В законе о недрах сказано, что ресурсы недр до извлечения их на поверхность находятся в собственности государства, а после извлечения их на поверхность в любой форме собственности. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

В законе о недрах сказано, что ресурсы недр до извлечения их на поверхность находятся в собственности государства, а после извлечения их на поверхность в любой форме собственности.

2022-09-11 25
В законе о недрах сказано, что ресурсы недр до извлечения их на поверхность находятся в собственности государства, а после извлечения их на поверхность в любой форме собственности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Момент извлечения: для твердых ПИ в забое, для жидких и газообразных в устье скважины.

В соответствии с СРП вся добытая продукция является собственностью государства, до “точки раздела“.

Точка раздела – это пункт, где происходит раздел продукции и на кот. Право собственности переходит от государства к недропользователю.

Для нефтяных и газовых месторождений это обычно точка на выходе из промысла или на входе магистрального трубопровода.

Действует принцип «кто оплатил создание или приобретение имущества тому оно и принадлежит».

 

В статье 27 Закона РФ “О недрах” указано, что информация о геологическом строении недр, содержащихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки и других характеристиках недр может находиться в государственной собственности и в собственности пользователя недр в зависимости от того, за счет каких средств она получена.

Информация о недрах, полученная пользователем за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется им в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации по установленной форме.

Информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является его собственностью и представляется им по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе и в коммерческих целях [11].

Так, в соответствии с ГК РФ (ст. 139), информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности [12, 13].

Для обеспечения полного и комплексного использования ресурсов недр, определения границ участков недр, предоставляемых в пользование, и размеры платы за пользование недрами проводится государственная экспертиза запасов ПИ разведанных месторождений и геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений ПИ. Предоставление недр в пользование в этих целях разрешается только после положительного заключения государственной экспертизы. Заключение является основанием для постановки разведанных запасов на государственный учет.

В Государственном кадастре содержатся сведения по месторождениям полезных ископаемых, включающие:

· характеристику количества и качества основных и совместно залегающих с ними полезных ископаемых на конкретном месторождении и содержащихся в них компонентов;

· горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения;

· геолого-экономическую оценку месторождения.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется в стране на основе статьи 31 Закона РФ “О недрах”.

Основная цель Государственного баланса -- учет состояния минерально-сырьевой базы. В нем должны содержаться следующие сведения:

· размещение месторождений и степень их промышленного освоения, *количество, качество и степень изученности запасов каждого вида ПИ по месторождениям, имеющим промышленное значение;

· изменение величины запасов, которое произошло в результате добычи полезных ископаемых, их потерь при эксплуатации месторождения;

· обеспеченность горнодобывающих предприятий разведанными запасами на основе классификации запасов ПИ, которая утверждается в порядке, установленном Правительством РФ [11].

11. Права собственников земельных участков на использование ресурсов недр.

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 02.08.2019) "О недрах "

Статья 19. Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100м3 в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными НПА субъектов РФ.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

12. Основные принципы и задачи государственного регулирования отношений недропользования.

В соответствии с Конституцией РФ и законодательством о недрах отношения недропользования формируются на базе следующих основных принципов:

1. государственная собственность на недра и различные формы собственности на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы;

2. совместное ведение РФ и ее субъектов по вопросам владения, пользования и распоряжения недрами;

3. использование полезных свойств недр путем предоставления их только в пользование с регламентацией вида пользования, участка недр, предоставляемого в пользование, срока пользования, категорий пользователей недр и т.п.;

4. платность пользования недрами, включая введение специальных сборов и платежей.

За государством, в лице уполномоченных органов и различных ветвей власти, сохраняется функция государственного регулирования всего комплекса специфических отношении, возникающих в процессе использования различных полезных свойств недр, как связанных, так и не связанных с добычей полезных ископаемых. Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ. Решение этой задачи возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, которые через специальные институты осуществляют предоставление недр в пользование, рациональное использование и охрану недр, учет и контроль за пользованием недр.

Закон РФ «О недрах» (1992, ред. 2000) определил, что в задачи государственного регулирования входят:

1. обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

2. обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3. определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;

4. установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

5. введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

6. установление стандартов (норм, правил) в области геологическою изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

13. Система органов государственного управления недрами.

В соответствии с природными, организационными, экономическими, технологическими и правовыми особенностями процесс пользования недрами можно представить в виде единой системы, в составе которой можно выделить три самостоятельных подсистемы:

• пользование недрами в соответствии с установленным видом пользования;

• предоставление участков недр в пользование;

• контроль и надзор за соблюдением установленных требований и ограничений при пользовании недрами.

Все три подсистемы действуют и развиваются достаточно самостоятельно, хотя в определенной мере взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Первая подсистема - пользование недрами - регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления недропользователем определенной деятельности в пределах полученного права, в частности права на проведение поисков, разведки и разработки месторождений, либо работ по использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Вторая подсистема - предоставление недр в пользование - призвана регулировать отношения, возникающие между государством - собственником недр и потенциальными потребителями их полезных свойств, т.е. потенциальными пользователями недр. В рамках этой подсистемы соответствующие государственные органы определяют программу освоения недр, конкретные зоны изучения и участки недр, которые предполагается предоставить в пользование. После этого в соответствии с действующим порядком производится выбор конкретного недропользователя и юридическое оформление предоставления ему права пользования недрами на определенных условиях. Эта подсистема в законодательстве о недрах получила название Государственная система лицензирования пользования недрами.

Третья подсистема, функционирующая параллельно с первой и второй, призвана регулировать отношения, возникающие в процессе осуществления контроля и надзора со стороны государства за действиями пользователя недрами, соблюдением им взаимосогласованных условий выполнения работ на предоставленном участке недр, а также общих требований пользования недрами.

В мировой практике вопросами контроля и надзора за освоением ресурсов недр занимаются специализированные правительственные органы, наделяемые очень широкими полномочиями. В этой работе активно участвуют местные органы власти, а также общественные организации. Жесткость контроля и надзора ни в коей мере не означает вмешательства в хозяйственную деятельность недропользователя. В России организационно-правовое регулирование отношений в рамках третьей подсистемы осуществляется органами государственного геологического контроля и государственного горного надзора, во взаимодействии с природоохранными и другими контрольными органами.

14. Компетенция РФ, субъектов РФ, ОМСУ в сфере недропользования.

Органы государственной власти и государственного управления, регулирующие отношения недропользования, имеют общую и специальную компетенцию.

В систему органов государственной власти и государственного управления общей компетенции входят: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, органы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения (гг. Москва и Санкт-Петербург), органы государственной власти автономных областей и автономных округов, органы местного самоуправления в городских и сельских поселениях и на других территориях (с учетом исторических и иных местных традиций).

Систему органов специальной компетенции государственного управления отношениями недропользования в соответствии со ст. 36 Закона РФ «О недрах» образуют федеральными органами управления государственным фондом недр (Министерство природных ресурсов РФ) и государственного горного надзора (Федеральный горный и промышленный надзор РФ или Госгортехнадзор РФ).

В компетенцию федеральных органов государственной власти и государственного управления РФ (общей и специальной компетенции) в сфере регулирования отношений недропользования, в частности, входят:

1. разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;

2. определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения МСБ путем разработки и реализации федеральных программ;

3. установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

4. создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;

5. государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

6. составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;

7. распоряжение недрами континентального шельфа РФ;

8. введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;

9. заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76 ч. 1) по предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Совместная компетенция органов государственной власти и государственного управления РФ и ее субъектов (общая и специальная компетенции) в сфере регулирования отношений недропользования на территории РФ и территориях субъектов РФ включает:

1. распоряжение государственным фондом недр (кроме участков, находящихся в исключительном ведении РФ);

2. определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами, установление форм и размеров платы за пользование участками недр федерального значения, а также утверждение договоров об условиях СРП;

3. определение региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения; установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях СРП.

В компетенцию органов государственной власти и государственного управления субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования в пределах территории соответствующих субъектов РФ, в частности, входят'.

1. принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах;

2. участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения МСБ РФ;

3. разработка и реализация территориальных программ развития и использования МСБ;

4. создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов;

5. участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

6. составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, исполъзуемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

7. определение форм и установление размеров платы за пользование участками недр регионального и местного значения в установленных пределах;

8. установление порядка пользования недрами в целях разработки МОрПИ, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;

9. государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком;

10. регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76, ч. 4, 6) вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные НПА субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии со ст. 76, ч. 1 и 2 Конституции РФ. В случае противоречия между ФЗ и иным актом, изданным в РФ, действует ФЗ.

В компетенцию органов местного самоуправления районов и городов в сфере регулирования отношений недрополъзования, в частности, входят:

1. участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

2. развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

3. предоставление разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых (МОрПИ), а также на строительство подземных сооружений местного значения;

4. введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

Кроме государственных органов управления фондом недр (РФ и ее субъектов) и негосударственных органов местного самоуправления, в вопросами управления недрополъзования в пределах мест исконного проживания имеют право участвовать представители коренных малочисленных народов. Они имеют право (ст. 8 ФЗ «О гарантиях прав...», 1999):

1. участвовать в осуществлении контроля за использованием полезных ископаемых;

2. участвовать в осуществлении контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды при промышленном использовании природных ресурсов;

3. участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке государственных программ освоения природных ресурсов в местах их традиционного проживания.

 

15. Компетенция специально уполномоченных органов в сфере недропользования.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

1. – изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира и среду их обитания;

2. – охоты;

3. – земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий

4. и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории;

5. – гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга;

6. – выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Минприроды России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Росгидромета, Росприроднадзора, Росводресурсов, Роснедр и Рос- лесхоза.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет функции по надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы, в частности: в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды (в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами; федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов; государственный лесной надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ.

Росприроднадзор осуществляет государственное регулирование в области: охраны озера Байкал; выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на использование объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; оборота диких животных, занесенных в Красную книгу РФ; осуществляет ведение Красной книги РФ.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Росгидромет осуществляет ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; государственный мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов (в части поверхностных водных объектов), континентального шельфа, мониторинг состояния исключительной экономической зоны РФ.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, организуя:

1. – государственное геологическое изучение недр; экспертизу проектов геологического изучения недр; проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;

2. – проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами; проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр;

3. – организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами, в частности: учет поступающих заявок на получение лицензий, принятие решений о предоставлении права пользования участками недр; выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; внесение в них изменений и дополнений, их переоформление; принятие решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр; рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, осуществляя:

1. – ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, прекращения договора водопользования, Российского регистра гидротехнических сооружений; владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности;

2. – разработку и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов; государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения;

3. – предоставление в установленном порядке заинтересованному лицу сведений из государственного водного реестра или направление ему в письменной форме мотивированного отказа в предоставлении таких сведений.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений; по контролю и надзору в области лесных отношений; по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), находящееся в ведении Министерства сельского хозяйства РФ, осуществляет функции:

1. – по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод РФ, а также Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;

2. – оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также в сфере производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.

                                                

16. Понятие и виды недропользования.

Основные виды пользования недрами

Ст. 6 Закона РФ «О недрах» предусматривает шесть видов пользования недрами, к их числу относятся:

1) регионального геологического изучения, включающее региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча (опытно-промышленная эксплуатация) может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении. ВИДЫ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ - региональное геологическое изучение; геологическое изучение; разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образование особо охраняемых геологических объектов; сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов; недра могут предоставляться одновременно для осуществления нескольких В.н. (для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых); в этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении

17. Объекты, субъекты и сроки права недропользования.

Субъекты: Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Объекты: подземное пространство + полезные ископаемые, континентальные воды (12 морских миль), дно – до 200 миль

Сроки пользования недрами

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока для:

1.! геологического изучения — на срок до 5 лет;

2.! добычи полезных ископаемых — до 20 лет или на срок отработки месторождения полезных ископаемых;

3.! краткосрочной добычи полезных ископаемых — на срок до 1 года;

4.! добычи подземных вод — на срок до 25 лет.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

18. Основания возникновения права недропользования.

Предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий, включающим информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, то есть государственной системой лицензирования.

Таким образом, основанием возникновения права недропользования является сложный юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место среди которых занимает лицензия - специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и охраной недр.

Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах и в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Лицензия необходима для получения всех видов права недропользования.

Она должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоставившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, условиях платежей, уровне добычи минерального сырья и соглашение о его долевом распределении, требования по охране недр, окружающей среды, безопасного ведения работ, а также сведения о праве собственности на геологическую информацию и др.

Порядок и основания предоставления лицензий зависят от вида недропользования (целей использования недр) и подробно урегулированы Положением о порядке лицензирования пользования недрами.

Основания для получения лицензии закреплены в

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 02.08.2019) "О недрах"

Статья 10.1. Основания возникновения права пользования участками недр

 

20. Понятие и сущность лицензирования пользования недрами.

Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или ИП. В данном случае лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной целью, в течение установленного срока при соблюдении заранее установленных условий

 

21. Понятие, значение и виды лицензий на право пользования недрами

Лицензия на геологическое изучение недр - удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензии на право добычи полезных ископаемых.

После получения лицензии ее владелец имеет право на получение полного объема геологической информации по предоставленному ему в соответствии с лицензией участка недр. [8]

Виды лицензий:

1. Лицензия на добычу полезного ископаемого - дает право на разведку и разработку месторождения, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии

2. Лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений - не связанных с добычей полезных ископаемых, удостоверяет право пользования определенными участками недр для подземного хранения нефти, газа, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод и иных нужд.

3. Лицензия на право образования особо охраняемых объектов - имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение, удостоверяет право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, выделение памятников природы.

Лицензия может быть выдана на несколько видов пользования недрами.

Лицензия, предоставленная победителю конкурса или аукциона, направляется в Федеральный или территориальный геологические фонды на регистрацию, которая производится в месячный срок с момента ее поступления. Лицензия вступает в силу после ее регистрации.

22. Процедура лицензирования недропользования

Механизм предоставления лицензий на право пользования недрами заключается в следующем. Предприятия, желающие получить лицензию, обращаются в Министерство природных ресурсов РФ или ее территориальные подразделения, которые предоставляют необходимую информацию о сроках и условиях получения лицензии по интересующим объектам. МПР России и его территориальные подразделения учитывают поступающие заявки на получение лицензий, информируют о них органы представительной власти, организуют выпуск рекламных изданий, проводят другие мероприятия по информационному обеспечению потенциальных показателей недр.

Заявки должны содержать:

1) данные о предприятии-заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами;

2) данные о руководителях или владельцах предприятия-заявителя и лицах, которые представляют это предприятие при получении лицензии;

3) данные о финансовых возможностях предприятия-заявителя, необходимые для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами;

4) данные о техничес<


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.