Человек учится оценивать сначала других, а потом себя. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Человек учится оценивать сначала других, а потом себя.

2022-09-12 19
Человек учится оценивать сначала других, а потом себя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

И лишь к 14–15  годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.). Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной.

У человека не один образ Я, а много сменяющих друг друга образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия:

· · Я реальное - представление о себе в данный момент;

· · Я идеальное - то, каким человек должен был бы стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности (выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности);

· · Я фантастическое - то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким бы он хотел себя видеть (значение этого образа особенно велико в старшем подростковом и юношеском возрасте в связи со склонностью строить планы на будущее).

Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов, которые по-разному проявляются.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он сталкивается с противодействием окружающих, озлобляется, проявляет мнительность, подозрительность или нарочитое высокомерие, агрессию, утрачивает необходимые межличностные контакты и замыкается.

Чрезмерно низкая самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказ от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.У некоторых людей самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Человек с истерическими проявлениями высказывает такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной». Какие же трудности общения возникают у людей с завышенной самооценкой? Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно — ведь мысль «видите, какой я умный», подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым?

Условия формирования низкой самооценки

- родители пытаются сформировать у ребёнка способность к аккомодации, т.е. к приспособительному поведению это выражается в требованиях беспрекословного послушания от ребёнка, умение подстраиваться к другим людям, зависимость от взрослых в повседневной жизни, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками и т.д. Стремление родителей поставить детей в подчинённое, зависимое положение ведёт к снижению самооценки. Ребёнок в этой ситуации оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения собственной личной ценности.

Условия формирования средней самооценки

– уровень родительских притязаний ниже, чем в предыдущей группе, родители склонны занимать покровительственную, снисходительную позицию. Детей принимают такими, какие они есть, проявляется терпимость к их поведению, больше дают детям свободы в принятии решений. Но в то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у детей этой группы ограничиваются. Дети этой группы больше ориентируются на мнение других людей о себе.

Условия формирования высокой самооценки

- в семье царит атмосфера взаимного доверия, эти семьи отличаются сплочённостью и солидарностью, каждый член семьи чувствует себя включённым в общий домашний круг. Ребёнок меньше подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир. Он успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, ибо чувствует уверенность в своих силах. В таких семьях подчёркивается стремление к совершенству.

 

Профиль личности с низкой самооценкой:

  • сверхчувствительность к лести, похвале и критике;
  • сильно выраженные эгоцентризм и меркантильность;
  • убеждение в эгоистической, порочной природе человека, недоверие и подозрительность к людям, игнорирование их потребностей;
  • склонность объяснять своё поведение и происходящие с ним события как мало зависящие от него самого, больше от внешних обстоятельств;
  • стремление к уединению, робость или ярко выраженная агрессивность;
  • высокий уровень неудовлетворённости собой;
  • неустойчивая система взглядов, большая внушаемость
  • безразличие или преувеличенно-тревожное отношение к своему здоровью и внешности.

Профиль личности с высокой самооценкой:

  • способность трезво и реально оценивать свои успехи и неудачи, отстаивать свои интересы и взгляды;
  • способность изменять свои взгляды и принципы при изменении социального опыта на основе новой информации;
  • отсутствие изнуряющего беспокойства о своём прошлом и будущем;
  • уверенность в том, что он справится с проблемами даже перед лицом случайных неудач;
  • принятие себя как личности, имеющей равную ценность с другими, несмотря на различия в качествах и способностях;
  • уважение интересов и потребностей других людей.

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний.

Где уровень притязаний это цели, к которым индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние), а успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий. При этом необходимо заметить, что влияние неудачи больше понижает самооценку, чем успех повышает её

 

Уровень притязаний — это степень трудностей, которые человек ставит перед собой.

Уровень притязаний формируется под влиянием удач и неудач на жизненном пути человека.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.