Оценка эффективности апробированной методики формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Оценка эффективности апробированной методики формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста.

2022-09-15 19
Оценка эффективности апробированной методики формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эксперимент проходил с 12 апреля 2010 по 19 апреля 2010.

Были поставлены следующие цели контрольного эксперимента:

Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента и выявить эффективность проведенной экспериментальной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста этики поведения.

Обработка полученных результатов: заполнение таблицы.

Диагностические методы контрольного эксперимента: опрос детей, анкетирование родителей, тестирование воспитателей, проведение диагностического занятия с детьми.

В контрольном эксперименте осуществлялись:

1) Индивидуальная работа с детьми, родителями и воспитателями.

2) Занятия с детьми на основе методики Шарыгиной Т. А

Занятия с детьми

Занятие на тему «Любимая игрушка» ( см приложение № 34)

Цель: Выявить уровень знаний этических правил у детей экспериментальной и контрольной групп.

Задача: Закрепить с детьми бережное отношение к вещам.

Содержание: Рассказ: Ваня с бабушкой отдыхали на даче. Ваня мечтал стать машинистом поезда. На день рождения ему подарили железную дорогу. Ваня играл целый день. Вечером он отказался убирать на место свои игрушки. Наследующей день должна приехать бабушка, мальчик снова не убрал игрушки, а пошёл в гости к Олегу. Бабушка, когда приехала не заметала игрушки и случайно их сломала. На утро у бабушки была забинтована нога, и Ване стало жалко бабушку. Ваня помогал бабушке по дому, вечером пришёл папа и починил Ванины игрушки. Ваня пообещал больше никогда не разбрасывать игрушки.

Вопросы к детям:

· Что подарили Ване?

Ответы детей: железную дорогу, паровозик, солдатиков.

· Как вы думаете, что сказал папе Ваня?

Ответы детей: спасибо, благодарю папочка, большое спасибо.

· Почему у бабушки заболела нога?

Ответы детей: потому что Ваня не убрал игрушки, Ваня нарушил обещания, Ваня обманул.

Вывод: на занятии дети слушали внимательно. В конце занятия было дано задание посмотреть разбросаны ли игрушки по группе, те игрушки, которые были разбросаны, дети поставили на свои места. На дополнительные вопросы дети отвечали правильно. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Детям предлагался этот рассказ еще и свободное время во второй половине дня.

Опрос детей [ см приложение № 36 ]

Вопросы к детям Предполагаемые ответы детей
1 Что нужно сказать когда приходишь в гости?   Здравствуйте
2 О каких добрых волшебниках ты слышал(а)   Волшебник из страны ОЗ
3 Какие вежливые слова ты знаешь? Спасибо, пожалуйста, будьте так любезны….
4 Что ты обычно говоришь, когда случайно заденешь своего друга?    извени
5 Что нужно сказать когда прощаешься? - со взрослыми - с друзьями   Здравствуйте Привет
6 Какого волшебника можно назвать добрым?   Тот кто делает добрые дела
7 С кем из своей группы ты часто играешь?   Имена детей из своей группы детей
8 Что нужно сделать если игрушки разбросаны?   Их надо убрать
9 Хотелось бы тебе попасть в  волшебную страну? Почему?   Да, нет. Ответы детей
10 Что нужно сказать если хочешь что-то попросить?   Дай пожалуйста
11 Ты считаешь себя вежливым?   Да, нет

 

Вывод:  На основе данного опроса можно сделать вывод, что уровень знаний по этике поведения в экспериментальной группы вырос. Уровень этических представлений о этических правилах поведения контрольной группы детей остался не измененным.

Игры – упражнения. [ см приложение № 39 ]

Вывод: исходя из результатов полученных при проведении данного задания можно сделать вывод что дети которые участвовали в экспериментальной группе отвечали на задания лучше чем дети из контрольной группе. Можно сделать вывод, что дети контрольной группы показали лучший результат по сравнению с группы детей из контрольной группы.

Работа с воспитателями [см приложение № 30]

Вывод: Можно сделать вывод, что профессиональный уровень воспитателей высокий. Воспитатели планируют этическую работу с детьми, воспитателям было интересно принимать участие в данном виде работы.

Работа с родителями [см приложение № 37]

Вывод:  По итогам данного опроса можно сделать вывод, что у родителей вырос стимул  по повышению уровня этического развития своих детей. Консультации и советы, которые родители получали устно от воспитателей, способствовали повышению уровня этических представлений у родителей и осознание ими необходимости систематической работы по формированию этики поведения у детей совместно с воспитателями детского сада.  

ВЫВОД

      Формирование этики поведения у детей старшего дошкольного возраста происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

    Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье – важнейшие источники формирования этики поведения детей.

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием,  мы пришли к выводу, что для успешного формирования этики поведения необходимо:

- полное понимание взрослыми (воспитателями и родителями) сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;

- знание взрослыми “механизмов”  специфики формирования нравственности у детей дошкольного возраста;

- умение воспитателями и родителями  планировать работу по формированию культуры поведения,

- овладение взрослыми навыками разработки и применения на практике средств формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста.  [ см приложение № 35 ]

 

группа Владения этическим словарем Игры - упражнения Занятия с детьми Работа с воспитателями Работа с родителями Знания правил этикета Нравственное отношение к сверстникам Этические беседы
Экспериментальная средний высокий средний высокий высокий высокий высокий высокий
Контрольная низкий средний низкий высокий средний средний средний средний

 

Решающее значение для формирования этики поведения у старших дошкольников имеет положительный нравственный опыт, для накопления которого необходимы общение и совместная деятельность детей в процессе коллективной игры или совместного труда.

Этика поведения формируется в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий.  

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В ходе теоретического анализа научно-методической литературы раскрыты психолого-педагогические основы формирования этики поведения у старших дошкольников.

Установлено, что в рамках этики строится и исследуется система понятий, в которых можно выразить как сами моральные законы, так и логику их применения к оценке человеческого поведения в условиях конкретных ситуаций.

В исследовании показано, что современный человека воспринимает  этику как отношение к другим людям, выраженное в поведении, как способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения с позиции признанного а в обществе этического поведения.

Для формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста воспитателям ДОУ и родителям следует усвоить содержание следующих взаимосвязанных понятий: нравственное воспитание – культура поведения – этические правила поведения - правила этикета.  

В период дошкольного детства важным становится воспитание у дошкольников культуры поведения как это совокупность форм и способов поведения человека, в которой находят отражение нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе.

Модель культуры поведения предоставляет детям воспитатель. Она включает в себя совокупность форм и способов его повседневного поведения и внешние отражающая осознанные им моральные и эстетические нормы, выработанные обществом, несет в себе двойную нагрузку: и как характеристика отдельного члена сообщества, и как характеристика отдельного члена сообщества, и как важнейшее качество личности педагога, оказывающее воспитывающее воздействие на детей.

Этика поведения является центром культуры поведения, поэтому при формировании ее у детей старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо выстроить определенную систему работы с использованием таких методов как: специальные занятия, этические беседы, игры-упражнения, а также разнообразных средств обучения, центральным из которых следует считать художественную литературу. 

2. Экспериментально выявлен уровень сформированности этических представлений у  детей старшего дошкольного возраста и показана динамика осознанности этики поведения детьми старшего дошкольного возраста в различных ситуациях, которые намеренно создает воспитатель на диагностических занятиях и выясняет отношение детей к этическим правилам поведения посредством различных бесед-опросов.

3. Разработано содержание работы по формированию этики поведения у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность работы определяется системой специализированных этических бесед, игр-упражнений, проводимых воспитателем, а также осуществления консультирования родителей по вопросам формирования этики поведения у старших дошкольников.

 Эффективность проделанной работы подтверждают данные контрольного эксперимента, согласно которым у родителей появился интерес к вопросам формирования этики поведения у детей и потребность в использовании разнообразных методов нравственного воспитания детей. У детей значительно обогатился словарный запас при определении нравственного поведения литературных героев, поведения других ребят.

Проведенный эксперимент доказал, что для успешного формирования этики поведения необходимо:

- полное понимание взрослыми (воспитателями и родителями) сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;

- знание взрослыми “механизмов”  специфики формирования нравственности у детей дошкольного возраста;

- умение воспитателями и родителями  планировать работу по формированию культуры поведения,

- овладение взрослыми навыками разработки и применения на практике средств формирования этики поведения у детей старшего дошкольного возраста.  

Решающее значение для формирования этики поведения у старших дошкольников имеет положительный нравственный опыт, для накопления которого необходимы общение и совместная деятельность детей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. -М.: «Академия!», 1997. – 400 с.

2. Алиева Т. И., Антонова Т. В., Арнаутова Е. П. Истоки. Базисная программа развития ребёнка-дошкольника. М: Издательский дом «Карапуз»,2001. – 303с.

3. Апресян Р.Г. Мораль // Этика: Энциклопедический словарь. М.: 2001. – 601 с.

4. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологи. – М.: Изд-во МГИК. 1992. /Архангельский Л.М. Марксистская этика: предмет, структура. Основные направления. М.: 1985. - 240 с.

 5. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.: 1990. – 137с.

 6. Бархатова «Воспитание культуры поведения» Д/в №11 М.: 1989. - 21 с.

7.   Белинский В.Г. О детских книгах // Собр. соч. - М.:1978. – 61 с.

8.   Болотина Л.Р.,Комарова Т. С., Баранов С. П. «Дошкольная педагогика:   Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений..». - М: ИЦ «Академия», 1997. – 240 с.

9. Бондаренко Ю.Я. Этика парадоксов (очерк этики и философии даосизма) М.:1992. – 63 с.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.