Глава 1. Понятие и сущность монархии — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Глава 1. Понятие и сущность монархии

2022-09-01 31
Глава 1. Понятие и сущность монархии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория государства и права»

 

«Виды монархий в современном мире»

              Выполнил: студент 1 курса

              Очной формы обучения

              Группа   ГОС12

              Трубицин Е.М.

                  

              Научный руководитель:

               К.и.н., доцент

              Косых Е.С.

                                  

СТЕРЛИТАМАК – 2022


 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНАРХИИ....................................... 6

1.1. Признаки монархии как формы правления................................................ 6

1.2. Достоинства и недостатки монархической формы правления................... 8

ГЛАВА 2. ВИДЫ МОНАРХИЙ КАК ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ..................... 12

2.1. Абсолютная монархия............................................................................... 12

2.2. Ограниченная монархия............................................................................ 15

2.3. Исторические виды монархий................................................................... 17

ГЛАВА 3. ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ……..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.......... 27

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Центральный раздел современной теории государства и права содержит понятия о правовых и организационных основах различных форм правления, выработанных в процессе исторического становления и развития государств.

В различные исторические эпохи, выдающиеся мыслители Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, М. Падуанский, Дж. Локк, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич, Л.А. Тихомиров, и еще многие другие философы, пытались предложить наилучшую форму построения государства, которая устанавливает идеальный образ порядка жизни людей.

Многие из них видели выход в усовершенствовании единоличных моделей публичного управления, путём смешения республиканских и монархических институтов политического господства. Вопрос о форме правления как характеристике порядка формирования высших органов государственной власти, организации взаимодействия между собой и населением является одной из важнейших в политико-правовой сфере.

В государственной системе форма правления играет большую роль, поскольку она отвечает за принятие решений в области управления, наблюдает или разрушает, ускоряет или замедляет определенные процессы общественной и государственной жизни, которые соответствуют или же противоречат их сути.

В наше время вопрос о сущности формы государственного правления не потерял своей актуальности. Типичные задачи, решаемые в процессе конституционной реформы и демократизации в мире, общий характер многих острых социально-экономических, политико-правовых и национальных проблем обуславливают интерес к мировому опыту использования различных государственно-правовых институтов.

Стоит отметить что в обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления, чаше всего, является монархия.

Монархия – это исторически сложившаяся форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, то есть монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану), занимающему престол в соответствии с наследственным или выборным принципом и выполняющему функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, контролирующей правосудие и местное самоуправление.

Среди современных монархий есть крупные страны, такие как Великобритания, Испания, Япония, Таиланд, а также есть и очень мелкие государства, такие как Монако и Люксембург. Россия большую часть своей истории тоже представляла собой именно монархию.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что монархия как форма правления существует уже много веков, и многие страны, имеющие монархический строй государственного правления, не намерены вносить изменения в форму правления, ценя свои традиции и исторически сложившиеся институты. Количество монархий в современном мире довольно велико, и регулярно возникают споры о том, имеет ли эта форма правления право на существование, является ли она прогрессивной или ограничивает развитие демократии.

Целью курсовой работы является исследование видов монархии в современном мире.

В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:

1) раскрыть понятие монархической формы правления и ее характерных признаков;

2) изучить достоинства и недостатки монархической формы правления;

3) рассмотреть виды монархий как формы правления (абсолютная, ограниченная);

4) провести анализ исторически сложившихся видов монархий;

5) изучить современные монархические государства (Япония, Великобритания).

Теоретической основой исследования выступают научные труды отечественных авторов, среди которых обозначим: Н.А. Власенко, М.Л. Давыдова, В.Н. Карташову, Т.В. Кашанину, Е.В. Максимову, В.А. Томина, В.И. Червонюка и иные авторы.

Законодательную основу исследования составляют следующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, среди которых: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации.

Методологической основой исследования выступают общенаучные, то есть диалектический, исторический, логический методы и частно-научные, то есть методы моделирования и сравнительного правоведения, системно-структурный, статистический, конкретно-социологический.

Структурно работа подразделяется на введение, основную часть, состоящую из трех глав, первая глава включает в себя два параграфа, вторая – три параграфа и третья – два параграфа, заключение и список использованной литературы.

 

Абсолютная монархия

 

 

Абсолютная монархия – это такая монархия где вся полнота власти сосредоточена в руках правителя и никем, и ничем не ограничена.

Как правило в такой монархии нет разделения властей на ветви или этот принцип реализуется крайне слабо. В абсолютной монархии правитель — это глава и высший законодательная инстанция и верховный судья, и глава исполнительной власти. Советники, министры, законосовещательные органы также присутствуют, но власть монарха они не ограничивают. Важно, что в данной монархии нет парламентов, то есть независимых от монарха законодательных и представительных органов.

Основные характеристики абсолютной монархии:

1) власть монарха ничем не ограничена, кроме того, его воля выше законов государства, монарх вправе нарушать их по своему усмотрению;

2) при передаче власти по наследству при абсолютной монархии верховный правитель рассматривает государство как свою частную собственность, и логично, что он хочет передать ее своим детям. Ярким примером в современном мире является Северная Корея;

3) централизация всех полномочий: верховный правитель отвечает за все аспекты государства, от армии до культуры и образования.

4) жесткая иерархическая структура государственного аппарата[3].

Как форма правления абсолютная монархия появилась в первых древних цивилизациях Месопотамии: Шумере, Вавилоне, Ассирии, Персии, где местные цари фактически обладали неограниченной властью над своими подданными. Кроме того, в те далекие времена эта форма правления считалась признаком цивилизации и прогресса, в отличие от разрозненных «диких», «варварских» племен, живущих по правилам военной демократии, где каждый мужчина – воин, а вождь – это всего лишь «первый среди равных», но не тот, кто всемогущий царь и волен быть казненным или помилованным по своему усмотрению. И чтобы еще больше укрепить авторитет монархов в древних обществах, часто специально создавалась легенда о том, что король имел божественное происхождение и его воля была волей божества, а не простого смертного человека[4].

На ранних этапах истории эта форма правления была довольно эффективной, поскольку позволяла людям объединяться под руководством одного правителя. При этом никаких политических споров и разногласий не было. Но здесь многое зависело от личности этого правителя, когда он был мудрым и справедливым, процветало и развивалось государство. Неудивительно, что греческий философ Платон видел идеальное государство с правителем-философом на троне.

Но, к сожалению, философы не всегда были монархами с абсолютной властью, когда самодержец становился глупым и недальновидным человеком, упадок начинался мгновенно. Это видно из истории Римской империи, когда там правил ряд умных императоров из династий Флавия и Антония, империя процветала, и более поздние историки назвали бы этот период «золотым веком». К сожалению, все закончилось, после смерти мудрого императора-философа Марка Аврелия (который воплощал платоновский идеал) на престол взошел его сын, отличавшийся вспыльчивым и дурным нравом, а с началом его правления в древнеримском государстве начался упадок.

Что касается «нового времени», то с развитием экономических отношений неограниченная монархия утратила свое значение и стала препятствовать дальнейшему росту благосостояния нарождающейся буржуазии. Что в конечном итоге привело к серии законных буржуазных революций, направленных на свержение абсолютной монархии, что препятствует дальнейшему экономическому развитию и связанному с ним прогрессу.

Конечно, страной, где дольше всего существовала абсолютная монархия, была Российская империя, наиболее отсталая в экономическом и культурном отношении в Европе, когда в Лондоне была построена первая линия метро, в России только было отменено крепостное право.

В наше время также существует абсолютная монархия в ряде Арабских стран, примером может послужить Саудовская Аравия.

Государственный строй этой страны определяется неким слабым подобием конституции, который называется основной Низам Саудовской Аравии. Он основан на исламском праве и провозглашает Саудовскую Аравию абсолютной монархией.

Королем может быть сын или внук первого короля Абдулязиза из рода Сауд. Власть короля очень условно ограничена лишь нормами шариата. Важнейшие указы подписываются королем. Все ветви власти подчинены королю, он же назначает наследника престола, правда после согласования с так называемым Советом Преданность.

Подобием парламента является орган под названием Междлис Ашшура (Конституционная Ассамблея), но все 155 ее участников, на 4 года лично назначаются королем и никем не избираются. Политические партии в Саудовской Аравии вообще запрещены. Судебная власть состоит из религиозных судов действующих на основе Шариата. Все судьи назначаются королем по представлению верховного судебного совета, в свою очередь, все 12 членов этого совета также назначаются королем. Высшей судебной инстанцией также является король.

В ряде Арабских стран в последние 15-20 лет наметились медленные изменения направленные в сторону разделения властей и слабой демократизации политической системы.

Специфической разновидностью абсолютной монархии является теократия, то есть абсолютная монархия при которой вся полнота власти принадлежит религиозному лидеру. Классические примеры теократии: Арабский Халифат или Османская Империя, где халифы или султаны являлись не только неограниченными правителями своих государств, но и духовными лидерами, заместителями пророка Мухаммада на земле.

В современном мире наиболее чистым примером теократии является Ватикан, где абсолютным монархом является Папа Римский – лидер католической христианской церкви[5].

Таким образом, абсолютная монархия – это такая монархия где вся полнота власти сосредоточена в руках правителя и никем, и ничем не ограничена.

 

 

Ограниченная монархия

 

 

Ограниченная (конституционная) монархия – это форма правления, в которой власть главы государства ограничена конституцией или нормами неписаного права или традициями.

Признаки ограниченной монархии:

1) власть монарха ограничивается наличием и деятельностью (компетенцией) представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти;

2) правительство формируется из представителей партий, выигравших парламентские выборы;

3) исполнительная власть осуществляется правительством, которое несет ответственность перед парламентом;

4) глава правительства является лидером партии, которая имеет большинство мест в парламенте;

5) законы принимаются парламентом, и их подписание монархом является формальным актом[6].

Этот тип формы правления бывает двух форм:

1. Парламентская монархия – это тип конституционной монархии, в которой монарх наделен только представительскими полномочиями. Правительство подотчетно парламенту, потому что оно наделено большей властью, чем другие органы власти.

Признаки парламентской монархии:

а) полномочия монарха формально и фактически ограничены юрисдикцией высшего законодательного органа;

б) монарх выполняет только представительские функции в качестве главы государства;

в) правительство формируется парламентом и несет ответственность перед ним;

г) исполнительная власть полностью принадлежит правительству[7].

Монарх имеет право вето и право распустить парламент, но на самом деле не использует его. Многие действия монарха не могут вступить в силу без согласия премьер-министра.

Хорошим примером государств с аналогичной формой правления являются Великобритания, Дания, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония, Камбоджа, Новая Зеландия, Ямайка.

2. Дуалистическая монархия – это тип конституционной монархии, в которой монарх является главой исполнительной власти, парламент осуществляет законодательную власть. Правительство формируется главой государства и подотчетно ему.

Дуализм заключается в том, пишет Л.А. Морозова, что монарх не может принимать политическое решение без согласия парламента, а парламент – без согласия монарха.

Ученый объясняет это тем, что «хотя монарх не издает законов, он наделен абсолютным правом вето, то есть он не может принимать никаких политических решений без согласия парламента». имеет право одобрять или не одобрять законы, принятые органами представительства.

Примером такого государства является княжество Лихтенштейн, где управление государством осуществляет – князь, а законодательные акты принимаются парламентом – лантагом.

Таким образом, ограниченная (конституционная) монархия – это форма правления, в которой власть главы государства ограничена конституцией или нормами неписаного права или традициями.

 

 

Исторические виды монархий

 

 

В историческом аспекте монархия может быть разделена на восточную (восточный деспотизм), основанную на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), феодальную (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные) и буржуазную, а также патриархальная монархия (традиционная). Это характерно для традиционных обществ и напрямую связано с развитием семейного принципа, традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных.

Патриархальная монархия, имеет древний обычай – это жертвоприношение царю. Король добровольно жертвует собой ради спасения своего народа. Тяжесть царской жертвы, которая тысячелетиями хранилась в умах людей, лучше всего подтверждается царской жертвой, которую принес Иисус Христос, так это воспринимается в христианском богословии.

Священные монархии часто ассоциируются с традиционными обществами. Это священная монархия в древнем и Среднем царствах Египта, где главной функцией фараона была жреческая функция. Многовековая история священных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти и добавлению принципа святости личности короля и даже королевской крови.

В средние века французская королевская кровь считалась настолько священной, что даже незаконнорожденные королевские потомки были признаны принцами крови[8].

Организация государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия) называется восточной деспотией.

Деспотизм – это форма самодержавной неограниченной власти, которая часто реализуется с помощью военно-бюрократического аппарата. Следует отметить, что деспотическое правление в чистом виде существовало не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах его развития. Власть правителей древневосточных государств иногда ограничивалась элементами республиканского правления:

1) в Древнем Шумере – это избрание правителя Советом старейшин и контроль над ним Народным собранием и Советом знати;

2) в древней Индии – это наличие Совета королевских чиновников и даже отдельных штатов, основанных на республиканской форме правления[9].

Римская монархия (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.) действовавшая в форме империи, имеет два периода в своем развитии: принцип и доминирующий.

1) принцип – это форма рабовладельческой монархии, в которой сохранялись республиканские институты, но власть фактически принадлежала одному человеку – принцепсу (первому в списке сенаторов).

2) доминатус – это неограниченная монархия, основанная в Древнем Риме со времен императора Диоклетиана (конец 3-го века)[10].

Феодальная монархия последовательно переживает три периода своего развития:

1. Раннефеодальная монархия – это форма государственного правления, непосредственно вытекающая из общественных отношений среди значительной части народов Европы (франкских, германских, англосаксонских государств, Великого княжества Литовского).

Раннефеодальное государство характеризуется следующими особенностями:

а) фрагментация территории;

б) слабость центрального правительства;

в) хрупкость государственной структуры;

г) наличие остатков племенного управления.

По мере развития феодальных отношений общинные земли отчуждались, и раньше свободные крестьяне зависели от феодальных землевладельцев, которые уже выступали носителями верховной власти на своей территории. У них был свой собственный суд, полиция, армия, сборщики налогов, с помощью которых они осуществляли личное господство на своей территории и защищались от нападений извне.

Одновременно образовался аппарат центрального правительства, органы которого слились с аппаратом частной власти крупных феодалов.

В результате завоеваний плохо организованных народов возникли разновидности государств, получившие название империй (империи Карла Великого и Чингисхана).

Сильная власть в центре управлялась единым правителем и поддерживалась военным подразделением и народным ополчением. Хрупкость таких правительственных единиц объяснялась тем, что феодалы были больше заинтересованы в использовании государственной власти в своих собственных экономических интересах, чем в интересах государства в целом.

Поэтому были созданы крупные феодальные земельные владения, которые стали соперниками центрального правительства. С развитием крупного землевладения корни ранней феодальной империи постепенно подрываются, и она распадается на отдельные изолированные государства.

2. Представительная монархия – это центральная феодальная монархия, в которой формально суверенный монарх, осуществляющий власть, вынужден включать собрание представителей правящих сословий в качестве совещательного органа для решения важных вопросов. Сословная представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, в которой действуют закрытые социальные группы, то есть сословия, из которых депутаты избираются напрямую.

Именно представительное собрание, состоящее из духовенства, знати, представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев), как правило, были государственными органами, государственным законодательством, финансовым контролем[11].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что виды монархий существовали и формировались в истории России и зарубежных стран длительное время.

 

 


 

ГЛАВА 3. ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

 

 

Великобритания является парламентарной монархией во главе с королевой. Законодательный орган: двухпалатный парламент (Монарх + Палата общин и Палата лордов, так называемая система King (Queen) in Parliament).

Парламент является высшим органом власти на всей территории, несмотря на наличие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии собственных управленческих административных структур. Правительство возглавляет монарх, непосредственное управление осуществляется премьер-министром, назначаемым монархом, который, таким образом, является председателем Правительства Его (Её) Величества.

Отличительной характеристикой является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны, не существует письменной Конституции, более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Вместо Конституции существует Великая хартия вольностей, созданная в средние века и определяющая права жителей страны. Отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами, неписаными законами и конвенциями.

Британское государство, официально именуемое Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии – государство унитарное. В состав этого государства входят 4 историко-географических района, имеющих некоторые особенности в системе управления,- Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия[12].

Монарх в Великобритании – это Королева (Король) – глава государства и формально источник суверенной власти.

Престолонаследие, согласно Акту 1701 г., определяется по кастильской системе, в соответствии с которой трон передается старшему сыну умершего или отрекшегося монарха, а при отсутствии сыновей - старшей дочери. Так в 1952 г. воцарилась нынешняя Королева Елизавета II, принадлежащая к Виндзорской династии: у ее отца Георга VI не было сыновей. При этом монарх должен быть протестантом и не может состоять в браке с католиком. Он имеет право отречься от престола в пользу своего близкого родственника, и в этом случае его потомки по прямой линии теряют право на наследование трона. Так произошло с Эдуардом VII, который в 1936 г., чтобы жениться на американке-католичке, отрекся от престола в пользу своего брата, ставшего Королем Георгом VI.

Монарх может изменить порядок престолонаследия и сам определить, кто из его потомков будет наследовать трон. В частности, Елизавета II в связи с неудачной семейной жизнью своего старшего сына – первого наследника престола – подумывает о том, чтобы назначить в качестве такового старшего внука или младшего сына.

Первым наследником престола считается старший сын царствующего монарха. Он носит титул принца Уэльского. Существует и возможный наследник (наследница), например, младший (следующий по возрасту за первым наследником) сын или старшая (единственная) дочь монарха.

Супруг Королевы монархом не является. Ему как принцу - консорту присваивается титул принца Эдинбургского. Супруга Короля именуется королевой, однако полномочий монарха не имеет.

В британских официальных документах и доктринальных произведениях институт монарха часто обозначают термином «Корона»[13].

Полномочия монарха можно подразделить на две группы: прерогативные и статутные. Большинство полномочий существует в форме прерогативы Короны, т. е. его как бы прирожденных исключительных прав, не производных от решений парламента. Королевскую прерогативу можно разделить на личную и политическую.

Личная прерогатива охватывает право на атрибуты монаршей власти: корону, мантию, трон, скипетр и державу, титул, в котором перечисляются владения монарха, указывается божественное происхождение его власти. Официальный титул Королевы Великобритании звучит так: «Ее Величество милостью Божией Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и других подвластных ей государств и территорий, глава Содружества, защитница веры». Личная прерогатива включает также право на королевский двор и цивильный лист (в 1995 г. выплаты по нему составили 7,9 млн. фунтов стерлингов). Ранее личная прерогатива включала и освобождение от уплаты налогов, однако в начале90-х гг. Елизавета II добровольно от этого сказалась. Отказалась она и от специальных самолетов и пользуется теперь рейсовыми.

В связи с политической прерогативой следует указать, что монарх является составной частью парламента наряду с обеими палатами. Однако заседания палат без специального приглашения королева посещать не может. Единственное исключение, вытекающее из королевской прерогативы, состоит в том, что именно королева открывает каждую осень очередную сессию парламента, выступая на совместном заседании палат с подготовленной правительством тронной речью. В ней излагается очередная программа правительства.

Король (королева) созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главой исполнительной власти, заключает и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилования и т.д. Король также является главой государства бывших британских доминионов - Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Наконец, своеобразие статуса британской королевы заключается в том, что она, как мы уже отметили, возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую – в Шотландии. В этом качестве она назначает церковных иерархов Церкви Англии.

Все акты королевы подлежат контрасигнатуре премьер-министра. Данное правило сформулировано в Акте об устроении 1701 г. Тем самым ответственность за акты королевы, исходя из формулы «Король не может быть неправ», выражающей принцип неответственности монарха, несет правительство.

Институт монархии сохраняется в Великобритании как символ единства нации, преемственности в ее развитии, как гарант стабильности в обществе. Этому способствуют политический нейтралитет монарха, который, в частности, не может состоять ни в одной политической партии, его информированность в вопросах управления и компетентность, обеспечиваемая подготовкой с детства к достойному выполнению своей функции и затем многолетним опытом.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, монархия в современном мире – это форма правления, при которой главой государства является монарх, осуществляющий функции государственного управления на основе своего монархического правосознания, который юридически не несет ответственность за свои действия или его правление ограничено.

Главная причина сохранения монарха в условиях сегодняшнего дня заключается в том, что он является выгодным определенным политическим силам. Несмотря на то, что во всех парламентарных государствах монарх выполняет только представительные функции, силы, заинтересованные в монархе, добиваются сохранения этой формы правления.  

В последние годы процесс «республиканизации» в мире заметно замедлился. Государства с монархами не спешат расставаться со своими традициями и институтами.

Современные европейские монархии, в отличие от прежних, «нецивилизованных» абсолютистских, считаются цивилизованными. Во всех современных монархических государствах, независимо от их форм, считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя на самом деле он не обладает такой властью в подавляющем большинстве стран.

Кроме того, в современных условиях существуют такие нетипичные монархии, в которых глава государства не является пожизненным и не наследственным, а избирается в определенный промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) проводят выборы монархов каждые пять лет. Это приближает монарха к президенту, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба государства, несомненно, являются монархиями.

Что касается Российской Федерации, то некоторые политики считают, что правление монарха в настоящее время может быть более приемлемым в нашей стране. Социалистическое прошлое нашей страны, когда провозглашалось равенство политических и гражданских прав, провозглашалось социальное равенство, оказало влияние на современное государство.

Переходный период формирования формы правления нашего государства закончился, власть все более централизована в руках главы государства, наличие выборных органов только создает видимость коллективного решения по важным для страны вопросам. Многочисленные обращения депутатов разных уровней, видных политиков, посвященных конституционной инициативе по изменению основного закона, Конституции, продлению полномочий действующего президента, обсуждению кандидатуры преемника президента, позволяют утверждать, что Российская Федерация не выдержала своих стремлений к монархической форме правления.

Сторонники монархии утверждают, что если государством управляет лояльный и волевой монарх, страна может быть поднята на высокий уровень. Возможно, монархия могла бы поставить все на свои места, потому что власть монарха полностью зависит от его состояния.

Однако следует отметить, что современные представители государственного права считают «конституционной» монархией, которая якобы объединяет различные элементы в единую верховную власть, поэтому на самом деле это не что иное, как еще не полностью организованная демократия. Она уже завоевала умы народов, она уже стала фактической верховной властью, но она еще не выбила остатки монархии и аристократии из делегированных полномочий, она еще не заменила эти фрагменты прежней структуры единой палатой представителей.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория государства и права»

 

«Виды монархий в современном мире»

              Выполнил: студент 1 курса

              Очной формы обучения

              Группа   ГОС12

              Трубицин Е.М.

                  

              Научный руководитель:

               К.и.н., доцент

              Косых Е.С.

                                  

СТЕРЛИТАМАК – 2022


 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНАРХИИ....................................... 6

1.1. Признаки монархии как формы правления................................................ 6

1.2. Достоинства и недостатки монархической формы правления................... 8

ГЛАВА 2. ВИДЫ МОНАРХИЙ КАК ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ..................... 12

2.1. Абсолютная монархия............................................................................... 12

2.2. Ограниченная монархия............................................................................ 15

2.3. Исторические виды монархий................................................................... 17

ГЛАВА 3. ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ……..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.......... 27

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Центральный раздел современной теории государства и права содержит понятия о правовых и организационных основах различных форм правления, выработанных в процессе исторического становления и развития государств.

В различные исторические эпохи, выдающиеся мыслители Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, М. Падуанский, Дж. Локк, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич, Л.А. Тихомиров, и еще многие другие философы, пытались предложить наилучшую форму построения государства, которая устанавливает идеальный образ порядка жизни людей.

Многие из них видели выход в усовершенствовании единоличных моделей публичного управления, путём смешения республиканских и монархических институтов политического господства. Вопрос о форме правления как характеристике порядка формирования высших органов государственной власти, организации взаимодействия между собой и населением является одной из важнейших в политико-правовой сфере.

В государственной системе форма правления играет большую роль, поскольку она отвечает за принятие решений в области управления, наблюдает или разрушает, ускоряет или замедляет определенные процессы общественной и государственной жизни, которые соответствуют или же противоречат их сути.

В наше время вопрос о сущности формы государственного правления не потерял своей актуальности. Типичные задачи, решаемые в процессе конституционной реформы и демократизации в мире, общий характер многих острых социально-экономических, политико-правовых и национальных проблем обуславливают интерес к мировому опыту использования различных государственно-правовых институтов.

Стоит отметить что в обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления, чаше всего, является монархия.

Монархия – это исторически сложившаяся форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, то есть монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану), занимающему престол в соответствии с наследственным или выборным принципом и выполняющему функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, контролирующей правосудие и местное самоуправление.

Среди современных монархий есть крупные страны, такие как Великобритания, Испания, Япония, Таиланд, а также есть и очень мелкие государства, такие как Монако и Люксембург. Россия большую часть своей истории тоже представляла собой именно монархию.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что монархия как форма правления существует уже много веков, и многие страны, имеющие монархический строй государственного правления, не намерены вносить изменения в форму правления, ценя свои традиции и исторически сложившиеся институты. Количество монархий в современном мире довольно велико, и регулярно возникают споры о том, имеет ли эта форма правления право на существование, является ли она прогрессивной или ограничивает развитие демократии.

Целью курсовой работы является исследование видов монархии в современном мире.

В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:

1) раскрыть понятие монархической формы правления и ее характерных признаков;

2) изучить достоинства и недостатки монархической формы правления;

3) рассмотреть виды монархий как формы правления (абсолютная, ограниченная);

4) провести анализ исторически сложившихся видов монархий;

5) изучить современные монархические государства (Япония, Великобритания).

Теоретической основой исследования выступают научные труды отечественных авторов, среди которых обозначим: Н.А. Власенко, М.Л. Давыдова, В.Н. Карташову, Т.В. Кашанину, Е.В. Максимову, В.А. Томина, В.И. Червонюка и иные авторы.

Законодательную основу исследования составляют следующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, среди которых: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации.

Методологической основой исследования выступают общенаучные, то есть диалектический, исторический, логический методы и частно-научные, то есть методы моделирования и сравнительного правоведения, системно-структурный, статистический, конкретно-социологический.

Структурно работа подразделяется на в


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.