Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2022-10-10 | 51 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цели:
1. Побуждать детей к проявлению заботы о детенышах жи
вотных.
2. Развивать готовность оказывать помощь животным, кото
рые в ней нуждаются.
3. Воспитывать внимательное отношение к животным.
Ход занятия
Светлячок пришел к детям с перевязанной лапкой. Взрослый побуждает детей проявить ему сочувствие: «Что случилось?», «Чем мы можем тебе помочь?».
Светлячок благодарит детей за проявленное внимание и рассказывает: «Я нечаянно зацепился за ветку и поранил лапку. Мне было очень больно! Текла даже кровь! И знаете, кто мне помог? Добрый доктор Айболит!».
Педагог читает небольшой отрывок из стихотворения К. Чуковского.«Айболит».
45
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит!
Детям предлагается вспомнить, кому из животных приходил на помощь Айболит, после чего организуется ролевая гимнастика по следующему отрывку стихотворения:
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!».
И пришел к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!».
И прибежала зайчиха
И закричала: «Аи, аи! ■
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!».
И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке». !
Проведение ролевой гимнастики. Педагог читает текст, а задача детей с помощью мимики и пантомимики изобразить состояния каждого героя. По окончании ролевой гимнастики взрослый предлагает ответить на ряд вопросов:
|
— Что вы чувствовали, изображая больных животных?
— Что вам при этом хотелось сделать?
Светлячок обращает внимание детей на то, что часто лечит доброе слово и предлагает вспомнить слова-утешения, ласковые слова, которые им говорят родители. После чего проводится упражнение «Ласковое слово». Дети по очереди берут в руки игрушку зайчика и говорят ему добрые слова и пожелания.
46
Взрослый показывает иллюстрацию с изображением лошади и жеребенка:
— Как зовут детеныша лошади?
— Кто ухаживает за ним?
— Нравится жеребенку забота окружающих?
— А он нуждается в ней? Почему? '(Потому что он малень
кий и беспомощный.)
Чтение стихотворения К. Тангрыкулиева «Жеребенок».
Жеребенок белолобый-,
Жеребенок озорной,
Мы теперь друзья с тобой, '
Жеребенок мой.
Я тебя лелеять буду, Травку сочную добуду. Быстро вырастешь большой, Жеребенок мой.
Станешь чистый да красивый, С длинной шелковою гривой. Побежим на водопой, Жеребенок мой.
Клевер для тебя посею, Чтобы ел ты повкуснее, Чтобы стал ты всех сильнее, Жеребенок мой.
Видишь, звонкие подковы Для тебя уже готовы. Степь объедем мы с тобой, Жеребенок мой.
— Вам понравилось, как мальчик ухаживает за жеребенком?
— Вам хотелось бы иметь настоящего жеребенка?
— А как бы вы за ним ухаживали?
Детям предлагается посмотреть фрагмент из мультфильма «Варежка», в котором девочка искала себе друга. Волшебное превращение варежки в маленького щенка помогло ей найти настоящего друга, о котором она заботилась.
47
Упражнение «Назови детенышей животных»
Собака — щенок;
Кошка — котенок;
Лошадь — жеребенок;
Птица — птенец.
По окончании упражнения взрослый делает вывод: детеныши животных так же, как и маленькие дети, беспомощны и без своих мам могут погибнуть.
Светлячок рассказывает детям историю: «Однажды я видел, как мальчик хотел поймать маленького птенца и принести его домой, но мама ему не разрешила это сделать, потому что птенец еще мал и без привычной еды на новом месте он может просто погибнуть».
|
Советы Светлячка:
Если вы встретите брошенного кем-то котенка или щенка — обогрейте его и накормите, постарайтесь найти ему настоящего хозяина, который бы заботился о нем.
Маленьких детенышей животных нельзя забирать от своих мам, иначе они могут погибнуть.
Все мамы детенышей животных защищают их от врагов.
— А вы видели, как курица защищает своих цыплят?
— От кого ей приходится защищать маленьких цыплят?
— Почему она их защищает?
Затем детям предлагается поиграть в игру.
Игра «Коршун и Наседка»
Коршун нападает на цыплят, а Наседка защищает своих детей. Цыплята стоят за Наседкой, держа друг друга за пояс или за руку. Коршун должен поймать цыпленка, стоящего последним, поэтому от всех цыплят требуется слаженность действий, готовность прийти на помощь друг другу (все борются за спасение одного). Наседка, раскинув руки-крылья в стороны, загораживает Коршуну дорогу, стараясь все время быть лицом к нему. Пойманные цыплята выходят из игры.
Цыплята не должны разрывать цепочку. Кто не удержался в цепи, должен поскорее занять свое место. (Пойманным считается цыпленок, которого коснулся Коршун.) Наседка может мешать Коршуну, отпугивать его, но не имеет права отталкивать его руками. Охота Коршуна может продолжаться
48
условленное время (2-3 минуты). Если за отведенное время
не удалось схватить ни одного цыпленка, выбирают нового
Коршуна. '
Варианты игры. Усложнение игры для одной из сторон — нападающей или обороняющейся — во многом зависит от числа играющих. Чем больше цыплят в выводке, тем труднее всей цепочке маневрировать и укрывать последнего цыпленка. И наоборот, чем меньше игровая группа, тем труднее становится задача для Коршуна.
Обостряет игровую ситуацию введение состязательных моментов. Если площадка позволяет, одновременно могут играть две команды. Все играющие делятся на равные группы. В каждой группе ребята выбирают Наседку и Коршуна, Затем Коршун уходит в другую команду. Время игры в обеих группах должно быть одинаковым, тогда по числу пойманных цыплят легко определить команду-победительницу.
ЗАНЯТИЕ 3
Почему грустит котенок?
Цепи:
1. Продолжать учить различать эмоциональные пережива
ния на примере животных.
|
2. Поощрять стремление детей проявлять заботу о домаш
них животных.
3. Развивать потребность в общении с представителями жи
вотного мира, сопереживание им, проявление доброты, чут
кости.
Ход занятия
Светлячок загадывает детям загадку о кошке: «Ночью не спит, мышей сторожит». Беседа о кошках.
— У вас дома есть кошка?
— Как вы за ней ухаживаете?
— У вашей кошки всегда хорошее настроение?
— А как вы об этом узнаете?
Светлячок отмечает, что ему очень нравятся маленькие котята, потому что они такие забавные, игривые.
49
Чтение произведения Л. Толстого «Котенок». «Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли пбдле амбара и услыхали, над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала: "Нашел? Нашел?". Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей: "Нашел! наша кошка... и у нее котята; такие чудесные; иди сюда скорее". Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого, с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому на дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: "Назад, назад!" — и увидели, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котенку и в одно время с собаками, подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принес домой котенка и уже больше не брал его с собой в поле».
|
— Как заботились о маленьких котятах ребята?
— Что произошло с маленьким котенком во время прогулки?
— Как защитил мальчик своего котенка от собак?
Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок?»
(Н. Л. Кряжева)
Ведущий берет в руки игрушку кошку и читает стихотворение (А. Блок).
Жил~был маленький котенок И совсем еще ребенок. Ну и этот Котя милый
50
Постоянно был унылый. Почему? Никто не знал, Котя это не сказал.
Передавая игрушку по кругу, ведущий просит каждого сказать, почему котенок грустил, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь? (Поиграть с ним.)
Игра «Я знаю...»
Играют мячом любых размеров, но достаточно упругим, чтобы он легко отскакивал от земли. Задача состоит в том, чтобы «чеканить» мяч об землю, т.е. бить по отскочившему мячу рукой, снова посылая его к земле.
Первый по очереди начинает бить мяч рукой об землю, с каждым ударом произнося по одному слову условленной фразы: «Я знаю пять... ». Далее перечисляются различные названия объектов (например, кличек котят).
Кто ошибется в подборе слов или уронит мяч на землю, тот передает очередь следующему и ждет, когда очередь снова придет к нему. Побеждает тот, кто первым выполнит упражнение.
Ролевая гимнастика: показать с помощью мимики и пантомимики, как котенок:
• спит, свернувшись клубочком;
• просыпается;
• лакает молоко;
• почесывается;
• выпрашивает лакомый кусочек.
Упражнение-релаксация «Чудесный сон котенка»
Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты. Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо.
51
Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий расспрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?
Диагностика отношения к животным. Детям предлагается ответить на вопрос: «Что бы ты сделал, если бы увидел на улице брошенного котёнка?».
Рисование на тему «Кошкин дом». Взрослый предлагает детям нарисовать для котика такой дом, в котором ему было бы уютно и радостно жить.
Домашнее задание: найти людей, которые приютили бездомных кошек или собак, и рассказать о них на следующем занятии.
ЗАНЯТИЕ 4
Не мучайте животных!
Цели:
1. Учить различать понятия «играть» и «мучить».
2. Развивать чувство сострадания, сопереживания предста
вителям животного мира.
|
3. Формировать стремление оберегать животных, проявлять
заботу.
Ход занятия
В начале занятия звучит песня «Не дразните собак», музыка Е. Птичкина (из телефильма «Голубые сыроежки»).
Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц. Ни зерна, ни крошек! И тогда воробьи Песенкой разбудят. А царапать и кусать Вас никто не будет! Ни к чему обижать Бабочку на ветке. Веселее в лесу От ее расцветки.
52
Не пугайте жуков С длинными усами. И поверьте, что жуки Вас не тронут сами! Если вам по душе Красота земная, Берегите ее, Устали не зная! Непременно тогда Станем мы друзьями. А про кошек и собак Пойте вместе с нами!
— О чем поется в песне?
— Какое настроение у вас после слушания песни?
— А все ли дети знают, что животных нужно беречь и охра
нять?
Светлячок предлагает детям послушать рассказ, в котором мальчики боролись с вредителями деревьев.
Чтение рассказа Э. Шим «Жук на ниточке».
«Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни..В общем, вредят, как могут.
Мы этих майских жуков ловим хитрым способом. Рано утром, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели.
Тряхнешь деревцо — и жуки вниз посыплются, только собирай.
Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и
привязал на ниточку. Поиграть захотел.
Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.
Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.
Вдруг дедушка как крикнет:
— Сейчас же бросьте! Нашли забаву!
Мальчишка, который жука придязал, даже обиделся.
— Это же вредитель, — говорит.
— Знаю, что вредитель!
— Чего же вам жалко?
— Мне, — отвечает дедушка, — тебя жалко!
— Меня?!
53
— Тебя. Хоть ты не жук, а человек.
— Чего же меня жалеть, если я человек?
— А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для
забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!»
— Почему дедушка накричал на мальчиков?
— Кого вам жалко в этом рассказе? Почему?
— Если бы жук мог говорить, то что бы он сказал мальчи
кам?
Ролевая гимнастика: детям предлагается показать, как больно жуку, у которого отрывают крылья;
♦ как плачет жук от боли;
♦ как весело летает;
♦ греется на солнышке.
Советы Светлячка:
Ты сможешь стать настоящим другом природы, если будешь постоянно помнить и соблюдать следующие правила:
Не лови и не убивай насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее.
Не разоряй муравейники. Муравьи — санитары леса.
Оберегай шмелей, бабочек, стрекоз.
Останови человека, который хочет поймать бабочку или раздавить гусеницу.
Если у тебя есть младшая сестра или брат, объясни им, как нужно относиться к насекомым.
Игра «Жук-жучище»
Дети становятся в круг. В центре один игрок — Жук. Ребята идут по кругу со словами: «Жук-жучйще, длинные усища, попался, а?». После этих слов Жук старается выбраться из круга под руками детей. Те приседают, не дают выйти. После некоторых попыток взрослый предлагает выпустить Жука на волю.
Рисование на тему «Рисуем праздничный наряд для божьей коровки».
ЗАНЯТИЕ 5
Подарим птицам нашу доброту
Цели:
1. Учить радоваться птичьим голосам.
2. Вызывать сочувствие к голодающим и замерзающим зи
мой птицам и проявлять заботу о них.
Ход занятия
В начале занятия детям предлагается послушать голоса птиц и их пение.
— Что вы чувствовали, слушая пение птиц?
Птицы — вестники весны и радости.
— А всегда, ли птицы поют?
«Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм съеден».
Чтение стихотворения А. Кушнер «Птицы».
Как там птицы спят в гнезде, В темноте и тесноте? Их раскачивает ветер На огромной высоте!
Закрываются крылом: Сыро в воздухе ночном. Ленинградская погода Им опять грозит дождем.
Дверь открыть бы на балкон: Жалко галок да ворон. Эй, слетайтесь к нам под крышу От дождя со всех сторон!
Диагностика отношения к птицам, попавшим в трудную ситуацию: «Что бы вы сделали, если увидели замерзающую (голодающую) птицу?».
Голодающим птицам нужна помощь людей.
Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
55
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их —
не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз.
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
По окончании чтения стихотворения предложить детям представить, что они. «мамы-вороны» и им нужно покормить маленьких воронят, которые очень голодны.
Игра «Воронята»
Несколько пустых бутылок, на горлышки которых надеты бумажные головки воронят, широко раскрывших клювы, — вот и все оборудование аттракциона. Правда, еще нужны ягоды рябины. Играющие стоят за чертой в 3 метрах от вороньего, «гнезда». У каждого в руках 10 ягод рябины. Надо кидать их в рот вороненку так, чтобы хоть 5 ягод попало на дно бутылки.
Упражнение «Письмо нашим друзьям-животным» (модификация методики И.В. Цветковой «Письмо зеленому другу»).
Детям предлагается представить.следующую ситуацию.
«Представьте, что где-то в лесу живет одинокая птичка. У нее нет друзей, и от этого она очень страдает. Она сказала по секрету Светлячку, что ей очень хочется иметь друга — челове-, ка. Но сначала ей хочется получить от него письмо».
Далее педагог предлагает детям: «Давайте напишем птичке письмо. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем дру-
56
гом, которого она ждет. Подумайте, о чем ей хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, чтобы вы могли предложить птичке, чтобы она с радостью согласилась дружить с вами».
Письмо может быть составлено коллективно или отдельными детьми.
«Здравствуй птичка! Я с радостью пишу тебе письмо, потому что тоже хочу иметь настоящего лесного друга. Скажи, как тебе живется в лесу? Тебя никто не обижает?
Я понимаю, как тебе бывает холодно зимой! Может быть, нужна моя помощь? Мне очень хочется тебе чем-нибудь помочь, развеселить тебя, чтобы ты не грустила.
До встречи в твоем лесу!»
Советы Светлячка:
Птицы — это верные наши помощники, защитники полей и лесов от вредителей, но у них есть враги. Нужно защищать птиц от врагов (от кошек, ворон, сорок, ястребов).
Берегите птиц, не стреляйте в них из рогаток.
Птиц надо охранять и ■любить не только за то, что они сохраняют зеленые насаждения и сберегают урожай. Птицы украшают наши леса, радуют нас своими звонкими и красивыми песнями.
Рисование на тему «Столовая для птиц». Взрослый предлагает детям нарисовать такую кормушку, которая бы очень понравилась птицам и к которой они могли бы слетаться, когда будут голодны.
Домашнее задание: вместе с родителями смастерить кормушку и повесить во дворе и не забывать кормить птиц.
Аналогичная работа проводится с детьми в ДОУ или в школе.
ЗАНЯТИЕ 6
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!