Глава 2. Исследования одаренности детей младшего школьного возраста. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава 2. Исследования одаренности детей младшего школьного возраста.

2022-09-11 21
Глава 2. Исследования одаренности детей младшего школьного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы, организация исследования.

Методы.

Существует много способов проведения исследований, но в силу диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются неэффективными. Поскольку дети этого возраста испытывают трудности связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для продолжительного контакта, мне пришлось использовать графические методы исследования. Что в свою очередь дало хорошие результаты. Итак, проведены следующие исследования.

Изучение гибкости построения графического образа.

В основе этого метода лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося графического контура. Данный тест был в 1962 году предложен американским психологом Е. П. Торрансом. Для проведения исследования потребовалось стандартные листы бумаги (в нашем случае формата А4) с нарисованными двумя рядами одинаковыми контурными изображениями (по пять штук в каждом ряду). Изображения могут напоминать капли, круги, зигзаги (см. Приложение №1).

Инструкция ребенку: «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок…»

Время выполнения задания ограничивается 15-20 минутами.
Главный показатель творческого мышления в этом - это количество идей, воспроизведенных ребенком. Подсчитывая их необходимо обращать внимание на количество изображенных предметных тем. Каждая новая тема оценивается новым баллом. Итоговый результат определяется по ниже приведенной таблице, где представлены данные для трех возрастов: 6 лет, 8 лет и 10 лет.

Таблица оценки способности к гибкому построению графических образов.

Уровень развития способности

Возраст

6 лет 8 лет 10 лет
Высокий 5 и более 8 и более 9 и более
Средний 3-4 6-7 6-8
Низкий 1-2 1-5 1-5

 

Результаты исследования

Фамилия, имя, возраст Уровень развития способности к гибкому построению графических образов
1. Алексеенко Вера, 6 лет Высокий
2. Анюшин Денис, 8 лет Средний
3. Брунчукова Маша, 10 лет Средний
4. Бугременко Маша, 10 лет Низкий
5. Дорошенко Лена, 10 лет Низкий
6. Ерохин Артем, 10 лет Низкий
7. Жданова Катя, 6 лет Средний
8. Коваленка Максим, 8 лет Средний
9. Малов Гриша, 8 лет Низкий
10. Маркова Настя, 10 лет Высокий
11. Самылова Таня, 8 лет Низкий
12. Силютина Света, 10 лет Средний
13. Руданов Костя, 10 лет Средний
14. Урусова Оля, 8 Средний
15. Щабин Артем, 8 лет Средний

 

Изучение гибкости при создании слов.

Для проведения исследования потребовались листы бумаги для каждого ребенка с написанным словом. В нашем случае было взято слово ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ. Детям было дано задание составить из букв этого слова как можно больше новых слов. Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Время выполнения задания 5 минут. Для оценки гибкости подсчитывается количество верно составленных слов. Итоговый результат определяется по ниже приведенной в таблице. Результаты и их анализ также смотрите далее.

Уровень развития способностей Количество составленных слов
Высокий 9 и более
Средний 7-8
низкий 6 и менее

 

Результаты исследования

Фамилия, имя, возраст Уровень развития
1. Алексеенко Вера, 6 лет Низкий
2. Анюшин Денис, 8 лет Средний
3. Брунчукова Маша, 10 лет Высокий
4. Бугременко Маша, 10 лет Средний
5. Дорошенко Лена, 10 лет Средний
6. Ерохин Артем, 10 лет Средний
7. Жданова Катя, 6 лет Низкий
8. Коваленка Максим, 8 лет Низкий
9. Малов Гриша, 8 лет Средний
10. Маркова Настя, 10 лет Высокий
11. Самылова Таня, 8 лет Высокий
12. Силютина Света, 10 лет Средний
13. Руданов Костя, 10 лет Высокий
14. Урусова Оля, 8 Средний
15. Щабин Артем, 8 лет Средний

 

Следующий этап работы – это сочинение-сказка. Детям было дано задание написать сказку на свободную тему, которая начиналась бы со слов, жили-были…, как-то раз…, однажды…

Тексты сказок прилагаются (см. Приложение №2).


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.