромной высоте!

Закрываются крылом: Сыро в воздухе ночном. Ленинградская погода Им опять грозит дождем.

Дверь открыть бы на балкон: Жалко галок да ворон. Эй, слетайтесь к нам под крышу От дождя со всех сторон!

Диагностика отношения к птицам, попавшим в трудную ситуацию: «Что бы вы сделали, если увидели замерзающую (го­лодающую) птицу?».

Голодающим птицам нужна помощь людей.

Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

55


К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их —

не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз.

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

По окончании чтения стихотворения предложить детям пред­ставить, что они. «мамы-вороны» и им нужно покормить малень­ких воронят, которые очень голодны.

Игра «Воронята»

Несколько пустых бутылок, на горлышки которых надеты бумажные головки воронят, широко раскрывших клювы, — вот и все оборудование аттракциона. Правда, еще нужны ягоды ря­бины. Играющие стоят за чертой в 3 метрах от вороньего, «гнез­да». У каждого в руках 10 ягод рябины. Надо кидать их в рот вороненку так, чтобы хоть 5 ягод попало на дно бутылки.

Упражнение «Письмо нашим друзьям-животным» (моди­фикация методики И.В. Цветковой «Письмо зеленому другу»).

Детям предлагается представить.следующую ситуацию.

«Представьте, что где-то в лесу живет одинокая птичка. У нее нет друзей, и от этого она очень страдает. Она сказала по секрету Светлячку, что ей очень хочется иметь друга — челове-, ка. Но сначала ей хочется получить от него письмо».

Далее педагог предлагает детям: «Давайте напишем птичке письмо. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем дру-

56


гом, которого она ждет. Подумайте, о чем ей хотелось бы прочи­тать в вашем письме, на какие вопросы ответить, чтобы вы мог­ли предложить птичке, чтобы она с радостью согласилась дру­жить с вами».

Письмо может быть составлено коллективно или отдельны­ми детьми.

«Здравствуй птичка! Я с радостью пишу тебе письмо, пото­му что тоже хочу иметь настоящего лесного друга. Скажи, как тебе живется в лесу? Тебя никто не обижает?

Я понимаю, как тебе бывает холодно зимой! Может быть, нужна моя помощь? Мне очень хочется тебе чем-нибудь помочь, развеселить тебя, чтобы ты не грустила.

До встречи в твоем лесу!»

Советы Светлячка:

Птицы — это верные наши помощники, защитники полей и лесов от вредителей, но у них есть враги. Нужно защищать птиц от врагов (от кошек, ворон, сорок, ястребов).

Берегите птиц, не стреляйте в них из рогаток.

Птиц надо охранять и ■любить не только за то, что они сохра­няют зеленые насаждения и сберегают урожай. Птицы укра­шают наши леса, радуют нас своими звонкими и красивыми песнями.

Рисование на тему «Столовая для птиц». Взрослый предла­гает детям нарисовать такую кормушку, которая бы очень по­нравилась птицам и к которой они могли бы слетаться, когда будут голодны.

Домашнее задание: вместе с родителями смастерить кор­мушку и повесить во дворе и не забывать кормить птиц.

Аналогичная работа проводится с детьми в ДОУ или в школе.


ЗАНЯТИЕ 6


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.