Большой стиль. Стиль короля Людовика XIV — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Большой стиль. Стиль короля Людовика XIV

2022-09-12 39
Большой стиль. Стиль короля Людовика XIV 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Стиль Людовика XIV» заложил основы интернациональной европейской придворной культуры и обеспечил своим триумфом успешное распространение идей Классицизма и художественного стиля Неоклассицизма во второй половине XVIII - начале XIX вв. в большинстве европейских стран. Другая важнейшая особенность эпохи «Большого стиля» состоит в том, что именно в это время окончательно складывается идеология и формы европейского академизма. В 1648 г. по инициативе «первого живописца короля» Лебрюна в Париже основана Королевская Академия живописи и скульптуры. В 1666 г. в Риме создана Французская Академия живописи. В 1671 г. в Париже организована Королевская Академия архитектуры. Ее директором был назначен Ф. Блондель Старший, секретарем - А. Фелибьен. «Большой стиль» требовал больших денег. Королевский двор, придворная аристократия, Академии и католическая церковь сумели создать среду, хотя бы и в радиусе столицы, в которой возникали дорогостоящие шедевры. В первую очередь требовалось возведение грандиозных архитектурных ансамблей. Были введены официальные должности «архитектора короля» и «первого архитектора короля».

Все строительные работы находились в ведомстве Двора. В 1655-1661 гг. архитектор Л. Лево построил для Н. Фуке, «королевского контролера финансов», дворец Во-ле-Виконт. Парк регулярного стиля разбил А. Ленотр, интерьеры с блеском оформил Ш. Лебрюн. Дворец и парк вызвали столь сильную зависть короля Людовика, что министр Фуке под первым же предлогом был брошен в тюрьму, а Лево и Ленотру приказано построить нечто более грандиозное в Париже и Версале. В 1664-1674 гг. возведением восточного фасада завершен архитектурный ансамбль Лувра - главной королевской резиденции в Париже. Восточный фасад называют «колоннадой Лувра» из-за мощного ряда сдвоенных колонн «большого ордера». Колонны с коринфскими капителями подняты над цокольным этажом и охватывают второй и третий этажи, создавая мощный, строгий и величественный образ. Колоннада протянулась на 173 метра. Интересна история создания этого шедевра. К участию в конкурсе был привлечен выдающийся мастер зрелого римского Барокко Дж. Л. Бернини. Он представил барочный проект с вычурно изогнутыми фасадами, насыщенными множеством декоративных элементов, но французы предпочли свой, отечественный, более строгий и классичный. Его автором оказался не профессиональный строитель, а медик, увлекавшийся архитектурой и переводивший на досуге на французский язык трактат Витрувия. Это был К. Перро. Он отстаивал исключительно античные, древнеиталийские основы классицистической архитектуры. Вместе с К. Перро в строительстве Лувра принимали участие Ф. де Орбе и Л. Лево, которые создали новые северное и южное крылья дворца.

В годы правления Людовика XIV прославился архитектор и фортификатор С. де Вобан, он построил свыше тридцати новых городов-крепостей и реконструировал множество старых. Л. Лево стал автором двух выдающихся построек, оказавших заметное влияние на развитие архитектуры европейского Классицизма: Отеля Ламбер (1645) и ансамбля «Коллежа Четырех Наций» («Института Франции»; 1661-1665). Рядом с «Коллеж де Франс» в 1635-1642 гг. архитектор Ж. Лемерсье построил церковь Сорбонны с фасадом в стиле итальянского Барокко (в ней находится гробница кардинала Ришелье, ректора университета). Как и капеллу «Коллеж де Франс», церковь Сорбонны венчает необычный для того времени «французский купол». В 1671-1676 гг. Л. Брюан возвел на левом берегу Сены комплекс зданий Дома Инвалидов для ветеранов войны. В 1679-1706 гг. архитектор Ж. Ардуэн Мансар дополнил этот ансамбль своим шедевром - церковью Дома Инвалидов. Ее купол с золоченым орнаментом, «фонарик» и шпиль видны издалека. Церкви Института Франции, Сорбонны и Дома Инвалидов представляли собой новый тип классицистического здания, центрического плана, с портиком, треугольным фронтоном и куполом на барабане с колоннами или пилястрами. Эта композиция - так называемая «французская схема» - положена в основу многих последующих произведений архитектуры европейского Классицизма XVIII-XIX вв., в том числе и в России. В 1685-1701 гг. по проекту Ж. Ардуэна-Мансара в центре Парижа создана площадь Людовика Великого (позднее - Вандомская площадь). Прямоугольная в плане, со срезанными углами, она задумана как парадный ансамбль в честь Короля-Солнца. В центре была установлена конная статуя Людовика XIV работы Ф. Жирардона (1683-1699); уничтожена во время революции 1789 г. Фасады зданий, обрамляющих площадь, имеют однотипные портики, что придает композиции целостность и завершенность. Другая площадь в честь короля, также по проекту Ж. Ардуэна-Мансара, - «Площадь Побед» (Place des Victoires) создана в 1685 г. Ее украшала конная статуя Людовика XIV работы голландского скульптора М. фан Лен Богарта (по прозванию Дежарден); уничтожена во время революции 1792 г. (восстановлена М. Бозио в 1822 г.; см. кавалло).

В 1672 г. по проекту главы Королевской Академии архитектуры Ф. Блонделя Старшего возведена Арка Сен-Дени в честь побед французского оружия - перехода армии короля Людовика через Рейн. Блондель переосмыслил форму римской Триумфальной арки и создал новый тип сооружения «Большого стиля». Барельефы арки по эскизам Ш. Лебрюна выполнили скульпторы братья Ангье. С 1676 г. Блондель разрабатывал новый генеральный план Парижа, предусматривавший создание крупных архитектурных ансамблей и перспектив. Ф. Блондель был выдающимся теоретиком, в своем «Курсе архитектуры» (1675) он доказывал, что основы классицистического стиля лежат не «в подражании Риму», а в рациональном мышлении и точном расчете пропорций. С ним полемизировал создатель «Колоннады Лувра» К. Перро. В 1691 г. еще один теоретический трактат под тем же названием: «Курс архитектуры» опубликовал Ш.-А. де Авилер. В 1682 г. Людовик XIV покинул Париж и двор переехал в пригородную резиденцию - Версаль.

В этом жесте видят желание короля создать новую блистательную столицу, целиком связанную только с его именем. Среди скульпторов «Большого стиля» выделяются Ф. Жирардон, А. Куазево, Н. Кусту (младший брат которого известен группами «коней Марли»), П. Пюже, Ж. Саразен, Ж.-Б. Тюби. В годы правления Людовика XIV творили два выдающихся живописца: К. Лоррен и Н. Пуссен. Они работали в Италии и по своим устремлениям были далеки от помпезного «Большого стиля». Убежденный романист К. Лоррен - пейзажист-лирик и романтик. Н. Пуссен создал шедевры, воплощающие идеи «чистого» римского Классицизма, также романтически претворяющего гармонию античности. Несмотря на требования короля, Пуссен не хотел работать во Франции и быть придворным живописцем. Поэтому лавры придворного живописца сначала стяжал холодный и скучный академист С. Вуз, а затем его ученик П. Миньяр. В эти же годы разгорелся знаменитый спор «пуссенистов» (приверженцев Классицизма) и «рубенсистов» (сторонников Барокко). В королевской Академии живописи «пуссенистов» поддерживал Ш. Лебрюн, а «рубенсистов» -П. Миньяр и Роже де Пиль. Ш. Лебрюн почитал Рафаэля и Пуссена и посвящал этим художникам специальные лекции в Академии; в 1642 г. он провожал Пуссена в Италию и некоторое время работал рядом с ним в Риме. Но характерно, что дилемма «Пуссен-Рубенс» (Классицизм-Барокко), отражавшаяся в стенах парижской Академии противостоянием Лебрюн-Миньяр, теряла свой смысл, настолько академическая живопись была схожей: академизм нивелировал различия стиля. Придворные портреты «большого статуарного, или высокого, стиля», созданные С. Вуэ и П. Миньяром иногда называют «барочным академизмом». Со стен «Галереи Аполлона» в Лувре на нас взирают французские короли и лучшие художники Франции того времени - на всех портретах заметно пренебрежительное, снисходительное выражение, а на лице Короля-Солнца (портрет работы Лебрюна) - презрительная гримаса. То же выражение на великолепном по живописи и композиции произведении - портрете Людовика XIV кисти И. Риго. Большая часть картин «первого живописца короля» Ш. Лебрюна представляет собой скучнейшие образцы академического классицизма.

В Лувре есть большой зал, целиком заполненный огромными полотнами Ш. Лебрюна, смотреть их невыносимо. В то же время «Портрет канцлера Сегье» (1661), его же работы, - изысканнейшее в живописном отношении произведение. В этих противоречиях отражены нюансы эпохи «Большого стиля». Значительный вклад в искусство парадного портрета «статуарного стиля» внесли выдающиеся граверы Ж. Морен, К. Меллан, Р. Нантёйль, Ж. Эделинк. Живописец Н. де Ларжильер, работавший, как и многие другие портретисты, под влиянием А. Ван Дейка, писал светских красавиц в образе античных богинь и нимф на фоне лесного пейзажа, чем предвосхитил черты стиля Рококо середины следующего столетия. В XVII в. во Франции созданы лучшие произведения в жанре орнаментальной гравюры, если не сказать более: создан сам жанр. Композиции Ж. Лепотра, Д. Маро Старшего и Ж. Маро Старшего, собранные в большие альбомы («Вазы», «Порталы», «Плафоны», «Картуши», «Камины», «Бордюры), как нельзя лучше демонстрировали главные особенности «Большого стиля», они расходились по многим странам и оказывали существенное влияние на развитие декоративного искусства всей Европы. Работая в этом жанре, художники не были регламентированы сюжетом и требованиями заказчика, они давали волю фантазии, отрабатывая до совершенства отдельные формальные элементы стиля.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Судьбы разные и у королей. Одни умирали в своей постели, оставив истории только имя и его "порядковый номер". Другие гибли на эшафоте или становились жертвой государственных переворотов. Одни не свершили ничего значительного, оставившего след в вечной памяти народа и всего человечества. Другие и в небытии сохранили звучный эпитет "великий". К последним относятся Петр I (1672-1725) и Людовик XIV (1638-1715), жившие в одно время.

Людовик XIV принадлежит к числу королей-долгожителей. Его личное правление продолжалось 54 года (после смерти кардинала Мазарини) и вошло в учебники всех стран под названием "золотой век", а он сам как "король-солнце". Эти оценки стали традиционными, а традиции далеко не всегда достоверны. Бесспорно, что Франция во второй половине XVII в. была могущественным европейским государством. По численности населения 20-21 млн. человек (статистика тех далеких времен требует больших "допусков") она превосходила Россию (16 млн.). В стране существовало развитое мануфактурное производство. Крестьянство, составлявшее подавляющее большинство населения, снабжало Францию дешевым продовольствием, но время от времени жестоко страдало от голода, уносившего сотни тысяч жизней.Король-солнце претендовал на гегемонию в Европе. При нем французский народ в общей сложности более 30 лет находился в состоянии войны, причем дважды, во время войны с Аугсбургской лигой (основанной в 1686 г.) и войны за испанское наследство 1701-1714 гг., с коалициями европейских государств. Французская армия была самой многочисленной и боеспособной в Европе. Сохраняя черты феодальных наемных войск, она Обладала передовым вооружением, специальными - артиллерийскими, инженерными и другими частями, системой организованного тыла (склады, казармы, госпитали). Фактически заново был создан военно-морской флот, способный противостоять флотам Англии или Голландии.

Людовик XIV стремился силой решать военно-стратегические вопросы и обеспечивать безопасность Франции и ее границ. Внешняя политика и дипломатия короля играли второстепенную, вспомогательную роль: прокладывали армии дорогу, закрепляли путем переговоров ее завоевания или смягчали последствия поражений, спасали от катастроф. Дипломатическая служба короля, обладая большим опытом, действовала энергично и часто напористо. Но она не могла изменить трагических для Франции последствий агрессивной политики Людовика XIV, приведшей страну к тяжелому поражению.

История "золотого века", недостаточно освещенная в советской литературе, представляет не только научный интерес. При всей условности исторических аналогий (события и факты никогда не бывают тождественными) незримые нити преемственности соединяют даже отдаленные эпохи. Королевство Людовика XIV - классический образец абсолютной власти. Диктаторов в разных странах и у различных народов называли по-разному: консул, император, король, государь, царь, председатель, генеральный секретарь, фюрер, дуче. Менялись общественные порядки, традиции, нравы. Но жил и живет институт личной власти, попирающий законность, народную волю, гуманность, гласность.

Закономерен тот факт, что чем тяжелее рука бесконтрольного властителя, тем чаще и охотнее он прибегает к внешним прикрытиям. При Людовике XIV время от времени проводились гласные расследования (финансовые, уголовные), состоялся публичный суд над сюринтендантом (министром) финансов Никола Фуке. В ходе громкого дела о "ядах" привлекались к ответственности титулованные особы. Лжедемократизм и в наши дни - в иных масштабах, формах и проявлениях, с другим социальным содержанием - служит прикрытием для честолюбивых устремлений политических авантюристов.

Еще одна проблема для размышления. Король-солнце в законченном, изощренном виде создал административно-командную систему управления. Для своего времени это был шаг вперед на пути ликвидации феодальной раздробленности и самоуправства дворян. Король, и только он, принимал окончательные решения, изрекал истины в последней инстанции. Государственный и другие советы являлись консультативными органами. Все управление страной, сверху донизу, было жестко централизовано, построено на принципе безусловного приоритета воли и интересов короля над всем обществом. Бюрократия была всемогущей.

Насилие - неотъемлемое качество любого режима личной власти, и государство короля-солнца было отнюдь не солнечным, а репрессивным. Непослушание и вольнодумство - политическое и религиозное, - "оскорбление величества" карались смертью, длительным, часто пожизненным, тюремным заключением, каторгой и галерами. А сотни тысяч протестантов, убитых, насильственно обращенных в католичество, разоренных, вынужденных покинуть Францию! А безжалостное подавление народных восстаний! Гильотину еще не придумали, но непокорных расстреливали, вешали, морили голодом и холодом.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Бардаи А.Н. Европа в период английской революции // Всемирная история. Т.13, М., 1996.

.   Бассан Ф. Людовик XIV, король артист. М., 2002.

.  . Бирюкович В.В.1936 Абсолютная монархия во Франции. // Короли-чудотворцы. М.:, 1997.

. Блюш Ф. Людовик XIV. М. 1998.

. Борисов Ю.В. Три портрета времён Людовика XIV // Новая и новейшая история. 1991.

Борисов Ю.В. Фаворитки Людовика XIV // Новая и новейшая история. 1991. № 4..

Виппер Ю.Б. «Мемуары» кардинала де Реца //. М. 1997.

. Боиль Г.Т. История цивилизации. Т. 1, М., 2000.

. Бергер О. Всемирная история // Новая история Т. 3, СПб, 1999.

. Борисов Ю.В. Международные отношения // Дипломатия Людовика XIV, М., 1991.

.Космипский Е.А. Абсолютизм во Франции. М., 1988.

. Лысяков В.Б. Людовик XIV о государстве и монаршей власти // Новая и новейшая история. 2002. № 5.

. Люблинская А.Д., Шаркова И. А.А. Матвеев и его труд

. Манфред. А.З. История Франции. T.l. М.: Наука, 1972.

. Матвеев А.А. Русский дипломат во Франции. Л., 1972, с. 3-30.

. Малое В.Н. Абсолютистская бюрократия и французское общество. М.1991.

Малое В.Н. Людовик XIV: опыт психологической характеристики // Новая и новейшая история. 1996. № 6.

. Всемирная история. Т. 10., М., 1958.

. Рогинская А.Е. Очерки истории Франции (XVII-XIX вв.). М., 1958.

. Галкин И.С. Французская историографическая мысль и историографическая наука // Историография новой и новешей истории стран Европы и Америки. М., 1977.

. Ивонина Л.И. Маркиз де Торси // Вопросы истории № 12, М., 2006.

. Кудрявцев В.Н. Исторический лексикон: энциклопедический словарь. Т. 7, М., 1998.

. Лысянов В.Б. Людовик XIV о государстве и монаршей власти // Новая и новейшая история № 5 М., 2002.

. Ольтециан И. Свет и тени Короля Солнца // История № 1, М., 2009.

. Овсянников В.И., Сироткин В.Г. Историография истории нового времени. М., 1989.

. Петера К. Французские короли и императоры. Ростов-на-Дону, 1997

. Сироткин В.Г. Буржуазные революции XVII - XVIII вв. // Сборник документов по истории нового времени. М., 1990.

Сказкин С.Д. Проблема абсолютизма в Западной Европе. //. Избранные труды по истории. М., 1973.

. Юровская Е.Е. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640 - 1870) М., 1990.

. Черняк Е.Б. Тайны Франции. М. 1996.

. Чистозвонов А.Н. Генезис капитализма: проблемы методологии. М. 1985.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.