Архитектура Позднего царства — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура Позднего царства

2022-09-11 35
Архитектура Позднего царства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают свое политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится город Саис. Архитектурные памятники саисского периода почти не сохранились. В немногих сохранившихся присутствуют наземные и скальные сооружения, некоторые элементы храмовой архитектуры: гипостили, пилоны, цепочки зал.
Гипости́ль – поддерживаемый колоннами большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Большой гипостильный зал в Карнаке (Египет)
В архитектуре эпохи персидского владычества происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы становятся гораздо меньше по размерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но заметно возрастает пышность и детальная разработка декора.
После завоевания Египта греками происходит синтез местной художественной культуры с традициями античности.

Храм в Филе – свидетельство эволюции традиций древнеегипетского искусства в период эллинизма

Скульптура Древнего Египта

Скульптура Древнего Египта самобытна и строго канонически регламентирована. Она создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение обычно на открытых пространствах и вне храмов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме. Сохранилось много резных статуэток. Такие фигурки делались из дерева, алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи Хатшепсут и Тутмоса III (Карнак)
Существовало также множество изображений
Ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Ка – дух человека, существо высшего порядка, божественная жизненная сила. После смерти человека Ка продолжал своё существование внутри гробницы и принимал подношения.
Ка изображали в виде человека, на голове которого помещены поднятые руки, согнутые в локтях.
Ка имели и неодушевленные предметы. Боги имели по нескольку Ка.
Канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Правила изображения египетских богов: бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса – с головой шакала и т.д. Скульптурный канон Древнего Египта существовал 3 тыс. лет.
Расцвет скульптуры малых форм начался в искусстве Среднего царства. Хотя оно по-прежнему было связано с погребальным культом, но статуэтки уже покрывались грунтом и расписывались, создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре.
В Новом царстве активно начала развиваться монументальная скульптура, назначение которой стало выходить за пределы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового царства появляются черты индивидуальности. Например, портретные изображения Хатшепсут. Хатшепсут – женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла множество памятников по всему Египту. Она наряду с Тутмосом III, Эхнатоном, Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII является одним из самых известных египетских правителей.

Хатшепсут
В искусстве Нового царства появляется также скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.
Новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт. Лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.
Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и известная голова царицы Нефертити в синей тиаре.

Бюст Нефертити. Новый музей (Берлин)
Неферти́ти – «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. 1351-1334 до н. э.). Считается, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.
В скульптуре Позднего царства навыки древнего высокого мастерства скульптуры отчасти угасают. Вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. Скульптуры птолемеевского периода в основном также выполнены в традициях египетского канона. Но эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, появляется бо́льшая пластичность, мягкость и лиризм.

Статуя Осириса. Лувр (Париж)

Живопись Древнего Египта

Все скульптурные изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. Состав краски: яичная темпера, вязкие вещества и смолы. Настоящая фреска не использовалась, только «фреска a secco» (настенная живопись, выполняемая по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Используются краски, растёртые на растительном клее, яйце или смешанные с известью). Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Чаще всего так раскрашивали маленькие статуи, особенно деревянные.
Многие египетские картины сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались, чтобы улучшить жизнь покойному в загробном мире. Изображались сцены путешествия в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса).

Часть Книги мёртвых из Ахмима, изображающий суд Осириса (IV-I вв. до н. э.)
Часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.
В Новом царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мёртвых, что считалось важным для загробной жизни.

Книга мёртвых

В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя. Позже подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож. Ко времени Среднего царства собрания заупокойных заклинаний записывались уже на поверхности саркофагов и стали доступны каждому, кто мог приобрести такой саркофаг. В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках илина коже. Эти свитки и получили название «Книги мёртвых»: нагромождение молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом. Постепенно в Книгу мёртвых проникают элементы морали.

Суд Осириса

Это 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса (царя и судьи загробного мира) над умершим. К главе иллюстрация: Осирис с короной и жезлом сидит на троне. Наверху изображены 42 бога. В центре зала стоят весы, на которых боги взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде пера богини Маат или фигурки Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила).
На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи.

Боги взвешивают сердце покойного (Книга мёртвых)
Основными цветами живописи в Древнем Египте были красный, синий, чёрный, коричневый, жёлтый, белый и зелёный.
Пирамиды в Гизе

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.