Исламский фактор в политической жизни стран — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Исламский фактор в политической жизни стран

2022-09-12 21
Исламский фактор в политической жизни стран 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В арабских странах ислам занимает сильные позиции и влияние религии, ее политизация, иногда доходящая до экстремизма, в последние десятилетия становятся все более значимым фактором политической жизни. Ислам отличается тем, что претендует на регулирование всех аспектов жизни отдельной личности, общества и государства. Также для мусульман характерно ощущение причастности к единой религиозной общине (умме) вне зависимости от проживания в разных государствах, особенностей их истории, разной этнической принадлежности, то есть ислам выполняет объединяющую функцию. В результате фактор исламской солидарности исполняет определенную роль, как в обществе, так и в политических элитах арабских государств.

Ислам, в соответствии с положением о конечности пророчества, понимается его последователями как самая «чистая»и «правильная» религия, свободная от искажений иудаизма и христианства. Это приводит к осознанию арабами и мусульманами вообще собственной исключительности, необходимости поддерживать единоверцев в различных частях мира, оборонять мусульманский мир от агрессии извне и даже способствовать распространению ислама.

Наибольшее влияние на внешнеполитический процесс исламский фактор оказывает в Саудовской Аравии. То, что королевство является местом зарождения ислама и главные священные города этой религии (Мекка и Медина) находятся на его территории, куда ежегодно миллионы мусульман совершают свое паломничество, вместе с огромными финансовыми возможностями, делает Саудовскую Аравию признанным лидером исламского мира.

С точки зрения правящей династии, важнейшая задача политики королевства- это поддержание и укрепление его позиций как наиболее авторитетной исламской страны и поддержка мусульман по всему миру.

В «Основах системы власти» (конституция) сказано: «Государство реализует чаяния арабской и исламской нации о солидарности и единстве мира, укрепляет отношения с дружественными странами».

На официальном сайте МИДа Саудовской Аравии в разделе «Внешняя политика Королевства Саудовская Аравия» подчеркивается, что «ислам всегда был самым важным фактором, влияющим на определение приоритетов политики королевства».

Исламская солидарность понимается как «ряд идей, главная из которых - это идея коллективной безопасности исламских стран, а также мирное урегулирование споров между ними, предоставление экономической помощи исламским странам и общинам, которые обладают ограниченными возможностями, быстрое обеспечение помощи исламским странам, которые становятся жертвами стихийных бедствий, поддержка мусульман и защита их позиций, предоставление моральной и материальной поддержки группам мусульман, где бы они ни находились, путем оказания помощи в строительстве мечетей и создания исламских культурных центров».

Для реализации этих задач королевство инициировало создание в 1962г. Лиги мусульманского мира и в 1969 г. Организации Исламская Конференция, штаб-квартиры которых находятся на его территории, а также многочисленных благотворительных фондов и организаций.

Исламский фактор ярко проявляется при обсуждении и региональных проблем и в первую очередь палестино-израильского конфликта. Это связано со статусом Иерусалима с его мусульманскими святынями (мечети Аль-Акса и Купол скалы) как третьего по значению после Меккии единого рода в исламской религии. Особенное значение исламская и арабская солидарность имеет для арабского общества. В условиях незрелости гражданского общества, контроля над внутриполитической жизнью, СМИ, профсоюзами со стороны правящих режимов политическая активность общества в виде уличных митингов, демонстраций протеста (например, по поводу очередного обострения палестино-израильских отношений или публикации карикатур на пророка Мухаммада в Европе), обсуждений в кофейнях внешнеполитических проблем,поддержки исламистских политических партий и движений служит способом выражения обществом своих взглядов на международные проблемы. Мнение «арабской улицы» не может не учитываться политической элитой арабских стран при принятии решений и находит свое отражение во внешнеполитической риторике арабских руководителей разного ранга. исламский религия арабский экстремизм

Влияние ислама на принятие политических решений или апелляция к религии характерны как для наиболее патриархальных и традиционалистских режимов, так и для руководителей светской, националистической и реформаторской ориентации.

При этом арабским лидерам свойственен прагматизм и учет реалий современного мира. Чрезмерная уверенность того или иного арабского лидера в том, что его направляет «рука Аллаха» и фатализм, свойственный мусульманам, может привести к недооценке ситуации, политическим просчетам или пассивности.

Другой особенностью идентичности ближневосточных стран является осознание себя частью арабской нации, подчеркивание своего цивилизационного единства, общности исторической судьбы, языкового и культурного родства. Арабская солидарность имеет настолько большое значение, особенно в общественном сознании, что зафиксирована в конституциях арабских государств.

Для саудовской политики характерно признание «обязательной связи между арабским национализмом и исламом». Саудовская Аравия объявляется родиной и ислама, и арабского национализма. В числе принципов политики королевства отмечается необходимость поддерживать арабскую солидарность, играть роль посредника в урегулировании противоречий и конфликтов в арабских странах и между ними, которые угрожают арабскому единству.

На протяжении XX в. политизация арабской идентичности выражалась в популярности идеологии панарабизма, которая в наиболее радикальной ее трактовке ставила целью объединения всех стран в единое арабское государство. В настоящее время идеология панарабизма утратила свое влияние, но идеи арабского единства и арабской солидарности сохраняют свое значение в сознании элит и арабского общества. Идея арабского единства в настоящее время трансформировалась в понимание необходимости достижения единства взглядов арабских стран и их руководителей на различные проблемы, их тесного взаимодействия для решения каких-либо вопросов.

В институциональном плане арабская солидарность выражается в деятельности Лиги арабских государств- международной организации, в которую входят все арабские страны. Арабские дипломаты регулярно проводят консультации по важнейшим региональным и международным проблемам, координируют свои действия в международных организациях, и в первую очередь в ООН.

Для стран различных субрегионов арабского мира характерна еще и своя, региональная идентичность. Страны Северной Африки подчеркивают принадлежность к Магрибу (арабскому западу). Так же руководство этих государств говорит об их причастности не только к арабскому миру, но и к Африке.

Для стран Аравийского полуострова одним из приоритетных является регион Персидского (Арабского-в арабской политической географии) залива. Их сближают родственные, исторические связи и географическое положение, а также сходство их политических и экономических систем. На практике это привело к формированию в 1981 г. Совета сотрудничества государства Персидского залива в составе Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии.

Однако исламская, арабская и субрегиональная солидарность имеет свои ограничители. Единству исламских государств препятствует борьба за лидерство между ними (между Саудовской Аравией и Ираном) и борьба за ведущие позиции в арабском мире (между Египтом и Саудовской Аравией), а также противоречия между двумя течениями в исламе (суннизмом и шиизмом). Не следует забывать о существующих различиях социально-политического и социально-экономического порядка между арабскими странами, об их национальных интересах и об уникальном месте в международных отношениях каждого отдельного арабского государства. Кроме того, арабские и мусульманские страны имеют нерешенные территориальные споры друг с другом (Саудовская Аравия и Оман, Ирак и Кувейт, Ирак и Иран, Марокко и Алжир, Саудовская Аравия и Йемен, Саудовская Аравия и Ирак, Иран и ОАЭ, Иран и Бахрейн). Несмотря на то, что в настоящее время эти территориальные проблемы не стоят остро на повестке межарабских отношений, исторический груз нерешенных проблем, претензий и обид осложняет отношения между этими государствами.

Определенное влияние на внешнюю политику оказывает национализм в отдельных арабских государствах, подчеркивание своей страновой идентичности. Это, к примеру, характерно для Египта, в национальном дискурсе которого важное место занимает осознание египтянами себя как наследников древнейшей цивилизации, ощущение исключительности своей истории и роли на Ближнем Востоке. Политические элиты арабских стран, осознавая «молодость» своих государств, стимулируют страновой национализм.

Перечисленные выше особенности препятствуют солидаризации арабских стран потому или иному вопросу или успешной реализации принятых под лозунгами арабского и исламского единства решений.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.