Трагедия или возможность продолжить работу? — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Трагедия или возможность продолжить работу?

2022-09-11 27
Трагедия или возможность продолжить работу? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иван Аполлонович Чарушин ещё в дореволюционное время стал известным вятским архитектором. После революции продолжил свою работу и добился не меньших успехов. Ивану Аполлоновичу пришлось увидеть, как разрушают храмы, когда-то созданные им же. Например, Свято-Михайловский собор в Ижевске.

На Вятке снесли Воскресенский собор, прихожанами которого была семья Чарушина. Архитектор решил участвовать в конкурсе на застройку этой территории. И спроектировал великолепное здание, которое стало визитной карточкой Кирова.

Мы вряд ли узнаем, что думал Чарушин о снесённых храмах. Была ли это трагедия для него? А может быть, молчаливое согласие за право продолжать творить?

 

            Вятские замки И.А.Чарушина.


В 1909-1911 гг. Чарушин спроектировал и построил особняк пароходовладельца Тихона Филипповича Булычева. Сам Иван Аполлонович считал это здание самым удачным своим творением. Лист с проектом особняка висел в раме на стене рабочего кабинета архитектора и в годы Советской власти. Особняк Булычева поражал всех не только своим необычным внешним обликом, но и роскошью интерьеров. По одной из легенд, до сих пор бытующих в Вятке, Булычев пожелал украсить стены одной из комнат серебряными рублями. Так как на целковых был изображен профиль Императора, Тихон Филиппович якобы отправил в Петербург на высочайшее имя телеграмму, в которой просил разрешения на свою затею. Вскоре последовал ответ: "НЕ ВОЗРАЖАЮ ТЧК РЕБРОМ ТЧК НИКОЛАЙ".


В 1908 г. в селе Вознесенское-Вахрушево Слободского уезда Вятской губернии по проекту Чарушина был выстроен особняк для Николая Афанасьевича Вахрушева, владельца кожевенно-обувного завода. Это здание явно уступает и по размерам и по отделке фасадов своему "вятскому собрату". Скорее всего, проект особняка Вахрушева был пробным камнем, предварительной проверкой вятского сооружения Чарушина. Но и об этом здании ходят легенды. Говорят, что по прихоти хозяина на втором(?!) этаже особняка, в зале, - там, где сейчас находится общественная столовая, - был оборудован искусственный пруд, по которому плавали живые лебеди.

    
Если присмотреться к старым фотографиям, то можно заметить, что особняк Вахрушева немного перестроен - большинство деталей внешнего облика он сохранил, но некоторые все же утрачены. Особняку в Вятке повезло больше - в 2001 году была проведена тщательная реконструкция внешнего облика здания по старым фотографиям и сохранившимся чертежам Чарушина. Воссозданы утраченные скульптуры - химеры на портике и двуглавые орлы на пинаклях (скульпторы В.А. Бондарев и К.И. Коциенко).


Вот такой пейзаж можно увидеть, наверное, только в России. Картофельное поле, старый сарай, покосившийся забор, а за ними - особняк в готическом стиле (исторические фотографии особняка - с сайта Вахруши.Ру).

 
Добавляю ещё одну старую фотографию - тоже смотрится весьма экзотично.


Что роднит оба здания - это, несомненно, башни (обе - слева от основной части здания по линии фасада, обе поставлены ребром, обе украшены пинаклями) и два этажа центрального объема с тремя стрельчатыми окнами в ряд.

Одна из отличительных деталей вахрушевского особняка - декоративные контрфорсы.

На втором этаже пока ещё целы старые оригинальные деревянные рамы.


Б.Зырин писал о процессе создания проекта булычевского особняка: "Говоря о стиле здания, В.И. Чарушин вспоминает по словам отца, что Булычев указал в качестве образца для постройки замок Мирамар (...), но Иван Аполлонович на своих эскизах нарисовал башню, придававшую готический характер всей композиции и сближавшую ее с типом английского коттеджа. Заказчику это понравилось, и, таким образом, установился характер всей постройки" ("Архитектор Чарушин". Киров. 1989. С.45).

              
"В Москве, на Спиридоновке (...), в 1893 году архитектором Ф.О. Шехтелем для богача Морозова был построен особняк, по общему подходу в проектировании и по многим деталям очень близкий особняку Булычева в Вятке. Сын Ивана Аполлоновича отрицает влияние постройки Шехтеля на Чарушина. Он говорит, что Иван Аполлонович впервые увидел московскую постройку уже при Советской власти, в 20-е или 30-е годы, готические же детали изучал по увражам.
Для Шехтеля его проект был предшественником перехода к работе в стиле модерн. Чарушин перед проектированием особняка Булычева уже выполнил несколько зданий в модерне" (Там же. С.46).
"Булычевский особняк строила вся Вятка. По рассказам Владимира Ивановича Чарушина, сына архитектора, все столярные мастерские, все технические конторы были задействованы для того, чтобы построить этот дом" ("Художники Чарушины. Выставка произведений. Каталог". Киров, 1991. С.9). Надо также отметить, что значительную часть отделочных работ выполняла знаменитая в Вятке артель Н.Г. Джмухадзе.


Особняк Булычева - куда более сложная и масштабная постройка, чем особняк Вахрушева. Конечно же, архитектор в каждом случае учитывал и пожелания заказчика, и его финансовые возможности. И здесь талант Чарушина был подкреплен огромным денежным состоянием и хорошим вкусом вятского магната. Можно сказать, что Булычев и Чарушин нашли друг друга - первый получил возможность сделать заказ, который бы отражал его богатство и влияние в обществе, второй - возможность реализовать самые смелые и необычные свои замыслы.


Так вышло, что по причине неурядиц в семье Булычева его особняк долгое время с момента постройки пустовал. Роскошный дом вроде как зря был построен. О причинах незаселения дома повествует в своих мемуарах А.А. Прозоров: "Булычев... выстроил для себя на Николаевской (ныне Ленина) улице большой дом в виде замка. Когда он был отделан, покойная моя жена, осматривая его, осталась недовольна расположением и пригодностью дома и, шутя, сказала: "Посажу в я в него кикимору, так никто в нем не будет жить".
Действительно, в скором времени в жилом доме дачи Булычева вспыхнул пожар. Живущей в верхнем этаже жене сына Булычева после родов пришлось при помощи акушерки спускаться из дома через балкон, причем, подставленная для сего лестница не доставала до балкона, и ее держали на плечах люди, и по такой неустойчивой лестнице под треск и дым пожара пришлось спускаться больной женщине, которая, испытав страх, решительно воспротивилась переезжать в верхний этаж нового дома. Пришлось купить еще дом на Преображенской улице, позднее проданный Долгушиным, а вновь построенный замок пустовал..." (Город Вятка и его обыватели. Киров, 2010. С120).
Вскоре началась война...


В 1914 году вятский губернатор уговорил Булычева продать дом властям за треть стоимости. В 1915 году особняк стал домом инвалидов и сирот Отечественной войны (как тогда называли Первую мировую). Скорее всего, момент открытия нового благотворительного учреждения и запечатлен на старой фотографии.
За войной последовала революция. Какое-то время были надежды, что национализированный особняк будет передан вятскому музею. Но сначала в нем разместились военные, а затем - местная чрезвычайка, и про музей забыли. В 30-е годы вятчане шепотом и с оглядкой рассказывали друг другу анекдот: "Какое здание самое высокое в городе? - Бывший дом Булычева, из его подвалов Колыма видна..."

 

        
Сохранились фотографии, отражающие роскошь изначальных интерьеров особняка. Внутреннее убранство также было выполнено по рисункам Чарушина и гармонировало с помпезным внешным обликом дома.
Вместе с изысканной отделкой дом был оборудован по последнему слову техники, в нем имелись своя котельная, электрическое освещение, телефон и даже лифт.

Частично оригинальные интерьеры особняка сохранились, но они по-прежнему недоступны для глаз большинства кировчан - им остается только любоваться фасадом здания.

               


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.