Исламский фактор в общественно-экономической жизни — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Исламский фактор в общественно-экономической жизни

2022-09-12 22
Исламский фактор в общественно-экономической жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Саудовская Аравия - родина ислама, на ее территории находятся главные святыни исламского мира, к которым ежегодно правоверные мусульмане совершают паломничество (хадж). Само по себе это достаточное обстоятельство для выделения исламского фактора в качестве одного из ведущих во внешней политике королевства. Власти страны в полной мере используют хадж не только в целях упрочения своего влияния в исламском мире, но и в интересах сугубо внешнеполитических.

Так, неоднократные конфликты и инциденты с паломниками из Ирана (при всем разнообразии вызвавших их причин) в конечном счете поддерживали состояние глухого, но явственного, начавшегося четверть века назад противоборства двух наиболее сильных государств субрегиона. Нефтяной бум позволил обеим странам (правда, в разной степени) совершить скачок в своем социально-экономическом развитии, а также провести качественную модернизацию и реорганизацию своих вооруженных сил. Немалый во всех отношениях потенциал Ирана и Саудовской Аравии, а также историческое наследие обеих стран и их роль в качестве исламских центров, в свою очередь укрепляют их положение и претензии на роль ведущей державы субрегиона.

При всем разнообразии форм взаимоотношений двух стран стоит выделить из них именно исламский фактор. Длительный и прочный, имеющий стратегическое значение фактический союз Саудовской Аравии с США при всем положительном значении в плане экономическом и военном ослабляет не только авторитет родины ислама в самом исламском мире, но отчасти и положение власти внутри страны. Учитывая наметившуюся тенденцию в большинстве азиатских стран на постепенный отказ от открытой вестернизации в общественной жизни, а также возможный в XXI веке отказ от западной модели развития ради обретения своего пути, верность традиции в значении ее исламской составляющей может обрести для Ирана и Саудовской Аравии еще большее значение как в плане внутреннем, так и в региональном.

В отношении стран СНГ с большим массивом мусульманского населения Саудовская Аравия ведет активный курс с целью упрочения своего влияния, однако исламская идея зачастую играет тут сугубо демонстративную роль, в то время как определяющими факторами являются экономические и собственно политические. В законах, принятых в 1992 г. и имеющих конституционное значение, Саудовская Аравия провозглашается исламским государством, правители которого обязуются защищать исламские ценности словом и делом. В 90-е годы усиливается идеологическая экспансия ислама не только в странах Азии и Африки, отчасти Западной Европы, но и закрытого ранее пространства Восточной Европы, бывшего СССР.

Здесь следует уточнить, что внешнеполитическая деятельность осуществляется не только МИДом, но и некоторыми другими правительственными ведомствами (аппарат короля, служба безопасности) и неправительственными организациями (Общество Красного Полумесяца, благотворительные фонды). Кроме того, саудовская власть имеет возможность использовать в своих интересах общеарабские и общеисламские организации, в которых она благодаря своему авторитету и финансовым возможностям играет важную роль (Лига арабских государств, Организация Исламская конференция и др.).

Необходимо отметить самостоятельную роль исламской политики Эр-Рияда, которая подчас проводится параллельно с национальной внешней политикой, подкрепляя и усиливая ее. Так, осенью 1999 г. в Брюсселе при поддержке саудовского короля Фахда, предпочитающего титул Хранитель Двух Святых Мечетей, состоялся культурный форум для обсуждения вопроса об углублении изучения Ислама в западных учебных заведениях. Очевидно, что данное мероприятие составляет одно из звеньев долгосрочной и последовательной политики Эр-Рияда по упрочению своих позиций в мировом и, в частности, западноевропейском сообществе. Помимо чисто пропагандистского значения, такого рода акции важны для создания благоприятной основы в экономическом и политическом сотрудничестве саудовского королевства с западноевропейскими странами. В то же время, очевидно, что таким образом, естественно, повышается авторитет Саудовской Аравии и в исламском мире, где она продолжает выполнение своих функций в качестве хранителя и защитника Ислама словом и делом.

Одним из последних примеров этого стало заявление шейха Абдель Рахмана Аль-Судейс, имама Святой Мечети в Мекке в сентябре 1999 г. о решении создать в Барселоне крупный Исламский центр. Здесь при финансовой поддержке саудовского правительства и Всемирной Исламской Лиги предусматривается строительство мечети и здания исламского центра. В интервью шейх Аль-Судейс сказал, что существование такого рода центров позволит нейтрализовать выпады в разных частях европейского региона против исламских иммигрантов, в основном из стран Северной Африки.

По словам шейха Аль-Судейса, за последнюю четверть века Саудовская Аравия создала по всему миру 210 исламских центров и более 1500 мечетей, что обошлось в 93 миллиарда долларов. Среди наиболее крупных - исламские центры в Лондоне, Эдинбурге, Мадриде, Риме, Токио, Брюсселе, Женеве, Торонто, Загребе, Лиссабоне, Вене, Буэнос-Айресе, в Нигерии, Новой Зеландии, Австралии (три центра) и Бразилии (три центра). Из наиболее крупных мечетей, построенных в последние годы, известна мечеть в Лос-Анджелесе (США), вмещающая 2000 молящихся, имеющая лекционный зал, учебные помещения, исследовательский центр и книжный магазин.

Наиболее важные события внутри страны также имели внешнеполитический аспект и исламскую направленность. Это касается прежде всего захвата Ираком в 1990 г. территории соседнего Кувейта и возникновение впервые в истории страны реальной военной угрозы (если не вспоминать демонстративные утечки информации из Пентагона в 1974 г. с планами расчленения нефтяного королевства на три части, из которых лишь одна сохранилась бы независимой). Последовавшее присутствие на «священной земле ислама» сотен тысяч иностранных военнослужащих, а также их боевые действия против не только Саддама Хусейна, но и иракцев - арабов и единоверцев, - способствовали активизации исламской оппозиции внутри страны. Взрывы, унесшие жизни десятков американских военнослужащих, стали реакцией религиозных фундаменталистов на слишком, по их мнению, прозападную внешнюю политику Саудидов.

В условиях относительной экономической стабильности именно внутриполитические проблемы стали наиболее беспокоящими власть. Что позволяет говорить о стабильности в экономике? В конце 90-х годов повысилась и стабилизировалась цена на нефть, составив около 21 долл. за баррель. Учитывая решающую роль нефтедолларов в доходах саудовского государства (до 80%), данное обстоятельство позволило власти продолжить реализацию целей в седьмом плане социально-экономического развития на 1995-2000 гг.: продолжается диверсификация экономики, главными задачами при этом считаются сокращение зависимости национальной экономики от нефти (при дальнейшем развитии всего нефтяного хозяйства) и упрочение положения страны на внешних рынках. В настоящее время саудовский экспорт идет в 118 стран мира. «Сауди Газет» особо выделяет то обстоятельство, что из общего объема экспорта в 55 млрд. долл. на долю нефтехимической продукции приходится около 15 млрд., на долю продукции других отраслей обрабатывающей промышленности около 8 млрд. долл. ежегодно. Крупнейшая промышленная компания САБИК имеет связи с 90 странами. Ее производственные мощности включают 21 солидное промышленное предприятие, 12 дополняющих заводов и 112 небольших промышленных предприятий; общее число занятых на ее заводах составляет 14 238 чел., из которых саудовцы составляют 70%.

Таким образом, Саудовская Аравия постепенно, медленно и успешно меняет свое положение в мировом капиталистическом хозяйстве в качестве «сырьевого придатка» более развитых экономик. Создана промышленная основа национальной экономики с учетом современной технологии, сформировалась национальная современная рабочая сила (что особенно важно, учитывая сильную зависимость всех нефтяных монархий Аравии от иностранных рабочих рук).

Приведенные примеры дают основание говорить не просто об упрочении и стабилизации, но и о формировании в саудовском обществе своей модели капиталистического уклада. Процесс этот еще не завершен, еще происходит взаимодействие традиционных и современных начал, продолжается адаптация друг к другу элементов саудовской и западной культур. В ходе этого процесса исламская составляющая общественного развития наряду с иными неизбежно должна будет активизироваться.

Внешнее впечатление полного застоя в общественно-политической жизни страны обманчиво. Активизируются национальный капитал и интеллигенция - те социальные силы, которым принадлежит будущее в управлении страной. Показательно, что власть, фактически завершив коренные социально-экономические реформы, плавно проводит собственно политические преобразования, передавая часть своих полномочий в руки общества. Именно так следует оценить решение короля Фахда от 23 сентября 1999 г. о расширении полномочий Высшего Экономического совета, выполняющего рекомендательные функции при правительстве.

До середины 90-х годов власть с большим или меньшим вниманием учитывала исламский фактор в своей политике, более или менее форсируя достижение исламских целей. Однако во второй половине 90-х годов исламская оппозиция превратилась в силу, явно осложняющую жизнь Саудидов. Если ранее с их стороны была безудержная поддержка всех движений, выступавших под зеленым флагом, то теперь пришло понимание опасности этого в плане внутри- и внешнеполитическом. Наиболее ярким примером тому служит история Усамы бен Ладена.

Выходец из большой семьи преуспевающего саудовского миллиардера, связанного с правящей семьей Саудидов, Усама бен Ладен получил образование на Западе и успешно включился в деятельность десятков семейных предприятий в саудовском королевстве. Впервые о его близости к исламским экстремистам стало известно в 1979 г., когда исламские мятежники захватили Большую мечеть в Мекке, используя при этом тяжелые грузовики семьи Ладенов. В настоящее время мировая пресса широко освещает историю финансовой поддержки Усамой бен Ладеном различных террористических формирований, использующих исламские лозунги.

Официальная позиция саудовского королевства состоит в осуждении терроризма, что подтвердил осенью 1998 г. наследный принц Абдалла ибн Абдель Азиз в ходе своего визита в страны Западной Европы и Пакистан. Саудовские власти лишили Усаму бен Ладена саудовского подданства. В Дубае (ОАЭ) власти закрыли его банковский счет. США объявили о награде в 3 млн. долл. за выдачу миллионера-террориста. Тем не менее, создается впечатление, что существование Усамы бен Ладена выгодно различным силам, действующим в регионе. Для США наличие «исламской угрозы» облегчает возможность играть роль верховной силы в регионе.

Для саудовских властей, стремящихся упрочить положение династии Саудидов в III тысячелетии, очевидно, что первоочередными и потенциально наиболее опасными являются не столько социальные или политические проблемы, сколько проблемы религиозные. Нынешнее переходное положение саудовского общества позволяет предположить развитие в двух направлениях: откат назад к уровню большей верности канонам ислама и шариата, как это произошло в Иране после исламской революции, или, напротив, смягчение жестких норм ислама и шариата во внутренней жизни. Однако в обоих случаях Саудовская Аравия остается центром мирового ислама, а следовательно, исламский фактор по-прежнему будет играть важную роль в ее общественной жизни

Исламской составляющей принадлежит важное место во внешней политике Эмиратов. Характер деятельности ОАЭ в этом плане свидетельствует о желании не абсолютизировать исламский фактор в угоду крайностям и перегибам, а использовать исламскую солидарность и взаимоподдержку для выхода из отсталости, бедности и т.п.

Такая позиция подтверждается политикой ОАЭ оказания содействия программам развития арабо-исламского мира. Эмираты входят в число крупнейших в мире финансовых доноров на душу населения.


Заключение

 

В соответствии с поставленной целью и задачами был изучен широкий круг источников и литературы, что позволило сделать основные выводы по теме работы. Ислам в большей мере, чем другие религиозные системы, служит базой правовых норм. Как и любая другая религия, ислам имеет свою священную историю, которая хотя и представляет собой во многом собрание мифов и легенд, предстает в сознании верующего как реальность и влияет на восприятие им окружающего мира. Воздействию ислама на процесс принятия политических решений способствует и изначально присущая этой религии ориентация на практическую деятельность. Ислам выступает, таким образом, как набор критериев, оправдывающих и обосновывающих то или иное решение и одновременно побуждающих приводить это решение в соответствие с определенными политико-религиозными стереотипами. В наибольшей степени влияние мусульманской религии на выработку внешнеполитических позиций прослеживается у государственных деятелей, придерживающихся традиционалистских либо возрожденческих взглядов, в меньшей - у сторонников реформаторских воззрений.

Исламский фактор оказывает заметное влияние на формирование взглядов на внешнюю политику руководства Саудовской Аравии. Саудиты убеждены, что призвание их страны - играть мессианскую роль, выступая в качестве «светоча ислама» и лидера мусульманского мира. Главный акцент делается на религиозную солидарность, под чем в первую очередь подразумевается создание в формирующемся многополярном мире сильного исламского полюса, способного защищать интересы мусульманских стран. Данная цель, выдвижение которой выглядит как выдача желаемого за действительное, представляется утопичной: трудно представить себе, как можно объединить в сплоченную группировку страны, разбросанные на пространстве от Атлантики до Тихого океана, внешняя политика которых не является идентичной хотя бы уже в силу их принадлежности к совершенно разным географическим зонам. Второй аспект религиозной солидарности, как ее понимают саудовцы, заключается в возведении в статус священной обязанности принципа поддержки религиозных исламских меньшинств. На практике такая линия наиболее активно проводится по отношению к косоварам и мусульманам Боснии и Герцеговины. Следование ей, с одной стороны, полностью согласуется с идеологическими установками саудитов, а с другой - является абсолютно безопасным в условиях, когда по этим проблемам с близких к саудовским позиций выступают Соединенные Штаты и западноевропейские державы.



Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.