Тема 1. Предмет микроэкономики — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 1. Предмет микроэкономики

2022-09-11 43
Тема 1. Предмет микроэкономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Тема 1. ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ

1. Каковы цели микроэкономического анализа, и может ли он рассматриваться в качестве универсального средства исследования экономической жизни?

2. Проблема выбора в экономике – это следствие различий в предпочтениях или вопрос, касающийся целевой функции?

3. Если родители помогают своим детям, то можно ли отнести их поведение к рациональному?

4. В чем специфика предельного анализа, и какова его роль в и исследовании экономических явлений?

5. Модель – это отражение некоторых, но не всех, сторон реальной действительности, следовательно, модель никогда не отражает реальность во всей ее полноте. Допустимо ли в этом случае применение моделей? Возможно ли обойтись без них в теоретическом исследовании?

 

Тема 2. Теория поведения потребителя

1. Всегда ли реальный потребитель действует в рамках конкретного бюджетного ограничения?

2. Каковы основные цели и ограничения поведения потребителя в рыночной экономике?

3. Почему маржиналистский подход к проблеме полезности и ценности получил распространение только во второй половине 19 в., хотя идеи субъективного истолкования ценности появились гораздо раньше?

4. Объясните, почему кривые безразличия должны иметь отрицательный наклон. Что подразумевает положительный наклон кривых безразличия?

5. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюджетного ограничения? Какие другие (кроме денежного) виды ограничений существуют для потребителя?

6. Если кривые безразличия потребителя – прямые линии, имеющие такой же отрицательный наклон, как и бюджетная линия, существует ли единственная комбинация товаров, максимизирующая полезность?

7. Предположите, что вы потратили весь ваш бюджет на два товара. Используйте анализ кривых безразличия, чтобы показать невозможность того, чтобы оба товара были некачественными.

8. Как соотносятся эффект дохода и эффект замещения для разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена?

9. Почему эффект замещения всегда выражается в увеличении покупок подешевевшего товара?

Тема 3. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

1. Чем определяется структура рынка? Какие критерии можно предложить для оценки той или иной структуры рынка?

2. На конкурентном рынке каждая фирма, продающая свой продукт, принимает цену как заданную. Если ни одна из фирм не может влиять на цену, как изменяется цена в ответ на изменения в издержках?

3. Предельный доход (т.е. цена) у совершено конкурентной фирмы может быть равен предельным издержкам при двух различных уровнях выпуска. Объясните, почему фирма максимизирует прибыль, производя больший из этих двух объемов выпуска продукции.

4. Почему конкурентная фирма, максимизирующая в долгосрочном периоде свою экономическую прибыль, не может находиться в долгосрочном равновесии?

5. Почему фирмы входят в отрасль, если они знают, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль будет равна нулю? 

6. Сравните предложение отрасли с постоянными издержками, возрастающими издержками и убывающими издержками в долгосрочном периоде.

7. Как оценить экономическую эффективность совершенной конкуренции?

Тема 4. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

1.Сравните совершенную конкуренцию и чистую монополию. Дайте графическое подтверждение своих оценок.

2.Почему линия MR пересекает ось абсцисс ровно посередине? Докажите это утверждение.

3.Будет ли монополия производить товар на неэластичном участке кривой спроса? И почему?

4.Чем обусловлена необходимость существования регулируемой монополии?

5.Почему нельзя построить кривую предложения для монополии?

6. Министерство юстиции США установило основополагающие принципы, в соответствии с которыми оно определяет, обладает ли фирма рыночной властью. Первоначально эти принципы утверждали, что фирма не имеет рыночной власти, если повышение цены на 5 % приведет к снижению ее прибыли. Объясните, почему монополист в состоянии равновесия всегда пройдет этот тест.

7. Как можно регулировать монополию? Рассмотрите различные формы регулирования и обсудите их последствия.

8. Занимаются ли университеты и колледжи ценовой дискриминацией, когда они назначают полную плату за обучение некоторым студентам и оказывают финансовую помощь (делают скидки) другим? Каковы преимущества и недостатки этой практики?

 

Тема 6. ОЛИГОПОЛИЯ

1. Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль и каковы ее источники?

2. Всегда ли дуополия сопровождается соглашением между фирмами? В каком случае это соглашение будет эффективным?

3. Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?

4. Почему у олигополистических фирм есть стимулы для сговора? Каковы требования к успешному картелю? Почему эти требования редко удовлетворяются на практике: какие факторы препятствуют сговору?

5. При каких обстоятельствах вероятно, что на олигополистических рынках будут развернуты ценовые войны?

6. Как можно оценить эффективность олигополии? Всегда ли издержки олигополии превышают выгоды от нее?

7. Которая из возможных стратегий фирм-олигополистов – кооперативная или некооперативная – при прочих равных условиях является более выгодной для общества в целом?

Тема 8. Рынок капитала

1. В чем отличие капитала от других факторов производства?

2. Денежный капитал не является экономическим ресурсом. Почему же он имеет цену и приносит доход в форме процента?

3. При данном спросе на инвестиции покажите, как уменьшение предложения сбережений будет воздействовать на ставку ссудного процента и на количество средств, инвестированных средней фирмой, которая работает на конкурентном рынке.

4. Каким образом концепция сегодняшней ценности связана с основополагающим в экономикс принципом учета альтернативных издержек?

5. В чем состоят отличия акций от облигаций?

6. Каким образом предприниматель устанавливает для себя размер нормальной прибыли?

7. Почему нормальную прибыль включают в экономические издержки производства?

Тема 9. Рынок земли

1. Оцените выгоды и потери, которые несет собственник невозобновляемого природного ресурса при его консервации.

2. «Какой бы ни была величина налога на землевладельцев, они заставят уплатить этот налог арендаторов, повышая ставку земельной ренты. Следовательно, благосостоянию землевладельцев ничто не угрожает». Обсудите это утверждение с позиций экономической теории.

3. Каковы функции земельной ренты? Как повлияло бы на экономическую жизнь: а) законодательное ограничение уровня ренты; б) полная национализация земельной ренты; в) запрещение рентных платежей?

4. Влияет ли преобладание той или иной формы собственности на землю на величину арендной платы и цену земли?

5. Каковы альтернативные варианты использования природных ресурсов?

 

Тема 11. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

1.Приведитенесколько примеров положительных и отрицательных внешних эффектов.

2. Объясните, каким образом потребление некоторых товаров (например, наркотиков, алкоголя) может привести к отрицательным внешним эффектам. Объясните, почему кривая общественной предельной выгоды такого товара лежит ниже кривой частной предельной выгоды.

3. Когда внешние эффекты требуют государственного вмешательства и когда такое вмешательство не нужно?

4. Если правительство обеспечивает проведение жесткой экологической политики, то как это скажется на общественном благосостоянии?

5. Какие практические проблемы связаны с введением корректирующих налогов и субсидий?

6. Какой из способов регулирования внешних эффектов следует применить правительственным органам, если точную информацию о затратах фирм на сокращение загрязнения получить затруднительно?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Тема 1. ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ

1. Каковы цели микроэкономического анализа, и может ли он рассматриваться в качестве универсального средства исследования экономической жизни?

2. Проблема выбора в экономике – это следствие различий в предпочтениях или вопрос, касающийся целевой функции?

3. Если родители помогают своим детям, то можно ли отнести их поведение к рациональному?

4. В чем специфика предельного анализа, и какова его роль в и исследовании экономических явлений?

5. Модель – это отражение некоторых, но не всех, сторон реальной действительности, следовательно, модель никогда не отражает реальность во всей ее полноте. Допустимо ли в этом случае применение моделей? Возможно ли обойтись без них в теоретическом исследовании?

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.