Условия церковного социального служения — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Условия церковного социального служения

2022-09-11 20
Условия церковного социального служения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория и практика социального богословия определяет ряд условийличностного и организационного совершенствования для развития социального служения  [Астэр И.В. Теоретические аспекты аксиологии церковного социального служения.  Материалы научно-практической конференции, 23-25 ноября 2017 г. – СПб.: РХГА,2017.- 350 с. ] [3]

Первое условие совершенствования на пути к служению – открытость  Другому и соучастие.

Общение начинается тогда, когда человек полностью открыт, искренне предъявляя себя другим: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом» [Иоан. 1:7]. Безусловно, открываться трудно и неудобно, как подметил о. А.Мень, положение это «похоже на замок, в котором открыты все двери, – сейчас придут враги и овладеют замком. Но нет, если он принадлежит сильному господину, господин может совершенно спокойно спать, ибо достаточно силен».

Конечно, соблюдать эти условия непросто, тем более, мы чaсто стaлкивaемся с ситуaциями, когдa не можем помочь делом. Тaк, не в нaших силaх вернуть здоровье, отменить приговор, воскресить умершего. М.М. Бaхтин писaл о трех типaх этических реaкций нa беду другого - содействии, совете и сочувствии. Иногдa мы можем лишь посочувствовaть человеку в беде. Но кaк в деле сострaдaния не проникнуться жaлостью, оскорбляя достоинство другого, кaк сделaть тaк, чтобы утешение действительно принесло пользу?

 

Нужна не просто социальная активность, но соучаствующая активность. «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» [Ин.4, 20]. Служение предполагает соучастие с другими людьми, общение не только «я», но и «ты». Эгоцентричный человек, отвергающий какую-либо ответственность по отношению к другим, обладает не более чем ложным подобием служения. Служение в подлинном смысле – это не вызывающая самоизоляция или агрессивное самоутверждение, но сотрудничество и солидарность. Служить – значит делиться своей индивидуальностью с другими людьми, видеть их глазами, чувствовать их чувствами: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12, 26). Только если я – prosopon (с греч. «личность», буквально значит «лицо»), только если обращаюсь к другим людям, смотрю им в глаза и открываю им свои глаза – я соучаствую.

Вспоминая, обозначенные выше, специфические характеристики, определяющие православное социальное служения, такие как сострадание, сочувствие, и жертвенность, необходимость помочь другому понять тайну страдания, становится понятным, что открытость и соучастие являются тем ключом, который открывает доступ к душе другого человека, делает его близким и понятным.

 

  Другое ничуть не менее важное условие на пути к служению, – это умение дистанцироваться, всегда сопутствующее первому условию.  

В добровольческом служении умение находить дистанцию, которая не отделяет и не разделяет нас с другими, а напротив, создает реальность непрерывного присутствия в тот самый нужный момент зова души, является необходимым условием служения

С христиaнской точки зрения, движение, объемлющее тaлaнты, дaровaнные Богом, осуществляются лишь по блaгодaти в сотворчестве человекa с Богом. Путем сознaтельно-волевого процессa личной aктивности возможно и приобщение к Духу Святому. Притча о «закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13, 33) отражает процесс этого преобразования человека. От христианина, получившего талант оправдания «даром» (Рим 3:24), зависит, погубить его в земле своего сердца (Мф. 25, 18) или умножить. «Все старания и весь подвиг его должен быть обращен на то, чтобы стяжать Духа Святого, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие»[4]. Любовь святых – это не обычное земное чувство, не результат целенаправленных усилий по возбуждению особого чувства к Богу, но дар Духа Святого. Достижение этой любви невозможно без предварительного приобретения других добродетелей, в первую очередь, смирения.

      

  Послушание и смирение гордыни – это третье условие совершенствования на пути к церковному служению.

Послушание является первейшей христианской добродетелью и первой ступенью восхождения к другим добродетелям, формированию самостоятельной и ответственной личности. Без послушания невозможно достичь самообладания и взять на себя ответственность за жизни других. Старец Силуан Афонский писал: «Редко кто знает тайну послушания. Послушный велик пред Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образах послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь» https://azbyka.ru/o-poslushanii [5]

Послушание есть подчинение своей воли другому.  «Видишь теперь, брате, в чем дело» - пишет  Никодим Святогорец, - «Предполагаю, что ты изъявляешь готовность и порываешься достигнуть высоты такого совершенства. Буди благословенно рвение твое! Но уготовься и на труд, пот и борение с первых же шагов течения твоего. Все должен ты предать в жертву Богу и творить одну волю Его. Но ты в себе самом встретишь столько волений, сколько у тебя сил и потребностей, которые все требуют удовлетворения, не взирая на то, согласно ли то с волею Божиею. Потому для достижения возжеланной тобою цели,  тебе необходимо сначала подавлять свои собственные воления, а наконец,  и совсем их погасить и умертвить; а чтоб успеть в этом, должно тебе непрестанно себе противиться в худом и принуждать себя на доброе, иначе, должно непрестанно бороться с собою и со всем, что благоприятствует твоим волениям, возбуждает и поддерживает их. Уготовься же на такое борение и на такую брань и ведай, что венец – достижение возжеланной тобою цели – не дается никому, кроме доблестных воителей и борцов».

Неумение любить является следствием отсутствия воспитанного послушания. Послушание вырабатывается в процессе всей жизни человека: вначале с помощью родителей, затем воспитателей и учителей, начальствующих и самой Церковью. В основе послушания лежит добрая воля и приобретенная самодисциплина.

Привитие послушания – серьезная и ответственная задача воспитания в служении. Взаимоотношения, основанные на послушании надежны и предсказуемы.

Церковь – единственный незыблемый институт, воспитывающий послушание, средствами Божественной любви, терпения и благодати.

       Смирение гордыни является необходимым условием церковного служения и сопряжено с деланием добрых дел «не пиаром, а подвигом». Страсть гордости стоит непреодолимым препятствием на пути служения и искореняется с большим трудом. Все, что ни делает гордый, он, делает напоказ всем, ради славы и похвалы человеческой. Тщеславие, сопутствующее гордости, не помнит о Боге и приписывая все добрые дела себе. Чтобы победить гордость, надо познать Христово смирение и свою немощь.

«Смирись, гордый человек» - говорит Ф. Достоевский в своей речи, посвященной А.С. Пушкину. Он призывает к поиску «себя в себе», подчинению себя себе, овладению собой – только так «узришь правду... Победишь себя, усмиришь себя - и станешь свободен, как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь». Служение начинается с освобождения себя самого, вместо того, чтобы разрушать свое личностное Я, тратя силы на усмирение других, борьбу и отстаивание своих позиций, лучше направить их на созидание, конструирование доброй воли. Смирение осуществляется посредством волевого усилия, сдерживающего различные страстные порывы и действием Божией благодати. Благодаря смирению возможно служение высшим ценностям – истине, добру, красоте, человеку.

Церковному социальному служителю и добровольцу надо знать, что мы идем на помощь людям в мир тьмы, поэтому можем встречать то, что ранит нас. Это, прежде всего то, что многие люди не знают и не хотят ничего знать о Господе, отворачиваются и предпочитают лучше страдать и мучиться, чем просить Его о помощи. Это вызывает жалость к человеку и боль. Такую боль переживал отверженный и распятый Христос, она же касается и наших сердец и делает нас сильными на нашем пути служения.

Часто православные, находящиеся за церковной оградой и, имеющие близкое христианское окружение, начинают видеть все в каком-то розовом свете. Им кажется, что уже все хорошо, что остальное их не касается и нужно заниматься только своими нуждами. Но выходя на социальное поприще, пелена спадает с глаз, и мир, лежащий во тьме, погибающие, отрицающие Бога люди, становятся очевидными.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.