Уровень объективной оценки своих возможностей — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Уровень объективной оценки своих возможностей

2022-09-12 19
Уровень объективной оценки своих возможностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Галочка» — это отметка оценки своих возможностей. Это невербальный ответ вашего испытуемого на вопрос: «Где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности? Чего вы можете добиться, объективно оценивая свои возможности?» Как правило, «галочка» находится между «кружком» и «черточкой». Так это должно быть согласно нашей модели. Модель предполагает, что идеальная самооценка и оценка своих возможностей — это психологически разные реальности. Они не должны совпадать.

О чем нам говорит оценка возможностей и чем она отличается от идеальной самооценки? «Кружок», идеальная самооценка, символизирует «уровень мечты». Примем как аксиому, что у каждого человека должна быть мечта, хотя вы увидите, что у некоторых испытуемых галочки и кружки по большей части совпадают.

Особый тип соотношений между этими оценками состоит в снижении уровня идеальной самооценки (О) до уровня объективной оценки своих возможностей — «инфляция мечты». Внешне это похоже на компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой (см. выше по тексту). Характерное отличие состоит в том, что по большинству шкал «галочки» оказываются внутри «кружков», хотя и находятся в характерном для них диапазоне высоты. Важно выяснить, что это: отказ от мечты или переоценка своих возможностей? В-первом случае «галочки» находятся там, где и должны быть согласно модели, а «кружки» снижены (и те, и другие расположены во втором от середины интервале). Если это так, то желательно выяснить, понимает ли испытуемый разницу между идеалом (мечтой) и целью! Если он затрудняется сформулировать разницу или предпочитает «не увлекаться мечтаниями», то следует задуматься о причине такого смешения. При прямом опросе обычно выясняется, что испытуемый намерение избегает фантазий о своем будущем, как бы отказываясь от мечты. Место мечты занимает «холодный» расчет, рациональное планирование будущего.

Обычно все мы неосознанно испытываем потребность мечтать. Но некоторых людей жизнь иногда мечтать отучает. Идеальная самооценка обычно обозначает нечто недостижимое. Мечта не сбывается, но иногда исполняется, если для нас ее кто-то исполнит. Самостоятельное воплощение мечты в реальность — это длительный ответственный процесс. Мечта, для того чтобы сбыться, в результате сознательного выбора должна превратиться в цель. Поскольку о целях мы не мечтаем, а стремимся к ним и достигаем их, цель должна «обрасти» средствами для достижения. О средствах мы и спрашиваем испытуемого, предлагая «оценить свои возможности» с помощью галочки. Отсюда следует, что «галочка» — это уровень цели или реальных перспектив (аналог уровня притязаний). Если процесс планирования не искажен, то по мере осуществления, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «кружок» по-прежнему стоит выше «галочки». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим на соотношение между всеми значками. «Галочки» должны находиться между «кружком» (О) и «черточкой» (—). Это соотношение имеет собственный психологический смысл. Расстояние между О и галочкой — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Галочка» — это то, что «я смогу», а то, что выше нее, — это «все недоступное». Ниже «галочки» вплоть до актуальной самооценки — то, что «я смогу», это достижимое, «жизненное пространство» (если испытуемый считает, что оно у него есть). Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже галочки) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Шкалы «удовлетворенность собой» и «оптимизм»

Эти две шкалы даются для проверки, насколько валидна процедура обследования для данного испытуемого. трех Благодаря введению этих шкал, мы имеем прямую оценку испытуемым своей удовлетворенности (оптимизма), которую можете сравнить с косвенными показателями.

Необходимо сравнить прямые оценки (актуальную самооценку) по этим шкалам с результатом анализа этих характеристик по косвенным признакам. Предполагается, что если все в порядке с самооценкой и испытуемый искренен, эти индикаторы должны совпадать «автоматически». В случае совпадения прямой самооценки с косвенными показателями вы получаете уверенность в искренности испытуемого и интегрированности сознательного и неосознанного уровней его самооценки. Когда же есть признаки активности описанных выше компенсаторных механизмов, вы сами должны решить, несколько этот последний вывод правомерен. В случае несовпадения прямой самооценки с косвенными признаками существует три варианта.

Первый — это то, что испытуемый не был искренен с вами.

Второй — он недостаточно хорошо понимает себя, недостаточен уровень рефлексии.

Третий — мы имеем дело с компенсацией. Компенсация — это когда испытуемый и чувствует, и не чувствует удовлетворенность собой. В глубине души человек не удовлетворен собой, а «на поверхности» демонстрирует нам (и себе самому) состояния удовлетворенности. Аналогично трактуются соотношения для индикаторов оптимизма. Но эти гипотезы нужно проверять дополнительно.

Противоречивость-непротиворечивость. Степень непротиворечивости может быть разной, но смысл в одном: испытуемый противоречит самому себе, давая себе разные оценки по сходным шкалам. Допустим, шкала «здоровье» распадается на две шкалы: «психическое» и «физическое» здоровье. По общей шкале «здоровье» испытуемый ставит себе высокий уровень здоровья, а по психическому и физическому здоровью — ниже: так, что как ни складывай, а такой же высоты, как на единой шкале, не получится. Другими словами, оценки по близким по смыслу шкалам не совпадают либо противоречат друг другу. Испытуемый, как правило, этого не замечает, даже когда шкалы стоят рядом.

В дополнение к изложенным выше формальным индикаторам самооценки есть личностные резервы, которые вы, как психолог, можете развивать и использовать. Например, чувство человеческого «Я» или чувство «Я» другого человека. Все диагностические методики — лишь искусственные приемы, которые помогают психологу разобраться в другом человеке. Но самый точный (потенциально) диагностический «аппарат» находится у вас в душе, только он нуждается в «настройке». Ваше собственное восприятие другого человека — часто последний критерий, которым проверяется искренность другого человека или наличие каких-то несоответствий в его самооценке. Секрет состоит в том, что, работая с испытуемым, необходимо наблюдать за самими собой. Не фиксировать внимание на себе, а как бы наблюдать «краешком глаза» за своими эмоциями и действиями. Вы занимаетесь испытуемым (клиентом), а не самим собой, но при этом осознаете себя не меньше, чем его, постоянно рефлексируя свое состояние как тонкий диагностический инструмент.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.