Глава 1. Одаренность ребенка как проблема и психологическое явление — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 1. Одаренность ребенка как проблема и психологическое явление

2022-09-11 23
Глава 1. Одаренность ребенка как проблема и психологическое явление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие одаренности

Понимание термина «одаренный» претерпело значительные из­менения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие отно­силось только ко взрослым, достижения ко­торых считались выдающимися. Затем его стали применять к детям, имея в виду их ин­теллектуальное развитие, исключительные успехи и учении. В ода­ренные попадали дети, которые оказывались в числе нескольких процентов имеющих высокие показатели по тестам интеллекта. Однако жизнь постоянно вносила поправки в прогнозы, состав­ляемые на основе тестов: высокие показатели умственного разви­тия не гарантируют ни очень успешную карьеру, ни выдающиеся творческие достижения. В то же время дети с более скромными по­казателями IQ попадают в число людей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества. Подобные курьезы заставляли вновь и вновь обращаться к содержанию термина «одаренный» и, в част­ности, к вопросу, какие же виды одаренности выпали из поля зре­ния исследователей и практиков.

Уже в 20-е гг. психологи выделяли так называемые специальные таланты. К ним относили «технический, коммерческий, научно-академический, художественный, социальный (политического дея­теля, педагога и др.)»

В 30-е гг. стали раздаваться голоса специалистов, возражавших против исключительного использования тестов интеллекта для выявления одаренных детей. Действительность настойчиво напо­минала об ограниченности ориентации только на интеллект. На­пример, в случае творческих достижений требуются нестандарт­ный подход, оригинальность, за которыми стоят успешная пере­работка и организация нового материала или опыта. Тесты же интеллекта не содержат заданий, раскрывающих сформированность упомянутых процессов.

Со временем и накоплением опыта определение одаренности становится все более широким. Так, одаренность стали определять как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сферечеловеческой деятельности.

Крайний разнобой в определениях одаренности постепенно пре­одолевается. Следует отметить, что в 1972 г. в официальном докла­де государственного отдела образования США конгрессу было предложено следующее определение, которым пользуются амери­канские специалисты до настоящего времени.

Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто профессионально подготовленными людьми выявлены как обладающие, в силу выдающихся спо­собностей, потенциалом к высоким достижениям. Такие дети требуют диффе­ренцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. При этом дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):

общие интеллектуальные способности;

конкретные академические способности;

творческое, или продуктивное, мышление;

лидерские способности;

художественные и исполнительские искусства;

психомоторные способности.

Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «Одаренный» и «талантливый» употребляются как синонимы. В толковом словаре С. И. Ожегова «Одаренный» определяется как талантливый, а «талантливый» определяется как обладающий талантом, «Талант» в свою очередь – как выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, а «способность» - природная одаренность, талантливость. В словаре В. Даля нет понятия одаренность или одаренный, но есть понятие «талант», которое характеризуется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающиеся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается как состояние таланта. Большая Советская энциклопедия характеризует одаренность как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.

Из сказанного можно сделать вывод, что говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем одаренность проявляется в успешности деятельности.

Словосочетанием «одаренные дети» (одаренный ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети уже по определению качественно отличаются от сверстников. Данный подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педа­гогов и психологов, хотя такое понимание вполне допустимо и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел.

Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»): «Одаренный ребенок - это ребенок, который вы­деляется яркими, очевидными, иногда выдающимися достиже­ниями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» Точно характеризуя суть явления, это определение все же оставляет неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь. У Известный специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой про­блеме, выделяет три категории детей, которых в социально-педагогической практике обычно и принято именовать одаренными: «дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.

 Другой специалист в области психологии интеллекта М. А. Хо­лодная утверждает, что следует выделять шесть категорий таких; «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые».

Реальная педагогическая практика нау­чилась различать лишь три категории одаренных детей.

- Первая категория одаренных, которую принято выделять, -дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

- Вторая группа одаренных, на существование которых реагиру­ет педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление строится на «эколо­гически валидных» методах диагностики и не представляет осо­бых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, мате­матики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

- К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что однозначного понимания данных терминов нет, Можно лишь принимать мнения каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зрения одного из них. Либо обобщать все и приходить к своему пониманию данных понятий.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.