Жизненный путь Иоанна Касимова до 1917 года. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Жизненный путь Иоанна Касимова до 1917 года.

2022-09-01 27
Жизненный путь Иоанна Касимова до 1917 года. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Касимов Иван Гаврилович (1888-1943) — священник, народный учитель, миссионер.

Актуальность темы. В 2017 году мы отмечали трагическую дату— 100 летие начала революционной смуты в нашей стране. С 1917 года для нашей Церкви начинается её мученическая пора, в которой пострадало большое количество людей. Их мы чтим как мучеников и исповедников Русской земли. Актуальность этой работы заключается в том, что мы должны помнить подвиг людей, пострадавших ради Христа, и насколько позволяют нам источники исследовать их жизненный путь. Хочется также подчеркнуть, что Иоанн Касимов является кряшенским священником. В 2019 году кряшенская общественность России отмечает 150-летие начала богослужения на церковно-кряшенском языке. Благодаря деятельности Н.И. Ильминского, его единомышленников и последователей у кряшен появилось богослужение на родном языке. И плодом этой деятельности являются кряшены, ставшими истинными христианами и пострадавшие ради веры во время гонений на Церковь. Этих людей мы чтим как святых, пострадавших ради Христа.

Цель работы — изучение жизненного пути священника Иоанна Касимова.

В связи с этим следует решить следующие задачи:

1) Написание биографии (привлекая архивные сведения, опубликованные источники) священника И. Касимова.

2) Исследование его поведения во время арестов, используя ранее неопубликованные документы из архивов МВД и НКВД.

Объектом исследование является кряшенское духовенство до и после революции. На примере одного священнослужителя нужно показать, что происходило с Церковью в начале XX века. А так же отразить через наше исследование, что происходило с кряшенской миссией в те годы.

Предметом нашего исследования является биография священника Иоанна Касимова. Для изучения биографии нужны материалы повествующие о жизни Иоанна Касимова, а прежде всего архивные данные. Через них возможно раскрытие неизвестных до этого времени фактов и событий, которые происходили в его жизни и дать объяснение процессам, которые происходили в то время в стране.

Хронологические рамки охватывают весь жизненный путь священника И.Касимова с 1888 по 1943 г., т.е. 55 лет. То есть годы которые помогут раскрыть, жизнь Иоанна Касимова от рождения до его смерти в лагере.

Территориальные рамки. Родился и служил он в Казанской губернии, которая после революции стала называться Татарской АССР.В ссылке о.Иоанн находился в Кировской области, где он служил перед своим последним арестом. После этого он был сослан в Коми АССР,где он окончил свой жизненный путь. Таким образом, территориальные рамки исследования составляют современные Кировская область, Республика Татарстан и Республика Коми.

Описание литературы предполагает изучение публикаций авторов, которые могут отразить в своих работах нужные сведения для того, чтобы мы смогли проанализировать жизненный путь о.Иоанна.

Во имя правды и достоинства Церкви (Москва, 2004) - это книга, в которой приведены жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского в контексте исторических событий 20-го века. Имеются важные сведения из жизни Казанской епархии во время гонений.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь (Москва, 2002)- энциклопедия в 3 томах, которая содержит статьи по гуманитарным наукам. Содержит упоминание об истории земских школ (а именно второклассных), а так же путь их развития.

Кряшенское духовенство в СССР (Казань, 2014) - это доклад, подготовленный к конференции «Иван Максимов (1903-1981) и кряшенское национальное движение в СССР», состоявшейся в Казани 2 ноября 2013 г.  В докладе сообщается о состоянии приходов в кряшенских селах, имеются сведения  о репрессированном кряшенском духовенстве, о кряшенских священниках времен позднего Советского Союза.

Сквозь огонь: (Записки генерала) (Казань, 1985) - в этой автобиографической книге генерал А.Е. Яковлев вспоминает свою фронтовую жизнь, а также свое деревенское детство, своих первых учителей. Книга для нас представляет интерес тем, что Яковлев был воспитанником о. Иоанна, в бытность его учителем в Иванаевской сельской школе. Алексей Ефимович оставил воспоминания о своем учителе.

Известия по Казанской епархии (Казань, 1869-1917) - это периодическое издание выпускавшееся Казанской духовной академией для освящение жизни Казанской епархии. Здесь помещаются статьи разных авторов о миссии в Казанской губернии, сведения о священниках и.т.д. В этом источнике указана дата хиротонии Иоанна Касимова.

Матушка-Церковь // Вятский епархиальный вестник (Киров,2011) - это статья, изданная Вятской епархией, рассказывающая историю церкви в с. Старый Бурец (Кировская область). Интересна тем, что помогает понять в каких условиях проходило служение о.Иоанна Касимова в Кировской области.

Отчет о деятельности Братства св. Гурия (Казань,1910) - периодическое издание Братства св. Гурия освещавшее состояние школ Братства св.Гурия и сведение о учителях. Включает в себя разные статьи об успехах и проблемах миссионерского и школьного дела в “инородческих” селениях, протоколы заседаний Братства и.т.д. В этой брошюре имеются сведения, касающиеся жизни Иоанна Касимова, а именно: служба диаконом и учителем в Казанской центральной крещено-татарской школе.

Письма Касимовой П.И. (1943, Киров) - это письма, написанные Иоанном Касимовым своей дочери Пелагее.  Письма содержат в том числе сведения, касающегося жизни о.Иоанна в Усть-Вымском лагере Коми ССР.

Народный каталог православной архитектуры// [Электронный ресурс]. На этом электронном ресурсе приведена история церкви с. Ковали (ныне Пестречинский р-н Республика Татарстан), где проходил свое служение  о. Иоанн Касимов с 1921 до 1929 г.

Узники священной реки// [Электронный ресурс] - важный источник о жизни заключенных в лагере Устьвымлага Коми ССР. Важны воспоминания заключенных, бывших очевидцами тех событий.

Источники. Мы пользовались метрическими книгами, клировыми ведомостями, докладами благочинных и др. документами Национального архива РТ. А также документами Государственного архива социально-политической истории Кировской области, документами архива МВД по Республике Коми. Все эти источники помогут отразить жизненный путь о. И.Касимова от начала до конца.

 Новизна работызаключается в том, что нами составлена биография священника И. Касимова, введены в научный оборот сведения, которых нет в свободном доступе: протоколы допросов, источники личного характера (письма, воспоминания) и др.

 

 

Глава I.

Глава II.

Глава III.

Заключение

Нами впервые была составлена полная биография репрессированного кряшенского священника Иоанна Касимова на основе архивных данных, опубликованных и неопубликованных источников. Нами введены в научный оборот сведения, которых нет в свободном доступе: протоколы допросов, источники личного характера (письма, воспоминания) и др. Были исследованы документы, свидельствующие о поведении о.Иоанна на допросах и в заключении.

К 37-му году XX века были закрыты практически все церкви в кряшенских селениях, многие священники и церковнослужители, подобно о.Иоанну отбывали свои сроки в тюрьмах и лагерях, а кто-то был расстрелян. История жизни этих пастырей и верующих ждет своих исследователей.

Изучив архивные материалы и воспоминания, мы пришли к выводам: что на основе этих документов можно с уверенностью сказать, что о.Иоанн мужественно, достойно христианину претерпел все страдания, выпавшие на его долю. Мы на примере одного священника из кряшен показали дальнейшую судьбу миссии, основанной Н.И. Ильминским.

Пусть наше исследование окажется небольшим вкладом в дело изучения истории христианства в Казанском крае и истории христианского просветительства среди кряшен в частности, а также в дело увековечения памяти пострадавших ради Христа.

 

Список источников и литературы:

Архивные источники:

1.1. Казанская духовная консистория. —  НАРТ. Ф. 4.

1.2. Казанское епархиальное управление. — НАРТ. Ф-1172.

1.3. Личное дело Касимова Ивана Гавриловича. — Государственный архив социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО). Ф. Р-6799.

1.4. Личное дело Касимова Ивана Гавриловича. —Информационный центр при МВД по Республике Коми. Ф.118.

Источники личного происхождения:

2.1. Письмо Касимовой Е.И. (г.Саратов) от 11 мая 2004 года// Личный архив настоятеля Владимирской церкви с.Старый Бурец протоиерея Анатолия Дрябкова.

2.2. Письма Касимова И.Г. от 1943 года (Усть-Вымлаг Коми ССР)// Личный архив настоятеля Владимирской церкви с.Старый Бурец протоиерея Анатолия Дрябкова.

 

Литература:

3.1. Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви. — М: Изд. Сретенского монастыря, 2004. - 864 с.

3.2.Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — СПб.: ВЛАДОС: Изд. Филол. фак., 2002. — Т.1 — 688 с.

3.3.  Сизов Димитрий, свящ. Кряшенское духовенство в СССР// Доклад, подготовленный к научной конференции «Иван Максимов (1903-1981) и кряшенское национальное движение в СССР», состоявшейся в Казани 2 ноября 2013 г. — Казань.

3.4.Яковлев А. Е. Сквозь огонь: (Записки генерала). — Казань: Татар. кн. изд-во, 1985. – 206 с.

Периодические издания:

4.1. Известия по Казанской епархии //Казань, 1910. — 694 с.

4.2. Известия по Казанской епархии //Казань, 1914. — №2. —646 с.

4.3. Матушка-Церковь // Вятский епархиальный вестник. —Киров, 2011. — №10. — 16 с.

Опубликованные источники:

5.1. Отчет о деятельности Братства св.Гурия за 1910 год // Казань, 1911 —  48 с.

Электронные источники:

5.2. Народный каталог православной архитектуры// [Электронный ресурс]

http://sobory.ru/article/?object=21202

5.3. Морозова Н.А., Азарова О.И. Узники священной реки// [Электронный ресурс] https://little-histories.org/2016/05/30/gulag_flag/

 

Приложение I

Фото Иоанна Касимова

 

 

Приложение II

Метрическая книга за 1888 год

НАРТ Ф. 4, Оп.176, Д.497 Метрическая книга за 1888 год

 

Приложение III

Церковь в Крещенных Казылях, современный вид.

http://sobory.ru/photo/245251

 

Приложение IV

Об учебе в селе Бетьки

 

Приложение V

Об учебе в церковно-учительской школе

 

 

Приложение VI

Фото Центральной крещено-татарской школы  

 

 

Приложение VII

Яковлев Алексей Ефимович (24.9.1903, д. Иванаево Лаишевского у. Казанской губ. - 8.6.1991, Москва), гвардии генерал-лейтенант (1945). Из крещёных татар. Окончил Казанскую центральную крещёно-татарскую школу (1917). В 1929-35 заместитель начальника 6-й объединённой татаро-башкирской военной школы в Казани. С 1939 командир батальона Одесского пехотного училища. В Великую Отечественную войну командир дивизии, начальник штаба и командующий армией. В 1945-69 командир Эстонского корпуса, начальник кафедры Военной академии имени М.В.Фрунзе и флота Академии Генерального штаба Вооруженных сил СССР имени К.Е.Ворошилова.

 

 

Приложение VIII

Служба в армии

 

Приложение IX

Служба в армии

 

 

 

Приложение X

Проект церкви в Ковалях и современное состояние

Приложение XI

Список священников по Лаишевскому уезду Казанской губернии за 1929 год.

Приложение XII

Анкета составленный по Лаишевскому уезду.

 

Приложение XIII

Список благочинного по 4-му благочинию по Лаишевскому уезду о поддержке обновленцев

Приложение XIV

Заявление на сбор доходов

Приложение XV

61 статья УК по которому был осужден о.Иоанн

 

 

Приложение XVI

Удостоверение об освобождение о.Иоанна

 

 

Приложение XVII

Храм в с.Старый Бурец и настоятель храма

Фотографии из личного архива.

Приложение XVIII.

Постановление об аресте.

 

Приложение XIX

Анкета арестованного

Приложение XX

Одна из страниц протоколов допроса

Приложение XXI

Фото о.Иоанна из заключения

 

 

Приложение XXII

Разрешение на свидание

 

Приложение XXIII

Карточка заключенного

 

Приложение XXIV

Акт опогребении

 

Приложение XXV.

Отпечатки

пальцев о.Иоанна


[1] Метрические книги за 1888 год.НАРТ Ф. 4, Оп.176, Д.497

[2] История села Крещеные Казыли \\ [Электронный ресурс] https://nailtimler.com/rayony_pages/rybno_slobodsky_rayon/rybno_slobodsky_kreshchyonye_kazyli.html

[3]Народный каталог православной архитектуры// [Электронный ресурс], http://sobory.ru/article/?object=21202

[4] ГАСПИ КО Ф.Р-6799, О. 7 Д. 9256

[5] Протокол допроса.-ГАСПИ КО Ф.Р-6799,Оп. 7,Д. 9256

[6] Известия по Казанской епархии за 1910 год.- Казань, 1910..№4 – С. 101.

[7] Отчет о деятельности Братства Св.Гурия за 1910 год.-Казань,1911 год.-С. 48.

[8] Известия по Казанской епархии за 1914 год.- Казань, 1914., № 2. –– С. 109 – 110.

[9] А. Е. Яковлев; Сквозь огонь: (Записки генерала) Казань: Татар. кн. изд-во, 1985. – С. 88-91

[10] А. Е. Яковлев; Сквозь огонь: (Записки генерала) Казань: Татар. кн. изд-во, 1985. – С. 75-86

 

[11] Протокол допроса ГАСПИ КО Ф. Р-6799,Оп. 7,Д.-су-9256 лл 12-12об.

[12] Протокол допроса ГАСПИ КО Ф. Р-6799,Оп. 7,Д.-су-9256 лл 12-12об.

[13] Протокол допроса ГАСПИ КО Ф. Р-6799,Оп. 7,Д.-су-9256 лл 12-12об..

[14] Протокол допроса ГАСПИ КО Ф. Р-6799,Оп. 7,Д.-су-9256 лл 17-17об.

[15] Протокол допроса ГАСПИ КО Ф. Р-6799,Оп. 7,Д.-су-9256 лл 12-12об.

[16] Протокол допроса ГАСПИ КО Ф. Р-6799,Оп. 7,Д.-су-9256 лл 12-12об.

[17] Карточка заключенного.- ИЦ при МВД по Республике Коми Ф. 118,Оп. 36п, Д.899

 

[18] Доклад благочинного.- НАРТ Ф. Р-1172, Оп.3, Д.498, л.53 об,54

[19] Журавский А.В "Во имя правды и достоинства Церкви"-М:Изд.Сретенского монастыря, 2004.-С-204 стр.

[20] Кряшенское духовенство в СССР,Священник Димитрий Сизов.

[21]Доклады благочинных.- НАРТ Ф. Р1172, Оп.3, Д.844, л.9

[22] Протоколы заседаний Лаишевского кантона.- НАРТ Ф. Р1172, Оп.3, Д.847, л.54

[23] Протоколы заседаний Лаишевского кантона.-НАРТ Ф. Р1172, Оп.3, Д.847, л.24

[24] Протокол допроса.- ГАСПИ КО Ф.Р-6799,Оп-7,Д.-су-9256 лл 17-17об.

[25] Кряшенское духовенство в СССР,Священник Димитрий Сизов

[26] УК Кодекс РСФСР за 1926 год

[27]Удостоверение.- ГАСПИ КО Ф.Р-6799,Оп. 7,Д. су-9256 лл 8-8об.

 

[28]Матушка-церковь "Вятский епархиальный вестник" Киров.2011. №10-стр.6

[29]Матушка-церковь "Вятский епархиальный вестник" Киров.2011. №10-стр.6

 

[30] Постановление.- ГАСПИ КО Ф. Р-6799, Оп. 7, Д.су-9256 лл 9.

[31] Анкета арестованного.- ГАСПИ КО Ф.Р-6799, Оп.-7, Д.-су-9256 лл 12-12об.

[32] Анкета арестованного.-  ГАСПИ КО Ф.Р-6799,Оп. 7, Д. су-9256 лл 18 об

[33]Обвинительное заключени.- ГАСПИ КО Ф.Р-6799,Оп.-7, Д.-су-9256 лл 45 об.

[34] Приговор.-ГАСПИ КО Ф.Р-6799, Оп.-7, Д.-су-9256 лл 57-57об.

[35] Учетно-статистическая карточка.- ИЦ при МВД по Республике Коми Ф. 118, Оп. 36п, Д. 899

[36]Определение судебной коллегии.- ГАСПИ КО Ф.Р-6799, Оп. 7, Д. су-9256 лл 61.

[37] Определение Судебной коллегии.- ГАСПИ КО Ф.Р-6799,Оп. 7,Д. су-9256 лл 123-123 об.

[38] Приговор.- ГАСПИ КО Ф.Р-6799, Оп.7, Д.-су-9256 лл 113-113 об. 

[39] Разрешение.- ИЦ при МВД по Республике Коми Ф. 118, Оп. 36п, Д. 899

[40] Н.А. Морозова, О.И. Азарова. " Узники священной реки" [Электронный ресурс]// https://little-histories.org/2016/05/30/gulag_flag/

 

[41] Карта зачета рабочих дней.-ИЦ при МВД по Республике Коми Ф. №118, Оп. 36п, Д. 899

[42] Письмо Е.И.Касимовой (г.Саратов) от 11 мая 2004 года//Архив настоятеля Владимрской церкви с.Старый Бурец священника Анатолия Дрябкова

[43] Акт.-ИЦ при МВД по Республике Коми Ф. 118, Оп. 36п, Д. №899.

[44] Справка.- ИЦ при МВД по Республике Коми Ф. 118, Оп. 36п, Д. 899.

[45] Акт о смерти.- ИЦ при МВД по Республике Коми Ф. 118, Оп. 36п, Д. 899.

[46] Акт о погребении.- ИЦ при МВД по Республике Коми. Ф.118, Оп. 36 п, Д. 899.

[47] Постановление. - ГАСПИ КО. Ф. Р-6799. Оп. 7. Д. 9256. Л. 131. 

Введение

Касимов Иван Гаврилович (1888-1943) — священник, народный учитель, миссионер.

Актуальность темы. В 2017 году мы отмечали трагическую дату— 100 летие начала революционной смуты в нашей стране. С 1917 года для нашей Церкви начинается её мученическая пора, в которой пострадало большое количество людей. Их мы чтим как мучеников и исповедников Русской земли. Актуальность этой работы заключается в том, что мы должны помнить подвиг людей, пострадавших ради Христа, и насколько позволяют нам источники исследовать их жизненный путь. Хочется также подчеркнуть, что Иоанн Касимов является кряшенским священником. В 2019 году кряшенская общественность России отмечает 150-летие начала богослужения на церковно-кряшенском языке. Благодаря деятельности Н.И. Ильминского, его единомышленников и последователей у кряшен появилось богослужение на родном языке. И плодом этой деятельности являются кряшены, ставшими истинными христианами и пострадавшие ради веры во время гонений на Церковь. Этих людей мы чтим как святых, пострадавших ради Христа.

Цель работы — изучение жизненного пути священника Иоанна Касимова.

В связи с этим следует решить следующие задачи:

1) Написание биографии (привлекая архивные сведения, опубликованные источники) священника И. Касимова.

2) Исследование его поведения во время арестов, используя ранее неопубликованные документы из архивов МВД и НКВД.

Объектом исследование является кряшенское духовенство до и после революции. На примере одного священнослужителя нужно показать, что происходило с Церковью в начале XX века. А так же отразить через наше исследование, что происходило с кряшенской миссией в те годы.

Предметом нашего исследования является биография священника Иоанна Касимова. Для изучения биографии нужны материалы повествующие о жизни Иоанна Касимова, а прежде всего архивные данные. Через них возможно раскрытие неизвестных до этого времени фактов и событий, которые происходили в его жизни и дать объяснение процессам, которые происходили в то время в стране.

Хронологические рамки охватывают весь жизненный путь священника И.Касимова с 1888 по 1943 г., т.е. 55 лет. То есть годы которые помогут раскрыть, жизнь Иоанна Касимова от рождения до его смерти в лагере.

Территориальные рамки. Родился и служил он в Казанской губернии, которая после революции стала называться Татарской АССР.В ссылке о.Иоанн находился в Кировской области, где он служил перед своим последним арестом. После этого он был сослан в Коми АССР,где он окончил свой жизненный путь. Таким образом, территориальные рамки исследования составляют современные Кировская область, Республика Татарстан и Республика Коми.

Описание литературы предполагает изучение публикаций авторов, которые могут отразить в своих работах нужные сведения для того, чтобы мы смогли проанализировать жизненный путь о.Иоанна.

Во имя правды и достоинства Церкви (Москва, 2004) - это книга, в которой приведены жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского в контексте исторических событий 20-го века. Имеются важные сведения из жизни Казанской епархии во время гонений.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь (Москва, 2002)- энциклопедия в 3 томах, которая содержит статьи по гуманитарным наукам. Содержит упоминание об истории земских школ (а именно второклассных), а так же путь их развития.

Кряшенское духовенство в СССР (Казань, 2014) - это доклад, подготовленный к конференции «Иван Максимов (1903-1981) и кряшенское национальное движение в СССР», состоявшейся в Казани 2 ноября 2013 г.  В докладе сообщается о состоянии приходов в кряшенских селах, имеются сведения  о репрессированном кряшенском духовенстве, о кряшенских священниках времен позднего Советского Союза.

Сквозь огонь: (Записки генерала) (Казань, 1985) - в этой автобиографической книге генерал А.Е. Яковлев вспоминает свою фронтовую жизнь, а также свое деревенское детство, своих первых учителей. Книга для нас представляет интерес тем, что Яковлев был воспитанником о. Иоанна, в бытность его учителем в Иванаевской сельской школе. Алексей Ефимович оставил воспоминания о своем учителе.

Известия по Казанской епархии (Казань, 1869-1917) - это периодическое издание выпускавшееся Казанской духовной академией для освящение жизни Казанской епархии. Здесь помещаются статьи разных авторов о миссии в Казанской губернии, сведения о священниках и.т.д. В этом источнике указана дата хиротонии Иоанна Касимова.

Матушка-Церковь // Вятский епархиальный вестник (Киров,2011) - это статья, изданная Вятской епархией, рассказывающая историю церкви в с. Старый Бурец (Кировская область). Интересна тем, что помогает понять в каких условиях проходило служение о.Иоанна Касимова в Кировской области.

Отчет о деятельности Братства св. Гурия (Казань,1910) - периодическое издание Братства св. Гурия освещавшее состояние школ Братства св.Гурия и сведение о учителях. Включает в себя разные статьи об успехах и проблемах миссионерского и школьного дела в “инородческих” селениях, протоколы заседаний Братства и.т.д. В этой брошюре имеются сведения, касающиеся жизни Иоанна Касимова, а именно: служба диаконом и учителем в Казанской центральной крещено-татарской школе.

Письма Касимовой П.И. (1943, Киров) - это письма, написанные Иоанном Касимовым своей дочери Пелагее.  Письма содержат в том числе сведения, касающегося жизни о.Иоанна в Усть-Вымском лагере Коми ССР.

Народный каталог православной архитектуры// [Электронный ресурс]. На этом электронном ресурсе приведена история церкви с. Ковали (ныне Пестречинский р-н Республика Татарстан), где проходил свое служение  о. Иоанн Касимов с 1921 до 1929 г.

Узники священной реки// [Электронный ресурс] - важный источник о жизни заключенных в лагере Устьвымлага Коми ССР. Важны воспоминания заключенных, бывших очевидцами тех событий.

Источники. Мы пользовались метрическими книгами, клировыми ведомостями, докладами благочинных и др. документами Национального архива РТ. А также документами Государственного архива социально-политической истории Кировской области, документами архива МВД по Республике Коми. Все эти источники помогут отразить жизненный путь о. И.Касимова от начала до конца.

 Новизна работызаключается в том, что нами составлена биография священника И. Касимова, введены в научный оборот сведения, которых нет в свободном доступе: протоколы допросов, источники личного характера (письма, воспоминания) и др.

 

 

Глава I.

Жизненный путь Иоанна Касимова до 1917 года.

Касимов Иван Гаврилович (см. I приложение) родился 18 (31) марта (по ст. ст.) 1888 года, в деревне Крещенные Казыли (в дореволюционных источниках как Верхние Крещеные Казыли) в семье крестьянина Гавриила Васильевича и “законной жены его Марии Константиновны”[1]. В документе указано, что крестили его через два дня после рождения 20 марта (по ст. ст.). Крещение совершил священник Александр Нурминский и диакон Михаил Агатицкий в соседнем селе Казыли в Благовещенской церкви (см. II приложение).

Деревня Крещеные Казыли была большой и проживала в ней в 1897 году 706 человек[2]. Деревня основана в период Казанского ханства. Жители этой деревни были из кряшен. В 1904 году здесь была построена деревянная церковь в честь Живоначальной Троицы (смотри приложение III) [3], где служили выпускники Крещено-татарской школы и Казанских миссионерских курсов.

К сожалению, мы не обладаем сведениями о жизни И. Касимова до 1905 года. Но стоит упомянуть один факт. В анкете допроса о.Иоанн указал,что общий стаж его учительства составляет 16 лет. Зная дату его хиротонии, можно предположить, что он стал учителем в 1905 году. В протоколе допроса он указывает, что в 1905 году он учился во второклассной школе села Бетьки Лаишевского уезда (см. прил. IV) [4]. Второклассные школы представляли собой учебные заведения, в которых готовили учителей для школ грамоты. Учеба длилась 3 года. Открывались такие школы с разрешения училищного совета при Св. Синоде. Учились люди православного вероисповедания с получением начального образования.

После этого в анкете указывается (см. прил. V),[5] что о.Иоанн окончил Церковно-учительскую школу. В эту школу брали только после окончания второклассной школы. Учительская школа представляла собой учебное заведение для подготовки лиц для преподавания в церковно-приходских школах. Занятия в школе вели люди, окончившие богословские курсы или имевшие разрешение на преподавание от епархиального управления. В этих школах учились юноши и девушки 15-17 лет. Срок обучения длился 3 года.

В биографии другого кряшенского священника Иакова Емельянова упоминается, что его перевели учителем в Центральную крещено-татарскую школу для подготовки к хиротонии во диакона. Можно предположить, что Иоанна Касимова перевели учителем в ЦКТШ именно для подготовки к рукоположению.

24 декабря 1909 года, в Сочельник, Иоанн Касимов был рукоположен во диакона к церкви при Казанской центральной крещенно-татарской школе. Хиротонию совершил архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский) [6]. В отчете Братства св. Гурия указано, что он состоял диаконом-учителем славянского языка, истории и географии в этой же школе[7].

Хотелось бы отметить, что представляла собой Центральная крещено-татарская школа (см. прил. VI). Находилась она на Арском поле рядом с Казанской духовной академией. Школа целиком существовала, на народные деньги, без какой либо государственной помощи. Школа имела большую популярность среди кряшенского населения и желающих поступить в нее было очень много. Приведем выдержку из Известий по Казанской епархии относительно школы: " Школа представляла собой неполное среднее учебное заведение, в которое на казённое содержание или за мизерную плату принимались выпускники начальных школ Братства Святителя Гурия и миссионерских школ, открытых в большинстве кряшенских деревень. Обучение в школе продолжалось четыре года, для завершения среднего образования необходимо было доучиваться в старших классах учительской семинарии. Школа сыграла важную роль в ликвидации неграмотности среди кряшен, по существу, явилась колыбелью формирования кряшенской интеллигенции и становления института священства среди кряшен.

За 50-летний период своего существования с 1863 по 1913 гг. в школе обучилось 4454 мальчика и 1885 девочек, из них удостоены звания учителей 636 и учительниц – 260 человек. К 1914 году 398 чел. трудились на ниве образования в Казанской, Уфимской, Вятской, Пермской, Самарской, Оренбургской, Астраханской, Томской, Тобольской, Пензенской губерниях; 167 выпускников носили священнический сан [8]”.

Приведем воспоминания генерала А.Е.Яковлева (см. прил. VII), воспитанника о.Иоанна (Касимова), о школе: «...»Но случилось это уже после окончания Кряшенской учительской семинарии в 1921 году. Семинария до революции называлась Центральной крещено-татарской школой. В эту школу, которая располагалась на Арском поле в Казани (здание, существующее и по ныне, ул. Николая Ершова, 20. Занято сейчас под общежитие Ветеринарного института), я поступил в 1914 году с целью получить звание учителя по рекомендации незабвенного Ивана Гавриловича Касимова и провел там шесть счастливых лет. Я пишу «счастливых» потому, что тогда далеко не каждому удавалось продолжить образование после сельской школы, да и начальные классы не всем удавалось оканчивать. Бедность, заботы о ведении хозяйства отрывали многих детей от учебы уже в 8-9-летнем возрасте. Говорю «счастливых» и потому, что поступить в Центральную крещено-татарскую школу было не так-то просто: на одно место подавалось до десяти и более заявлений, потому что окончивший ее непременно находил достойное место в жизни.
     Престиж этой учительской школы был в те годы довольно высоким. О ней, о содержании учебно-воспитательного процесса в ней написаны горы книг и статей. Много писалось до революции и после нее. И прежде всего потому, что здесь впервые экспериментировались новые методы обучения, внедрялась на практике педагогическая система Ильминского, по которой преподаватель должен был видеть в ученике не «инородца», а воспитать из него преданного сына России.
    Объективная истина состояла в том, что эта школа и ее филиалы в Бирске Уфимской губернии и казачьем поселке Фершампенуаз Оренбургской губернии (по отношению к последним Казанская школа и называлась центральной) уже к 1913 году подготовили около полутора тысячи подобных Ивану Гавриловичу Касимову народных учителей, которые трудились на ниве просвещения во всех уголках России, в киргизских степях и Туркестане. Из стен этой школы с 1914 года вплоть до ее закрытия в 1930 году (к тому времени она уже была преобразована в Кряшенский педагогический техникум) вышло еще примерно столько учителей «...».[9]

Школу удостаивали своим посещением высокие государственные деятели. Например, школу посетили император Александр 2, обер-прокурор Св. Синода К.П.Победоносцев и.т.д. Лица правящий династии при посещении Казани старались побывать в этом учебном заведении.

После нескольких лет преподавания в школе о.Иоанн, вероятнее всего, уехал в свои родные края. Во время работы в сельской школе, он, скорее всего, женился. Жена Евдокия Евдокимовна 1884 года рождения (девичья фамилия не известна). В 1911 году у Касимовых рождается первый сын -Николай. Вероятнее всего, о.Иоанн уехал из Центральной крещено-татарской школы из-за нехватки средств к существованию, так как в ЦКТШ могла платить небольшое жалование своим преподавателям. Эти факты не подтверждены архивными данными, но стоит отметить то, что о.Иоанн говорил на допросах следственных органов, что до Первой мировой войны он был учителем в деревне Иванаево Лаишевского уезда Казанской губернии (ныне Рыбно-Слободский район РТ). Эти данные подтверждаются воспоминаниями генерала А.Е.Яковлева. Он пишет, что И. Касимов был учителем в деревне Иванаево (старое название Туплат или Тукпулат) Шумбутской волости Лаишевского уезда.

Вот что пишет генерал А.Е.Яковлев: «...» Однако же, кроме отца был у меня в жизни и другой наставник – это учитель братской школы Иван Гаврилович Касимов. Братская школа – это та же церковно-приходская школа, отличалась она от последней тем, что содержалась на частные средства. Иван Гаврилович Касимов, воспитанник педагогической системы Ильминского. Был одареннейшим педагогом, настоящим народным учителем. Добрейший, внимательный, ласковый, он в тоже время был предельно строгим по отношению к ученикам, и эта справедливая строгость вывела в «люди» не одно поколение тукпулатовцев. Он жил в такое время, когда в деревне ни агрономов, ни врачей, ни других специалистов не было, и учитель в жизни сельчан занимал самое видное место. Он давал крестьянам советы по ведению хозяйства, знакомил с новшествами в земледелии, занимался санитарным просветительством. Он и одевался лучше, вернее, опрятнее и чище других, и говорил сдержанно, вразумительно. Таким оставался Иван Гаврилович Касимов всю свою жизнь. И авторитет его был непререкаем.
Теплоты, ясного света осталось от Ивана Гавриловича много. Он был замечательным краеведом, историком, биологом. И вот помню. Ребята побежали по тропинке вверх, быстро исчезли за поворотом. Возбужденные веселые голоса растаяли в прозрачном воздухе. Приятно после долгих часов сидения за партой очутиться на природе <...>.
- А вы знаете, ребята, - между тем начинал рассказывать Иван Гаврилович, - почему в названиях многих наших соседних поселений присутствует слово «челны»? Уреево-Челны, Бердибяково-Челны, Козяково-Челны, Кутлубукашево-Челны, Нижние Челны, Тебердино-Челны, Мамли-Козяково-Челны. А всего три десятка наберется таких названий в нашем крае. Неспроста это должно быть, правда? А слово «Челны» на языке наших предков означало «белокаменный». Может быть, свои новые поселения наши предки назвали Челнами в память тех белокаменных городов, в которых жили в старину. Кто знает…
    А еще, ребята, невдалеке, за лесом есть Большие и Малые, Верхние и Нижние Удельные и просто Меретяки – сразу шесть кряшенских поселений, названия которых явно указывают на летописную мерю. Был такой народ, проживавший прежде на берегах озер у города Ростова Великого. Вот о чем может рассказать «язык земли. Мы, затаив дыхание, слушаем своего учителя, задумчиво смотрим вдаль, где петляет наша Каменка…<...>.
     Более семидесяти лет прошло с тех пор, как я расстался со своим первым учителем Иваном Гавриловичем Касимовым, а он и сейчас перед глазами. Вон, стоит в светлом березняке, и в глазах его голубое небо «...»[10].

Из слов генерала Яковлева мы видим, что в деревне Иванаево было школа Братства св.Гурия, но подтверждение тому, что школа была братской не имеем, так как в списках отчетов Братства св.Гурия эта деревня не значится уже с 90-х гг. XIX столетия. Вероятнее всего, братскую школу передали в подчинение земской Управы.

Школы Братства и земские имели некоторое различие между собой. Земские школы целиком существовали на средство государства и массово появились после реформ народного образования. Относились они к управлению Министерства народного просвещения. В земских школах учителям платили в двое большое, чем в братских. Преподавание в них было поставлено лучше чем в церковно-приходских и братских. Земские школы имели лучшее материальное обеспечение, чем в братские.

Школы братства св.Гурия были миссионерскими учебными заведениями и строились в деревнях, населенных “инородцами” (кряшенами, чувашами, удмуртами и.т.д). Работали школы по программам, составленных советом Братства св. Гурия на основе просветительских идей Н.И.Ильминского. Стоит отметить, что эти школы существовали на частные средства, и денег на содержание часто не хватало.

Во время учительства в Иванаево, вероятнее всего, о.Иоанн был диаконом или псаломщиком в село Уреево-Челны Лаишевского уезда Казанской Губернии (ныне Рыбно-Слободский район Республика Татарстан) в храме вчесть Казанской иконы Божьей Матери. Подтверждение архивными данными пока нами не найдено. В 1913 году рождается его сын Яков.[11]

После начала Первой мировой войны до 1916 года о.Иоанн был учителем в Иванаевской школе. После чего его призывают в Царскую армию на Первую мировую войну. Согласно протоколам допроса, он был на Румынском фронте в окрестностях города Роман (сейчас город  Роман, Румыния) и служил старшим писарем (см. прил. VIII) [12]. На эту должность брали людей грамотных, в их обязанность входила работа с документами при штабе.

Глава II.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.