Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2022-10-10 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью»
Проверил:
Ст. преподователь кафедры СПиП
Зиганурова Р.В.
УФА-2020
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития общества ставит перед образованием новые задачи, направленные на существенное усиление внимания к обучению, воспитанию и развитию личности. Задача улучшения подготовки воспитанников к самостоятельной жизни стоят и перед вспомогательной школы. Одним из условий их решения является усиление коррекционно-развивающей роли обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. При этом условии обучения обеспечивать таким детям возможность в будущем принимать активное участие в трудовом и социальной жизни.
Во вспомогательной школе общие задачи обучения и воспитания решаются в соединении со специальными, в число которых входит и коррекция нарушений речевого развития умственно отсталых учащихся. Речь, как общественно-историческое явление, сопровождающее все стороны бытия человека, обеспечивая успешность ее адаптации, интеграции и социализации. Поэтому внимание речевого развития каждого человека не случайно, особенно, когда речь идет о детях с интеллектуальным недоразвитием. Речь – это форма общения, опосредованная языком, который включает процессы построения и понимания высказывания. Речь ребенка рассматривается как специфическая, иерархически организованная деятельность. Как и любая другая деятельность, речь характеризуется мотивированностью, целеустремленностью, определенной структурой. В функции речи, кроме общения, относятся также познавательная и регулирующая.
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из актуальных проблем речевого развития детей с интеллектуальным недоразвитием. Характерные черты речевого развития умственно отсталых детей раскрыты в исследованиях А.К. Аксеновой, М.Ф. Гнездилова, В.Петровой. Учитывая особенности развития детей с интеллектуальным недоразвитием и их возможности в овладении языковым развитием вообще, и грамматическим строем в частности, следует отметить, что подобные нарушения могут быть исправлены только в результате специально организованной коррекционной работы. Большой вклад в создание специальной методики обучения языку внесли разработки М.Ф. Гнездилова и В.Г. Петровой по вопросам овладения умственно отсталыми детьми грамматическим строем речи. Необходимым условием формирования социально активной и духовно богатой личности является овладение речью как средством общения.
При умственной отсталости через общее недоразвитие психики обогащения опыта протекает замедленно и искаженно. Аномально развитые практическая и познавательная деятельность не могут способствовать быстрому накоплению представлений и не стимулируют появление новых интересов и потребностей. Ребенок не чувствует необходимости в речевом общении с окружающими. В связи с этим возникает проблема, которая заключается в поисках путей обеспечения органической взаимосвязи между языковой образованием и речевым развитием учащихся. Недоразвитие речи негативно влияет на общее психическое развитие ребенка, затрудняет его общение с окружающими.
Дидактический материал для развития речи детей с нарушением интеллекта.
Артикуляционная гимнастика – это выполнение специально подобранных упражнений подвижными органами (губами, нижней челюстью, языком) с целью тренировки и совершенствования их мышц.
Пассивные упражнения.
- Растягивание губ в улыбку одним – двумя пальцами снизу или сверху;
- Собирание губ трубочкой;
- Упражнения на развитие мышц нижней челюсти.
- Опускание и поднимание нижней челюсти;
- Выдвигание вперед нижней челюсти и задвигание назад сначала при закрытом, затем при открытом рте. Губы при этом отведены в улыбку;
- Подражание жеванию;
Упражнения на развитие губных мышц.
- Вытягивание губ вперед трубочкой – «поцелуй», затем воронкой при открытых зубах;
- Приподнимание верхней губы так, чтобы показались верхние зубы;
- Дрожание губ (подражание фырканью лошади;
Обогащение словаря.
Пополнение словарного запаса может включать в себя использование различных игр, где ребенок принимает непосредственное участие, использование потешек, скороговорок, чистоговорок, сказок небольших стихотворений.
Заключение.
Реализация прав ребенка, согласно конвенции ООН, которой следует и Россия, в первую очередь направлена на обеспечение всех детей, в том числе детей с выраженными отклонениями в развитии и инвалидов, полноценной общественной жизнью, на создание условий, необходимых для их максимальной реализации своих возможностей, путем обеспечения их реабилитационными службами, обучением, воспитанием.
Современная концепция реабилитации детей с отклонениями в развитии предусматривает интегративный подход к ребенку, комплексную оценку структуры дефекта и установление так называемого функционального диагноза, включающего оценку как нарушенных, так и сохранных компонентов психики, взаимосвязь интеллектуально-познавательных нарушений, эмоционально-личностных особенностей и коммуникативного поведения, тесно связанного с развитием речи.
К качественным показателям результативности комплексной (медико-психолого-педагогической) реабилитации относятся:
- устранение психологических и других функциональных расстройств;
- коррекция моторики, речи;
- восстановление (приобретение) коммуникативных способностей;
- активизация деятельности;
- интеграция в общество.
Перед непосредственной работой с ребенком представители медико-педагогической комиссии тщательно изучают касающуюся его документацию – медицинскую карту, характеристику, рисунки и т.д.
Важно учесть, что в коррекционно-медико-педагогической работе необходимо использовать комплексный метод, сочетающий разные виды терапевтического воздействия.
Лекарственные средства влияют на деятельность головного мозга и направленны на уменьшение степени выраженности симптомов органического поражения центральной нервной системы.
Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, нормализуют объем движений конечностей.
Поддерживающее и закаливающее лечение для укрепление организма (витаминизация, фитотерапия).
Лечение сопутствующих заболеваний.
Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь, как педагогов, так и близких, их любовь, терпение и выдержка.
Тенденции развития ребенка с нарушением интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения, в том числе и отставания в речевом развитии, в значительной мере носят вторичный характер.
При своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем начале корреркционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скоррегированы и даже предупреждены.
Под влиянием специального обучения, которое имеет коррекционную направленность, в соотношении речи и деятельности учащихся вспомогательной школы, происходят положительные сдвиги. Они проявляются в растущем умении таких детей руководствоваться словесной инструкции, в повышении адекватности отчетов о проделанной работе, использовании практических действий как средства познания объектов.
Работа по развитию речи проводится в тесной связи с эмоциональным и социально-личностным развитием ребенка, с формированием представлений о себе, об окружающей наглядную и социальную действительность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, - СПб.: Изд-во и СОЮЗ, 2001
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под редакцией Давыдова В. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2005. 272 с.
4. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000. – 200 с.
5. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 208 с.
6. Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических Высших учебных Заведений / Под ред.Л.С. Волковой. – М.: Гуманитарий изд.центр ВЛАДОС, 2007. – С.572 - 595.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью»
Проверил:
Ст. преподователь кафедры СПиП
Зиганурова Р.В.
УФА-2020
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития общества ставит перед образованием новые задачи, направленные на существенное усиление внимания к обучению, воспитанию и развитию личности. Задача улучшения подготовки воспитанников к самостоятельной жизни стоят и перед вспомогательной школы. Одним из условий их решения является усиление коррекционно-развивающей роли обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. При этом условии обучения обеспечивать таким детям возможность в будущем принимать активное участие в трудовом и социальной жизни.
Во вспомогательной школе общие задачи обучения и воспитания решаются в соединении со специальными, в число которых входит и коррекция нарушений речевого развития умственно отсталых учащихся. Речь, как общественно-историческое явление, сопровождающее все стороны бытия человека, обеспечивая успешность ее адаптации, интеграции и социализации. Поэтому внимание речевого развития каждого человека не случайно, особенно, когда речь идет о детях с интеллектуальным недоразвитием. Речь – это форма общения, опосредованная языком, который включает процессы построения и понимания высказывания. Речь ребенка рассматривается как специфическая, иерархически организованная деятельность. Как и любая другая деятельность, речь характеризуется мотивированностью, целеустремленностью, определенной структурой. В функции речи, кроме общения, относятся также познавательная и регулирующая.
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из актуальных проблем речевого развития детей с интеллектуальным недоразвитием. Характерные черты речевого развития умственно отсталых детей раскрыты в исследованиях А.К. Аксеновой, М.Ф. Гнездилова, В.Петровой. Учитывая особенности развития детей с интеллектуальным недоразвитием и их возможности в овладении языковым развитием вообще, и грамматическим строем в частности, следует отметить, что подобные нарушения могут быть исправлены только в результате специально организованной коррекционной работы. Большой вклад в создание специальной методики обучения языку внесли разработки М.Ф. Гнездилова и В.Г. Петровой по вопросам овладения умственно отсталыми детьми грамматическим строем речи. Необходимым условием формирования социально активной и духовно богатой личности является овладение речью как средством общения.
При умственной отсталости через общее недоразвитие психики обогащения опыта протекает замедленно и искаженно. Аномально развитые практическая и познавательная деятельность не могут способствовать быстрому накоплению представлений и не стимулируют появление новых интересов и потребностей. Ребенок не чувствует необходимости в речевом общении с окружающими. В связи с этим возникает проблема, которая заключается в поисках путей обеспечения органической взаимосвязи между языковой образованием и речевым развитием учащихся. Недоразвитие речи негативно влияет на общее психическое развитие ребенка, затрудняет его общение с окружающими.
Особенности развития и основные функции речевой деятельности речи детей с нарушением интеллекта.
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.
Большинство среди умственно отсталых составляют лица, имеющие медицинский диагноз – олигофрения (в переводе с греческого oligos-малый, phren – ум) – особая форма психического недоразвития.
Согласно международной классификации (МКБ – 10), выделяют четыре формы умственной отсталости:
легкую (IQ-40-69);
умеренную (IQ-35-49);
тяжелую (IQ-20-34);
глубокую (IQ-ниже 20).
Легкая степень умственной отсталости соотносится с дебильностью, умеренная – пограничная между легкой и тяжелой, тяжелая умственная отсталость – имбецильность.
Признаки олигофрении:
- стойкость;
- необратимость;
- органическое происхождение дефекта;
- непрогредиентность (не носит прогрессирующего характера).
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.
В советской и зарубежной специальной литературе широко представлены данные, свидетельствующие о том, что умственно отсталые дети, не имея ни повреждений слуха, ни резких аномалий строения речевых органов, овладевают речью значительно позднее своих нормально развивающихся сверстников.
По данным Касселя, Шлезингера и М.Зеемана, более 40% дебилов начинают говорить после трех лет. У умственно отсталых детей задерживается не только развитие активной речи. Они значительно хуже своих нормальных сверстников понимают обращенную к ним речь. У умственно отсталого ребенка ко времени поступления в школу, т.е. к 7 годам, практика речевого общения занимает меньший отрезок времени – всего три-четыре года. Причем темп развития его речи все эти годы резко замедлен, а речевая активность недостаточна. Разговорно-бытовая речь ребенка оказывается слаборазвитой. Это затрудняет его общение со взрослыми. Ребенок редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно. Значительно осложненным оказывается также выполнение поручений и заданий.
При объяснении причин, обуславливающих замедленное формирование речи у умственно отсталых детей, следует исходить, прежде всего, из характерного для них общего недоразвития всей психики в целом, которое приводит к значительным изменениям и задержкам в умственном развитии.
У детей с нарушением интеллекта развитие речи существенно отличается от развития речи детей дошкольного возраста с нормой.
Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к ее усвоению.
Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, развитие эмоционально-волевой сферы, в частности эмоционального общения со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат.
Многие дети с нарушением интеллекта не начинают говорить и к 4-5 годам.
С точки зрения развития речи дети с нарушением интеллекта представляют собой неоднородную категорию.
Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью; дети, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз; дети с формально хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности – с другой.
Речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи ему знаний и сведений.
Фразовая речь отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений.
Овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как правило не происходит.
Особенно страдает связная речь. Одной из характерных особенностей оказывается при этом стойкое нарушение согласования числительных с существительным.
Словарный запас в пассивной форме значительно превышает активный, но это касается, как правило, восприятия отдельных изолированных слов, и то не во всех случаях. Есть слова, которые ребенок с нарушениями интеллекта может произносить к какой-либо картинке, предмету, но не понимает, когда их произносит другой человек вне привычной ситуации. Это свидетельствует о том, что у детей с нарушениями интеллекта длительно сохраняется ситуативное значение слова. Семантическая нагрузка слова у этих детей много меньше, чем у детей в норме того же возраста.
Ситуативное значение слова, недостаточная грамматическая оформленность речи, нарушение фонематического слуха и замедленность восприятия приводят к тому, что речь взрослого часто совсем не понимается ребенком с нарушением интеллекта, либо понимается неточно, либо искаженно.
Речь у детей с нарушениями интеллекта настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными; имимичное (лишенное мимики) лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов отличают детей с нарушениями интеллекта от безречевых детей и от детей с другими нарушениями.
Овладение родным языком как средством и способом специфически человеческого общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Развитие речи у детей происходит в процессе всех видов детской деятельности, в повседневной жизни, в общении с членами семьи, а также на специальных занятиях по развитию речи.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!