Возникновение села «лаховского». — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Возникновение села «лаховского».

2022-09-12 31
Возникновение села «лаховского». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  От Пологрудово спецпереселенцев на подводах повезли вглубь тайги на постоянное местожительство. Переселенцев из аулов Эльбурган, Зеюко, Кош-Хабль, Малый Зеленчук, Псауче-Дахе,Псыж, Кубина,Кара-Паго оставили на берегу одной безымянной речки, где не было абсолютно никакого жилья. Новый населенный пункт черкесов и абазин назвали Средний Имшегал, а вновь организованный колхоз из переселенцев – «Красный Черкес».

  Переселенцы из аула Бесленей, Вако-Жиле, Старокувинск, Эрсакон и Апсуа расположились в шестикилометрах от села Средний Имшегал. Лаховское-так назвалиэто село по фамилии одного переселенца из аула Апсуа-Лахова Аслангерия Канаматовича.

  Из газеты «День республики» опубликованная 26 сентября 2006г. я узнала о жизни семьи Аслангерия Канаматовича.

   Январби Лахов с детства мечтал стать педагогом. Прирождённый лидер, смышлёный не по годам, он даже в Черкесское педучилище поступил раньше, чем его сверстники окончили школу в 14 лет. Мечтал получить образование и работать в родном ауле Апсуа Кувинского (ныне Адыгее-Хабльского) района. Но в апреле 1933 года светлый, радостный мир Январби будто перевернулся.

Парень был на занятиях в Черкесске, когда до него донеслось страшное известие, его отец, занимавшийся в те годы закупкой лошадей для Красной Армии, неожиданно для всех был признан кулаком и «лишён избирательских прав как перекупщик скота» (формулировка из документов республиканского госархива). Имущество «кулацкой семьи»- построенный своими руками добротный дом «под железной крышей», надел земли, немногочисленное поголовье скота- в одно мгновенье отошло в собственность тогдашним властям.

   Когда Январби узнал о том, что его родных и близких ему людей под конвоем везут на железнодорожный вокзал г. Черкесска вместе с черкесскими и абазинскими «раскулаченными» семьями выслать в далёкую Сибирь. Считай, на погибель.

   Доброжелатели уговаривали его «остаться в стороне» от этой чудовищной несправедливости, отречься от близких, принять покровительство дальнего родственника- влиятельного политического работника и … спокойно продолжить учёбу. Но ни о каком спокойствии не могло быть и речи. Полный решимости, Январби прорвался через конвой к своей семье.

   Кошмары тем временем продолжались. И больше всего пугала неизвестность. Ждать тёплого приёма от холодной сибирской земли было бессмысленно(-54 С).

  В переполненных до отказа вагонах для перевозки скота вынужденные переселенцы за 40 дней добрались до Омска. Ещё трое суток измученных и беззащитных горцев, численность которых с каждым днём трагически сокращалась переправляли по Иртышу на баржах к городу Тара. Далее на перекошенных повозках по бездорожью, таёжными тропами, от с. Пологрудово до с. Имшигал Тарского района.

  Конечный пункт прибытия репрессированных на географической карте того времени вообще не значился. Увезли, как говориться, «врагов народа» в самую глухомань. В лес дремучий.

  Так что первое время наши с вами несчастные земляки занимались расчисткой территории для будущих поселений. Изможденные долгим переездом, потрясенные потерей родных (среди переселенцев не было такой семьи, который бы не пришлось оплакивать погибших в дороге родственников).

  По воспоминаниям репрессированных черкесов и абазин, в Сибири прямо посреди леса и по близи друг от друга были образованны два поселения. В одном- переселенцы из Адыгее-Хабльского (тогда- Кувинского) района, в другом- из Усть-Джигутинского и Хабезского.

   Главой первого поселения был единогласно выбран 51- летний многодетный отец Аслан- Гери Лахов. Грамотный, крепкий, неунывающий даже в тяжелейших условиях севера, он не щадил себя, работал буквально на износ, стараясь хоть как- то облегчить участь товарищей по несчастью.

   Он пропускал через свое большое и доброе сердце проблемы каждой из семей своих подопечных. Но спустя год сердце не выдержало….

   Один за другим уходили из жизни и дети Лаховых. В суровых сибирских условиях из семерых выжили только трое: Январби и его сестры Маруся и Нина. (В целом, за 17 лет ссылки на сибирской земле было похоронено более 600 человек).

   В память о мудром руководителе первое в Омской области поселение выходцев из Кавказа было названо ими в честь Аслан- Герия Лахова- Лаховское. Тогда же обрел свое имя и соседний населенный пункт – Красный Черкес.

   Поначалу местное население (жители деревенек, расположенных поблизости к лесу) с большим недоверием отнеслось к репрессированным о нежелательности общения с «кулаками», «врагами народа», «головорезами» и «дикарями» их постоянно предупреждали представители комендатуры и конвоиры. Однако уже совсем скоро им представилась возможность составить собственное мнение о наших земляках. Увидев, в каком бедственном положении пребывают репрессированные, сибиряки прониклись к ним с сочувствием и стали проявлять заметное участие к их судьбе.

  Их разделяли девять верст пути по лесным тропам. Тем не менее омичи постарались научить своих соседей мастерить лопаты, строить дома, рыть землянки, заготавливать дрова. Учили, какие плоды, ягоды и травы пригодны к употреблению. Снабдили необходимыми в быту орудиями труда. В общем, делились всем, чем только могли.

Их уроки выживания не прошли даром для трудолюбивых горцев: буквально через три- четыре года жизнь в поселениях Лаховское и Красный Черкес заметно изменилась. Были отстроены дома, фермы, подсобные хозяйства, появилась возможность заготавливать корма в прок.

До самого призыва в армию Январби, как и большая часть трудоспособного населения, продолжал работать на лесоповале. Позже на освобожденной от деревьев территории абазины и черкесы создали свой колхоз «Красный Черкес», объединив также в его составе оба ранее образованных населённых пункта.

Служить Отечеству Январби Лахов был призван из Омской области в мае 1942 года и сразу же оказался в миномётном полку. Был миномётчиком, специалистом телефонных станций. Окончил войну с боевыми наградами. В их числе орден Красной Звезды, орден Славы III степени, медали «За отвагу» всех трёх степеней, «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», «За Победу над Германией».

Сохранились в его семейном архиве и пять благодарностей от Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза Сталина (по приказу которого, Лаховы и оказались в Сибири)- за отличные боевые действия в борьбе с немецкими захватчиками и освобождение целого ряда городов.

   К родным в Омскую область рядовой Лахов вернулся в июле 1946 года после демобилизации из рядов Красной Армии. Первое время он работал налоговым агентом в финансовом отделе Тарского района Омской области.

   В 1947 году был назначен на должность председателем колхоза «Красный Черкес», в том же году женился на Дате Шебзуховой, которая вместе с семьей была выслана из аула Кубины Усть-Джегутинкого района в том же 1933 году в Омскую область. Там у них родились две дочери Галя и Валя.

   Январби Аслан Гереевич возглавлял колхоз «Красный Черкес» три года- вплоть до возвращения на Кавказ. Он был, пожалуй единственным председателем колхоза, который личным распоряжением в 1950 году уволил себя, передал всю документацию колхоза в район и уехал на Родину.

  Январби и Дата прибыли на Кавказ с двухлетней Галей и трехмесячной Валей. Позже семью пополнили трое замечательных сыновей: Валера, Юра и Саид. Они начали обустраивать свой быт буквально с нуля. Первое время они обосновались в ауле Кара-Паго (там проживал старший брат Даты). Крохотный домик им удалось приобрести на средство скопленные и вырученные от продажи всего имущества, нажитого в течении многих лет.        Сразу после этого Январби устроился на работу в местную животноводческую бригаду. Одновременно своими руками отстроил жилье чуть большего размера. «Но папу со страшной силой тянуло в родной аул»-рассказывает Галина Январбиевна и в 1955 году вся семья переехала в Апсуа. Любовь к труду, проверенное временем, помогла справиться со всеми бытовыми трудностями. Работали Дата и Январби в колхозе им. Кирова.

  Январбия Лахова похоронили на родной земле в ноябре 1980 года. Тогда из Хабезского района к ним домой в Апсуа приехал целый автобус бывших переселенцев, которые, как и они вернулись из Сибири, отдать дань памяти бывшему фронтовику, председателю колхоза «Красный Черкес» Январби Лахову. «Сколько добрых слов и приятных воспоминаний об отце нам довелось тогда услышать»-вспоминает дочь Галя. Его верная супруга Дата умерла в 2005 году. Но в памяти потомков навсегда останутся их живые рассказы о пережитом…

        

 

4.ПО СЛЕДАМ ОТЦОВ...

 

 

По рассказам Аргунова Галима Алиевича первую поездку со времени возвращения из Сибири, он совершил с Амироковым Михаилом Ахмедовичем в 1980 году.

  Стремление вновь и вновь посетить места нашего сибирского проживания не покидало меня. По приезду на место они увидели, что все дома и хозяйственные застройки разобраны и увезены в ближайшие деревни. Узнали, что местное население называет то место словом «Черкес». В 1984 году, 1987 году,1997 году сам Аргунов Галим Алиевич сам совершал поездки. Помог ему в этом Арашуков Рауль Туркбиевич. По мере возможности Галим Алиевич ухаживал за кладбищем, установил трафарет из нержавеющей стали, где выгравированы слова: «Здесь похоронены жертвы репрессии 30-тых годов с Черкесской автономной области, в том числе моя мать Аргунова Таибат Ахмедовна. Вечный Вам покой, с благодарностью твой сын Галим».

Пятую свою поездку в 2004 году он совершил вместе с Моловым Рашидом Исуфовичем, который там родился, и в том же месте похоронен его отец.

Идея посетить Омскую область где до 1950 года проживали репрессированные 1933-м черкесы и абазины у Аргунова Галима Алиевича и Молова Рашида Юсуфовича, родилась давно, но из-за некоторых житейских и материальных причин поездка то и дело откладывалась. Но она состоялась благодаря бывшему президенту Карачаево-Черкесской республики Мустафы Батдыева и председателя Правительства Руслана Казанокова. Незамедлительно отреагировав на обращение общественных движений «Адыге-Хасэ» и «Абаза», они распорядились выделить 40 тысяч рублей. Внесли также свою лепту в эту поездку известные люди Карачаево-Черкесии: Мухарби Борануков, Али Конов, Мухамед Кодзев, Хизир Хапсироков, Александр Охтов, Наурби Гочияев.

  Галим Алиевич и Рашид Юсуфович решили поехать в с.Средний Имшегал Омской области, чтобы огородить и благоустроить кладбище 1,5 га сибирской земли, где за 17 лет пребывания в ссылке было похоронено более 600 человек. Причем они решили повторить путь, по которому везли в ссылку жертв политических репрессий, путь усеянный трупами детей, женщин стариков, не выдерживавших тягот переселения, голода, холода, болезней.

Их путь пролег от вокзала города Черкеска до Омска, затем – по Иртышу на водном транспорте до города Тары, далее- по таёжным тропам от села Пологрудово до села Имшегал Тарского района.

Первая интересная встреча состоялась в селе Большереченском, где разговаривали с местными рыбаками, они поведали им воспоминания одного из старожилов села:«В 1933 году здесь проплывали несколько барж с истощенными людьми. Как только они пристали к берегу, с баржи спустились несколько мужчин под конвоем. Попросив лопаты они вырыли ямы, в которых были похоронены люди, умершие на баржах. Позже на месте могил, был построен лесопильный завод, а захоронения снесены Так по двум берегам Иртыша оставались маленькие кладбища переселенцев».

Прибыв в город Омск они посетили главное место, где установлен камень в память о жертвах сталинских репрессий.

Встретились с председателем правительства Виктором Филипповичем Шрейдер. Узнав о цели визита в область двух пожилых мужчин из Карачаево-Черкесии, он дал поручение руководству г. Тары всячески содействовать им в выполнении благородной миссии. Глава района Павел Юрьевич Исаев выделил на целый день свою служебную машину, чтобы они смогли посетить памятные им места: села Пологрудово, Атирка, Васисс, Имшегал. Прибыв в село Имшегал их ждал очень радушный прием в прекрасной семье Владимира Максимовича и Нины Михайловны Шаповаловых. Немало людей приходили туда поговорить с ними, узнать о цели приезда. Многие удивлялись тому, что можно проделать путь в 4 тысячи километров для благоустройства кладбища отцов, матерей, всех вынужденных переселенцев.

На следующее утро, 6 августа, у ворот дома Шаповаловых собралось более десяти человек, выразивших готовность оказать им помощь в благоустройстве и ограждении кладбища. Предстояла поездка за 9 верст к месту прежнего поселения. Жители соседних деревень называют это село Черкес и речку, протекающую неподалеку тоже Черкес.

Дороги, естественно, к селу уже не осталось. Она оказалось разбитой тяжёлыми грузовыми машинами после вывоза по ней спиленных деревьев: кедра и лиственницы. Хозяин дома подготовил трактор с прицепом и они с трудом добрались до места.

Считается, что более грустного зрелища, чем заброшенные кладбища, остановившаяся мельница и плачущий мужчина, нет ничего в жизни. И действительно перед ними предстало полтора гектара заброшенного кладбища. Последние 54 года сюда не ступала нога человека, никто не смотрел за кладбищем.

  Когда они подошли к кладбищу, ком подкатил к горлу, полились слезы. Некоторое время понадобилось, чтобы прийти в им себя. Включили магнитофон и десятки раз покрутили молитву, которая читается при входе на кладбище. Эта молитва- обращение живых к умершим. Заготовили стволы и жерди для ограждения кладбища. Увы, не сохранились здесь надмогильные столбики, а сами могилы, почти сравнялись с землей. Боялись ненароком наступить на чью-то могилу. Старались очень мягко ступать. Очистили территорию кладбища от сушняка, поваленных деревьев. Обнесли жердями и повесили табличку, выполненную из нержавеющей стали с надписью: «Путник! Остановись и поклонись! Здесь похоронены жертвы политических репрессий 30-тых годов (черкесы и абазины)».

    Затем со словами молитвы они разбросали по всему кладбищу землю, привезенную из родных мест. Очередное прощание с близкими по прошествии более чем полувека- эта прощание с ними навсегда… Когда ещё доведется в далекой сибирской тайге, в селе Имшегал. И опять что-то тяжёлое давит на сердце, и снова- скупые мужские слёзы.

Когда Галим и Рашид вернулись в дом гостеприимных земляков, братьев по судьбе, по жизни, они принесли в жертву овцу (так положено у мусульман). Раздали мясо самым нуждающимся, угостили всех тех, кто помогал им. За столом собралось много народу. Разговоры продлились до полуночи.

С селом Имшегал Тарского района Омской области они простились 7 августа. Теперь уже путь к дому пролегал через земли по которым когда-то возвращались на Кавказ их отцы и деды, дети родившиеся на чужбине и знавшие о Родине лишь по наслышке.

Шестую свою поездку в Омскую область Аргунов Галим совершил в 2006 году вместе с жителем города Черкесска Такушиновым Николаем Алхимовичем. В этом им оказали моральную и материальную помощь Хапсироков Мурат Назирович, Шебзухов Мухарби Билялович, Кургов Валерий Давлетович, Астежев Мухарби Джагафарович. По рассказам Николая в 1933 году его отец с матерью и двумя дочерьми тоже были высланы. Что его бабушка по отцу похоронена где-то по пути до Омска, а две его сестры похоронены на берегу реки Иртыш, около села Пологрудово.

Галим Алиевич и Николай Алхимович при поездке в Омскую область поставили себе цель по реабилитации всех без исключения репрессированных и высланных в Сибирь, запечатлеть на телевизионной пленке те места, где похоронены наши сограждане, места проживания. По независящим от них обстоятельствам не всё задуманное смогли осуществить.

С помощью руководителя муниципального Тарского района Исаева Павла Юрьевича и работников местной телекомпании они запечатлели на пленке места захоронения и места проживания переселенцев с Кавказа. (см. в приложении диск).

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.