Понятие страха, его функции и причины возникновения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Понятие страха, его функции и причины возникновения

2022-09-11 38
Понятие страха, его функции и причины возникновения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. Теоретические подходы к анализу проблемы страха в отечественной и зарубежной психологии

 

Глава 2. Проблема переживания страхов в младшем школьном возрасте

 

Преодоление страха у детей младшего школьного возраста

 

Психологи выделяют два способа преодоления страха и тревожности у детей: 1) выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой; 2) укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о «личностном росте» человека [21, с.45].

Для преодоления школьной тревожности у учащихся начальных классов необходимо:

1. Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.

2. Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы.

3. Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях.

Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений. Однако центральную роль играют 2 метода.

1. Метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребенку предлагают сосать конфету.

2. Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры – драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол-петрушек, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причем все «пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени («так чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причем акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуации [15, с.143].

Особо следует сказать о приемах, помогающих детям снять повышенную напряженность. С ней часто бывают связаны двигательные беспокойства, агрессивность. Здесь можно использовать щит, который держит взрослый и в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т.п. Этот прием можно применять для того, что бы снять с ребенка нервное напряжение.

 

Глава 3. Эмпирическое исследование страхов у детей младшего школьного возраста

 

Глава 1. Теоретические подходы к анализу проблемы страха в отечественной и зарубежной психологии

 

Понятие страха, его функции и причины возникновения

 

Эмоции и чувства человека очень разнообразны и являются положительной ценностью. Эмоции- это объективно существующие явления, они сопровождают всю нашу жизнь и помогают нам наибыстрейшим образом определить полезность и вредность сложившихся в данный момент внешних или внутренних ситуаций. Но любая эмоция может быть, как положительной, так и отрицательной. [9, С.5]. Страх – это отрицательная эмоция.

Страх – нормальная инстинктивная защитная реакция организма, основанная на инстинкте самосохранения. Но если он проявляется в ситуациях, когда жизни и жизненным ценностям ничто не угрожает, можно говорить о фобии. Другими словами, фобия – это навязчивый страх, она может возникнуть, как под гнётом внешних обстоятельств, так и из-за слишком богатой фантазии человека, обусловленной его психической организацией. Это неразумная, непроизвольная, неадекватная реакция страха, которая заставляет избегать определенных мест, ситуаций и обстоятельств. Испытывающий фобию человек сильно потеет, у него учащается сердцебиение, затрудняется дыхание, возникает чувство неминуемой гибели и всё это сопровождается непреодолимым желанием бежать, куда глаза глядят, только подальше от этого места. Например: Если вы летите на самолёте во время грозы и вам страшно – это нормально. Если же при одном упоминании слова «самолёт» начинается приступ паники – это уже фобия [45].

В соответствии с целями нашего исследования необходимо рассмотреть фундаментальные работы зарубежных и отечественных авторов, касающиеся теоретических и прикладных проблем тревоги и страха, которые помогли бы нам раскрыть особенности проявления страхов у младших школьников.

Подробно остановимся на понятии страха. Психическими и физиологическими особенностями страха занимались такие учёные как: З. Фрейд, И.П. Павлов, А.И.Захаров, Г. Эбермин, Э. Изард. Достаточно полно раскрывшие понятие страха, их психофизиологические особенности, причины возникновения и пути коррекции.

В отечественной психологии наиболее известны и распространены теории страха И.П.Павлова и А.И.Захарова. Известный физиолог И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх, считал он, основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.[13, С.45-49]

А.И.Захаров, рассматривая понятие «страх» отмечает, что в нём отображено восприятие угрозы или отчуждения чувства безопасности. Страх, по его определению – это аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. В его работах страх делится на ситуационный (возникает в необычной или опасной обстановке) и личностный (предопределен характером человека), реальный и воображаемый, острый и хронический.

Многие авторы, такие как С.С.Степанов, Р.В.Овчарова, А.О.Прохоров считают, что страх как эмоционально насыщенное ощущение способствует формированию у индивида устойчивого и постоянного беспокойства, которое готовит человека к ответной реакции на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия человека [22].

В зарубежной психологии наиболее распространены теории: З. Фрейда, Г. Эбермин, Э.Изарда. З. Фрейд считал, что страх детей первоначально является только выражением того, что им не хватает любимого человека, поэтому они встречают всякого постороннего человека со страхом; они боятся темноты, потому что в темноте не видно любимого человека, и успокаиваются, если могут держать в темноте руку этого лица. Также он считал, что рождение является нашей первой травмой и лежит в основе всех последующих переживаний и страхов.[26, С.7]

Г. Эбермин придерживается точки зрения, что нет ни одной болезни, которая не была, бы обязана своим возникновением страху в той или иной мере. Она приводит следующие проявления феномена страха: нарушение работоспособности и умения концентрировать внимание, нервность, расстройство сна, агрессивность, депрессивные состояния, речевые расстройства, бронхиальная астма, аллергия, сверхгигиена и т.д.[40]

Э. Изард трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.[26,С.42-44].

К числу философов, которые, по общему мнению, в наибольшей степени оказали влияние на современные представления о страхе, относится прежде всего Б.Спиноза. Страх для Спинозы - существенное состояние души, проявляющееся в ожидании боли и неприятностей, которые могут произойти в ближайшем будущем. В качестве важного субъективного условия возникновения страха Б.Спиноза выделял наличие чувства неуверенности и неопределенности. В работе Дж.Локка страх – это беспокойство души при мысли о будущем зле, которое вероятно, на нас обрушится [2].

Несмотря на существенный вред, который причиняет страх, он несет еще и положительное значение для человека, так как первоначально эмоция страха возникла в процессе эволюции с целью защиты организма человека от всевозможных опасностей первобытной жизни.

Таким образом, проведенный теоретический анализ в области изучения функций страха, позволяет нам говорить о его двойственном воздействии на человека: с одной стороны, страх активизирует нас, выступая в качестве активно-оборонительной реакции, с другой - парализует, проявляясь в пассивно-оборонительных реакциях, таких как оцепенение, ступор и т.д. Страх всегда есть сигнал предупреждения об опасности, содержащий импульс к преодолению этой опасности. Однако, страх также может держать человека в постоянном напряжении, порождая неуверенность в себе и не позволяя реализоваться в полную силу [26].


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.