Особенности правового регулирования договора воздушной перевозки — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности правового регулирования договора воздушной перевозки

2022-10-10 51
Особенности правового регулирования договора воздушной перевозки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации установлены Воздушным кодексом РФ 1997г.

Согласно ст. 101 ВК, воздушные перевозки делятся на внутренние и международные воздушные перевозки.

Внутренняя воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории РФ.

Международная воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены на территориях двух государств, на территории одного государства, если! предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Перевозчик при выполнении воздушных перевозок обязан соблюдать общие правила воздушных перевозок грузов и требования обслуживанию грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правила воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания грузоотправителей, грузополучателей.

По договору воздушной перевозки груза или почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель — оплатить воздушную перевозку груза или почты.[17]

По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки грузов или почты. [18]

Договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется грузовой или почтовой накладной.

Перевозчик обязан:

1. Доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в установленный срок. Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.

2. Уведомить грузополучателя о прибытии груза в сроки, предусмотренные федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.

Грузополучатель обязан принять и вывезти груз.

Грузополучатель имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.

Если грузополучатель не востребовал прибывший груз в срок, предусмотренный федеральными авиационными правилами, установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок или договором воздушной перевозки груза, либо отказался от его приема, перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя, оставить груз у себя на хранение за счет средств грузоотправителя и на его риск.

Хранение груза, подлежащего таможенному контролю, и распоряжение им осуществляются в порядке, установленном таможенным законодательством РФ.

Вопросы ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки можно разбить на две группы: ответственность воздушного перевозчика за несохранность груза или багажа, принятого к перевозке; ответственность воздушного перевозчика за нарушение сроков перевозки. Статья 116 ВК устанавливает следующие общие принципы ответственности перевозчика: перевозчик несет ответственность перед грузовладельцем в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты. Статья 123 ВК вводит общее правило, по которому перевозчик вправе заключить соглашение с грузоотправителем или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными ВК РФ или международными договорами РФ.[19]

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю и до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика и произошли не во время воздушной перевозки (ст. 118 ВК). За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчик, согласно ст. 119 ВК, несет ответственность в следующих размерах:1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого к воздушной перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки груза;2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере его стоимости, но не более чем в в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами РФ. За просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК РФ).[20]

По требованию грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт, в котором должны быть указаны обстоятельства, служащие основанием для имущественной ответственности перевозчика, грузоотправителя или грузополучателя.

Необходимо отметить что существует проблема правового статуса сторон договора перевозки.

Так, по мнению Н.С. Ковалевской, сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель. Однако в обязательстве, возника­ющем из данного договора, участвует также управомоченное на получение груза лицо — получатель.[21]

По мнению В.В. Витрянского, положение грузопо­лучателя по российскому транспортному праву так­же может быть объяснено только через конструкцию договора в пользу третьего лица, в пользу которого грузоотправитель и перевозчик заключают договор перевозки груза.[22]

Так, В.А. Егиазаров указывает на следующее обстоя­тельство: «...п. 4 ст. 430 ГК РФ гласит, что «когдатретье лицо отказалось от права, предоставленного ему по до­говору, кредитор может воспользоваться этим правом, если это не противоречит закону, иным правовым актам или договору». Таким образом, в статье ГК РФ говорит­ся исключительно о правах третьего лица, которыми оно может воспользоваться либо отказаться от них. В отношении третьего лица могут быть установлены только права, а не обязанности, так как обязанности по договору может нести только тот, кто заключил его лично или через представителя».[23]

Таким образом, исходя из факта наличия у грузополучателя определенных обязанностей, установленных законом, В.А. Егиазаров признает грузополучателя одной из полноправных сторон договора перевозки груза, а сам договор признает трехсторонним. По его мнению, процесс заключения договора перевозки груза можно разделить на две части: заключение договора между грузоотправите­лем и перевозчиком и вступление в договор пере­возки грузополучателя.

На наш взгляд, одним из способов решения про­блемы правового положения грузополучателя в дан­ном договоре может быть признание его полноправ­ной стороной договора перевозки груза с момента поступления с его стороны груза.

Как известно, согласно п. 1 ст. 428 ГК РФ дого­вором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. В случае согласия грузополучателя получить по­ступивший в его адрес груз он, таким образом, согла­шается участвовать в качестве стороны в договоре перевозки, заключенном между грузоотправителем или перевозчиком, и следовательно, соглашается выполнять определенные обязанности, предусмо­тренные договором перевозки груза. В том числе грузополучатель принимает на себя обязанность по принятию груза от перевозчика и другие связанные с договором перевозки груза и предусмотренные транспортным законодательством обязанности. Если исходить из данной точки зрения, то в случае прибытия в адрес грузополучателя не за­казанного им груза обязанности по его принятию от перевозчика у грузополучателя не возникнет, поскольку в этом случае он не выразит согласия на получение груза от перевозчика и соответственно не станет стороной данного договора перевозки груза. Таким образом, в данном случае не будет и осно­ваний для привлечения такого грузополучателя к ответственности за непринятие и невывоз груза от воздушного перевозчика.

По нашему мнению, применительно к договору воз­душной перевозки груза можно предложить следующее определение договора воздушной перевозки груза как трехстороннего договора: «По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), который обязуется принять и вывезти груз, выполнив связанные с этим обязанности, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты».

На наш взгляд, данная правовая конструкция договора воздушной перевозки груза позволяет объ­яснить наличие обязанностей у грузополучателя, так как предусматривает их появление только в связи с его вступлением в договор перевозки груза, заклю­ченный ранее грузоотправителем и перевозчиком.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.