Средневековые граффити на Руси. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Средневековые граффити на Руси.

2022-09-01 81
Средневековые граффити на Руси. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Определение художественного стиля и историческая справка……...5

1.1. Древний мир……………………………………………………………….….5

1.2. Античность………………………………………………………..……….….5

1.3. Средние века……………………………………………………………….…6

1.4. Средневековые граффити на Руси………………………………...………...6

1.5. Возрождение……………………………………………………………...…..9

1.6. Новое время…………………………………………………………...……..10

1.7. Современная история………………………………………………...……..10

1.8. Толкование слова «Граффити»……………… ……………………………10

Глава 2. Виды художественного стиля и их анализ………………………….. 12

2.1. Wild Style………………………………………………………….......……..12

2.2. FX……………………………………………………………………….……12

2.3. Messiah Style…………………………………………………………………12

2.4. Charaсter…………………………………………………………………...…12

2.5. Throw up……………………………………………………………………..13

2.6. Blockbusters………………………………………………………………….13

Глава 3. Применение уличного искусства в общественной сфере…………...14

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

Приложения………………………………………………………………..…….17

 

Введение.

 

Бесспорно, существует огромное различие между современными создателями искусства и людьми каменного века, жившими много тысячелетий назад. Параллельное рассмотрение этих двух обширных дополняющих друг друга художественных комплексов дает возможность на примерах пещерного и древнего наскального искусства проследить возникновение и эволюцию изобразительных форм.

В более широком смысле этот материал дает ключ к решению самых сложных проблем, связанных с происхождением искусства, исходными моментами художественного творчества, его ранними формами, значением для человека, а также его общественной ролью.

Чем было искусство в момент его появления? Чем оно было вызвано к жизни? Что заставило человека совершить этот, казалось бы, необъяснимый поворот от чисто утилитарной деятельности, направленной на получение насущно необходимого, к столь отвлеченному занятию, как живопись и пластика?

В современном обществе интенсивно происходят изменения во всех сферах жизни: экономической, политической, социокультурной и др. Идет процесс перехода личности от психологии стабильности к психологии выбора моделей поведения, полиидентичности и
мобильности. Эти процессы прежде всего затрагивают молодежные группы. Однако в психологической науке формы самовыражения молодежных групп до настоящего времени остаются мало исследованными. Одним из основных способов индивидуального и группового самовыражения определенной части молодежи в современном мире становятся граффити — надписи и рисунки, имеющие индивидуальный характер, служащие средством

конструирования психосоциальной идентичности и решения психологических проблем.

Граффити – "буквы, царапины", в первоначальном значении –посвятительные, религиозные, магические, бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах и т.п. Граффити в больших количествах находят во время раскопок древних и средневековых городов и поселений во многих странах мира. Почти на всех древнерусских городах есть граффити. Многочисленны они в Софийских соборах Киева и Новгорода. Граффити содержат интересные лингвистические данные, отражающие живой язык древнего населения, пополняют сведения по палеографии. Граффити называют также современные надписи и рисунки, оставленные на стенах домов, монолитных оградах, в метро и т. п. Граффити либо процарапываются в штукатурке, либо выполняются мелом, углем, аэрозолем и др. Как проявление низового "наивного" уличного творчества, граффити привлекали многих современных художников, стремящихся освободиться от условностей, навязанных профессиональной выучкой и традиций. Многие произведения Х. Миро и П. Клее близки по стилю к граффити. Пикассо особенно ценил в граффити предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, человеческой фигуры, характер движения. Дюбуффе использовал приемы граффити в своем "грубом" искусстве. Граффити рисовали многие профессиональные художники, среди них- американцы Ж. М. Баскье и К. Херинг. Создатели граффити пытались украсить унылую среду горных окраин, покрывая крупномасштабной живописью поверхности глухих стен, бетонных ограждений и др. Для композиции граффити характерны экспрессия, яркая красочность, использование популярной символики.

Однако, по нашему мнению, мало исследованными остаются вопросы о социально-психологических и личностных характеристиках авторов граффити, о факторах, обусловливающих специфику личности и межличностных отношений авторов граффити в проявлении письменной ментальности данного вида. Авторы имеющихся на данный момент исследований граффити в отечественной и зарубежной психологической науке анализируют граффити главным образом с позиций общей психологии как продукт не институциональной деятельности субъекта, обладающего определенными личностными особенностями, и не рассматривают граффити как проблему больших социальных групп.

Наряду с традиционными социально-психологическими методами используются принципиально новые методы исследования характеристик изобразительной деятельности. В данном исследовании происходит соединение социокультурного подхода и психолингвистического анализа с историко-культурологическими доктринами современной зарубежной гуманитарной науки. Предлагается содержательная типология граффити в зависимости от особенностей письменной ментальности данной изобразительной деятельности. Выявлены особенности письменной ментальности граффити как особой психосемиотической системы, описаны ее специфические характеристики. Получены и описаны особенности личностных свойств и межличностных отношений авторов граффити, а также выявлена специфика личности и межличностных отношений авторов граффити в проявлении письменной ментальности данного вида, обусловленная их гендерной принадлежностью, типом и уровнем образования, типами создаваемых ими граффити.

Авторы граффити отличаются своеобразием личностных качеств и межличностных отношений. Они являются более агрессивными и зависимыми в межличностных отношениях; обладают большей общей экстернальностью, а также экстернальностью в области производственных и межличностных отношений; более замкнуты, доминантны, подвержены влиянию чувств, дипломатичны, обладают более высоким самоконтролем.
Специфика личности и межличностных отношений авторов граффити обусловлена: тендерной принадлежностью авторов граффити; типом и уровнем образования авторов граффити; типами создаваемых ими граффити.

Глава 1. Определение художественного стиля и историческая справка.

Настенные надписи известны с глубокой древности, они открыты в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме (Помпеи, римские катакомбы). Значение этого слова со временем стало обозначать любую графику, нанесённую на поверхность и расцениваемую многими как акт вандализма.

 

Древний мир.

Самые ранние граффити появились в 30 тысячелетии до н. э. Тогда они были представлены в форме доисторических наскальных рисунков и пиктографий, нанесённых на стены такими инструментами, как кости животных и пигмент. Подобные рисунки часто делались в ритуальных и священных местах внутри пещер. Чаще всего на них изображали животных, живую природу и сцены охоты. Эта форма граффити нередко вызывает споры, насколько вероятно, что подобные изображения создавались именно членами доисторического общества.

Единственным известным на сегодняшний день источником сафского языка, считающегося прото-арабским языком, являются граффити: надписи, нацарапанные на скалах и огромных валунах преимущественно в базальтовых пустынях южной Сирии, восточной Иордании и северной Саудовской Аравии. Сафский язык существовал с I века до н. э. по IV век н. э.

 

Античность.

Первый образец «нового стиля» граффити сохранился в древнегреческом городе Эфесе (на территории современной Турции). Местные гиды называют его рекламным сообщением проституции. Расположенное рядом с украшенной мозаикой и камнями дорогой граффити изображало отпечаток руки, отдалённо напоминающий сердце, отпечаток ноги и число. Это означало, что где-то поблизости находился публичный дом, отпечаток руки символизировал оплату.
Древние римляне наносили граффити на стены и статуи, примеры которых также сохранились в Египте. Граффити в классическом мире имели совершенно иное значение и содержание, чем в современном обществе. Древние граффити представляли собой любовные признания, политическую риторику и просто мысли, которые можно было бы сравнить с сегодняшними популярными посланиями о социальных и политических идеалах[4]. Граффити в Помпеях изображали извержение Везувия, а также содержали латинские проклятия, магические заклинания, признания в любви, алфавит, политические лозунги и знаменитые литературные цитаты, — все это даёт отличное представление об уличной жизни древних римлян.

Граффити помогли узнать некоторые подробности об образе жизни и языков давно ушедших культур. Орфографические и грамматические ошибки в написании граффити говорят о невысоком образовательном уровне людей, живших тогда, и одновременно помогают разгадать загадки разговорной латыни. 83-я часть граффити, обнаруженная в CIL IV, 4706-85, делает очевидным умение читать и писать тех слоёв общества, которые считались безграмотными. Рисунки можно найти даже на перистиле, восстановленном во времена извержения Везувия архитектором Кресенсом. Граффити были оставлены как начальником, так и рабочими. Публичный дом VII, 12, 18—20 насчитывает более 120 рисунков. Гладиаторская академия была вся исписана граффити, нацарапанными гладиатором Целадусом.

Другим изображением, найденным в Помпеях на стенах таверны, были слова о владельце таверны и его сомнительном вине:
О хозяин, ложь твоя
Растлевает твой же ум!

Не мешая, пьёшь вино сам,

Воду подаёшь гостям.

В Египте на территории архитектурного комплекса в Гизе было обнаружено множество граффити, оставленных строителями и паломниками.

 

Средние века.

Граффити были широко распространены в доколумбовой Месоамерике. В одном из крупнейших городищ майя Тикаль было обнаружено множество хорошо сохранившихся рисунков. Граффити викингов, уцелевшие в Риме и в Ирландии на Ньюгренджском кургане, а также знаменитая надпись варяга, нацарапавшего своё имя (Халвдан) рунами на перилах в Софийском соборе в Константинополе, — все эти граффити помогают нам узнать некоторые факты из повседневной жизни прошлых культур.

Граффити, известные как Тахеронс, нередко находят на стенах в романско-скандинавских церквях.

 

Возрождение.

Когда художники эпохи Ренессанса, такие как Пинтуриккьо, Рафаэль, Микеланджело, Гирландайо или Филиппино Липпи, спускались в развалины Золотого дома Нерона, они вырезали или вырисовывали свои имена[12][13] и по возвращении оттуда начинали использовать гротескный стиль в своих работах.

 

Новое время.

На некоторых из египетских пирамид обнаружены граффити, оставленные французскими солдатами во время египетской кампании Наполеона[14].

Лорд Байрон оставил свой след на одной из колонн в храме Посейдона на Мысе Сунион в Аттике, Греция.

Примеры граффити также можно встретить в Америке — это знаменитый Расписной камень, национальный межевой знак на Орегонской тропе.

В Германии на стенах Рейхстага до сих пор остались граффити, оставленные советскими солдатами.

 

Современная история.

Граффити сегодня — вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Существует множество разных стилей и видов граффити. Произведения, создаваемые граффити-художниками, — самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные художники, создающие на улицах города настоящие шедевры.

В большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения на то владельца данной собственности считается вандализмом и карается по закону. Иногда граффити используют для распространения сообщений политического и социального характера. Для некоторых людей граффити — настоящее искусство, достойное размещения в галереях и на выставках, для других — это вандализм.

 

Толкование слова «Граффити»

В Большом толковом словаре русского языка (2000 г.) выделяют 2 основных значения граффити:

1. «Древние и средневековые рисунки и надписи магического, бытового и т.п. характера, нацарапанные на металлических изделиях, сосудах и т.п.

2. Надписи на стенах зданий, сделанные от руки». Известны однокоренные слова, близкие по значению термину «cграффити» или «граффити». Так, понятие граффито (сграффито) обозначает «способ декоративной отделки стен зданий путем процарапывания по определенному рисунку верхнего тонкого слоя штукатурки до нижнего слоя, отличающегося по цвету». В Британской энциклопедии граффити придают следующий смысл: «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать». Первоначально данный термин относили исключительно к древним надписям, его употребление ограничивалось рамками исторической и археологической наук. В современном понимании граффити означает «всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частной собственности»

 

Wild Style («дикий стиль»).

 Этот стиль отличается, прежде всего, нечитаемостью букв слова. Они настолько запутаны, что иногда даже люди, разбирающиеся в граффити и рисующие его, не способны разобрать надпись, не говоря уже о простых людях. И только те, кто сами рисуют в таком стиле, без особого труда смогут прочитать текст рисунка. Это происходит, прежде всего, засчёт того, что к буквам райтер прибавляет дополнительные элементы, которые отвлекают внимание от букв.

 

Messiah Style.

Оригинальность этому стилю придают буквы, словно написанные на отдельных листах и наложенные друг на друга. Этот стиль был изобретён жителем Нью-Йорка Vulcan, работы которого характеризуются своеобразной цветовой гаммой.

 

Charaсter.

В нём используются персонажи, исполненные в стиле комиксов. Иногда присутствует рамка речи. В ней может быть или подпись райтера (тэг, с англ. «бирка», «этикетка»), или речь персонажа. На заднем плане часто присутствует надпись, выполненная в другом стиле. При изображении персонажа используются насадки с иглами для выделения тонких линий, волос, морщин и так далее. Этим стилем владеет не каждый райтер, так как он требует художественных навыков. Поэтому граффити в стиле Charaсter чаще исполняется командами.

Throw up.

Это стиль, который характеризует изображения, выполненные очень быстро. Они создаются с помощью обычных кривых линий и выглядят как грубо заполненные белым или серебряным цветом буквы, поверх накладывается один или два аутлайна. Throw up предпочитают бомберы. Количество для них важнее качества. Основной элемент их творчества — скорость. За короткий промежуток времени им удаётся поставить в нескольких местах собственные имена. Очень часто работа бомберов резко отличается от творчества подлинных райтеров или стайлеров. Последние вырабатывают собственный стиль в студии. С социальной точки зрения, деятельность бомберов мешает признанию лучших в художественном отношении произведений райтеров. «Творениям» бомберов часто не хватает грации. Необходимо некоторое усилие, чтобы заставить себя их разглядывать. Бомберы выбирают труднодоступные и опасные места, но, тем не менее, заметные для зрителей. В стиле Throw up работают даже настоящие райтеры, только они развивают изображение, создавая из начального знака сложную композицию. Бомберы предпочитают очень быстро писать короткие имена или выводить первые и последние буквы имени, ставя после них восклицательный знак. Стиль стал известен благодаря нью-йорскому райтеру I.N.

 

Blockbusters

Это крупные, часто трёхмерные и очень широкие буквы. В некоторых случаях они могут быть выполнены с помощью аутлайна, но иногда применяется и подсветка, для которой предпочитают белую и серебряную краски. Особенностью блоков является использование валика для закраски внутреннего поля. При очень большом размере к работе подключается группа. Blockbusters, в отличие от зародившегося в Нью-йорке стиля Throw up, появились в Лос-Анджелесе, где их использовали для обозначения своей территории уличные группировки. Громадные надписи служили своеобразной границей зоны влияния. До сих пор стиль Blockbuster часто применяется в основном для названия тусовки или кру, а не для аббревиатуры райтера. В группе каждый выполняет свою задачу. Один делает аутлайн, другой заполняет внутреннюю часть букв, третий делает др. работу и т.д.

 

 

Заключение

Стиль и техника граффити как особого вида городского «андеграундного» искусства постоянно развиваются и совершенствуются. Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это искусство. Но после того, как рисунки со стен города переместились на стены музеев, галерей и памятников архитектуры, встал вопрос о вандализме и провокационной сути граффити.

В это же время отдельные работы писателей начинают выставляться в тех же музеях и становятся предметом повышенного спроса среди богатых коллекционеров. Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальный диалог писателя с другими членами общества.

Авторы граффити, как правило, скрываются за псевдонимами, прозвищами, кодами и символами.

Более настойчивые в своих желаниях "засветиться" оригиналы или просто умеющие красиво распылять струи добиваются привлекательности своих tag'ов (общее название красочных настенных шедевров, приживается теперь в Москве). В нынешней молодежной культуре граффити занимает далеко не последнее место. Их творения используются в клипах, оформлении клубов, дискотек и журналов (порой отнюдь не молодежных!). Широко известные в узких кругах роллеры предпочитают видеть свои рампы (специальные тумбы для совершенствования катания) раскрашенными в граффити.

В Германии, Дании, Норвегии и ряде других стран существуют пункты граффитчиков, где они выполняют работу на заказ, начиная от расписывания автотранспорта и кончая оформлением частных увеселительных заведений. Впрочем, редко кому удаётся прожить только на это, поэтому все где-то работают, и уличная живопись остаётся для большинства хобби.

Разрисовывать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов - это, конечно, неплохо. Но место всякого настоящего мастера граффити - прежде всего, на улице. Против коммерциализации выступают и многие "старые" художники, считающие, что граффити, родившись как crime art - противозаконное искусство - не имеет права вступать с законом в деловые отношения. Но многие новые команды, не считаясь с идеологией, целиком переходят на заказные работы.

 

 

Список литературы:

1. Медведева О. П. «Искусство граффити». Ростов-на-Дону, 2005г.

2. «Граффити становится искусством и поднимает свои стандарты»: // http://www.corsar-art.nm.ru/site/write/graffiti.htm

3. «Большая Российская энциклопедия»

4. Статья на Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Граффити

 

Приложения:

2.7. Прорисовка граффито-рисунка на стене новгородского храма конца XII века Спаса на Нередице.

 

2.8. Граффити в Помпеях

 

2.9. Антихристианская карикатура, найденная при раскопках древнего Рима и датируемая II веком. Надпись «ALEXAMENOS SEBETE THEON» переводится, как «Алексаменос поклоняется Богу»

 

2.10. Испанское граффито 1605 года


 

 

2.11. Современные работы

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Определение художественного стиля и историческая справка……...5

1.1. Древний мир……………………………………………………………….….5

1.2. Античность………………………………………………………..……….….5

1.3. Средние века……………………………………………………………….…6

1.4. Средневековые граффити на Руси………………………………...………...6

1.5. Возрождение……………………………………………………………...…..9

1.6. Новое время…………………………………………………………...……..10

1.7. Современная история………………………………………………...……..10

1.8. Толкование слова «Граффити»……………… ……………………………10

Глава 2. Виды художественного стиля и их анализ………………………….. 12

2.1. Wild Style………………………………………………………….......……..12

2.2. FX……………………………………………………………………….……12

2.3. Messiah Style…………………………………………………………………12

2.4. Charaсter…………………………………………………………………...…12

2.5. Throw up……………………………………………………………………..13

2.6. Blockbusters………………………………………………………………….13

Глава 3. Применение уличного искусства в общественной сфере…………...14

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

Приложения………………………………………………………………..…….17

 

Введение.

 

Бесспорно, существует огромное различие между современными создателями искусства и людьми каменного века, жившими много тысячелетий назад. Параллельное рассмотрение этих двух обширных дополняющих друг друга художественных комплексов дает возможность на примерах пещерного и древнего наскального искусства проследить возникновение и эволюцию изобразительных форм.

В более широком смысле этот материал дает ключ к решению самых сложных проблем, связанных с происхождением искусства, исходными моментами художественного творчества, его ранними формами, значением для человека, а также его общественной ролью.

Чем было искусство в момент его появления? Чем оно было вызвано к жизни? Что заставило человека совершить этот, казалось бы, необъяснимый поворот от чисто утилитарной деятельности, направленной на получение насущно необходимого, к столь отвлеченному занятию, как живопись и пластика?

В современном обществе интенсивно происходят изменения во всех сферах жизни: экономической, политической, социокультурной и др. Идет процесс перехода личности от психологии стабильности к психологии выбора моделей поведения, полиидентичности и
мобильности. Эти процессы прежде всего затрагивают молодежные группы. Однако в психологической науке формы самовыражения молодежных групп до настоящего времени остаются мало исследованными. Одним из основных способов индивидуального и группового самовыражения определенной части молодежи в современном мире становятся граффити — надписи и рисунки, имеющие индивидуальный характер, служащие средством

конструирования психосоциальной идентичности и решения психологических проблем.

Граффити – "буквы, царапины", в первоначальном значении –посвятительные, религиозные, магические, бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах и т.п. Граффити в больших количествах находят во время раскопок древних и средневековых городов и поселений во многих странах мира. Почти на всех древнерусских городах есть граффити. Многочисленны они в Софийских соборах Киева и Новгорода. Граффити содержат интересные лингвистические данные, отражающие живой язык древнего населения, пополняют сведения по палеографии. Граффити называют также современные надписи и рисунки, оставленные на стенах домов, монолитных оградах, в метро и т. п. Граффити либо процарапываются в штукатурке, либо выполняются мелом, углем, аэрозолем и др. Как проявление низового "наивного" уличного творчества, граффити привлекали многих современных художников, стремящихся освободиться от условностей, навязанных профессиональной выучкой и традиций. Многие произведения Х. Миро и П. Клее близки по стилю к граффити. Пикассо особенно ценил в граффити предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, человеческой фигуры, характер движения. Дюбуффе использовал приемы граффити в своем "грубом" искусстве. Граффити рисовали многие профессиональные художники, среди них- американцы Ж. М. Баскье и К. Херинг. Создатели граффити пытались украсить унылую среду горных окраин, покрывая крупномасштабной живописью поверхности глухих стен, бетонных ограждений и др. Для композиции граффити характерны экспрессия, яркая красочность, использование популярной символики.

Однако, по нашему мнению, мало исследованными остаются вопросы о социально-психологических и личностных характеристиках авторов граффити, о факторах, обусловливающих специфику личности и межличностных отношений авторов граффити в проявлении письменной ментальности данного вида. Авторы имеющихся на данный момент исследований граффити в отечественной и зарубежной психологической науке анализируют граффити главным образом с позиций общей психологии как продукт не институциональной деятельности субъекта, обладающего определенными личностными особенностями, и не рассматривают граффити как проблему больших социальных групп.

Наряду с традиционными социально-психологическими методами используются принципиально новые методы исследования характеристик изобразительной деятельности. В данном исследовании происходит соединение социокультурного подхода и психолингвистического анализа с историко-культурологическими доктринами современной зарубежной гуманитарной науки. Предлагается содержательная типология граффити в зависимости от особенностей письменной ментальности данной изобразительной деятельности. Выявлены особенности письменной ментальности граффити как особой психосемиотической системы, описаны ее специфические характеристики. Получены и описаны особенности личностных свойств и межличностных отношений авторов граффити, а также выявлена специфика личности и межличностных отношений авторов граффити в проявлении письменной ментальности данного вида, обусловленная их гендерной принадлежностью, типом и уровнем образования, типами создаваемых ими граффити.

Авторы граффити отличаются своеобразием личностных качеств и межличностных отношений. Они являются более агрессивными и зависимыми в межличностных отношениях; обладают большей общей экстернальностью, а также экстернальностью в области производственных и межличностных отношений; более замкнуты, доминантны, подвержены влиянию чувств, дипломатичны, обладают более высоким самоконтролем.
Специфика личности и межличностных отношений авторов граффити обусловлена: тендерной принадлежностью авторов граффити; типом и уровнем образования авторов граффити; типами создаваемых ими граффити.

Глава 1. Определение художественного стиля и историческая справка.

Настенные надписи известны с глубокой древности, они открыты в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме (Помпеи, римские катакомбы). Значение этого слова со временем стало обозначать любую графику, нанесённую на поверхность и расцениваемую многими как акт вандализма.

 

Древний мир.

Самые ранние граффити появились в 30 тысячелетии до н. э. Тогда они были представлены в форме доисторических наскальных рисунков и пиктографий, нанесённых на стены такими инструментами, как кости животных и пигмент. Подобные рисунки часто делались в ритуальных и священных местах внутри пещер. Чаще всего на них изображали животных, живую природу и сцены охоты. Эта форма граффити нередко вызывает споры, насколько вероятно, что подобные изображения создавались именно членами доисторического общества.

Единственным известным на сегодняшний день источником сафского языка, считающегося прото-арабским языком, являются граффити: надписи, нацарапанные на скалах и огромных валунах преимущественно в базальтовых пустынях южной Сирии, восточной Иордании и северной Саудовской Аравии. Сафский язык существовал с I века до н. э. по IV век н. э.

 

Античность.

Первый образец «нового стиля» граффити сохранился в древнегреческом городе Эфесе (на территории современной Турции). Местные гиды называют его рекламным сообщением проституции. Расположенное рядом с украшенной мозаикой и камнями дорогой граффити изображало отпечаток руки, отдалённо напоминающий сердце, отпечаток ноги и число. Это означало, что где-то поблизости находился публичный дом, отпечаток руки символизировал оплату.
Древние римляне наносили граффити на стены и статуи, примеры которых также сохранились в Египте. Граффити в классическом мире имели совершенно иное значение и содержание, чем в современном обществе. Древние граффити представляли собой любовные признания, политическую риторику и просто мысли, которые можно было бы сравнить с сегодняшними популярными посланиями о социальных и политических идеалах[4]. Граффити в Помпеях изображали извержение Везувия, а также содержали латинские проклятия, магические заклинания, признания в любви, алфавит, политические лозунги и знаменитые литературные цитаты, — все это даёт отличное представление об уличной жизни древних римлян.

Граффити помогли узнать некоторые подробности об образе жизни и языков давно ушедших культур. Орфографические и грамматические ошибки в написании граффити говорят о невысоком образовательном уровне людей, живших тогда, и одновременно помогают разгадать загадки разговорной латыни. 83-я часть граффити, обнаруженная в CIL IV, 4706-85, делает очевидным умение читать и писать тех слоёв общества, которые считались безграмотными. Рисунки можно найти даже на перистиле, восстановленном во времена извержения Везувия архитектором Кресенсом. Граффити были оставлены как начальником, так и рабочими. Публичный дом VII, 12, 18—20 насчитывает более 120 рисунков. Гладиаторская академия была вся исписана граффити, нацарапанными гладиатором Целадусом.

Другим изображением, найденным в Помпеях на стенах таверны, были слова о владельце таверны и его сомнительном вине:
О хозяин, ложь твоя
Растлевает твой же ум!

Не мешая, пьёшь вино сам,

Воду подаёшь гостям.

В Египте на территории архитектурного комплекса в Гизе было обнаружено множество граффити, оставленных строителями и паломниками.

 

Средние века.

Граффити были широко распространены в доколумбовой Месоамерике. В одном из крупнейших городищ майя Тикаль было обнаружено множество хорошо сохранившихся рисунков. Граффити викингов, уцелевшие в Риме и в Ирландии на Ньюгренджском кургане, а также знаменитая надпись варяга, нацарапавшего своё имя (Халвдан) рунами на перилах в Софийском соборе в Константинополе, — все эти граффити помогают нам узнать некоторые факты из повседневной жизни прошлых культур.

Граффити, известные как Тахеронс, нередко находят на стенах в романско-скандинавских церквях.

 

Средневековые граффити на Руси.

Судя по всему, авторы граффити осознавали, что совершают нечто недозволенное. Нечеткость букв, пропуски, особенности начертания говорят о том, что многие надписи делались поспешно и украдкой. Любопытно, что некоторая часть граффити сделана самими священнослужителями. Так, надпись, найденная в алтарной части Софийского собора в г. Киеве, сообщает: «Писал, поющи аллилуя». Эпизодическое изучение процарапанных на стенах изображений проводится преимущественно авторами исследований надписей-граффити, что объяснимо сходной ситуацией их происхождения и непосредственной взаимосвязью части надписей с рисунками. В то же время, по немногим публикациям очевидно, что рисунки-граффити встречаются во многих каменных постройках, преимущественно, в церквях; они могут быть датированы; в отдельных случаях угадываются социальные или профессиональные черты авторов и, наконец, многие из них интересны или даже оригинальны по содержанию, которое либо очевидно, либо требует к себе пристального внимания для толкования. Рисунки-граффити - уникальное явление в истории изобразительного искусства. Уже в первых каменных храмах и других сооружениях они возникают на стенах в процессе их возведения, что вероятнее всего свидетельствует о существовании этой традиции еще до христианизации Руси. За возможную ближайшую параллель этому творчеству можно принять рисунки копей и воинов на камнях Маяцкого городища конца I тысячелетия. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Новгородской эта граница приходится, в основном, на XIV в., а в Софии Киевской - на XV в. с единичными экземплярами текстов до XVII в. Не исключено, что некоторые коррективы в хронологию рисунков-граффити внесут материалы других памятников, но уже предварительный просмотр изображений, например, в церквях Старой Ладоги XII в. подтверждает бытование этого занятия по разным городам в тех же временных рамках.

Надежный ориентир датировки рисунков-граффити - палеография сопроводительных к ним надписей или надписей поверх рисунков; рисунков, исполненных в процессе строительства или до начала росписей. До разрушения археологически открытых построек возникли рисунки на их обломках; так же датируются рисунки, обнаруженные под записями или другого рода поновлениями стен. На Золотых вратах Киева рисунки и надписи-граффити, обнаруженные при раскопках, надежно датированы до времени их первого ремонта в XII в., когда нижние части стен, где и располагался этот материал, оказались засыпанными строительным мусором. При кажущейся испещренности стен надписями и рисунками действительное их количество даже в крупнейших соборах Древней Руси невелико. Так, на 292 единицы всевозможного рода "автографов" в Софии Киевской приходится всего 71 рисунок. Условно распределяя их на четыре столетия, мы получаем поразительный результат появления одного из них с паузой в 5-6 лет. При всей отвлеченности такого подсчета для "русской митрополии" это количество рисунков крайне незначительно, и может свидетельствовать либо о жестком контроле за желанием прихожан "резать на стенах", либо о фактическом коротком сроке заполнения стен в самый ранний период жизни собора. Вопрос об авторстве рисунков-граффити связывается с автографами под ними, с местоположением этого материала, со специфическими особенностями и мастерством исполнения. В недоступных для прихожан местах интерьера авторами рисунков называют представителей клира. Рисунки, выполненные в процессе возведения здания или по тематике связанные с архитектурой, вероятнее всего, оставлены строителями". А. А. Медынцева поддержала предположение С. А. Высоцкого о возможном исполнении надписей и рисунков-граффити мужчинами на южной, а женщинами на северных сторонах интерьера храма. Прямых указаний на возрастную характеристику авторов рисунков-граффити никто из исследователей не дает, лишь отмечая стилистическое схо<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.