Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-10-10 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Опека и попечительство – комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над лицами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их имущественных и неимущественных прав.
В соответствии со ст.ст. 31-33 Гражданского кодекса РФ, опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания.
Опека устанавливается над малолетними лицами, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Федеральный закон, конкретизировал понятия опеки и попечительства, данные ГК РФ. В соответствии с ним:
Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 ГК РФ.
|
До принятия ныне действующих Гражданского кодекса РФ (ГК) и Семейного кодекса РФ (СК) нормы, касающиеся опеки и попечительства, содержались преимущественно в гражданском, семейном и административном законодательстве. Доктринально, в рамках учения об отраслевой системе отечественного права, признавалось, что в законодательном блоке опеки и попечительства выражены и оформлены нормы, регламентирующие разнородные по своей природе и являющиеся предметом разных отраслей права отношения (семейно-правовой, гражданско-правовой, административноправовой принадлежности). Только некоторые виды отношений по опеке и попечительству выступают в качестве составной части предмета семейного права - это внутрисемейные отношения между опекунами (попечителями) с одной стороны, и их подопечными несовершеннолетними детьми - с другой. Административным правом регулируются отношения между опекунами (попечителями) и органами опеки и попечительства, связанные с установлением, прекращением опеки (попечительства), контролем за условиями жизни подопечных и т. п.; гражданским правом - отношения по представительству граждан, не обладающих полной дееспособностью, в гражданском обороте, опекой над совершеннолетними гражданами и др. Нерешенность проблемы социального сиротства в РФ стала одним из факторов реформирования в стране системы органов опеки и попечительства. Стабильно высокое число детей, оставшихся без попечения родителей, неэффективность работы с такими детьми образовательных организаций, учреждений социальной защиты, а также органов опеки, стала привлекать постоянное внимание общества и государства, и на фоне сложного демографического положения страны приобретать все более острый социальный характер. Кроме того, корректировки внутригосударственного законодательства требовала необходимость выполнения российским государством взятых на себя на международном уровне обязательств. Согласно Конвенции о правах ребенка ООН, дети, лишенные семейного окружения, имеют право на особую защиту и помощь именно государства (ст. 20 Конвенции), а не органов местного самоуправления, к числу которых в соответствии с внутренним законодательством относились органы опеки и попечительства.
|
Процесс реформирования органов опеки и попечительства в России юридически обозначился с принятием закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», которым, в частности, вносились изменения в СК и менялось место органов опеки и попечительства в системе органов власти и управления. Предполагалась перестройка всей этой системы: с 1 января 2008 г. функции опеки и попечительства над несовершеннолетними должны были перейти от органов местного самоуправления к органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Основным законом, призванным выстроить систему опеки и попечительства, стал федеральный закон «Об опеке и попечительстве». В нем сделана попытка на федеральном уровне решить ряд важнейших для построения и функционирования этой системы вопросов, в частности, определить общие для всех разновидностей опеки (попечительства) задачи и полномочия органов опеки и попечительства, установить общие рамки их функциональной ответственности; детализировать процедуру установления и прекращения опеки и попечительства; определить правовой статус опекунов (попечителей), усилить их ответственность за надлежащее выполнение своих обязанностей и гарантии защиты интересов подопечных граждан. В связи с принятием Закона об опеке в СК были внесены соответствующие изменения.
На текущем этапе развития российского законодательства, как представляется, в целом воспринят прежний подход, основанный на объективной необходимости разноотраслевого и разноуровневого правового регулирования опеки и попечительства через нормативно-правовые акты разных ветвей существующей системы законодательства. К настоящему времени правовое регулирование общественных отношений, связанных с опекой и попечительством, имеет комплексный межотраслевой характер, что отражается в законодательстве об опеке и попечительстве, систему которого образуют разные нормативные правовые акты: ГК, СК, Закон об опеке и др. Закон об опеке разводит по действию в сфере опеки (попечительства), во-первых, административное, гражданское и семейное законодательство, а, во-вторых, федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права. Эти отношения регулируются законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным к их ведению Законом об опеке, и по вопросам, им непосредственно не урегулированным. Нормы, регулирующие соответствующие отношения и содержащиеся в законах субъектов РФ, не должны противоречить Закону об опеке.
|
Органами опеки и попечительства считаются органы исполнительной власти субъекта РФ, а вопросы их организации и деятельности в отношении детей, оставшихся без родительского попечения, определяются законами субъектов РФ, СК и ГК РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшими должностными лицами субъектов РФ. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и разработка методических материалов относительно этой деятельности также возложена на федеральный орган исполнительной власти.
Применительно к формам устройства детей, оставшихся без родительского попечения, субъекты РФ во многом утратили возможности устанавливать и регулировать их. Ныне действующая редакция п. 1 ст. 123 СК закрепляет за субъектами РФ возможность устанавливать своими законами «случаи» передачи детей в патронатную семью, а также в рамках п. 3 ст. 148 СК обязанность решать вопросы содержания детей, находящихся под опекой или попечительством. Формы устройства, правовое положение опекунов (попечителей), компетенция органов опеки и попечительства определены на федеральном уровне. Новеллой Закона об опеке являются возможности установления множественности на стороне опекуна (попечителя), а также назначение одного лица опекуном (попечителем) нескольких подопечных. Закон также расширяет пределы дифференциации опеки и попечительства, установив новые их разновидности, например: в зависимости от лиц, инициирующих установление опеки (попечительства), или в зависимости от порядка назначения опекуна (попечителя). Хотя действует общее правило о безвозмездности опеки и попечительства, теперь они могут носить возмездный или безвозмездный характер. Для установления возмездной опеки (попечительства) помимо акта назначения органом опеки конкретного лица опекуном (попечителем) необходимо заключение с ним договора об осуществлении опеки, в том числе договора о приемной или патронатной семье, поэтому возмездная опека (попечительство) являются договорной, а безвозмездная - бездоговорной разновидностями. Во введенных в СК ст.ст. 153.1 и 153.2 СК содержатся положения о «договоре о приемной семье». Новеллой СК является и норма п. 2 ст. 152, допускающая применение к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК, правил гражданского законодательства о возмездном оказании услуг «постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений».
|
В отличие от безвозмездных опеки и попечительства до 1 сентября 2008 года воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи на возмездных условиях осуществлялось в таких формах, как приемная семья и патронатное воспитание. Создание и функционирование приемных семей основывалось на положениях федерального законодательства, патронатное воспитание - на законах субъектов РФ. Обе названные формы объединяли общие начала периодически появлявшегося в семейном законодательстве ранее, еще до правовых реформ 60-х годов прошлого века, патроната, а именно: возмездность, срочность, договорный характер. В региональном законодательстве возмездное выполнение патронатным воспитателем своих функциональных обязанностей с выплатой соответствующего вознаграждения могло оформляться по разному: на основе либо особого договора о патронатном воспитании (патронатной семье), либо трудового договора, либо гражданско-правового договора оказания услуг. При этом по регионам договоры патронатного воспитания могли носить как двусторонний характер и заключаться между воспитателем и учреждением, воспитанник которого передавался на патронатное воспитание, либо трехсторонний характер, когда в качестве третьей стороны участвовал орган опеки и попечительства. При возмездных опеке и попечительстве, по крайней мере, объяснимы необходимость заключения договора об их осуществлении и многочисленные ограничения и обременения, которые закон относит к опекунам и попечителям, хотя они заметно усложняют выполнение основной обязанности опекунов - воспитания несовершеннолетнего подопечного за подготовкой отчетов и взаимодействием с органами опеки и попечительства. Но когда опекуны (попечители) бескорыстно несут основное бремя попечения о ребенке, единство такого подхода вызывает сомнения. Вряд ли правильно относить их к числу «поднадзорных» субъектов исходя из установленной Законом об опеке (ст.ст. 7, 8, 24, 25) задачи осуществления именно надзора за деятельностью опекунов и попечителей. Чрезмерное вмешательство в дела такой семьи и отчетливо просматриваемая бюрократизация отношений представляются необоснованными, а формы отчетности чрезмерными. Насколько больше отношения опекунов и подопечных носят действительно семейный характер, настолько надзор над семейной жизнью должен быть меньше. Иное противоречит принципу автономности семьи от государства, ст.ст. 23, 38 Конституции России, международно-правовым актам об охране и уважении частной семейной жизни граждан, п. 1 ст. 1 СК. К сожалению, современное семейное законодательство сохранило лишь две основные формы возможного устройства детей, оставшихся без попечения, в семью - усыновление и опеку, закрепив их правовое регулирование на федеральном уровне. На наш взгляд, опека и попечительство должны были сохранить свой безвозмездный характер, а основанное на возмездности патронирование - юридическую самостоятельность в правовых формах патронатной и приемной семьи. Воспитание в условиях семьи может быть разным: семейным, важнейшей чертой которого является безвозмездность; либо патронированием, когда важным фактором принятия ребенка в семью и выполнения функций попечения о нем является оплата труда воспитателя. Следовательно, различным должно быть и правовое регулирование столь разных социальных связей. Впрочем, при определении попечительства в ст. 2 Закона об опеке вообще не упоминается о функции воспитания несовершеннолетнего подопечного ребенка, что в принципе не соответствует норме п. 1 ст. 145 СК. Закон об опеке немало места уделяет правовому режиму и охране имущества подопечных (гл. 4) и детализации положений ГК, определяющих полномочия опекунов (попечителей) в части распоряжения имуществом подопечных. Разумеется, нельзя не отметить общую направленность этих норм - установление дополнительных юридических гарантий защиты имущественных прав подопечных. Вместе с тем настораживает, что выплата вознаграждения опекунам (попечителям) допускается не только в рамках бюджетного обеспечения, но и за счет использования имущества подопечного, а также за счет доходов от такого имущества (ст. 16).
|
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!