Формы государств Древнего Востока и античных государств. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Формы государств Древнего Востока и античных государств.

2022-09-11 33
Формы государств Древнего Востока и античных государств. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для стран Древнего Востока характерна ранняя централизация государственной власти-«восточной деспотии». Деспотия представляет собой неограниченную монархию со специфической системой административных и правовых отношений.

Характерные особенности всех деспотических государств: 1) сосредоточение всей полноты властей у монарха 2) сакральный характер власти правителя или обожествление монарха; 3) наличие подчиненного деспоту разветвленного административного бюрократического аппарата, выполняющего властные полномочия, осуществляющего всеохватывающий надзор за бесправными подданными.

Вся полнота власти в древневосточных государствах принадлежала наследственному монарху. Он единолично управлял страной, обладал огромной законодательной и судебной властью. Был обязан следовать традиции. Государство в лице правителя организовывало общественные работы, связанные с сооружением системы искусственного орошения, со строительством дворцово-храмовых комплексов и обработкой царского земельного фонда. В конечном итоге государство регулировало земледелие, ремесло и торговлю. Степень концентрации власти в руках деспота была различной и зависела от сложившихся в том или ином регионе условий. Так, наибольшей властью обладали египетские фараоны и китайские ваны (императоры). Деспотия в Древней Месопотамии и Древней Индии была весьма ограничена.

Для древнеиндийской цивилизации характерно: постоянный совещательный орган из брахманской и кшатрийской аристократии - паришад. Ограниченность монархической власти в Древней Индии связана с варновой системой и автономностью общин.

Восточная деспотия может быть также охарактеризована как теократическая монархия. В условиях сохранения общинно-родовых пережитков религия сыграла важную роль в поддержании единства общества. Деспот толковал и исполнял волю богов, являлся главой и организатором религиозного культа. Это давало ему право вмешиваться в дела общин, родов, семей. Главной характеристикой деспотии является обожествление правителя в массовом сознании.

Коллективные формы производства, незыблемость социальной структуры, огромная роль религии предопределили традиционность древневосточных обществ, а также особую роль государственных институтов. Государство, подчинив себе общество, стало важным системным элементом.

Формы античных государств. Государственность античного типа определяется как полисная. Полис – город-государство, превратившееся постепенно не только в политический,но и в философский, соц организм. Внутри полиса сформир гражд община. Особый интерес для изучения представ процесс возникновения и развития двух греческих полисов – Др.Афин(рабовладельческая демократия) и Спарты(рабовладельческая аристократия, позже олигархия).

Характеристики полиса:Небольшая территория, небольшая численность населения, наличие института граж-тва. Гражданин–совершенн(20лет),рожденный в правильном браке, облад правосубъектностью мужчина, право афинянина на земельный участок(клер), наличие органов народовластия. Это народные собрания, наличие в структуре управлением полисом магистратур. Деятельность магистратов обусловлена принципами:- выборность,коллегиальность,срочность, безвозмездность,подотчетность.


 

Законы Хамураппи

Один из памятников Древней Вавилонии. Древневосточное право было консервативным (на несколько столетий). Законы Хамураппи получили окончательную редакцию в 18в. до н.э. Законы Хамураппи были составлены в период расцвета Вавилонии, в высокую фазу развития. Законы Хамураппи были высечены на столбе и лучше сохранился текст (из 282 сохранились 247 статей, преамбула и заключение). Законы Хамураппи не являются кодексом, это компиляция (сборник, судебник), состоявший из правового обычая, предыдущих законов, судебной практики (казусов) и законодательных нововведений самого Хамураппи. Гражданское право в Законе Хамураппи. Хорошо представлены имущественные правовые отношения. Институт права собственности на предметы отражен, все могло быть куплено-продано. Права собственности фиксировались и своеобразно охранялись. Гражданское право защищало право собственности от незаконного посягательства. Лицо, у которого нашли чью-то вещь, должно было указать на того, у кого эта вещь была приобретена, и так до того, кто не мог объяснить, у кого взял вещь. Купля продажа требовала письменного характера договора. Спустя один месяц после покупки можно было вернуть раба, если он оказался болен. Договор хранения. Уголовные отношения. Было менее разработано. Не было определения преступления, наказания. Более чем в 30 случаях предусматривалась смерть. Казнь как мера наказания применялась и за неуплату долга. В уголовном праве допускался самосуд: можно было убить ночного вора, пойманного с поличным. Семейное право. 70 статей, Брак путём заключался путём договора. При выдаче дочери замуж отец давал приданное, но оно не переходило к мужу в случае смерти жены, а детям. Нет детей – возвращалось родителям. Если приданное растрачивалось то его восполняли из имущества мужа. Главой семьи – муж. В Древнем Вавилоне рабы и свободные могли заключать браки. Дети были свободные от брака. Муж имел право на развод и оставить жену в рабынях или выгнать и жениться на другой. Женщина могла подать на развод – измена мужа, оставление дома, обвинение жены в измене без доказательства. Наследование по закону и по завещанию.

Суд и процесс не был отделен от администрации. Суд осуществлялся публично. В больших городах создавались проф. суды (обвинительно-состязательный процесс: не было деления на гражданские и уголовные дела). Право на обжалование принадлежало только царю. Доказательства: ордалии («суды божьи). Судьи чиновники, высший судья царь.


 

5. Законы Ману

Сборник, содержащий нормы поведения добродетельного индуса, согласно варновой принадлежности, составленные от имени Ману. Было всего около 50 шастр, в нормальном виде дошли 9. Дхарма включала обязательные религиозные нормы, философию, мораль, право, нормативные установки. Написаны на санскрите, папирусе. Содержит 2685 шлок. Шлока – белый стих, произносящийся распевно. Объединены в 12 глав. Составлялись во 2в. до н.э. по 2 в. н.э. Правовые главы только восьмая и девятая (идея царского суда), немного правовых норм в третьей главе (кого не следует брать в жены). Законы Ману противоречивы.

Имущественные отношения – все земли собственность царя, но допускалось и общинное владение. Способы приобретения имущества: по наследству, дарение, завоевание, исполнение работ, получение милостыни. Вор не признавался собственником имущества.

Семейное право – обеспечение господства мужчины. Брак по воле родителей. После смерти мужа жена деверя, муж умершей жены женился на сестре.

Наследство делилось между сыновьями поровну. Управление хозяйством старший брат. Дочерям выделялась доля в виде приданного.

В уголовном праве – умысел и неосторожность, первое правонарушение и рецидив, тяжкое и лёгкое преступление. Принцип снисходительности к высшим варнам и беспощадия к низшим.

Смертная казнь могла быть заменена крупным штрафом.

Судебный процесс был публичным, носил обвинительный характер как по уголовным так и по гражданским делам. Широко использовались в суде ордалии: огнём, водой, ядом.


 

Образование Древнеафинского государства. Реформы Тезея.

Аттика – область Балканского полуострова, где во 2 тыс. до н.э. господствовал родоплеменной строй. В эпоху «военной демократии» существовали 4 большие филы (племени). Каждая фила обладала набором признаком: в филе существовали агора (Совет племени); булэ (Совет старейшин); филобазилевс (военный предводитель племени, который являлся высшим администратором и производил экстренные суды).Одну из 4 фил возглавил Тезей (13-6вв. до н.э.). Тезей – легендарная личность. Тезею-филобазилевсу предписывают синакизм (объединение племен в одно целое, в целях необходимой самообороны). Первая часть реформы: Центр объединенной территории был помещен в Афинах (город назван в честь Афины Паллады), туда была переведена казна.

Вторая часть реформы: Тезей разделил население Аттики на три больших группы:

Евпатриды (благородные)

Геоморы (земледельцы)

Демиурги (ремесленники)

В 594г. До н.э. Солон выбран архонтом, производит важные реформы:

-отмена долговой кабалы

-аннулирование всех поземельных долгов

-граждане, в рабстве за долги-свободны

-цензовая реформа: 4 разряда по достатку ( 1,2,3-совет 400)

Любой гражданин-гелиэя – суд орган

В 509 г. До н.э Клисфен вводит:

-территориальное деление граждан(10 фил)

-Совет 500, коллегия 10 стратегов

«остракизм»-изгнание за полит.инакомыслие


7.  Органы народовл и магистр в Др Афинах в V в. до н.э.Реформы Эфиальта и Перикла.

 Сущность реформы Эфиальта (462 г. до н.э.) заключалась в том, что он отнял у ариопага право налагать вето на постановления Нар. Собр. и передал его суду присяжных(гелиэе). Принадлежащее ареопагу ранее право контроля над должностными лицами и надзора за исполн. законов перешло к Совету 500 и Нар СОБР. Одновременно были сужены и судеб полномоч ареопага(только религ. и некот уголовные дела).Ареопаг почти полностью был лишен политич власти.

Перикл-2 важнейших законодательных новшества: о гражд правах,об оплате должностных лиц.Гражданином Афин мог считаться лишь тот, чья мать и отец были свободными афинянами.

Основн органами власти и управл Афинского гос-ва являлись: нар собрание; Совет 500; гелиэя; коллегия стратегов; коллегия архонтов. Верх орган власти-нар собрание (экклесия) - принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспит юношей. Экклесия не обладала суд полномоч. Совет пятисот–явл рабочим органом нар собр. К органам исполн власти относил коллегия 10 стратегов и кол­легия 9 архонтов.Осн функ коллегии стратегов-верх рук-во и команд всеми вооруж силами Афин. Высш судеб орган- гелиэя(суд присяжн),действ под рук-вом коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек. были другие кол­легии, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд по делам о некоторых тяжких умышленных преступлениях); коллегия эфетов (неосторожные убийства); коллегия сорока (ограниченная гражданско-правовая юрисдикция); коллегия одиннадцати (суд по делам с участием рабов).


 

8. Государственный строй и социальная структура Др Спарты

В основу государственного строя Спарты был положен принцип единства полноправных граждан. Для этого государство строго регламентировало жизнь и быт спартанцев, сдерживала их имущественное расслоение. «Строй Ликурга» трансформировал военную демократию спартиатов в олигархическую рабовладельческую республику, которая сохранила черты родоплеменного строя. Во главе государства находились одновременно два царя — архагеты. Их власть была наследственной. Полномочия архагета сводились к военной власти, организации жертвоприношений и участия в совете старейшин. Герусия (совет старейшин) состояла из двух архагета и 28 геронтов, которых избирали пожизненно народным собранием из знатных граждан, достигших 60-летнего возраста. Герусия выполняла функции правительственного учреждения — готовила вопросы для обсуждения на народных собраниях, руководила внешней политикой, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях (включая преступления против архагета). Коллегия эфоров (появилась в VIII веке до н. э) состояла из пяти достойных граждан, которых избирали на один год народным собранием. Сначала полномочия эфоров ограничивались судопроизводством по имущественным спорам. В VI веке до н. э их власть растет, они вытесняют герусии. Эфоры начали созывать герусии и народное собрание, руководить внешней политикой, осуществлять внутреннее управление государством и судопроизводство, контролировать должностных лиц (включая архагета). Народное собрание (апелла) отличались пассивностью. Право на участие в народном собрании имели полноправные граждане-мужчины, достигшие 30-летнего возраста. Сначала народное собрание созывалось архагетом, впоследствии руководство ими перешло к эфором. Апелла не обсуждала выдвинутые вопросы, а лишь принимала или отвергала предложенное решение. Голосование проводилось примитивно — криком или участники расходились по разные стороны и «на глаз» определялось большинство. Народное собрание имело законодательные права, право на избрание должностных лиц, решали также вопросы войны и мира.

Реформа Ликурга подразделяли жителей Спартианского государства на следующие социальные группы: спартиаты, гипомейоны, периэки, илоты. политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля была поделена на участки (клеры), переданные полноправным спартиатам в наследственное пользование. Участок нельзя было продать, подарить, оформить как наследство. Участки обрабатывали илоты. 20-60 лет спартанец военообязан. До 30 лет он считалсяя неполноправным. После 30 лет должен был женится, иначе ежегодно в дни религиозных прадников подвергался избиению со стороны незамужних женщин. Кто имел 4 и более сыновей оказывалось особое уважение и предоставлялись льготы. Граждане ежемесячно вносили натуральный взнос в общий котел. Рядовые граждане и цари питались за общим столом. Всякая роскошь осуждалась. Полноправным гражданином Спарты считался тот, кто имел надел земли обрабатываемый илотами, уаствующих в работе народного собрания. Военное дело-главное занятие. Граждан возбранялось заниматься ремеслами и торговлей, это было дело периэков. Периэки были лично свободными, но не имели гражданских и политических прав, хотя они могли приобретать собственность и совершать сделки. Они платили налоги, подати, во время войны привлекались для службы во вспомогательных частях. Занимались ремеслом и торговлей. Население побежденных племен обращались в гос рабов- илотов. Они не были отделены от средств производства, вели самостоятельное хозяйство, пользовались своим скотом и инвентарем. Часть урожая оставалась в их распоряжении, не имели своей земли, работали на участках, выделенных государством для спартиатов. Платили господину оброк, равный половине урожая, несли военную службу. Не разрешалось отпускать на свободу, продавать за пределы государтсва.


 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.