Методика обследования звуковой стороны речи — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Методика обследования звуковой стороны речи

2022-10-10 107
Методика обследования звуковой стороны речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика обследования звуковой стороны речи описана в трудах Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, М. Ф. Фомичевой, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой и других исследователей – Познакомиться с трудами авторов!!!

Методика обследования звуковой стороны включает диагностику (задачи):

 звукопроизношения(выявляем правильно или неправильно);

 фонематических процессов (ЗБА, фонематический анализ речи);

 слоговой структуры слова (сформированность ритмико-мелодической стороны);

 обследование строения и функций артикуляционного аппарата(искажение, замена, пропуски).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ОБЩИЕ):

· Обследование рекомендуется начинать только после того, как был установлен устойчивый эмоциональный контакт между ребенком и логопедом.

· Во время проведения обследования желательно сначала предъявлять ребенку более сложный материал, в дальнейшем корректируя уровень его сложности в ту или иную сторону. Эффективность обследования повышается, если ребенок заканчивает каждую пробу успешно. При этом у него формируется положительное впечатление об обследовании, которое способствует дальнейшему повышению мотивации при выполнении предъявляемых заданий.

· Обследование рекомендуется проводить в игровой форме.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ:

Рекомендуется начинать с заданий, направленных на изучение качества звуковой стороны речи в продуктивных видах деятельности (составление предложений, называние предметов на картинках, по заданию). Репродуктивные виды речи (повторение по образцу) исследуются в том случае, если в активной речи данная фонема отсутствует или необходимо специальное обследование.

Для оценки качества звукопроизношения и определения направлений коррекции определяется уровень нарушенного произношения.

ü Изолированного нет.

ü Изолированный есть, но в речевом потоке не употребляет.

ü Употребляет в речевом потоке, но не дифференцирует с близким по акустическим и артикуляционным признакам звуком.

Отмечаются следующие недостатки звуков:

• Отсутствие звука,

• Искажение звука,

• Замены звуков (устойчивые или неустойчивые)

• Смешения звуков (устойчивые и неустойчивые).

Формулировки инструкций изменяются в зависимости от возраста и уровня подготовленности ребенка.

Для старших дошкольников, знающих, что такое предложение, задание может звучать так: "Рассмотри картинку. Составьпредложение по этой картинке".

В процессе обследования в случае появления затруднений логопедможет оказывать помощь различного уровня:

задавать уточняющие и наводящие вопросы;

• составлять предложение или текст вместе с ребенком;

• попросить повторить предложение по заданному образцу идр.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ИВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:

Материал. Материал представлен набором картинок и соответствующихим слов- названий, например: тигр, глобус, градусник, дом, сахарница,платок, мотоциклисты, аквариум, троллейбусы, учительница, велосипед,портфели, полотенце, чемодан, телевизоры, милиционер. В наборвключены слова одно-пятисложные с различным по счету ударным слогом.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализурезультатов. Инструкции могут быть вариативными: рассмотрите картинкии покажите ту, название которой соответствует:

а) ритмическому образцу (образец отстукивается логопедом сакцентом на ударном слоге);

б) словесной инструкции (например: найдите картинку, в названиикоторой два слога, из которых первый — ударный). Задание б) предъявляется детям только после предварительного обучения;

В) назови картинку;

Г ) повтори за мной слово.

При грубом нарушении восприятия и воспроизведения ритмических структур, атакже для всех дошкольников необходимо обследование на неречевом уровне. Дляэтого предлагаются следующие задания (по А.Р. Лурия):

1) определить количество ударов в предъявленном образце;

2) воспроизвести образец (с опорой на слуховое восприятие, сдополнительной зрительной опорой);

3) воспроизвести ритм по словесной инструкции (Отстучи 4 раза, второйраз сильнее; отстучи 3 раза по два удара).

Уровни сложности предъявляемого материала варьируются в зависимости отвозраста ребенка или степени выраженности речевого дефекта:

Предъявление групп ритмических ударов:

• в виде одиночных структур по 2-3 удара (UU или UUU);

• серий таких структур (UU UUUU или UUU UUU UUU);

• осложненных акцентами (UÚU, или UÚ UÚUU, или UÚ UÚUÚ UÚ).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХПРОЦЕССОВ:

Материал должен быть представлен набором картинок, в названиях которыхсодержатся практически все фонемы русского языка, например: сапоги, хомяк,стакан, шоколад, шнурки, забор, сирень, зернышки, дыня, журавль, фонарь,цепь, жираф, чайник, щипцы, барабан, щавель, голуби, диван, пушки, туфли,компас, ремень, труба, лента, носки, вол, ласточка, мел, радуга, мышь, иголка.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализурезультатов.

Предварительные данные о состоянии фонематических процессов могут бытьполучены при анализе состояния устной речи ребенка. Фонологическиезамены в устной речи ребенка являются индикатораминесформированности фонематических представлений и определяютнеобходимость углубленного специального обследования!!!

Фонематическое восприятие может страдать в совокупности с нарушениямизвукопроизношения, но в ряде случаев встречаются самостоятельныепроявления фонематического недоразвития при благополучномформировании остальных сторон речи. В то же время недоразвитиефонематического восприятия является одним из ведущих факторов рискавозникновения дислексии и дисграфии в процессе школьного обучения.

Обследование начинается с того, что детям предъявляются для отраженногопроговаривания ряды слогов, содержащие оппозиционные согласные, которыеони умеют произносить. Для детей старше 5 лет – три слога. Количествослогов зависит от уровня развития речи ребенка.

В эти слоги включаются основные признаки согласных и сами согласные,которые наиболее часто страдают на письме:

по звонкости – глухости (на примере взрывных губных согласных«П» - «Б»);

по мягкости – твердости (на примере носовых согласных «М'», «М»);

по месту образования (на примере взрывных «Б», «Д»);

по месту и способу образования (на примере аффрикат «Ц», «Ч»,Щ»).

Слоги предъявляются прямые, в которых представлено чередование этихсогласных, причем чередование пары дается несколько раз, каждый раз в ряду слогов меняется порядок из следования.

Обследование проводится в виде игры.

Ребенок садится таким образом, чтобы ему не было видно артикуляциилогопеда.

Логопед предъявляет слоги чуть в более замедленном темпе по сравнениюс разговорной речью, произнося их четко, но не утрируя произнесение,голосом средней громкости.

Ребенок должен повторить ряды слогов в точном соответствии с образцомтолько после того, как логопед закончит произносить этот ряд. Такимобразом, не допускается сопряженное проговаривание рядов.

Помощь: уменьшается количество слогов в ряду до двух; изменяетсяскорость предъявления материала; громкость предъявления материала;увеличивается уровень контроля и мотивации. Влияние этих факторов накачество воспроизведения рядов может свидетельствовать онесформированности произвольной деятельности у ребенка. Неизменноплохое качество воспроизведения, как правило, указывает нанесформированность фонематического слуха первичного генеза.

При грубо выраженных недостатках различенияоппозиционных фонем на материале слогов можнопредложить ребенку идентификацию слов,различающихся оппозиционными согласными (том –дом, мал – мял, дочка – бочка, цвет – свет и др.). Припроведении данного обследования используютсяпредметные картинки (парные и непарные).

У детей предшкольного возраста также проводится изучениесостояния фонематического анализа:

1. С этой целью изучается возможность услышатьналичие/отсутствие звука в слове.

2. Ребенку предлагается расклассифицировать материал с точкизрения наличия в слове того или иного звука: ребенку дают наборкартинок, в названиях которых содержатся определенные звуки, ипросят разложить эти картинки на соответствующие группы.Ребенок работает молча.

3. Ребенку разрешается проговаривать вслух названия картинок,прежде чем он определит, к какому классу оно подходит.

4. Совместная работа с логопедом: ребенок берет картинку в руки, ееназвание сначала четко проговаривает логопед, а затем самребенок, после чего он пытается определить место данного слова.

5. Ребенок определяет последовательность и количество звуков всловах.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ ИПОДВИЖНОСТИ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ:

1. Анатомическое строение органов артикуляции (губы, зубной ряд,прикус, небо, язык).

2. Обследование артикуляционной моторики. Определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движенийпри выполнении следующих артикуляционных поз под счет логопеда до 10:

1. удержание губ в позе «улыбочка, трубочка»;

2. удержание языка в позе«лопаточка»;

3. удержание языка в позе «иголочка»;

4. удержание языка впозе «парус»;

5. переключение движений губ («улыбочка” — “трубочка»);

6. касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта («часики»);

7. касание кончиком языка у верхних и нижних зубов («качели»);

8. пощелкатьязыком («лошадки»).

Отмечается: удерживает заданную позу, хорошо переключается с одногодвижения на другое, движения точные, в полном объеме; движениянедостаточно точные, не в полном объеме, переключаемость нарушенанезначительно; отсутствие удержания позы, выраженные изменения объема,точности и переключаемости артикуляционных движений, наличие синкинезии, саливации.

ОБСЛЕДОВАНИЕ (ВЫВОДЫ):

 Формальные данные о ребенке

 Данные о родителях (жалобы,наследственность)

 Анамнез

 Раннее физическое и речевое развитие

 Логопедическое обследование (звуковаясторона)

РЕЧЕВАЯ КАРТА

- обязательный документ для логопеда, ведёт всё время работы с ребёнком.

Крупенчук: Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста;

Серебрякова: Для общего недоразвития речи;

Нищева: Речевая карта для детей с ОНР (4 – 7 лет).

Для начальной школы в логопедии: Ястребова, Бессонова.

Речевая карта представляет собой бланки, которыезаполняет логопед, когда ребенок попадает влогопедический детский сад (или логопедическую группуобычного детского сада).

Речевая карта ведется логопедом на протяжении всеговремени, пока с ребенком работает логопед (в зависимостиот проблем со звукопроизношением, от 1 года до 3 лет). В неёвносятся данные о ребенке, результаты тестированиялогопедом до начала занятий, после, заключение ПМПК,рекомендации логопеда и т.п.

Форма речевой карты может быть разработанасамостоятельно и утверждена в образовательнойорганизации.

 

Серебрякова Н. В. Схема обследования ребенкас общим недоразвитием речи // Диагностиканарушений речи у детей и организациялогопедической работы в условиях дошкольногообразовательного учреждения / Н. В.Серебрякова, Л. С. Соломаха. - СПб., 2000.

Автор-составитель Наталия ВалентиновнаНищева, Учебное издание. Речевая картаребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до7 лет) 2-е изд. доп. и перераб.

Логопедическое занятие

 Это основная форма логопедического воздействия, в ходе реализации которой осуществляется систематическое развитие всех компонентов речи и подготовка ребенка к школе.

Логопедическое занятие (НОД)

ВИД                                                                                                     ТИП___________________________________________

фронтальное                                                                                  Формирование ЛГ средств_________________________

подгрупповое                                                                                Развитие связной речи____________________________

индивидуальное                                                                            Формирование произносительной стороны

                                                                                                           Обучение грамоте________________________________

Какие направления актуальны для дислалии?

Первоначально направление при ДИСЛАЛИИ: - формирование произносительной стороны;        

- обучение грамоте.     

 

ДИДАКТИКА: ПРИНЦИПЫ – МЕТОДЫ - ПОДХОДЫ.

 

1. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА:

1. Учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип).
Первоначально необходимо выявить причину появления логопатологии и устранить ее. Если причиной картавости является укороченная подъязычная связка(уздечка) необходимо подрезать уздечку. Нарушение речи может быть вызвано и недостаточным вниманием окружающих, в этом случае коррекционная работа направлена на нормализацию коммуникации ребенка, формирование артикуляции, фонематических процессов.
2. Комплексность
При коррекции нарушений речи требуется работа не только логопеда, но и других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога), ведь мозг – единое целое, и нарушение звукопроизношения может быть одним из симптомов более сложного речевого расстройства.
3. Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода).
Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая, что речь недоразвита в целом. Нельзя ограничиваться только коррекцией неправильного звукопроизношения; такие нарушения как пропуски и перестановки звуков и слогов в словах, бедность словарного запаса, неправильное согласование слов в предложение также заслуживают внимания.
4. Опора на сохранное звено.
Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.
5. Учет закономерностей нормального хода речевого развития.
В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать. Основная задача логопедической работы – максимально приблизить ход речевого развития ребенка, страдающего нарушением речи, к нормальному порядку.
6. Учет ведущей деятельности.
Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение.Для школьников ведущая деятельность учебная. На этой основе и строиться вся программа логопедической работы. Однако, игровые моменты остаются.
7.Поэтапность.
Логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы:
диагностика
- обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции;
коррекция - мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи,дифференциация смешиваемых звуков;
оценка и контроль - оцениваем динамику в обучении, проверяем отсутствие рецидивов.
8. Учет индивидуальных особенностей.

Каждый ребенок индивидуален. Логопед должен суметь, учитывая индивидуальные особенности, найти подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в обретении нормальной речи. найти индивидуальный подход к ребенку – залог успеха логопедической работы.
9. Тесное сотрудничество с родителями.
Роль родителей в устранении речевой проблемы ребенка – одна из ведущих. С логопедом ребенок проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи процесс постоянный. Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом способны довести сдвинутое с места логопедом дело до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка, ведь оно подразумевает обучение через игру!

 

2. Методы - способы взаимосвязанной деятельности логопеда и ребенка, применяемые для достижения целей коррекционной работы.

Методы логопедического воздействия:

§ СЛОВЕСНЫЕ (беседа, рассказ, объяснение)

§ ПРАКТИЧЕСКИЕ (игры, упражнения, моделирование)

§ НАГЛЯДНЫЕ (наблюдение, рассматривание, демонстрация образца)

3. Подходы к проектированию НОД:

§ ТЕМА

§ ЦЕЛЬ (тема и цель связаны между собой).

§ ЗАДАЧИ (коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные).

Коррекционно-развивающие задачи – формирование ФФ и ЛГ сторон речи, развитие компенсаторных механизмов развития психики ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений познавательной сферы и поведения.

Коррекционно-образовательные задачи – формирование системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.

Коррекционно-воспитательные задачи – вопросы социализации ребенка, повышения его самостоятельности.

Основные позиции анализа НОД:

• Тема, цель

• Этапы, их взаимосвязь и последовательность

• Последовательное усложнение лингвистического материала (лексико-грамм., синтаксического, фонетического)

• Использование игровых приемов

• Коммуникативная насыщенность

• Индивидуальный и дифференцированный подход

• Инструкции логопеда

• Наглядность

• Эмоциональный комфорт

Занятия по формированию звуковой стороны речи:

Задачи: формирование произносительных навыков, фонематических процессов, речевого дыхания, просодических компонентов.

Рекомендации: усвоение произношения поставленных звуков во всех позициях и формах речи; подготовка к фронтальным занятиям ведется на индивидуальных; лексический материал насыщается изучаемыми звуками; исключаются нарушенные звуки; чаще не связаны с лексической темой.

Структура:

Организационный этап:

• Организационный момент.

• Сообщение темы занятия.

Основной этап:

• Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Символика, обозначение цветом.

• Развитие ФМС, ЗБА.

• Автоматизация (последовательность).Дифференциация.

• Просодические компоненты речи (интонация, ритм).

• Развитие психических процессов.

Заключительный этап:

• Рефлексия.

• Оценка деятельности детей.

Занятия по обучению грамоте:

Задачи: формирование готовности к обучению грамоте, подготовка к обучению чтению и письму (печатанию).

Рекомендации: обучение грамоте на материале звуков, предварительно отработанных в произношении, знакомство с буквами, по следам ЗБА обучение послоговому чтению, обучение осмысленному чтению (объяснение прочитанного).

Структура:

Организационный этап:

• Организационный момент.

• Сообщение темы занятия.

Основная часть:

• Характеристика звука.

• Знакомство с Буквой.

• ЗБА.

• Чтение по следам ЗБА.

• Развитие графо-моторных навыков.

Заключительная часть

Подгрупповое и индивидуальное занятие:

• Зависит только от структуры нарушения

• Не зависит от года обучения.

• Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода

• Основная форма логопедической работы

• Способствует постепенному развитию всех компонентов речи

• Имеет опережающий характер по отношению к фронтальному.

Литература:

• Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. —— М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).

• Лылова Л.С., Ахметова Е.К. и др. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. // Издательство: Воронеж (Лакоценин).

• Ткаченко, Т. А. Календарный план логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей. 1-е и 2-е полугодие. Старшая группа / Ткаченко Т. А. - Москва: Книголюб, 2006 (М.: Типография "Наука" РАН). - 157 с. - (Учебно-методический комплект "Обновление").; ISBN 5-93927-201-0.

Структура индивидуального логопедического занятия:

· Этапы занятия

· 1 Организационный момент

o введение в тему занятия 1мин

o - целеполагание 1/2мин

o - постановка задач 1/2 мин

· Основная часть

o Артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики 3-5 мин

o Уточнение артикуляции звука 1 -2 мин

o Работа над звуком 3 – 5 мин -постановка звука; - автоматизация звука; -дифференциация звука

o Развитие моторных навыков 2- 3 мин

o Развитие когнитивных функций 2 – 3 мин

· Итог занятия. Рефлексия 1 – 2 мин.

https://pedsovet.org/

- О. Е. Грибова - Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие.

https://www.ozon.ru/context/detail/id/34671268

- Крупенчук О.И. - Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста.

https://www.ozon.ru/context/detail/id/151592862

ПРИМЕР:

У ребенка 5,5 лет отмечено искажение звука «л», нарушение фонематического слуха. Строение органов артикуляции – без особенностей.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Постановка звука

 Опорные звуки

 Артикуляционная гимнастика


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.