Хуан де Вильянуэва. Прадо. 1785—1830 гг. Мадрид. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Хуан де Вильянуэва. Прадо. 1785—1830 гг. Мадрид.

2022-10-10 53
Хуан де Вильянуэва. Прадо. 1785—1830 гг. Мадрид. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

29

ЖИВОПИСЬ

До второй половины XVI в. Испания была художественной провинцией, её живопись известна в основном по работам слабых подражателей мастерам эпохи Возрождения. Боль­шинство испанских художников настороженно (а порой и неприяз­ненно) воспринимали античное на­следие, считая его чуждой языче­ской культурой, которая ничему не может научить христианского мастера. Деятельность испанских живописцев жёстко контролиро­валась инквизицией (например, запрещалось писать обнажённое женское тело, в изображениях Бого­матери и святых женщин нельзя бы­ло показывать их ноги). Тем не менее почти все великие мастера Ис­пании творили именно в конце XVI — XVII вв. Не случайно этот пе­риод называют золотым веком ис­панской живописи.

ЭЛЬ ГРЕКО

(1541-1614)

Эль Греко — испанское прозвище художника Доменико Теотокопули, грека по происхождению. Он ро­дился на острове Крит в Средизем­ном море, который принадлежал Венецианской республике. Это ска­залось на формировании его как живописца: он испытал влияние и византийских иконописцев, и мас­теров итальянского Возрождения. Эль Греко несколько лет провёл в Венеции и Риме. Под влиянием Ти­циана, главы венецианской школы, он овладел техникой работы с цве­том, правилами построения пер­спективы.

Около 1577 г. Эль Греко покинул Рим и уехал в Испанию. Официаль­ного признания художник здесь не получил: представленная ко дво­ру картина «Мученичество Святого Маврикия» не понравилась королю Филиппу II. Потерпев неудачу при дворе в Мадриде, Эль Греко посе­лился в Толедо — бывшей столице Испании.

Монументальное полотно «По­гребение графа Оргаса» (1586— 1587 гг.) написано для церкви Сан-Томе в Толедо. Согласно местному преданию, в 1312 г. во время похо­рон графа Оргаса — богатого, но очень скромного и набожного горо­жанина, пожертвовавшего своё со­стояние храму Сан-Томе, — про­изошло чудо: с небес спустились святые Августин и Стефан и сами по­хоронили умершего.

Композиция картины традиционна для того времени: в нижней части, на земле, совершается погре­бение, а в верхней, на небесах, ду­ша графа Оргаса предстаёт перед Христом, Богоматерью и святыми. Здесь в полной мере проявилось да­рование художника: и удивительная

Эль Греко.

Погребение графа Оргаса. 1586—1587 гг. Церковь Сан-Томе, Толедо.

30

способность создавать образы мис­тических видений, и острый глаз портретиста, и великолепное чувст­во цвета (особенно хороши золотые одеяния святых на фоне строгих тёмных костюмов остальных участ­ников церемонии). В этом произве­дении заключена глубокая идея: силы земной и небесной Церкви со­единяются, чтобы прославить обыч­ного человека, не совершившего подвигов; жизнь его так же драго­ценна, как жития великих мучеников или святых.

В картине «Апостол Андрей и Свя­той Франциск Ассизский» (1590— 1595 гг.) Эль Греко поместил рядом ученика Иисуса Христа и итальян­ского святого, жившего в XIII в. Тем самым он обратился к традиции сцен «святого собеседования», ши­роко известных в итальянской жи­вописи эпохи Возрождения. На по­добных картинах изображали людей, никогда не встречавших друг друга в земной жизни, но, согласно христианским представлениям, на небесах пребывающих в духовном общении. Апостол Андрей опирает­ся на косой крест, на котором он был распят, а на руках Святого Франциска ясно видны стигматы. Таким образом, в сцене собеседова­ния святых ощущается незримое присутствие Спасителя. Интересно, что в картине нет характерных для Эль Греко сочных красных или жёл­тых пятен; колорит, основанный на нежных серо-голубых и зелёных тонах, создаёт настроение покоя, умиротворения.

Изображения святых — значи­тельная часть творческого насле­дия Эль Греко (это характерно и для всей испанской живописи в целом). Особенно удавались ему парные композиции, построенные на про­тивопоставлении разных характе­ров и темпераментов. В картине «Апостолы Пётр и Павел» (1614 г.) задумчивость и грусть Петра оттеня­ют горячую энергию и властность Павла.

Эль Греко написал множество картин на сюжеты из Нового Заве­та. В «Сошествии Святого Духа»

(1б10—1614 гг.) показано событие, резко изменившее всю жизнь учени­ков Христа. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Сила Святого Духа, нисходящая на апостолов и Деву Марию, вызывает в них духовный восторг и озарение. Их состояние

Эль Греко.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.