Третьим фактором, определяющим доминирование императивных методов в горном праве, является ограниченность недр и запасов полезных ископаемых — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Третьим фактором, определяющим доминирование императивных методов в горном праве, является ограниченность недр и запасов полезных ископаемых

2022-09-11 21
Третьим фактором, определяющим доминирование императивных методов в горном праве, является ограниченность недр и запасов полезных ископаемых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Юридическое понятие недр.

Нормативно-правовой акт, в котором дано юридическое определение недр и который устанавливает право недропользования – ФЗ «Закон о недрах»(1992; последняя редакция – от 01.12.2007). Согласно ему, недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

2. Предмет и метод права недропользования (горного права). Соотношение права недропользования с другими отраслями права России.

Предметом горного права являются горные отношения. Горные отношения – это комплексное понятие, которое включает в себя четыре группы отношений:

· а) отношения недропользования;

· б) отношения государственного управления недропользованием;

· в) отношения, связанные с оборотом горной информации;

· г) отношения, связанные с обеспечением безопасного ведения горных работ.

 

Отношения недропользования. Центральное место в предмете горного права занимают отношения недропользования. Это отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Отношения государственного управления недропользованием. Государственное управление недропользованием – это организующая деятельность компетентных государственных органов, органов местного самоуправления, направленная на обеспечение эффективного и рационального недропользования, обеспечение развития минерально-сырьевой базы, строгое и неуклонное соблюдение всех требований действующего законодательства. К данной группе относятся следующие отношения:

· лицензирование деятельности, связанной с недропользованием;

· ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых;

· по предоставлению прав на отдельный участок недр (горный отвод);

· государственного контроля за рациональным использованием и охраной недр;

· установление платы за пользование недрами;

· ответственности за нарушения в области недропользования и охраны окружающей среды.

 

Отношения, связанные с оборотом горной информации. Горная информация – это информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах. Горная информация является государственной собственностью либо собственностью пользователя недр и предоставляется пользователем недр в государственный фонд геологической информации, осуществляющий её хранение и систематизацию. Горная информация подлежит обязательной государственной экспертизе, которая проводится в целях определения достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность. На основе горной информации формируются государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых. Оборот горной информации осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Отношения, связанные с обеспечением безопасного ведения горных работ. Безопасное ведение горных работ является одним из обязательных требований, установленных действующим российским законодательством

Методом отрасли права является совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Метод горного права характеризуется органичным сочетанием императивных и диспозитивных методов правового регулирования при доминирующей роли императивных методов. Доминирование императивного метода правового регулирования в горном праве обусловлено четырьмя основными факторами.

Во-первых, это особый правовой статус недр. Он определяется положениями Конституции РФ и Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.[1] «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (Конституция Российской Федерации, ст. 9).

Во-вторых, в благоприятном состоянии недр заинтересован неопределённо широкий круг лиц. Это логически вытекает из их особого правового статуса. Эффективное распоряжение и пользование недрами и их участками возможно только при условии их благоприятного состояния, как с точки зрения экономики, так и экологии.

Это означает, что недра изъяты из гражданского оборота. Участки недр не могут быть предметом сделок (купли-продажи, мены, дарения, вклада, залога, завещания, наследования) или отчуждаться в иной форме. Допускается лишь оборот прав пользования недрами, которые могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в пределах, установленных законом.

Что касается добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов, то они представляют собой товарно-материальные ценности, которые могут находиться в собственности различных субъектов - государства, МО, граждан, юридических лиц.

Правомочия, составляющие право государственной собственности на недра: владение, пользование и распоряжение ими, в пределах территории РФ осуществляются совместно РФ и ее субъектами.

10. Право собственности на ресурсы недр. Право собственности на имущество и геологическую информацию.

Ресурсы недр включает как полезные ископаемые (ПИ), так и другие полезные свойства недр, дающие недропользователю материальные и не материальные блага.

В компетенцию органов государственной власти и государственного управления субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования в пределах территории соответствующих субъектов РФ, в частности, входят'.

1. принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах;

2. участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения МСБ РФ;

3. разработка и реализация территориальных программ развития и использования МСБ;

4. создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов;

5. участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

6. составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, исполъзуемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

7. определение форм и установление размеров платы за пользование участками недр регионального и местного значения в установленных пределах;

8. установление порядка пользования недрами в целях разработки МОрПИ, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;

9. государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком;

10. регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76, ч. 4, 6) вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные НПА субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии со ст. 76, ч. 1 и 2 Конституции РФ. В случае противоречия между ФЗ и иным актом, изданным в РФ, действует ФЗ.

В компетенцию органов местного самоуправления районов и городов в сфере регулирования отношений недрополъзования, в частности, входят:

1. участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

2. развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

3. предоставление разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых (МОрПИ), а также на строительство подземных сооружений местного значения;

4. введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

Кроме государственных органов управления фондом недр (РФ и ее субъектов) и негосударственных органов местного самоуправления, в вопросами управления недрополъзования в пределах мест исконного проживания имеют право участвовать представители коренных малочисленных народов. Они имеют право (ст. 8 ФЗ «О гарантиях прав...», 1999):

1. участвовать в осуществлении контроля за использованием полезных ископаемых;

2. участвовать в осуществлении контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды при промышленном использовании природных ресурсов;

3. участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке государственных программ освоения природных ресурсов в местах их традиционного проживания.

 

15. Компетенция специально уполномоченных органов в сфере недропользования.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

1. – изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира и среду их обитания;

2. – охоты;

3. – земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий

4. и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории;

5. – гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга;

6. – выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Минприроды России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Росгидромета, Росприроднадзора, Росводресурсов, Роснедр и Рос- лесхоза.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет функции по надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы, в частности: в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды (в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами; федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов; государственный лесной надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ.

Росприроднадзор осуществляет государственное регулирование в области: охраны озера Байкал; выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на использование объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; оборота диких животных, занесенных в Красную книгу РФ; осуществляет ведение Красной книги РФ.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Росгидромет осуществляет ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; государственный мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов (в части поверхностных водных объектов), континентального шельфа, мониторинг состояния исключительной экономической зоны РФ.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, организуя:

1. – государственное геологическое изучение недр; экспертизу проектов геологического изучения недр; проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;

2. – проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами; проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр;

3. – организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами, в частности: учет поступающих заявок на получение лицензий, принятие решений о предоставлении права пользования участками недр; выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; внесение в них изменений и дополнений, их переоформление; принятие решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр; рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, осуществляя:

1. – ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, прекращения договора водопользования, Российского регистра гидротехнических сооружений; владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности;

2. – разработку и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов; государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения;

3. – предоставление в установленном порядке заинтересованному лицу сведений из государственного водного реестра или направление ему в письменной форме мотивированного отказа в предоставлении таких сведений.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений; по контролю и надзору в области лесных отношений; по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), находящееся в ведении Министерства сельского хозяйства РФ, осуществляет функции:

1. – по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод РФ, а также Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;

2. – оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также в сфере производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.

                                                

16. Понятие и виды недропользования.

Основные виды пользования недрами

Ст. 6 Закона РФ «О недрах» предусматривает шесть видов пользования недрами, к их числу относятся:

1) регионального геологического изучения, включающее региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча (опытно-промышленная эксплуатация) может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении. ВИДЫ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ - региональное геологическое изучение; геологическое изучение; разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образование особо охраняемых геологических объектов; сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов; недра могут предоставляться одновременно для осуществления нескольких В.н. (для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых); в этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении

17. Объекты, субъекты и сроки права недропользования.

Субъекты: Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Объекты: подземное пространство + полезные ископаемые, континентальные воды (12 морских миль), дно – до 200 миль

Сроки пользования недрами

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока для:

1.! геологического изучения — на срок до 5 лет;

2.! добычи полезных ископаемых — до 20 лет или на срок отработки месторождения полезных ископаемых;

3.! краткосрочной добычи полезных ископаемых — на срок до 1 года;

4.! добычи подземных вод — на срок до 25 лет.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

18. Основания возникновения права недропользования.

Предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий, включающим информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, то есть государственной системой лицензирования.

Таким образом, основанием возникновения права недропользования является сложный юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место среди которых занимает лицензия - специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и охраной недр.

Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах и в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Лицензия необходима для получения всех видов права недропользования.

Она должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоставившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, условиях платежей, уровне добычи минерального сырья и соглашение о его долевом распределении, требования по охране недр, окружающей среды, безопасного ведения работ, а также сведения о праве собственности на геологическую информацию и др.

Порядок и основания предоставления лицензий зависят от вида недропользования (целей использования недр) и подробно урегулированы Положением о порядке лицензирования пользования недрами.

Основания для получения лицензии закреплены в

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 02.08.2019) "О недрах"

Статья 10.1. Основания возникновения права пользования участками недр

 

20. Понятие и сущность лицензирования пользования недрами.

Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или ИП. В данном случае лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной целью, в течение установленного срока при соблюдении заранее установленных условий

 

21. Понятие, значение и виды лицензий на право пользования недрами

Лицензия на геологическое изучение недр - удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензии на право добычи полезных ископаемых.

После получения лицензии ее владелец имеет право на получение полного объема геологической информации по предоставленному ему в соответствии с лицензией участка недр. [8]

Виды лицензий:

1. Лицензия на добычу полезного ископаемого - дает право на разведку и разработку месторождения, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии

2. Лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений - не связанных с добычей полезных ископаемых, удостоверяет право пользования определенными участками недр для подземного хранения нефти, газа, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод и иных нужд.

3. Лицензия на право образования особо охраняемых объектов - имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение, удостоверяет право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, выделение памятников природы.

Лицензия может быть выдана на несколько видов пользования недрами.

Лицензия, предоставленная победителю конкурса или аукциона, направляется в Федеральный или территориальный геологические фонды на регистрацию, которая производится в месячный срок с момента ее поступления. Лицензия вступает в силу после ее регистрации.

22. Процедура лицензирования недропользования

Механизм предоставления лицензий на право пользования недрами заключается в следующем. Предприятия, желающие получить лицензию, обращаются в Министерство природных ресурсов РФ или ее территориальные подразделения, которые предоставляют необходимую информацию о сроках и условиях получения лицензии по интересующим объектам. МПР России и его территориальные подразделения учитывают поступающие заявки на получение лицензий, информируют о них органы представительной власти, организуют выпуск рекламных изданий, проводят другие мероприятия по информационному обеспечению потенциальных показателей недр.

Заявки должны содержать:

1) данные о предприятии-заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами;

2) данные о руководителях или владельцах предприятия-заявителя и лицах, которые представляют это предприятие при получении лицензии;

3) данные о финансовых возможностях предприятия-заявителя, необходимые для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами;

4) данные о технических и технологических возможностях предприятия-заявителя, а также других предприятиях, привлекаемых им в качестве подрядчиков;

5) информацию о предыдущей деятельности предприятия-заявителя, включая список государств, в которых оно осуществляло свою деятельность в последние 5 лет;

6) предложения предприятия-заявителя по условиям пользования недрами.

После принятия заявки на участие в конкурсе предприятию-заявителю предоставляется пакет геологической информации по интересующему участку недр. Пакет должен содержать необходимый объем геологической, горнотехнической, технологической и иной информации для проведения предприятием-заявителем технико-экономических расчетов показателей ведения работ. На основании получения геологической информации предприятие-заявитель в установленный срок разрабатывает и представляет основные технико-экономические показатели ведения работ, связанные с намечаемым пользованием недрами.

Оценка соответствия разработанных предприятием-заявителем технико-экономических показателей по условиям конкурса производится экспертной комиссией и оформляется протоколом.

Лицензия, предоставленная победителю конкурса или аукциона, направляется в федеральный или территориальный геологические фонды на регистрацию, которая производится в месячный срок с момента ее поступления.

За выдачу лицензий на право пользования недрами взимаются сборы. Размер сборов определяется, исходя из расходов на экспертизу заявок на получение лицензий, организацию конкурсов и аукционов, оплату пакетов геологической информации и иных расходов, связанных с предоставлением лицензии

23. Порядок проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами.

Соглашения о разделе продукции Понятие, стороны и область применения соглашений о разделе продукции (СРП). Российский опыт использования СРП. Существенные условия СРП. Порядок заключения, изменения и расторжения СРП.

Специфической разновидностью договоров на пользование недрами является так называемое соглашение о разделе продукции (СРП). Его организационно-правовой статус и содержание регулируются ФЗ «О СРП». Следует четко различать закон о СРП и налоговый режим в форме раздела продукции. В соответствии с ФЗ «О СРП» недропользователь выполняет, по существу, функции подрядчика у государства. Добытая продукция остается в собственности государства до точки (момента) раздела. Взаимоотношения государства и недропользователя оформляются в форме гражданско-правового договора, который является основанием предоставления недропользователю права пользования участком недр. При этом используется специальный налоговый режим в форме раздела продукции. В России уже накоплен значительный опыт заключения и реализации СРП. Пока они применяются только при добыче нефти. Разрабатываются проекты использования режима СРП при освоении газовых месторождений, месторождений угля, драгоценных камней и металлов.

Первоначально только ФЗ «О СРП» в качестве пользователя недр допускал возможность привлечения субъектов предпринимательской деятельности в качестве участников простого товарищества. Позднее Закон РФ «О недрах» распространил эту форму на все режимы недропользования.

Второй, наиболее распространенной, формой договоров на пользование недрами в настоящее время является Соглашение о разделе продукции. Помимо специфики экономических и фискальных расчетов они обладают и рядом юридических особенностей. Главные черты СРП:

— государство-собственник недр определяет на конкурсной основе или прямыми переговорами компанию, которая выполняет роль подрядчика при освоении конкретного участка недр, (блока, месторождения). Компания получает эксклюзивное право на поиски, разведку и разработку открытого месторождения, которые она осуществляет за счет собственных средств, принимая на себя все риски;

— государство-собственник недр и компания владеют на определенных соглашением условиях долями добытой продукции;

— компания имеет право на возмещение своих расходов (капитальных вложений и текущих затрат) за счет установленной соглашением части продукции, добытой в пределах выделенного участка (так называемая затратная нефть), и получение определенной доли остающегося объема добытой продукции в качестве вознаграждения, так называемая прибыльная нефть;

— в зависимости от условия конкретного соглашения прибыль компании подлежит налогообложению, либо она освобождается от налогов. Эти условия учитываются при определении пропорций распределения прибыльной нефти между государством и компанией;

— сооружения и оборудование, используемые для нефтяных операций, переходят в собственность государства либо с момента их приобретения, либо постепенно, по мере их амортизации.

Объект налогообложения

Являются:

· полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;

· полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

· полезные ископаемые, добытые за пределами территории РФ.

 

 

Не признаются:

· общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые ИП и используемые им непосредственно для личного потребления;

· добытые минералогические, палеонтологические и другие коллекционные материалы;

· полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

· полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь), если при добыче они облагались в общеустановленном порядке.

· иные, предусмотренные ст.336 НК РФ.

Налоговые ставки

Налоговый период

Налоговая база

Налоговой базой является:

количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), угля, а также многокомпонентных комплексных руд, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края;

стоимость добытых полезных ископаемых – при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:

· исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;

· исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;

· исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.

Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета, при этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При определении расчетной стоимости учитываются следующие виды расходов, связанные с добычей полезных ископаемых:

Прямые расходы.

Это могут быть материальные расходы, расходы на оплату труда, на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, суммы страховых взносов. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых. Указанные расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода.

Косвенные расходы.

Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, прочие расходы.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и зат


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.