Тема занятия. Хлебушек душистый, теплый, золотистый — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема занятия. Хлебушек душистый, теплый, золотистый

2022-09-11 34
Тема занятия. Хлебушек душистый, теплый, золотистый 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи. Воспитательные: воспитание у детей интереса к лепке из соленого теста; формирование положительного отношения к труду пекаря; воспитание бережного отношения к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми.

Дидактические: обогащение знаний детей о труде взрослых, благодаря которому хлеб приходит на стол; обучение детей основным способам и приемам лепки хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д.; формирование навыков работы с соленым тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.

Развивающие: развитие глазомера, мелкой моторики рук; расширение и обогащение словаря детей: пекарь, пекарня, хлебозавод, пшеничный хлеб, ржаной хлеб, формовой хлеб, подовой хлеб, батон, калач, каравай и др.

Содержание занятия

Загадывание детям загадки:

«Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом» (Колос)

Рассматривание с детьми колосков ржи и пшеницы.

Физкультминутка «Каравай».

Взрослый говорит слова, дети выполняют определённые движения.

В землю зёрнышко посадим,

Слишком малое оно.

Дети приседают, обхватывают колени руками, голову прячут.

Землю солнышко согреет,

Быстро прорастёт зерно.

Дети очень медленно начинают подниматься, вытягивая руки вверх.

Будет ветер тучки гнать,

Дождик землю поливать.

Дети выполняют наклоны в стороны, с поднятыми вверх руками.

По полю комбайн пройдет,

урожай наш соберет.

Дети шагают на месте.

Мельник смелет нам муки,

Ну а пекарь из муки

Испечёт нам пироги.

Дети имитируют движения пекаря: месят тесто, пекут пироги.

Всем на радость раздавай

Пышный, вкусный каравай!

Дети разводят перед собой руками, как бы раздавая каравай и приглашая всех к чаю.

Ознакомление детей с правилами выпечки вкусного хлеба: тесто не любит суеты, пустословия, да и со злыми помыслами к печи лучше не подходить; тесто, приготовленное с любовью и душою, всегда добрее, выпечка из него получается нежнее, пышнее и вкуснее.

Демонстрация способов и приемов лепки калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д.

Мотивация творческой деятельности: «слепим хлебобулочные изделия для игры «Булочная».

Лепка детьми хлебобулочных изделий из соленого теста, оформление готовых изделий, раскладывание их на одноразовые тарелочки.

Подведение итогов занятия (презентация вылепленных изображений, оценка результатов деятельности).

 

Тема занятия. Не красна изба углами, а красна пирогами

Задачи. Воспитательные: формирование у детей социальных мотивов деятельности: «испечем как настоящие пекари, пироги и пирожки не только для себя, но и для других»; воспитание таких личностных качеств как трудолюбие, усидчивость и аккуратность.

Дидактические: расширение представлений детей о труде пекаря; закрепление навыков лепки из соленого теста, умения пользоваться различными способами и приемами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание и т.д.; формирование ручных умений; умения пользоваться скалкой для раскатывания теста.

Развивающие: развитие инициативы, самостоятельности и активности при выборе детьми способов оформления изделий (украшение пирогов переплетами, косами, сетками, жгутами, колосьями, налепами и т.д.); расширение и обогащение словаря детей: закрытый пирог, открытый пирог, яблочный пирог, кулебяка, рыбник, курник, начинка и др.

Содержание занятия

Ознакомление детей со старинной русской пословицей: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Предложить им объяснить значение этого выражения.

Рассказ взрослого «Любимые русские пироги: кулебяки, расстегаи, курники, рыбники и др.». Рассказ сопровождается показом слайдов презентации.

Демонстрация способов и приемов лепки пирогов и пирожков.

Мотивация творческой деятельности: «испечем как настоящие пекари, пироги и пирожки не только для себя, но и для других (для гостей)».

Лепка детьми пирогов и пирожков из соленого теста, оформление готовых изделий, раскладывание их на одноразовые тарелочки.

Обыгрывание детьми готовых изображений - «Встречаем гостей пирогами».

Предложить детям вспомнить пословицы о труде и хлебе.

Хлеб всему голова.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи и др.

Подведение итогов занятия. Определение дальнейшей судьбы изготовленных пирогов (для игры, подарка и пр.).

 

Тема занятия. Веселое чаепитие (оформление коллективной композиции)

Задачи. Воспитательные: воспитание у детей бережного отношения к хлебу, как продукту труда взрослых, привитие уважения к людям труда.

Дидактические: обобщение и систематизация знаний детей о том, как хлеб приходит на стол; формирование навыков лепки различных хлебобулочных изделий: булок, кренделей, ватрушек, рогаликов, плюшек, плетенок; формирование умения отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции.

Развивающие: развитие эстетической оценки вылепленных изображений, развитие уверенности в себе и в своих способностях, инициативности, самостоятельности; развитие детского творчества в процессе выбора способов оформления изделий (посыпание семенами укропа, манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.), расширение и обогащение словаря детей: рогалик, плюшка, плетенка, крендель, сдоба и др.

Содержание занятия

Чтение детям стихотворения:

«Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!» (С. Погореловский)

Дидактическая игра «От зернышка до каравая». Прослеживание цепочки изготовления хлеба.

Демонстрация способов и приемов лепки из соленого теста булок, кренделей, ватрушек, рогаликов, плюшек, плетенок и т.д.

Мотивация творческой деятельности: «слепим хлебобулочные изделия для панно «Веселое чаепитие».

Лепка детьми различных хлебобулочных изделий.

Оформление коллективной композиции «Веселое чаепитие».

Подведение итогов занятия. Определение дальнейшей судьбы изготовленного панно (для украшения группы, лестничного пролета детского сада и пр.).

Роспись готовых фигурок

Задачи. Закрепить и расширить представление о традиционной одежде кубанских казаков. Продолжить формировать технические умения и навыки росписи изделий из соленого теста.

Работа с родителями.

Лепим, играем – речь развиваем

семинар-практикум для родителей

(с использованием слайдов презентации)

Цель. Продолжить педагогическое просвещение родителей в вопросах развития и воспитания детей в условиях семьи. Познакомить родителей с развивающими возможностями лепки из соленого теста. Включить родителей в творческий процесс.

Материалы, инструменты и оборудование: соленое тесто (натуральное и окрашенное), стеки, скалки, чесноковыжималка, пластиковые вилки, шаблоны, формочки для выпечки, клей ПВА, кисточки для клея, различный природный, бросовый и дополнительный материал на выбор (семечки, зёрнышки, зубочистки, кусочки трубочек, бисер, бусины и пр.); клеенки, салфетки и т.д.

План семинара

Выступление педагога.

Лепим, играем, речь развиваем.

Особенности и технология лепки из соленого теста.

Практическая часть.

Показ приемов и способов лепки, объяснение задания.

Изготовление родителями поделок из соленого теста

Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.

Ход семинара

Выступление педагога.

Ведущий. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения. Недостатки речи при обучении в школе могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Поэтому формирование правильной речи ребенка – одна из важнейших задач дошкольного образования.

В настоящее время рядом исследователей установлено, что на становлении детской речи сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Ученые пришли к заключению, что выполнение упражнений пальцами стимулирует развитие речи детей.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики способствует:

работа с ножницами;

лепка из глины, пластилина, соленого теста;

конструирование и работа с мозаикой;

выкладывание фигур из спичек (палочек);

освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

Развитию и совершенствованию моторики у детей способствуют игры с природным материалом: песком, крупами, мел кими камешками и т.д.; упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».

Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика - лепка из соленого теста, т.к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происхо дит мощное воздействие на тактиль ные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.

Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые обязательно необходимо выполнять. Напротив! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста - тестоплатика.

Работа с соленым тестом полезна детям со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и этим ребенок подправляет свое эмоциональное самочувствие. Необщительный и замкнутый ребенок может реализовать себя, проявив фантазию, смекалку, изобретательность.

Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается

в специальном оборудовании для обработки готовых изделий.

Практическая часть. Ведущий знакомит родителей с особенностями и технологией лепки из соленого теста, с основными приемами и способами лепки (показ).

Многообразие предметных форм требует усвоения различных приёмов лепки и прежде всего тех, которые применяются в работе с детьми: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и пр.

Скатывание - простейший приём. Кусок соленого теста кладут между ладонями и, слегка сжимая руками, кругообразными движениями скатывают в шарик. Время от времени его поворачивают другой стороной и проверяют правильность формы.

Раскатывание применяют для получения яйцеобразного тела и цилиндрических столбиков. Кусок, положенный между ладонями, прямолинейными движениями рук раскатывают, удлиняя и придавая цилиндрическую форму. Яйцеобразное тело получают раскатыванием ранее сделанного шарика. Для этого ладони ставят не параллельно друг другу, а наклонно.

Сплющивание - приём равномерного сжатия куска для получения уплощённой формы. Шарик сдавливают ладонями или пальцами. И он приобретает форму диска, лепёшки.

Вдавливание получают посредством нажима пальцев или стеки для придания поверхности небольших углублений и изгибов. Маленькую ямку делают одним пальцем, изгиб поверхности обминают всеми пальцами, ребристую, волнистую и чешуйчатую поверхности делают, прижимая стеку то боковой её частью, то концами (заострённым и лопаточным).

Прищипывание применяют при лепке мелких деталей. Оно осуществляется сильным сжатием пальцами, собранными в щепотку, той части большой формы, где создаётся новая деталь.

Оттягивание - приём, при котором щепотью пальцев ухватывают часть пластического материала и, слегка сжав, оттягивают; из оттянутого материала можно сформировать какую-то часть предмета.

Целостные, компактные и простые формы, все части которых так плотно прилегают друг к другу, что трудно бывает их разделить, обычно лепят из целого куска - «скульптурным» способом. Но предметы, чья форма легко расчленяется на составные элементы, лепят по частям — «конструктивным» способом. Для этого сначала делят кусок на части, по величине соответствующие членениям модели, затем лепят каждый элемент отдельно, начиная с самого большого и соразмеряя с ним все другие, и соединяют все элементы.

Ведущий предлагает родителям включиться в творческий процесс и слепить поделку из соленого теста с использование технологических карт.

Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.

В конце встречи организуется выставка и презентация поделок, вылепленных родителями, происходит обмен впечатлениями и мнениями о пользе и доступности лепки из соленого теста в семье. Родители получают методические рекомендации «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста» (приложение 1), подборку игр и упражнений с соленым тестом, способствующих развитию мелкой моторики детей (приложение 2).

Приложение 1.

Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой

«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»

Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.

Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Ус тройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических живот ных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по это му поводу самую интересную сказку, ис торию.

Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.

Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.

Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребён ку всяческую поддержку и почаще хва лите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.

Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.

На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.

Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время за нятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность за кончить начатое!

Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как ра бота закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры тру да

Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.

Вероятно, мы убедим вас в том, что тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие. Тогда за дело! Дерзайте, творите! Желаем успеха!

Приложение 2.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.