Этап. «Моя индивидуальность». Развитие и активизация процесса самопознания (расширение представлений о себе) — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Этап. «Моя индивидуальность». Развитие и активизация процесса самопознания (расширение представлений о себе)

2022-09-12 40
Этап. «Моя индивидуальность». Развитие и активизация процесса самопознания (расширение представлений о себе) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тренинг личностного роста

«Пробуждение женственности»

для девушек 13-18 лет

 

Автор и ведущий программы: 

педагог-психолог 

Пояснительная записка

Актуальность: Современный мир прибавляет сложностей в понимание и восприятие женственности. Научиться ориентироваться в секретах женственности не просто даже взрослой женщине, не то, что подростку. Женственность – это нежное и мягкое качество, которое проявляется во внешности, манерах и природе женщины, т.е. это чаще всего свобода выражения своей женской сущности. Женственная натура производит впечатление мягкости и деликатности. Именно этих качеств зачастую не хватает так современным девушкам.

В женщине чувствуется дух очаровательного послушания и зависимости от мужчины, который о ней заботится и защищает ее. В ней нет свойственной мужчинам агрессивности, соперничества, бесстрашия, силы и способности самой справиться со своими «врагами».

Очень часто мы можем наблюдать тенденцию к демонстрации мужественности и агрессивности со стороны девушек-подростков. В настоящее время в обществе сильно выражена тенденция к эмансипации и повышенной самостоятельности женщины. Образ «business woman», для которой могут быть характерны такие качества как: хладнокровность, расчётливость, агрессивность, настойчивость, сила – прочно вошёл в современный мир. Но все выше перечисленные качества по своей природе, архетипу, являются мужскими. Женской природе свойственна слабость, мягкость, деликатность, доверчивость, адаптивность. Некоторая деформация в воспитании девушек несомненно происходит под влиянием СМИ, интернет источников и кино-продукции. Девушки вырастают с несколько искажённым пониманием предназначения женщины и часто не понимают или отвергают само понятие женственность. Современной школе необходимы специально разработанные программы для развития женственности у девушек-подростков. Именно поэтому и была разработана программа «Пробуждение женственности».

Теоретический конструкт программы:

Основным фундаментом построения учебной программы являются: нормативные возрастно-психологические проблемы девушек подросткового возраста и задачи подросткового возраста, которые концентрируются, в первую очередь, на самопознании и личностном самоопределении в психологической и социальной сферах [12].

Новизна программы заключается в ее направленности на формирование и развитие женственности; развитии эмоциональной коммуникативной сферы, усилении «женской сущности» и понимании «женской природы».

Цель программы: способствовать расширению представлений девушек подросткового возраста о своей индивидуальности и неповторимости: «эмоционально-чувственном мире», коммуникативных возможностях, содействовать осознанию и принятию собственной «уникальной женской индивидуальности».

Задачи:

1. Создать необходимые условия для формирования стремления к самопознанию, погружению в свой «женский внутренний мир».

2. Способствовать развитию интереса к саморазвитию, своей «женской сущности».

3. Расширить знания участниц о своем эмоциональном внутреннем мире» (чувствах и эмоциях), создавая условия для развития способности без оценочного их принятия и формирование умения управлять выражением чувств и эмоциональных реакций.

4. Способствовать развитию коммуникативной культуры у девушек подростков с помощью формирования у них навыков общения: умения слушать, умения высказывать свою точку зрения: возможности приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

5. Повысить чувство уверенности в себе и научиться видеть свою женскую индивидуальность.

6. Способствовать осознанию своих жизненных целей и путей их достижения.

Контингентом для проведения данной работы являются девушки 8-10 классов в возрасте 13-16 лет.

Методы работы:

· сказкотерапия;

· мини-лекции;

· упражнения;

· эмоциональная гимнастика;

· групповая дискуссия;

· сюжетно-ролевые игры.

Данные методы и формы работы помогают реализовать принципы учебной программы. Так как в их основе лежит активный и исследовательский характер поведения участников, стимулирующий их к решению поставленных перед ними задач.

В процессе занятий используются различные психологические техники и приёмы. Особенно эффективными в работе с девушками-подростками в рамках данной программы можно назвать техники сказкотерапии, арт-терапии и ролевые игры. Привлекательность сказкотерапии в работе с подростками несомненна. Это можно объяснить ее экологичностью, находясь не в обыденной, а в другой «драматической реальности» участники и тренер эмоционально защищены, возрастает доверие участников тренинга к происходящему процессу. Через участие в сказкотерапевтических занятиях участники преодолевают самоограничения, дополняют и обогащают свою жизнь, накапливают положительный эмоциональный заряд, укрепляя тем самым, свой социальный иммунитет [13].

Условия реализации программы:

Так как данная учебная программа напрямую соприкасается с «внутренним миром» подростка и его личностным развитием, необходимым условием является создание максимально комфортных условий для ее участников. Это должно быть: просторное помещение (аудитория, класс). Для занятий понадобятся листы для рисования, цветные карандаши, мелки, мягкая игрушка или мяч, цветные бусины и нити, психологическая игра «Хранительницы Сада». Оптимальная численность для проведения данной развивающей работы составляет до 10 человек в возрасте 13-16 лет. Регламент проведения тренинга: однодневный курс с погружением участников в данный вид развивающей работы, или это может быть двухдневный курс, состоящий из двух частей.

Успех данной программы в большей степени определяется соблюдением специфических принципов группы:

- конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников; - принцип активности участников: участники группы постоянно вовлекаются в различные игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют других участников;

- безоценочность суждений и высказываний, направленных в сторону других участников;

- принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов участников, признания ценности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга;

- правило «стоп»: если обсуждение личного опыта какого-либо участника становится ему неприятным, то он может сказать «стоп», тем самым, закончив обсуждение;

- принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не аппелируют к прошлому опыту;

- принцип исследовательской позиции участников: тренер может лишь побуждать участников к поиску ответов на возникающие вопросы.

Практическая значимость: Данная программа дает возможность девушкам подросткового возраста расширить границы понимания своего «внутреннего мира», раскрыть «тайну своей женственности», найти пути преодоления неуверенности в себе, повысить уровень коммуникативной культуры, обогатить свой «женский эмоциональный опыт», выработать модель своего женского поведения путем ролевых игр в различных жизненных ситуациях, увидеть свои жизненные перспективы.

 

 

2.Учебно-тематический план

 

Тема (название) занятия Продолжительность теоретической (вводной) части (мин.) Продолжительность практической части (мин.) Общее количество времени (мин.)

Этап 1. «Моя индивидуальность»

Развитие и активизация процесса самопознания (расширение представлений о себе)

1 Введение, принятие правил группы. Знакомство с понятием самопознание. 10   10
2 Диагностика: определение уровня самооценки, определение психологическо-го пола (степень андрогинности, маскулинности и феминности подростков), методика свободных описаний 5 15 20
3 Разминка «Имя и эпитет» 5 10 15
4 «Карта сказочной страны» 5 30 35

Этап 2. «Мир моих эмоций». Развитие саморегуляции

(эмоционально-чувственная сфера)

1 Упражнение «Кто я? Какая я?» 5 15 20
2 «Мастерская шляпника» 10 20 30

Перерыв «Чайная пауза» - 20 мин.

Этап 3. «Женственность – это сила внутри нас».

«Пробуждение женственности»

1 Знакомство с базовыми принципами Женственности. 10   10
2 Упражнение «Портрет Внутреннего танца» 5 15 20
3 Упражнение «Маленькие чудеса повседневности»   5 15 20
4 Знакомство с понятиями «анима» и «анимус» (архетипами) 5 15 20
5 Упражнение «Сочинение сказки» 5 25 30

Этап 4. «Хранительницы сада:

цветочные истории для женского сердца»

1 Упражнение «Одно письмо» 10 20 30
2 Упражнение «Планирование сада» 10 20 30

Этап 5. Подведение итогов программы

2 Упражнение «Мои семь печатей» 5 10 15
3 Итоговая диагностика. 5 15 20
4 «Ожерелье» 5 15   20
5 Завершение программы, прощание с группой. 5 10 15

Общее время:

120 260 380

 

3. Программа занятий:

Упражнение «Имя и эпитет»

Участники садятся по кругу, ведущий стоит в центре круга. Сейчас у нас будет возможность познакомиться друг с другом. Сделаем это так: каждый участник нашего круга будет называть свое имя и эпитет, его характеризующий на первую букву его имени.

Упражнение «Какая Я».

    Ответить на этот вопрос прилагательными. Отметить какие из этих качеств относятся к Я – физическому, Я – интеллектуальному, Я – эмоциональному, Я – социальному. Если разница между различными Я составляет 1-2 балла, человек адекватно рассматривает себя со всех сторон. Если явно преобладает одна из субличностей, она может мешать человеку в жизни самому себе или в общении с окружающими.

 

Приложение 1.

Методы диагностики результативности работы:

Для оценки эффективности результативности данной учебной программы до и после проведения занятий используются следующие диагностические методики:

Подсчет баллов

50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль...

37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Приложение 2.

Тренинг личностного роста

«Пробуждение женственности»

для девушек 13-18 лет

 

Автор и ведущий программы: 

педагог-психолог 

Пояснительная записка

Актуальность: Современный мир прибавляет сложностей в понимание и восприятие женственности. Научиться ориентироваться в секретах женственности не просто даже взрослой женщине, не то, что подростку. Женственность – это нежное и мягкое качество, которое проявляется во внешности, манерах и природе женщины, т.е. это чаще всего свобода выражения своей женской сущности. Женственная натура производит впечатление мягкости и деликатности. Именно этих качеств зачастую не хватает так современным девушкам.

В женщине чувствуется дух очаровательного послушания и зависимости от мужчины, который о ней заботится и защищает ее. В ней нет свойственной мужчинам агрессивности, соперничества, бесстрашия, силы и способности самой справиться со своими «врагами».

Очень часто мы можем наблюдать тенденцию к демонстрации мужественности и агрессивности со стороны девушек-подростков. В настоящее время в обществе сильно выражена тенденция к эмансипации и повышенной самостоятельности женщины. Образ «business woman», для которой могут быть характерны такие качества как: хладнокровность, расчётливость, агрессивность, настойчивость, сила – прочно вошёл в современный мир. Но все выше перечисленные качества по своей природе, архетипу, являются мужскими. Женской природе свойственна слабость, мягкость, деликатность, доверчивость, адаптивность. Некоторая деформация в воспитании девушек несомненно происходит под влиянием СМИ, интернет источников и кино-продукции. Девушки вырастают с несколько искажённым пониманием предназначения женщины и часто не понимают или отвергают само понятие женственность. Современной школе необходимы специально разработанные программы для развития женственности у девушек-подростков. Именно поэтому и была разработана программа «Пробуждение женственности».

Теоретический конструкт программы:

Основным фундаментом построения учебной программы являются: нормативные возрастно-психологические проблемы девушек подросткового возраста и задачи подросткового возраста, которые концентрируются, в первую очередь, на самопознании и личностном самоопределении в психологической и социальной сферах [12].

Новизна программы заключается в ее направленности на формирование и развитие женственности; развитии эмоциональной коммуникативной сферы, усилении «женской сущности» и понимании «женской природы».

Цель программы: способствовать расширению представлений девушек подросткового возраста о своей индивидуальности и неповторимости: «эмоционально-чувственном мире», коммуникативных возможностях, содействовать осознанию и принятию собственной «уникальной женской индивидуальности».

Задачи:

1. Создать необходимые условия для формирования стремления к самопознанию, погружению в свой «женский внутренний мир».

2. Способствовать развитию интереса к саморазвитию, своей «женской сущности».

3. Расширить знания участниц о своем эмоциональном внутреннем мире» (чувствах и эмоциях), создавая условия для развития способности без оценочного их принятия и формирование умения управлять выражением чувств и эмоциональных реакций.

4. Способствовать развитию коммуникативной культуры у девушек подростков с помощью формирования у них навыков общения: умения слушать, умения высказывать свою точку зрения: возможности приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

5. Повысить чувство уверенности в себе и научиться видеть свою женскую индивидуальность.

6. Способствовать осознанию своих жизненных целей и путей их достижения.

Контингентом для проведения данной работы являются девушки 8-10 классов в возрасте 13-16 лет.

Методы работы:

· сказкотерапия;

· мини-лекции;

· упражнения;

· эмоциональная гимнастика;

· групповая дискуссия;

· сюжетно-ролевые игры.

Данные методы и формы работы помогают реализовать принципы учебной программы. Так как в их основе лежит активный и исследовательский характер поведения участников, стимулирующий их к решению поставленных перед ними задач.

В процессе занятий используются различные психологические техники и приёмы. Особенно эффективными в работе с девушками-подростками в рамках данной программы можно назвать техники сказкотерапии, арт-терапии и ролевые игры. Привлекательность сказкотерапии в работе с подростками несомненна. Это можно объяснить ее экологичностью, находясь не в обыденной, а в другой «драматической реальности» участники и тренер эмоционально защищены, возрастает доверие участников тренинга к происходящему процессу. Через участие в сказкотерапевтических занятиях участники преодолевают самоограничения, дополняют и обогащают свою жизнь, накапливают положительный эмоциональный заряд, укрепляя тем самым, свой социальный иммунитет [13].

Условия реализации программы:

Так как данная учебная программа напрямую соприкасается с «внутренним миром» подростка и его личностным развитием, необходимым условием является создание максимально комфортных условий для ее участников. Это должно быть: просторное помещение (аудитория, класс). Для занятий понадобятся листы для рисования, цветные карандаши, мелки, мягкая игрушка или мяч, цветные бусины и нити, психологическая игра «Хранительницы Сада». Оптимальная численность для проведения данной развивающей работы составляет до 10 человек в возрасте 13-16 лет. Регламент проведения тренинга: однодневный курс с погружением участников в данный вид развивающей работы, или это может быть двухдневный курс, состоящий из двух частей.

Успех данной программы в большей степени определяется соблюдением специфических принципов группы:

- конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников; - принцип активности участников: участники группы постоянно вовлекаются в различные игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют других участников;

- безоценочность суждений и высказываний, направленных в сторону других участников;

- принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов участников, признания ценности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга;

- правило «стоп»: если обсуждение личного опыта какого-либо участника становится ему неприятным, то он может сказать «стоп», тем самым, закончив обсуждение;

- принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не аппелируют к прошлому опыту;

- принцип исследовательской позиции участников: тренер может лишь побуждать участников к поиску ответов на возникающие вопросы.

Практическая значимость: Данная программа дает возможность девушкам подросткового возраста расширить границы понимания своего «внутреннего мира», раскрыть «тайну своей женственности», найти пути преодоления неуверенности в себе, повысить уровень коммуникативной культуры, обогатить свой «женский эмоциональный опыт», выработать модель своего женского поведения путем ролевых игр в различных жизненных ситуациях, увидеть свои жизненные перспективы.

 

 

2.Учебно-тематический план

 

Тема (название) занятия Продолжительность теоретической (вводной) части (мин.) Продолжительность практической части (мин.) Общее количество времени (мин.)

Этап 1. «Моя индивидуальность»

Развитие и активизация процесса самопознания (расширение представлений о себе)

1 Введение, принятие правил группы. Знакомство с понятием самопознание. 10   10
2 Диагностика: определение уровня самооценки, определение психологическо-го пола (степень андрогинности, маскулинности и феминности подростков), методика свободных описаний 5 15 20
3 Разминка «Имя и эпитет» 5 10 15
4 «Карта сказочной страны» 5 30 35

Этап 2. «Мир моих эмоций». Развитие саморегуляции

(эмоционально-чувственная сфера)

1 Упражнение «Кто я? Какая я?» 5 15 20
2 «Мастерская шляпника» 10 20 30

Перерыв «Чайная пауза» - 20 мин.

Этап 3. «Женственность – это сила внутри нас».

«Пробуждение женственности»

1 Знакомство с базовыми принципами Женственности. 10   10
2 Упражнение «Портрет Внутреннего танца» 5 15 20
3 Упражнение «Маленькие чудеса повседневности»   5 15 20
4 Знакомство с понятиями «анима» и «анимус» (архетипами) 5 15 20
5 Упражнение «Сочинение сказки» 5 25 30

Этап 4. «Хранительницы сада:

цветочные истории для женского сердца»

1 Упражнение «Одно письмо» 10 20 30
2 Упражнение «Планирование сада» 10 20 30

Этап 5. Подведение итогов программы

2 Упражнение «Мои семь печатей» 5 10 15
3 Итоговая диагностика. 5 15 20
4 «Ожерелье» 5 15   20
5 Завершение программы, прощание с группой. 5 10 15

Общее время:

120 260 380

 

3. Программа занятий:

этап. «Моя индивидуальность». Развитие и активизация процесса самопознания (расширение представлений о себе)

Цель: знакомство участниц друг с другом, создание благоприятной атмосферы эмоционального принятия; установление правил работы в группе; представление участникам программы занятий; знакомство с основными понятиями, формой и методами работы в группе.

1. Разминка «Воздушный шарик»

2. Введение, принятие правил группы. Знакомство с понятием самопознание.

3. Диагностика: определение уровня самооценки, определение психологического пола (степень андрогинности, маскулинности и феминности подростков), методика свободных описаний «Образ современной девушки».

4. Упражнение без маски»

5. Упражнение «Автопортрет»

6. «Карта сказочной страны»

 

Этап 2. «Мир моих эмоций». Развитие саморегуляции (эмоционально-чувственная сфера)

Цель: активизация эмоционального опыта и знаний; тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.

1. Упражнение «Кто я? Какая я?»

2. «Мастерская шляпника»


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.