Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-09-12 | 22 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Саудовская Аравия - родина ислама, на ее территории находятся главные святыни исламского мира, к которым ежегодно правоверные мусульмане совершают паломничество (хадж). Само по себе это достаточное обстоятельство для выделения исламского фактора в качестве одного из ведущих во внешней политике королевства. Власти страны в полной мере используют хадж не только в целях упрочения своего влияния в исламском мире, но и в интересах сугубо внешнеполитических.
Так, неоднократные конфликты и инциденты с паломниками из Ирана (при всем разнообразии вызвавших их причин) в конечном счете поддерживали состояние глухого, но явственного, начавшегося четверть века назад противоборства двух наиболее сильных государств субрегиона. Нефтяной бум позволил обеим странам (правда, в разной степени) совершить скачок в своем социально-экономическом развитии, а также провести качественную модернизацию и реорганизацию своих вооруженных сил. Немалый во всех отношениях потенциал Ирана и Саудовской Аравии, а также историческое наследие обеих стран и их роль в качестве исламских центров, в свою очередь укрепляют их положение и претензии на роль ведущей державы субрегиона.
При всем разнообразии форм взаимоотношений двух стран стоит выделить из них именно исламский фактор. Длительный и прочный, имеющий стратегическое значение фактический союз Саудовской Аравии с США при всем положительном значении в плане экономическом и военном ослабляет не только авторитет родины ислама в самом исламском мире, но отчасти и положение власти внутри страны. Учитывая наметившуюся тенденцию в большинстве азиатских стран на постепенный отказ от открытой вестернизации в общественной жизни, а также возможный в XXI веке отказ от западной модели развития ради обретения своего пути, верность традиции в значении ее исламской составляющей может обрести для Ирана и Саудовской Аравии еще большее значение как в плане внутреннем, так и в региональном.
|
В отношении стран СНГ с большим массивом мусульманского населения Саудовская Аравия ведет активный курс с целью упрочения своего влияния, однако исламская идея зачастую играет тут сугубо демонстративную роль, в то время как определяющими факторами являются экономические и собственно политические. В законах, принятых в 1992 г. и имеющих конституционное значение, Саудовская Аравия провозглашается исламским государством, правители которого обязуются защищать исламские ценности словом и делом. В 90-е годы усиливается идеологическая экспансия ислама не только в странах Азии и Африки, отчасти Западной Европы, но и закрытого ранее пространства Восточной Европы, бывшего СССР.
Здесь следует уточнить, что внешнеполитическая деятельность осуществляется не только МИДом, но и некоторыми другими правительственными ведомствами (аппарат короля, служба безопасности) и неправительственными организациями (Общество Красного Полумесяца, благотворительные фонды). Кроме того, саудовская власть имеет возможность использовать в своих интересах общеарабские и общеисламские организации, в которых она благодаря своему авторитету и финансовым возможностям играет важную роль (Лига арабских государств, Организация Исламская конференция и др.).
Необходимо отметить самостоятельную роль исламской политики Эр-Рияда, которая подчас проводится параллельно с национальной внешней политикой, подкрепляя и усиливая ее. Так, осенью 1999 г. в Брюсселе при поддержке саудовского короля Фахда, предпочитающего титул Хранитель Двух Святых Мечетей, состоялся культурный форум для обсуждения вопроса об углублении изучения Ислама в западных учебных заведениях. Очевидно, что данное мероприятие составляет одно из звеньев долгосрочной и последовательной политики Эр-Рияда по упрочению своих позиций в мировом и, в частности, западноевропейском сообществе. Помимо чисто пропагандистского значения, такого рода акции важны для создания благоприятной основы в экономическом и политическом сотрудничестве саудовского королевства с западноевропейскими странами. В то же время, очевидно, что таким образом, естественно, повышается авторитет Саудовской Аравии и в исламском мире, где она продолжает выполнение своих функций в качестве хранителя и защитника Ислама словом и делом.
|
Одним из последних примеров этого стало заявление шейха Абдель Рахмана Аль-Судейс, имама Святой Мечети в Мекке в сентябре 1999 г. о решении создать в Барселоне крупный Исламский центр. Здесь при финансовой поддержке саудовского правительства и Всемирной Исламской Лиги предусматривается строительство мечети и здания исламского центра. В интервью шейх Аль-Судейс сказал, что существование такого рода центров позволит нейтрализовать выпады в разных частях европейского региона против исламских иммигрантов, в основном из стран Северной Африки.
По словам шейха Аль-Судейса, за последнюю четверть века Саудовская Аравия создала по всему миру 210 исламских центров и более 1500 мечетей, что обошлось в 93 миллиарда долларов. Среди наиболее крупных - исламские центры в Лондоне, Эдинбурге, Мадриде, Риме, Токио, Брюсселе, Женеве, Торонто, Загребе, Лиссабоне, Вене, Буэнос-Айресе, в Нигерии, Новой Зеландии, Австралии (три центра) и Бразилии (три центра). Из наиболее крупных мечетей, построенных в последние годы, известна мечеть в Лос-Анджелесе (США), вмещающая 2000 молящихся, имеющая лекционный зал, учебные помещения, исследовательский центр и книжный магазин.
Наиболее важные события внутри страны также имели внешнеполитический аспект и исламскую направленность. Это касается прежде всего захвата Ираком в 1990 г. территории соседнего Кувейта и возникновение впервые в истории страны реальной военной угрозы (если не вспоминать демонстративные утечки информации из Пентагона в 1974 г. с планами расчленения нефтяного королевства на три части, из которых лишь одна сохранилась бы независимой). Последовавшее присутствие на «священной земле ислама» сотен тысяч иностранных военнослужащих, а также их боевые действия против не только Саддама Хусейна, но и иракцев - арабов и единоверцев, - способствовали активизации исламской оппозиции внутри страны. Взрывы, унесшие жизни десятков американских военнослужащих, стали реакцией религиозных фундаменталистов на слишком, по их мнению, прозападную внешнюю политику Саудидов.
|
В условиях относительной экономической стабильности именно внутриполитические проблемы стали наиболее беспокоящими власть. Что позволяет говорить о стабильности в экономике? В конце 90-х годов повысилась и стабилизировалась цена на нефть, составив около 21 долл. за баррель. Учитывая решающую роль нефтедолларов в доходах саудовского государства (до 80%), данное обстоятельство позволило власти продолжить реализацию целей в седьмом плане социально-экономического развития на 1995-2000 гг.: продолжается диверсификация экономики, главными задачами при этом считаются сокращение зависимости национальной экономики от нефти (при дальнейшем развитии всего нефтяного хозяйства) и упрочение положения страны на внешних рынках. В настоящее время саудовский экспорт идет в 118 стран мира. «Сауди Газет» особо выделяет то обстоятельство, что из общего объема экспорта в 55 млрд. долл. на долю нефтехимической продукции приходится около 15 млрд., на долю продукции других отраслей обрабатывающей промышленности около 8 млрд. долл. ежегодно. Крупнейшая промышленная компания САБИК имеет связи с 90 странами. Ее производственные мощности включают 21 солидное промышленное предприятие, 12 дополняющих заводов и 112 небольших промышленных предприятий; общее число занятых на ее заводах составляет 14 238 чел., из которых саудовцы составляют 70%.
Таким образом, Саудовская Аравия постепенно, медленно и успешно меняет свое положение в мировом капиталистическом хозяйстве в качестве «сырьевого придатка» более развитых экономик. Создана промышленная основа национальной экономики с учетом современной технологии, сформировалась национальная современная рабочая сила (что особенно важно, учитывая сильную зависимость всех нефтяных монархий Аравии от иностранных рабочих рук).
|
Приведенные примеры дают основание говорить не просто об упрочении и стабилизации, но и о формировании в саудовском обществе своей модели капиталистического уклада. Процесс этот еще не завершен, еще происходит взаимодействие традиционных и современных начал, продолжается адаптация друг к другу элементов саудовской и западной культур. В ходе этого процесса исламская составляющая общественного развития наряду с иными неизбежно должна будет активизироваться.
Внешнее впечатление полного застоя в общественно-политической жизни страны обманчиво. Активизируются национальный капитал и интеллигенция - те социальные силы, которым принадлежит будущее в управлении страной. Показательно, что власть, фактически завершив коренные социально-экономические реформы, плавно проводит собственно политические преобразования, передавая часть своих полномочий в руки общества. Именно так следует оценить решение короля Фахда от 23 сентября 1999 г. о расширении полномочий Высшего Экономического совета, выполняющего рекомендательные функции при правительстве.
До середины 90-х годов власть с большим или меньшим вниманием учитывала исламский фактор в своей политике, более или менее форсируя достижение исламских целей. Однако во второй половине 90-х годов исламская оппозиция превратилась в силу, явно осложняющую жизнь Саудидов. Если ранее с их стороны была безудержная поддержка всех движений, выступавших под зеленым флагом, то теперь пришло понимание опасности этого в плане внутри- и внешнеполитическом. Наиболее ярким примером тому служит история Усамы бен Ладена.
Выходец из большой семьи преуспевающего саудовского миллиардера, связанного с правящей семьей Саудидов, Усама бен Ладен получил образование на Западе и успешно включился в деятельность десятков семейных предприятий в саудовском королевстве. Впервые о его близости к исламским экстремистам стало известно в 1979 г., когда исламские мятежники захватили Большую мечеть в Мекке, используя при этом тяжелые грузовики семьи Ладенов. В настоящее время мировая пресса широко освещает историю финансовой поддержки Усамой бен Ладеном различных террористических формирований, использующих исламские лозунги.
Официальная позиция саудовского королевства состоит в осуждении терроризма, что подтвердил осенью 1998 г. наследный принц Абдалла ибн Абдель Азиз в ходе своего визита в страны Западной Европы и Пакистан. Саудовские власти лишили Усаму бен Ладена саудовского подданства. В Дубае (ОАЭ) власти закрыли его банковский счет. США объявили о награде в 3 млн. долл. за выдачу миллионера-террориста. Тем не менее, создается впечатление, что существование Усамы бен Ладена выгодно различным силам, действующим в регионе. Для США наличие «исламской угрозы» облегчает возможность играть роль верховной силы в регионе.
|
Для саудовских властей, стремящихся упрочить положение династии Саудидов в III тысячелетии, очевидно, что первоочередными и потенциально наиболее опасными являются не столько социальные или политические проблемы, сколько проблемы религиозные. Нынешнее переходное положение саудовского общества позволяет предположить развитие в двух направлениях: откат назад к уровню большей верности канонам ислама и шариата, как это произошло в Иране после исламской революции, или, напротив, смягчение жестких норм ислама и шариата во внутренней жизни. Однако в обоих случаях Саудовская Аравия остается центром мирового ислама, а следовательно, исламский фактор по-прежнему будет играть важную роль в ее общественной жизни
Исламской составляющей принадлежит важное место во внешней политике Эмиратов. Характер деятельности ОАЭ в этом плане свидетельствует о желании не абсолютизировать исламский фактор в угоду крайностям и перегибам, а использовать исламскую солидарность и взаимоподдержку для выхода из отсталости, бедности и т.п.
Такая позиция подтверждается политикой ОАЭ оказания содействия программам развития арабо-исламского мира. Эмираты входят в число крупнейших в мире финансовых доноров на душу населения.
Заключение
В соответствии с поставленной целью и задачами был изучен широкий круг источников и литературы, что позволило сделать основные выводы по теме работы. Ислам в большей мере, чем другие религиозные системы, служит базой правовых норм. Как и любая другая религия, ислам имеет свою священную историю, которая хотя и представляет собой во многом собрание мифов и легенд, предстает в сознании верующего как реальность и влияет на восприятие им окружающего мира. Воздействию ислама на процесс принятия политических решений способствует и изначально присущая этой религии ориентация на практическую деятельность. Ислам выступает, таким образом, как набор критериев, оправдывающих и обосновывающих то или иное решение и одновременно побуждающих приводить это решение в соответствие с определенными политико-религиозными стереотипами. В наибольшей степени влияние мусульманской религии на выработку внешнеполитических позиций прослеживается у государственных деятелей, придерживающихся традиционалистских либо возрожденческих взглядов, в меньшей - у сторонников реформаторских воззрений.
Исламский фактор оказывает заметное влияние на формирование взглядов на внешнюю политику руководства Саудовской Аравии. Саудиты убеждены, что призвание их страны - играть мессианскую роль, выступая в качестве «светоча ислама» и лидера мусульманского мира. Главный акцент делается на религиозную солидарность, под чем в первую очередь подразумевается создание в формирующемся многополярном мире сильного исламского полюса, способного защищать интересы мусульманских стран. Данная цель, выдвижение которой выглядит как выдача желаемого за действительное, представляется утопичной: трудно представить себе, как можно объединить в сплоченную группировку страны, разбросанные на пространстве от Атлантики до Тихого океана, внешняя политика которых не является идентичной хотя бы уже в силу их принадлежности к совершенно разным географическим зонам. Второй аспект религиозной солидарности, как ее понимают саудовцы, заключается в возведении в статус священной обязанности принципа поддержки религиозных исламских меньшинств. На практике такая линия наиболее активно проводится по отношению к косоварам и мусульманам Боснии и Герцеговины. Следование ей, с одной стороны, полностью согласуется с идеологическими установками саудитов, а с другой - является абсолютно безопасным в условиях, когда по этим проблемам с близких к саудовским позиций выступают Соединенные Штаты и западноевропейские державы.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!