Фонтан Треви. 1732—1762 гг. Рим. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Фонтан Треви. 1732—1762 гг. Рим.

2022-10-10 33
Фонтан Треви. 1732—1762 гг. Рим. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

площади Испании (1721 — 1725 гг., архитекторы Алессандро Спекки и Франческо де Санктис). Мастера должны были соединить простран­ство небольшой площади Испании с храмом Санта-Тринита деи Монти, расположенным на высоком холме. Лестница, окаймлённая балюстра­дой, сначала описывает овал перед фасадом храма и стоящим у входа обелиском, затем, словно река, раз­деляется на два «рукава», вновь сли­вается и, наконец, расширяется пе­ред пространством площади. По широким и низким ступенькам очень удобно подниматься и спус­каться. Эта лестница зрительно увеличивает размеры площади и помо­гает почувствовать, как хорош стро­гий фасад церкви.

Во второй трети XVIII столетия в итальянскую архитектуру постепен­но проникают веяния неокласси­цизма. Это можно увидеть в облике реконструированной раннехристи­анской базилики Сан-Джованни ин Латерано в Риме (1735 г., архи­тектор Алессандро Галилеи), возве­дённой ещё в IV в. при жизни им­ператора Константина Великого. В интерьере обновлённой базилики преобладают черты позднего ба­рокко — роскошь и помпезность. А в фасаде воплотилось стремление к упорядоченным, гармоничным и строгим формам. Лёгкая и изящная скульптура в стиле барокко венчает верхнюю балюстраду. Такое завер­шение делает Сан-Джованни ин Латерано похожей на собор Святого Петра — два римских храма словно вступают в диалог.

Черты зарождающегося неоклас­сицизма видны и в обновлённом фасаде базилики V в. Санта-Мария Маджоре (1734—1750 гг., архитектор Фердинандо Фуга), хотя изобилие скульптуры и лепного убранства на­поминает о традициях барокко.

Раскопки в Помпеях и Геркулану­ме и издание в 1764 г. в Риме капи­тального труда «История искусства древности» немецкого теорети­ка искусства Иоганна Иоахима

 

Алессандро Спекки, Франческо де Санктис.

Лестница на площади Испании. 1721—1725 гг. Рим.

Алессандро Галилеи.

Церковь Сан-Джованни ин Латерано. 1735 г. Рим.

*Балюстрада (франц. balustrade) — ограждение, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых перилами.

**Базилика (от греч. «базилике» — «царский дом») — прямоугольное в плане здание, разделённое внутри столбами или колоннами на продольные части — нефы.

124

«ТЮРЬМЫ»

ДЖОВАННИ БАТТИСТЫ ПИРАНЕЗИ

Итальянский архитектор Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778) прославился не осуществлёнными по­стройками, а гравюрами и рисунками. Он вообще счи­тал, что современные ему архитектурные идеи могут быть воплощены лишь в рисунках. Пиранези создал сот­ни гравюр с видами Рима, проектов воображаемых зда­ний и архитектурных фантазий. Самыми загадочными среди них были «Тюрьмы», впервые изданные в 1745 г. и повторно около 1 760 г.

На этих гравюрах изображён странный мир. Сна­чала кажется, что перед зрителем интерьеры каких-то гигантских зданий, однако здесь не видно ни одного окна. Нагромождённые друг на друга подвесные мос­ты, лестницы, башенки, непонятные конструкции запол­нены орудиями пыток и крошечными фигурками людей, которые карабкаются по стенам и лестницам или сну­ют в разных направлениях. «Тюрьмы» освещены зага­дочным светом, источник его неясен.

Особую роль играют здесь лестницы — зритель не видит, куда они ведут, где начинаются и где закан­чиваются. Вместе с тем они, образуя множество пере­секающихся перспектив, запутывают пространство по­добно лабиринту. Лестницы Пиранези несут в себе глубокий смысл, они обозначают «верх» и «низ», рай и преисподнюю; лестница, неустойчивая сама по себе, является символом неопределённости и страха.

«Тюрьмы» Пиранези имели множество истолкова­ний. Одни видели в них изображение ада, другие — наркотические галлюцинации, третьи — театральные декорации. Современник Пиранези французский архи­тектор Этьен Луи Булле назвал их «сумасбродствами» и «снами».

Название этой серии гравюр тоже необычно: оно отражает содержание дискуссий того времени. Мыс­лители XVIII столетия больше не считали заключённо­го преступником, заслужившим муки и пытки, а отождествляли его с больным, которого следует лечить и перевоспитывать. Архитектор, проектирующий зда­ние тюрьмы, тем самым выступал в роли врача, со­здающего благоприятные условия для излечения соци­альных болезней. «Тюрьмы» Пиранези отражают общественные идеалы XVIII в. и одновременно прокла­дывают дорогу новой архитектуре, в которой уже нет места классическим, упорядоченным композициям. Орудия пыток, изображённые на его гравюрах, рас­положены рядом с обломками античных памятников; и те и другие воспринимаются как старый ненужный хлам.

«Тюрьмы» Пиранези оказали огромное влияние на развитие европейской архитектуры — с конца XVIII и вплоть до XX в. Зодчий стал создателем жанра «бумажной архитектуры», экспериментальной и не предназна­ченной для строительства. С тех пор почти каждый ар­хитектор считал необходимым создавать проекты в этом жанре. Отголоски мотивов Пиранези проявляют­ся и в архитектуре наших дней.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.