Стадии развития опухолевого процесса. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Стадии развития опухолевого процесса.

2022-09-11 23
Стадии развития опухолевого процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция № 9.

Тема. Опухоли.

1. Мотивация изучения темы:

Существенную роль в патологии современного человека играют опухоли, которые встречаются достаточно часто во всех возрастных группах. Опухоли занимают в структуре смертности второе место после болезней сердечно-сосудистой системы. С онкозаболеваниями в своей практической деятельности могут встречаться медицинские работники любого ранга. Поэтому знание основных признаков опухолевого процесса, особенностей доброкачественных и злокачественных опухолей, морфологии наиболее распространенных опухолей важны для правильного осуществления ими профилактической и лечебной работы. Необходимо представлять также, что злокачественные опухоли не являются болезнями возраста, что они часто излечиваются при условии своевременного распознавания и правильно выбранной тактики лечения. Средние медицинские работники должны также знать предраковые состояния, потому, что проблема предрака – это одна из наиболее актуальных проблем современной медицины.

 

2. Цели занятия:

Учебные цели:

Обеспечить формирование системы знаний у студентов по теме «Опухоли». Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Расширить сферу знаний студентов по теме, а именно:

· об этиологии опухолей.

· о патогенезе опухолей.

· о строении опухоли.

· об атипизме, его видах.

· о видах роста опухолей, метастазировании, рецидивировании.

· о классификации опухолей.

·  о различиях доброкачественных и злокачественных опухолей

· о предопухолевых процессах.

· об опухолях из эпителия.

· о мезенхимальных опухолях.

 

•  Способствовать формированию соответствующих профессиональных и общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

Воспитательные цели:

· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

· Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

· Умение анализировать свое поведение;

· Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

 

Развивающие цели:

· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

 

3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать
Теория и практика сестринского дела   Основные этические принципы философии сестринского дела. Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта.  Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом.  
Анатомия и физиология Виды и характеристика тканей
Сестринский уход при заболеваниях в терапии Сбор анамнеза у пациентов Сестринский уход за больными с различными видами опухолей
Латинский язык Медицинские термины

4. Оснащение:

Учебно-наглядные, раздаточный материал: таблицы, схемы.

5. Этапы занятия:

Название этапа Время этапа
1 Организационный момент   4 мин
2 Объяснение нового материала   70мин
3 Закрепление материала 4мин.
4. Задание на дом 2 мин

 

6. Список литературы:

Основная:

       1.           Алабин И. В. Основы патологии / И. В. Алабин, В. П. Митрофаненко. – М.:            Геотар-Медиа, 2013. – 272 с.

       2.           Пауков В. С. Патологическая анатомия и патологическая физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / В. С. Пауков, П. Ф. Литвицкий. – М.: Геотар-Медиа, 2012. – 256 с.

 

   Дополнительные источники:

 

 

1. Патологическая анатомия: учебник / А. И. Струков, В. В. Серов. – М.: Литтерра, 2010. – 880 с.

2. Пальцев М. А. Патологическая анатомия: учебник / М. А. Пальцев, Н. М. Аничков. – М.: Медицина, 2000. – 528 с.

 

Ход занятия

Название этапа Учебные цели в уровнях усвоения Описание этапа, метериалы методического обеспечения., Время этапа
1 Организационный момент   2 Отмечаются отсутствующие, внешний вид студентов и аудитории. Вступление, мотивация изучения темы: - формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности; - постановка целей; - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению (приложение №1); - актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом).   1мин     3 мин.
2 Объяснение нового материала     2     а) вступительная часть лекци логическая и психологическая подготовка студентов к воспирятию основного материала; б) основная часть лекции, изложение материала по теме лекции; в) заключительная часть лекции, закрепление услышанного в сознании. (Приложение №2)   70мин
3 Закрепление материала 2 Проверка и оценка учебных записей студентов. (Приложение №3) 4 мин.
4. Задание на дом 1 Даются четкие рекомендации по усвоению материала лекции, акцентируя внимание на главных вопросах. (Приложение №4) 2 мин

 

 

 

План лекции:

 

 

1. Этиология опухолей.

2. Патогенез опухолей.

3.Строение опухоли.

4.Атипизм. Его виды.

5.Виды роста опухолей. Метастазирование. Рецидивирование.

6.Классификация опухолей.

7. Различия доброкачественных и злокачественных опухолей

8.Предопухолевые процессы.

9. Опухоли из эпителия.

10. Мезенхимальные опухоли.

 

 

 

 

 Опухоль - патологический процесс, характеризующийся безудержным, бесконтрольным ростом; это патология роста и нарушения дифференцировки клеток.

   Изменения тканевого роста сами по себе являются важнейшим приспособительным явлением, определяющим адаптацию клеток, тканей, органов. Они проявляются гипертрофией и гиперплазией. Во всех случаях приспособление жестко контролируется различными механизмами, т.е. рост клеток является необходимым нормальным физиологическим процессом. Вследствие повреждения генетического контроля размножения и созревания клеток возникает их патология в форме опухоли.

 

Этиология опухолей.

 

  Возникновение опухолей связано с различными эндогенными и экзогенными, физическими и химическими факторами-канцерогенами, а также вирусами и наследственными генетическими нарушениями.

   Установлена связь между различными химическими агентами и возникновением опухоли: вещества, выделяемые при табакокурении, вызывают рак легкого; пища, богатая нитратами, вызывает рак желудка; анилиновые красители, асбест - рак мочевого пузыря; бензол - острый лейкоз.

  К физическим канцерогенам относится солнечная и ионизирующая радиация. Солнечная радиация вызывает рак кожи. При воздействии ионизирующей радиации развивается рак щитовидной железы. Известны профессиональные опухоли легких у шахтеров, работающих на определенных шахтах, или профессиональные опухоли у рентгенологов.

  Вирусная теория происхождения опухоли предполагает включение в геном вирусов. Описано множество ДНК- и РНК-содержащих вирусов у животных, способных вызывать опухоль. ДНК вирусов непосредственно встраивается в геном клетки-мишени, вызывая мутацию, что превращает клетку в опухолевую.

   Большинство опухолей у детей связано с пороками развития. К возникновению опухоли может вести комплекс разнообразных факторов; очевидно, в их реализации важную роль играет иммунная система, реакция на стресс. В возникновении опухолевого процесса большое значение имеет возрастная и половая реактивность. Наиболее часто опухоль развивается после 50 лет (в 50 раз чаще, чем у 25-летних). Частота встречаемости опухоли у мужчин в 1,5-2 раза выше, чем у женщин.

 

 

2. Патогенез опухолей.

 

  Различные онкогенные факторы, которые при определенных условиях прямо или косвенно вызывают мутацию соматических клеток, т.е. изменяют свойства ДНК, контролирующих деление и созревание клеток. Опухоль развивается в клетках организма с измененным геномом. Появление онкогенов ведет к нарушению регуляции ответа клеток на сигналы организма, контролирующие их размножение. При размножении онкогенные клетки передают дочерним клеткам новые свойства злокачественности, происходит стойкое изменение наследственности этих клеток. У такой клетки появляются отличия от наследственных признаков нормальной клетки. Она не типична, т.е. ей свойственен атипизм. Таким образом, опухоль - патология роста, обусловленная патологией генетического аппарата, проявляющаяся нарушением дифференцировки клеток.

 

Строение опухоли.

 

   Внешний вид и размеры опухолей разнообразны: бляшковидные, грибовидные, блюдцеобразные. Они могут диффузно прорастать в окружающие ткани и не иметь видимых границ. Большинство опухолей являются органными, т.е. имеют паренхиму и строму. К паренхиме относят ту часть опухоли, в которой проявляется нарушение дифференцировки. В тех случаях, когда преобладает паренхима, опухоль имеет мягкую консистенцию. Если преобладает строма, то опухоль плотная. Паренхима опухоли (собственно опухолевая ткань) состоит из клеток, характеризующих данный вид опухоли, которые и придают ей отличительные черты. Для опухолей характерны следующие черты: атипизм, автономный рост, опухолевая прогрессия, метастазирование, рецидивирование, вторичные изменения в опухолях.

 

Атипизм. Его виды.

 

     Отличие опухоли от исходной ткани называют атипизмом. Атипизм может быть морфологическим (тканевым и клеточным), биохимическим, физиологическим и др.

     Тканевый атипизм характеризуется нарушением взаимоотношения различных элементов исходной ткани. Например, доброкачественная опухоль кожи папиллома отличается от нормальной кожи тем, что нарушены взаимоотношения эпидермиса и дермы. В опухоли из мышечной ткани пучки волокон неодинаковой толщины и расположены хаотично.

      Клеточный атипизм характеризуется тем, что клетки паренхимы опухоли патологически изменены. Они имеют разную величину и форму. Ядра увеличены в размерах, уродливой формы, митозы неправильные. Атипичны и органеллы, увеличено количество рибосом, лизосом, изменяются форма и величина митохондрий. Клетки начинают необычно делиться, теряют способность к созреванию и дифференцировке, останавливаются в развитии на одной из стадий дифференцировки, нередко уподобляясь эмбриональным. Такое изменение клеток называют анаплазией.

     Биохимический атипизм заключается в том, что в опухолевых клетках изменен обмен веществ. Атипизм энергетического и углеводного обмена проявляется в изменении интенсивности анаэробного гликолиза. Если в нормальных условиях усиление анаэробного гликолиза возникает как компенсаторная реакция при недостатке кислорода, то в опухолевой клетке анаэробный гликолиз происходит при достаточном количестве кислорода. Опухолевые клетки интенсивно поглощают глюкозу, приобретая устойчивость к гипоксии. Атипизм жирового обмена проявляется в преобладании липогенеза (образования жира). Липиды расходуются на построение мембран новых клеток. Опухолевая клетка - «ловушка» для холестерина. Атипизм белкового обмена проявляется в возрастании потребления уровня белков. Это требует постоянной утилизации аминокислот и высоких энергетических затрат, поэтому опухолевая ткань активно поглощает аминокислоты из крови даже при низкой их концентрации.

      Физиологический (функциональный) атипизм проявляется изменением функции, характерной для клеток исходной ткани. Специализированные функции опухоли снижены или утрачены, в клетке образуется неспецифический белок. Возможны случаи прекращения специфической функции или выполнения нехарактерной, извращенной функции. Например, при бронхогенном раке легких в опухолевых клетках могут синтезироваться гормоны АКТГ и паратиреоидный. Из-за нарушений обмена веществ организм лишается не только глюкозы и жира, но и незаменимых аминокислот.

 

Классификация опухолей.

 

 Опухоль - новообразование, бластома. Для названия опухоли используют определения русского, греческого и латинского происхождения. Эти разные понятия легли в основу многообразных производных. Все опухоли подразделяют на две основные группы: доброкачественные и злокачественные. Названия доброкачественных опухолей происходит от латинского слова, к которому присоединяется окончание «ома» (например, остеома, миома, липома). Злокачественные опухоли из мезенхимальной ткани называют саркомами. Злокачественные эпителиальные опухоли называют карциномами, или раком. Опухоли кроветворной и лимфоидной ткани называют гемобластозами. Однако существуют многочисленные исключения из этих правил.

На основании гистогенетического принципа с учетом морфологического строения, локализации, особенностей структуры в отдельных органах, доброкачественности и злокачественности выделено 7 групп опухолей.

Мезенхимальные опухоли.

Опухоли системы крови.

Тератомы.

 

 

Предопухолевые процессы.

 

   Любой опухоли предшествуют какие-либо патологические или хронические процессы. Важно вовремя диагностировать и предупреждать развитие опухоли. Характерные патологические процессы при развитии опухоли - это нарушение регенерации клеток и дисплазия. При нарушении регенерации клеток часть из них в результате мутации приобретает новые свойства, отличные от остальных. Клетки выходят из-под контроля организма. Изменяется их строение, они все больше отличаются от исходной ткани. При потере регенерации ткань теряет характер физиологической репарации - возникают дисплазия и метаплазия (см. выше). Дисплазия - это не только изменение отдельных клеток (нарушение пролиферации, дифференцировки с развитием клеточного атипизма, клетки разной величины и формы, увеличение ядер), но и нарушение структуры тканей, т.е. имеет место как клеточный, так и тканевый атипизм. Дисплазия и рак имеют много общего - для них характерен клеточный и тканевый атипизм. Именно поэтому дисплазию иногда невозможно отличить от рака. При превращении доброкачественных опухолей и хронических язв в злокачественные опухоли говорят об их малигнизации. При метаплазии эпителия верхних дыхательных путей мерцательный эпителий переходит в многослойный плоский, обеспечивая дополнительную механическую защиту (более устойчив к бактериальной инфильтрации). Однако утрата барьера (слизи, ресничек) приводит в итоге к учащению возникновения бронхита и пневмоний. Плоскоклеточная метаплазия обратима. В случае прекращения курения (хронического раздражения) слизистая оболочка может вернуться в нормальное состояние.

 

 

Опухоли из эпителия.

 

 

Опухоли из эпителия наиболее распространены. В зависимости от гистогенеза различают опухоли из покровного эпителия и опухоли из железистого эпителия.

Доброкачественные опухоли

  Папилломы развиваются из покровного эпителия, возникают на коже, в эпителии мочевых и дыхательных путей, полости рта, пищевода, влагалища. Папилломы представляют собой шаровидное образование на тонкой ножке или на широком основании, подвижное. Поверхность опухоли образована мелкими сосочками, состоящими из соединительной ткани и покрытыми разным количеством слоев эпителия Эпителий лежит на базальной мембране - сохраняет свойства нормального эпителия. Отмечено неравномерное увеличение слоев эпителия и повышенное его ороговевание (признаки тканевого атипизма). В редких случаях папиллома рецидивирует. 

Аденома - опухоль из железистого эпителия. Встречается на слизистых оболочках, покрытых железистым эпителием. Обладает лишь тканевым атипизмом: железы разной формы и величины, расположены в строме неравномерно 

Аденомы слизистых оболочек, выступающие над поверхностью, называют полипами.

  Фиброаденома молочной железы встречается часто у женщин 25- 35 лет. При беременности обычно увеличивается, так как имеет рецепторы к прогестерону. С возрастом регрессирует. Плотная, подвижная, безболезненная, хорошо отграничена, до 3 см в диаметре. Макроскопически состоит из железистых протоков. Эпителий лежит на базальной мембране. Строма представлена большим количеством соединительной ткани, которая преобладает над паренхимой. Иногда встречают гигантскую фиброаденому.

  Злокачественные опухоли

 Злокачественные опухоли из эпителия называют карциномой, или раком. Встречаются чаще, чем другие злокачественные опухоли. Развитие многих карцином связано с предшествующими заболеваниями и изменениями эпителия: гиперплазией, метаплазией, дисплазией. Дисплазия и переход в рак проявляются дезорганизацией эпителия, увеличением числа ядер, а также распространением его в наружные слои. Плоскоклеточный рак представляет собой злокачественный аналог папилломы. Развивается из многослойного плоского эпителия в коже, пищеводе, шейке матки, в легких на фоне плоскоклеточной метаплазии бронхиального эпителия. В пластах раковой паренхимы клеточный атипизм и полиморфизм бывают разной степени выраженности. В противоположность папилломе, которая выступает над поверхностью кожи, раковые ячейки внедряются глубоко в ткани и расположены среди прослоек стромы.

Аденокарцинома (железистый рак) развивается из призматического эпителия. Микроскопической особенностью является наличие желез, хотя в низкодифференцированных аденокарциномах трудно обнаруживаются железистоподобные структуры. Аденокарцинома обладает клеточным атипизмом. Клетки имеют разную величину и форму, встречаются ядра-уроды. Характерны прорастание опухолевых клеток базальных мембран и врастание в подслизистый слой, например, в желудке. Рак желудка имеет преимущественно строение аденокарциномы. Макроскопически он может расти экзофитно, тогда имеет вид гриба, блюдца. Эндофитно растущий рак желудка приводит к утолщению стенки и уменьшению полости на всем протяжении

 

 

Мезенхимальные опухоли.

 

    Мезенхимальные опухоли происходят из тканей производных мезенхимы: соединительной, жировой, мышечной, сосудистой, костной и хрящевой.

   

Задания по теме «Опухоли»

1.Решите ситуационную задачу

 Больной раком желудка с множественными метастазами умер от раковой кахексии. Какие изменения с наибольшей вероятностью могли быть обнаружены на вскрытии?

 A. Бурая атрофия миокарда.

Б. Бурая индурация легких.

 B. Увеличенная печень, дряблой консистенции, глинистого вида.

 Г. В эпикарде увеличено количество жировой клетчатки.

 Д. Скелетные мышцы бурого цвета за счет липофусцина.

Педагогический контроль

 1. Патологический процесс, в основе которого лежит безграничное, нерегулируемое разрастание клеток, не достигающих созревания, называют:

а) воспалением;

 б) гипоксией;

в) опухолью.

2. Более активно поглощают глюкозу и аминокислоты:

 а) нормальные ткани;

 б) опухолевые ткани.

 3. Развитие опухоли на том месте, где она была удалена хирургическим путем, называют:

 а) метастазированием;

б) рецидивом.

 4. Канцерогены - это факторы, способствующие:

 а) возникновению опухолей;

б) профилактике возникновения опухолей.

5. Метастазы образуют:

 а) злокачественные опухоли;

б) доброкачественные опухоли.

6. Злокачественная опухоль из соединительной ткани:

 а) фибросаркома;

 б) липома;

 в) миома.

7. Каждому виду атипизма подберите соответствующую характеристику.

 1. Тканевый.

2. Клеточный.

3. Биохимический.

4. Физиологический.

5. Иммунологический.

а) изменение метаболизма опухолевых клеток;

 б) появление новых антигенных свойств;

в) нарушение соотношения паренхимы и стромы;

 г) разная форма и величина клеток, их ультраструктур, патологический митоз;

д) потеря выполнения клеткой своей нормальной функции.

 8. Выберите признаки, которые можно отнести к вторичным опухолевым изменениям: а) некроз;

б) метастазы;

в) кровоизлияния;

 г) петрификаты;

д) инкапсуляция.

9. Выберите наиболее достоверные проявления злокачественной опухоли:

 а) нарушение дифференцировки;

 б) полиморфизм (различие) ядер;

 в) многочисленные митозы;

 г) метастазирование.

10. Для каждой из групп опухолей выберите характерные признаки.

1. Доброкачественные.

 2. Злокачественные.

 а) наличие тканевого атипизма;

 б) наличие признаков клеточного атипизма;

в) инфильтрирующий рост;

г) наличие метастазов.

11. Выберите виды атипизма опухолей:

а) морфологический;

 б) органный;

в) антигенный;

 г) биохимический, гистохимический;

д) функциональный.

12. Тучная женщина 45 лет в течение 7 лет отмечает на коже уплотнение величиной с голубиное яйцо. После применения физических нагрузок и ограничения в еде похудела на 15 кг, но уплотнение не уменьшилось. Обратилась к врачу, который отметил мягкое эластичное уплотнение с четкими контурами, подвижное, безболезненное, не спаянное с кожей и подлежащими тканями. При биопсии в уплотнении обнаружены жировые клетки, в которых отсутствует клеточный атипизм. Какой диагноз можно поставить? Объясните.

13. Пенсионер в течение последних двух лет без видимых причин стал замечать нарушение акта мочеиспускания, неприятные ощущения внизу живота и в промежности. Затем появилось учащенное мочеиспускание сначала ночью, затем и днем; позывы на мочеиспускание без болей, приводящие к недержанию мочи. Вскоре симптомы сменились неполной хронической задержкой мочи, а затем и задержкой мочи с ее недержанием. Какое широко распространенное заболевание у больного?

14. Исследование плевральной жидкости у 60-летнего мужчины позволило выявить злокачественные клетки. Какова наиболее вероятная первичная опухоль?

а) рак кишки;

б) рак молочной железы;

в) рак легкого.

15. Выберите положения, верные для фиброаденомы молочной железы:

а) представлена разрастаниями фиброзной ткани и атипичным эпителием;

б) может увеличиваться при беременности;

в) представлена плотным узлом с четкими границами.

16. Все перечисленные ниже признаки характерны для фибромы матки, за исключением:

 а) наиболее часто встречается у женщин;

б) доброкачественная опухоль из гладкомышечных клеток и соединительных волокон; в) является частой причиной кровотечения;

г) отмечают рост опухоли во время беременности;

 д) регрессирует в менопаузе;

 е) характерен инфильтрирующий рост.

 

 

Лекция № 9.

Тема. Опухоли.

1. Мотивация изучения темы:

Существенную роль в патологии современного человека играют опухоли, которые встречаются достаточно часто во всех возрастных группах. Опухоли занимают в структуре смертности второе место после болезней сердечно-сосудистой системы. С онкозаболеваниями в своей практической деятельности могут встречаться медицинские работники любого ранга. Поэтому знание основных признаков опухолевого процесса, особенностей доброкачественных и злокачественных опухолей, морфологии наиболее распространенных опухолей важны для правильного осуществления ими профилактической и лечебной работы. Необходимо представлять также, что злокачественные опухоли не являются болезнями возраста, что они часто излечиваются при условии своевременного распознавания и правильно выбранной тактики лечения. Средние медицинские работники должны также знать предраковые состояния, потому, что проблема предрака – это одна из наиболее актуальных проблем современной медицины.

 

2. Цели занятия:

Учебные цели:

Обеспечить формирование системы знаний у студентов по теме «Опухоли». Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Расширить сферу знаний студентов по теме, а именно:

· об этиологии опухолей.

· о патогенезе опухолей.

· о строении опухоли.

· об атипизме, его видах.

· о видах роста опухолей, метастазировании, рецидивировании.

· о классификации опухолей.

·  о различиях доброкачественных и злокачественных опухолей

· о предопухолевых процессах.

· об опухолях из эпителия.

· о мезенхимальных опухолях.

 

•  Способствовать формированию соответствующих профессиональных и общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

Воспитательные цели:

· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

· Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

· Умение анализировать свое поведение;

· Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

 

Развивающие цели:

· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

 

3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать
Теория и практика сестринского дела   Основные этические принципы философии сестринского дела. Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта.  Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом.  
Анатомия и физиология Виды и характеристика тканей
Сестринский уход при заболеваниях в терапии Сбор анамнеза у пациентов Сестринский уход за больными с различными видами опухолей
Латинский язык Медицинские термины

4. Оснащение:

Учебно-наглядные, раздаточный материал: таблицы, схемы.

5. Этапы занятия:

Название этапа Время этапа
1 Организационный момент   4 мин
2 Объяснение нового материала   70мин
3 Закрепление материала 4мин.
4. Задание на дом 2 мин

 

6. Список литературы:

Основная:

       1.           Алабин И. В. Основы патологии / И. В. Алабин, В. П. Митрофаненко. – М.:            Геотар-Медиа, 2013. – 272 с.

       2.           Пауков В. С. Патологическая анатомия и патологическая физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / В. С. Пауков, П. Ф. Литвицкий. – М.: Геотар-Медиа, 2012. – 256 с.

 

   Дополнительные источники:

 

 

1. Патологическая анатомия: учебник / А. И. Струков, В. В. Серов. – М.: Литтерра, 2010. – 880 с.

2. Пальцев М. А. Патологическая анатомия: учебник / М. А. Пальцев, Н. М. Аничков. – М.: Медицина, 2000. – 528 с.

 

Ход занятия

Название этапа Учебные цели в уровнях усвоения Описание этапа, метериалы методического обеспечения., Время этапа
1 Организационный момент   2 Отмечаются отсутствующие, внешний вид студентов и аудитории. Вступление, мотивация изучения темы: - формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности; - постановка целей; - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению (приложение №1); - актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом).   1мин     3 мин.
2 Объяснение нового материала     2     а) вступительная часть лекци логическая и психологическая подготовка студентов к воспирятию основного материала; б) основная часть лекции, изложение материала по теме лекции; в) заключительная часть лекции, закрепление услышанного в сознании. (Приложение №2)   70мин
3 Закрепление материала 2 Проверка и оценка учебных записей студентов. (Приложение №3) 4 мин.
4. Задание на дом 1 Даются четкие рекомендации по усвоению материала лекции, акцентируя внимание на главных вопросах. (Приложение №4) 2 мин

 

 

 

План лекции:

 

 

1. Этиология опухолей.

2. Патогенез опухолей.

3.Строение опухоли.

4.Атипизм. Его виды.

5.Виды роста опухолей. Метастазирование. Рецидивирование.

6.Классификация опухолей.

7. Различия доброкачественных и злокачественных опухолей

8.Предопухолевые процессы.

9. Опухоли из эпителия.

10. Мезенхимальные опухоли.

 

 

 

 

 Опухоль - патологический процесс, характеризующийся безудержным, бесконтрольным ростом; это патология роста и нарушения дифференцировки клеток.

   Изменения тканевого роста сами по себе являются важнейшим приспособительным явлением, определяющим адаптацию клеток, тканей, органов. Они проявляются гипертрофией и гиперплазией. Во всех случаях приспособление жестко контролируется различными механизмами, т.е. рост клеток является необходимым нормальным физиологическим процессом. Вследствие повреждения генетического контроля размножения и созревания клеток возникает их патология в форме опухоли.

 

Этиология опухолей.

 

  Возникновение опухолей связано с различными эндогенными и экзогенными, физическими и химическими факторами-канцерогенами, а также вирусами и наследственными генетическими нарушениями.

   Установлена связь между различными химическими агентами и возникновением опухоли: вещества, выделяемые при табакокурении, вызывают рак легкого; пища, богатая нитратами, вызывает рак желудка; анилиновые красители, асбест - рак мочевого пузыря; бензол - острый лейкоз.

  К физическим канцерогенам относится солнечная и ионизирующая радиация. Солнечная радиация вызывает рак кожи. При воздействии ионизирующей радиации развивается рак щитовидной железы. Известны профессиональные опухоли легких у шахтеров, работающих на определенных шахтах, или профессиональные опухоли у рентгенологов.

  Вирусная теория происхождения опухоли предполагает включение в геном вирусов. Описано множество ДНК- и РНК-содержащих вирусов у животных, способных вызывать опухоль. ДНК вирусов непосредственно встраивается в геном клетки-мишени, вызывая мутацию, что превращает клетку в опухолевую.

   Большинство опухолей у детей связано с пороками развития. К возникновению опухоли может вести комплекс разнообразных факторов; очевидно, в их реализации важную роль играет иммунная система, реакция на стресс. В возникновении опухолевого процесса большое значение имеет возрастная и половая реактивность. Наиболее часто опухоль развивается после 50 лет (в 50 раз чаще, чем у 25-летних). Частота встречаемости опухоли у мужчин в 1,5-2 раза выше, чем у женщин.

 

 

2. Патогенез опухолей.

 

  Различные онкогенные факторы, которые при определенных условиях прямо или косвенно вызывают мутацию соматических клеток, т.е. изменяют свойства ДНК, контролирующих деление и созревание клеток. Опухоль развивается в клетках организма с измененным геномом. Появление онкогенов ведет к нарушению регуляции ответа клеток на сигналы организма, контролирующие их размножение. При размножении онкогенные клетки передают дочерним клеткам новые свойства злокачественности, происходит стойкое изменение наследственности этих клеток. У такой клетки появляются отличия от наследственных признаков нормальной клетки. Она не типична, т.е. ей свойственен атипизм. Таким образом, опухоль - патология роста, обусловленная патологией ге


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.18 с.