Сущность и специфика социально-педагогического сопровождения семьи — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Сущность и специфика социально-педагогического сопровождения семьи

2022-09-11 26
Сущность и специфика социально-педагогического сопровождения семьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА 2.3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ

                    

Основные вопросы:

1. Сущность и специфика социально-педагогического сопровождения семьи.

2. Функции социально-педагогического сопровождения семьи.

3. Консультирование как направление работы с семьей.

4. Диагностика как направление социально-педагогической помощи семье.

5. Профилактика как направление работы педагога социального.

6.Социально-педагогическая коррекция как направление работы педагога социального.

 

Консультирование как направление работы с семьей

Консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и др. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические.

Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье.

Поскольку семья –  это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами. В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.

Любая деятельность, включая консультирование, имеет определенную цель, которая должна базироваться на потребностях клиента. Выделяют две основных цели консультирования:

1) повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;

2) развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности.

Таким образом, основные цели консультирования имеют направленность на повышение удовлетворенности жизнью, что непосредственно связано с личностным ростом человека, развитием навыков преодоления трудностей, умением завязывать и поддерживать межличностные отношения.

Конечная цель консультативной работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Эффект консультационной работы во многом определяется успехом на предшествующих этапах цикла помощи тем, какой уровень доверия достигнут во взаимоотношениях между членами семьи и социальным педагогом.

ТЕМА 2.3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ

                    

Основные вопросы:

1. Сущность и специфика социально-педагогического сопровождения семьи.

2. Функции социально-педагогического сопровождения семьи.

3. Консультирование как направление работы с семьей.

4. Диагностика как направление социально-педагогической помощи семье.

5. Профилактика как направление работы педагога социального.

6.Социально-педагогическая коррекция как направление работы педагога социального.

 

Сущность и специфика социально-педагогического сопровождения семьи

Понятие «сопровождение» в современной научной литературе трактуется неоднозначно. В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. М.И.Рожков считает, что сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого. А.Л. Уманский отмечает, что сопровождение, его сущность рассматривается и понимается в следующих значениях: как система педагогических действий;  как комплекс мер различного характера; как определенный процесс, имеющий конкретную цель и задачи; как педагогическая технология.

Ряд авторов сопровождение связывают с поддержкой, защитой, обеспечением благоприятных условий для успешной социальной адаптации и реабилитации  сопровождаемых.

Социально-педагогическое сопровождение семьи – это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих членам семьи понять возникающую жизненную ситуацию и на основе рефлексии происходящего стимулировать активность семьи и ее членов по решению проблем.

Социально-педагогическое сопровождение семьи включает комплекс превентивных, диагностических, коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешного выполнения семьей ее функций. Социально-педагогическое сопровождение не может быть сопровождением вообще. Это не пассивный процесс следования за развитием человека. Сопровождение ведет к позитивным результатам в том случае, если оно опирается на деятельность самих сопровождаемых. Сопровождение семьи предполагает развитие ресурсов и расширение возможностей семьи в решении возникающих проблем. Сопровождать – не значит решать всегда за семью, родителей их проблемы. Это значит создать условия, побуждающие членов семьи к самостоятельному и ответственному решению своих проблем и преодолению возникающих трудностей.

   Социально-педагогическое сопровождение семьи рассматривается в нескольких аспектах:

    - как профессиональная деятельность специалистов, способных оказать помощь и поддержку семье в решении ее проблем;

    - как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных действий, помогающих семье, родителям конструктивно решить свои проблемы;

    - как взаимодействие сопровождающих и сопровождаемых;

    - как технология, включающая ряд последовательных этапов деятельности специалистов по обеспечению условий, необходимых для решения проблем семьи.

Основные цели социально-педагогического сопровождения семьи:

- сохранение естественных механизмов  и среды развития личности,

- создание условий для профилактики возможных трудностей в социализации,

- формирование у членов сопровождаемой семьи потребности в саморазвитии, самопомощи, активной стратегии преодоления жизненных трудностей и проблем.

   Субъектами социально-педагогического сопровождения семьи являются представители различных ведомств и организаций, участвующие в решении проблем семьи: педагоги, социальные педагоги, социальные работники, психологи, медики, юристы и другие специалисты. Субъектами сопровождения могут быть родственники, представители общественности, соседи, коллеги родителей, если они осознают проблемы семьи и заинтересованы участвовать в их решении. Субъектами социально-педагогического сопровождения являются и члены самой семьи. Особенности их позиции, отношение к проблеме, степень ее осознания влияют на содержание и формы социально-педагогического сопровождения родителей и детей.

     Социально-педагогическое сопровождение семьи в контексте современной парадигмы определяет позицию и действия сопровождающих следующим образом (по Л.В. Байбородовой):

    - ребенок – представитель семейного коллектива; в этом коллективе есть свои традиции, правила, ценности, которые нужно знать и учитывать, взаимодействуя с ребенком и его родителями;

    - воспринимать родителей как своих союзников и партнеров, помнить, что они тоже воспитатели своих детей;

    - советоваться, обсуждать, а не инструктировать и требовать;

    - начинать общение с родителями с положительной информации о ребенке;

    - не допускать критики в адрес семьи, ребенка в присутствии других людей;

    - ребенок – представить семьи, поэтому нельзя воздействовать на ребенка, не согласуя свои действия с родителями;

    - проблема ребенка – это проблема семьи, нельзя ее решать без участия родителей;

    - изначально представлять проблему ребенка для родителей как свою профессиональную проблему, которая волнует педагога, и он не знает, что с ней делать.

    Сопровождая семью, важно учесть следующие положения:

    - формировать осознание у членов семьи решать проблемы с опорой на собственные ресурсы;

    - ситуативные действия должны быть подчинены стратегической цели;

    - социально-педагогические воздействия выстраиваются на основе системного обобщения информации об индивидуальных особенностях членов семьи;

    - необходимы терпимость и принятие разнообразных форм поведения детей, владение знаниями о детской возрастной психологии, о кризисах развития;

    - действия сопровождающих направлены на поддержание дружеских, партнерских отношений, позволяющих обеспечить поддержку родителей и детей.

 

    2. Функции социально-педагогического сопровождения семьи

       Основными функциями социально-педагогического сопровождения семьи являются (по Л.В. Байбородовой):

    Функция социально-педагогической поддержки. Необходимо поддержать семью, родителей, ребенка в поиске решения проблем, возникших в процессе воспитания детей, установления супружеских отношений, а не решать за них эти проблемы. Реализация функции психолого-педагогической поддержки предполагает опору на наличные силы и потенциальные возможности родителей и детей, веру специалистов, сопровождающих в эти возможности. В процессе реализации данной функции субъекты сопровождения помогают членам семьи своевременно выявить проблему, осознать ее причины и вместе с семьей осуществляют поиск вариантов решения проблемы и анализ последствий этих решений на основе имеющегося у семьи социального опыта.

   Функциясоциально-педагогической помощи. Под социально-педагогической помощью понимается реальное содействие семье, ребенку в преодолении возникающих у них проблем и трудностей. Это могут быть проблемы в учебе, отклонения в поведении ребенка, конфликтная ситуация в семье, проблемы в межличностном взаимодействии и др.

   Реализация данной функции предполагает выявление потребности семьи или ее членов в медико-психологической или социально-педагогической помощи, определение меры этой помощи (степени вмешательства), оказания помощи через действия педагогов, специалистов, друзей и одноклассников, взрослых. Помощь может быть предложена в различных формах: консультации, привлечение определенных лиц для оказания помощи родителям и детям, совместная деятельность с родителями и ребенком.

   Следующей функцией сопровождения является фасилитация (облегчение) жизненной ситуации, в которой оказалась семья. Если у семьи или ее членов возникает проблема, то специалисты предлагают варианты выходы из этой ситуации и обеспечивают адекватный выбор членами семьи своих действий в сложных условиях. Предполагается совместный с членами семьи анализ сложной ситуации, определение их отношений к ней, поиск вместе с членами семьи способов действий и поведения.

    Коррекционная функция предполагает направленность социально-педагогических действий на определенные изменения в жизнедеятельности семьи, отношениях между взрослыми и детьми, существенно влияющие на их поступки и поведение членов семьи. Прежде всего, речь идет о детях, потерявших уверенность в себе, имеющих проблемы в обучении, склонных к девиантному и деликвентному поведению. В этом случае специалисты призваны на основе реализации всех вышеназванных функций скорректировать отношения в семье, жизненным целям и планам, окружающему миру, изменить стереотипные для них нормы поведения, сделать их поступки более осмысленными и ответственными и т. д.

   При сопровождении проблемной семьи особо выделяется функция социальной защиты семьи, и прежде всего детей. Социальная защита детей – это целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практически осуществляемых социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

   Функция рекреации и компенсации. Сущность функции состоит в том, что специалистами создаются условия для снятия напряжений, преодоления трудностей, решения проблем в семье, восстановления ее ресурсов, возмещения утрат. Для этого определяются виды деятельности, в которые могут быть включены члены семьи: культурно-досуговая, образовательная, оздоровительная, трудовая. Также выявляются возможности оказания психологической помощи семье. Средствами для этого могут быть пассивные (непринужденная беседа, тренинги и др.) и активные (праздники, занятия спортом, развлекательные досуговые программы, психологические тренинги, слушание музыки). Результатом реализации данной функции может стать оздоровление родителей и детей, уменьшение конфликтов, восстановление благоприятной атмосферы в семье, решение проблемы.

   Содействие оздоровлению, формированию здорового образа жизни членов семьи. Реализация этой функции предусматривает осуществление врачебно-педагогического контроля, диагностику здоровья ребенка, родителей; предоставление возможностей для решения выявленных проблем, обеспечение необходимых оздоровительных мероприятий, в которых участвуют члены семьи. Этому также способствуют рациональная организация физиологически оптимального труда (учебы), нравственно-гигиеническое воспитание, выполнение правил и требований психогигиены, рационального питания и личной гигиены, активный двигательный режим и систематические занятия физической культурой, продуманная организация досуга. В ряде проблемных семей ее члены нуждаются в психотерапии, игровой терапии, физическом, психическом, социальном закаливании. Результатом реализации функции оздоровления должно стать улучшение физического, психического, физиологического здоровья членов семьи, формирование здорового образа жизни как важнейшее условие решение значительной части семейных проблем.

   Функция социальной адаптации детей. Как правило, в проблемных семьях дети испытывают различные трудности социальной адаптации, что затрудняет решение их личных проблем. Сущность данной функции состоит в создании условий для деятельности ребенка по освоению относительно стабильных условий среды, решению повторяющихся типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособлению к условиям социальной среды.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.