Понятие, сущность и роль качества жизни населения в системе обеспечения экономической безопасности страны — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Понятие, сущность и роль качества жизни населения в системе обеспечения экономической безопасности страны

2022-09-11 29
Понятие, сущность и роль качества жизни населения в системе обеспечения экономической безопасности страны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В разделе анализируется низкий уровень жизни населения как одна из основных внутренних угроз экономической безопасности страны, а также рассматриваются области государственной политики по повышению уровня жизни населения, которые являются частью политики национальной безопасности государства.

Ключевые слова: экономическая безопасность, уровень жизни и качество, государственная политика.

Способность экономической системы формировать и поддерживать нормальные условия жизни населения, обеспечивать стабильное развитие национальной экономики и создавать экономическую основу для реализации национальных и государственных интересов страны называется экономической безопасностью, которая является неотъемлемой частью национальной безопасности государства. Экономическая безопасность - это состояние экономики и государственных институтов, в котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики и достаточный оборонный потенциал даже в неблагоприятных условиях для развития внутренних и внешних процессов [1].

Современная теория экономической безопасности считается неотъемлемой частью экономической теории. Предметом этого направления экономической науки является определение и анализ динамики. Его задача заключается в выявлении и мониторинге факторов, которые влияют на стабильность социально-экономической системы и государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также в разработке экономической политики и институциональных изменений, которые устраняют или смягчают вредное воздействие этих факторов.

Экономическая безопасность - это сложная категория, требующая всестороннего междисциплинарного анализа и тесно связанная с вопросами стабильности политической ситуации, социальной ситуации в стране и т.д. Однако экономическая независимость является важнейшим условием обеспечения внешнеэкономической безопасности. Обеспечение внешнеэкономической безопасности требует, чтобы участие страны в мировой экономике способствовало развитию национальной экономики.

Внутренние угрозы экономической безопасности включают низкое экономическое развитие, высокое социальное неравенство, которое приводит к росту социальной напряженности, и неэффективность государственного регулирования, направленного на его устранение.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации определяет следующие угрозы: имущественная дифференциация населения и рост бедности; деформированная структура народного хозяйства; растущая неравномерность социально-экономического развития регионов; криминализация общества [2].

Ряд авторов выделяют такие внутренние факторы, которые угрожают экономической безопасности, как сокращение и старение населения, разрушение социальных институтов, политическая нестабильность из-за возможных террористических актов, криминализация экономики, сохранение и возможное усиление значительной дифференциации активов с высокой долей и возможным увеличением населения, проживающего за чертой бедности, структурная деформация и неэффективность структуры российской экономики, конкурентоспособность экономики низкая, с возможной тенденцией к дальнейшему снижению рисков, несчастных случаев и техногенных катастроф и т. д. [3].

Наиболее опасными угрозами экономической безопасности в последние годы также часто называют: потерю производственных мощностей из-за высокого износа основных фондов; внешний долг и риск обострения финансового кризиса; нестабильность инвестиционной активности; низкую конкурентоспособность продукции; высокий уровень бедности и низкое качество жизни большинства россиян; утечку капитала.

Существуют также угрозы со стороны: нерациональной государственной политики в отношении детерминант конкурентных преимуществ, нерациональной отраслевой структуры, отсутствия или отсутствия стратегических резервов, несовершенства институциональной среды, нерациональной государственной социальной политики, которая приводит к высокой бедности, криминализации и социальной напряженности в обществе [4].

Однако, несмотря на многие из этих угроз экономической безопасности, все авторы указывают на низкий уровень жизни населения как на одну из главных угроз. Российские реформы, создавшие предпосылки для перехода страны к рыночной экономике, одновременно привели к ухудшению уровня жизни большинства россиян практически по всем показателям. В стране сформировались большие различия в условиях и уровне жизни отдельных групп населения, произошла глубокая поляризация доходов, возникло принципиально новое явление - социальное расщепление общества. Высокая социальная дифференциация общества, большая доля малообеспеченного населения, снижение уровня жизни большинства россиян определяют полярные ценностные ориентации и мотивы поведения людей разных социальных групп, что, в свою очередь, способствует усилению социальной нестабильности в обществе.

В контексте экономической безопасности важность социальной сферы обусловлена тем, что она создает предпосылки для развития такого важного элемента производительных сил, как человеческий капитал, носителем которого является человек. Последствия угроз экономической безопасности в социальной сфере связаны со снижением уровня и качества жизни населения. Низкий уровень жизни населения, высокая степень дифференциации его доходов единодушно названы существенной внутренней угрозой экономической безопасности России.

Уровень жизни - это совокупность условий жизни (труда, быта, досуга) населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития. "Под уровнем жизни принято понимать обеспечение населения материальными и культурными (духовными) благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах". По мнению В. Бобков, уровень жизни - это степень развития и удовлетворения потребностей человека, живущего в обществе. В. Бобков считает, что уровень жизни - это степень развития и удовлетворения потребностей человека, живущего в обществе. Радаев. А. Бузгалин понимают под уровнем жизни: "...этот уровень удовлетворяет утилитарные потребности и создает необходимые условия для восприятия большинством общества, поскольку общество живет в "хорошем" состоянии. Дело в том, что менталитет сообщества воспринимает определенный уровень потребления как "нормальный", соответствующий его средним потребностям". Н. Горелов считает, что "уровень жизни - это социально-экономическая категория, характеризующая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей" [5].

Уровень жизни, прежде всего, отражает процесс удовлетворения потребностей людей. Уровень и структура потребления являются прямыми показателями уровня жизни. Распределение потребительских товаров в рыночных условиях опосредуется формированием и распределением доходов, которые являются косвенными показателями уровня жизни.

Таким образом, регулирование резервов в государственной статистики России включает следующие исходные значения: располагаемый доход бюджета; фактическое потребление; затраты на потребительские расходы; денежные доходы; денежные расходы; сбережения; средний доход домохозяйства; реальный располагаемый денежный доход; среднемесячная заработная плата; среднемесячная пенсия; покупательная способность денежных доходов; распределение населения на уровне среднего дохода; сбережения; средний доход домохозяйства; реальный располагаемый денежный доход; среднемесячная заработная плата; среднемесячная пенсия; покупательная способность денежных доходов; распределение населения на уровне среднего дохода; совместное распределение денежных доходов между различными группами населения; коэффициент неравенства доходов; коэффициент концентрации доходов; прожиточный минимум; население с доходами ниже прожиточного минимума; дефицит доходов [6]. Эта система показателей уровня жизни, построена в соответствии с международными стандартами. Рекомендуемая ООН система показателей уровня жизни включает показатели по 12 группам: рождаемость, смертность и другие демографические характеристики, условия жизни со здоровьем, потребление продуктов питания, жилищные условия, образование и культура, условия труда и занятости; доходы и расходы населения; расходы на проживание и потребительские цены; транспортные средства; досуг; социальное обеспечение; свобода человека.

Повышение уровня жизни создает возможности для улучшения качества жизни. Качество жизни - это набор характеристик, отражающих условия жизни человека. Категория качества жизни имеет более широкое содержание по сравнению с уровнем жизни. Качество жизни - это удовлетворенность населения своей жизнью с учетом различных потребностей и интересов. Термин включает характеристики и показатели уровня жизни как экономической категории, а также демографические, этнографические, экологические, институциональные и другие аспекты человеческого существования. Качество жизни определяется уровнем социально-экономического развития страны, в которой проживает человек. Качество жизни также является философским понятием, связанным с мировоззрением человека. Качество жизни - категория относительная, поскольку оно зависит не только от уровня потребления материальных и духовных товаров и услуг, но и от того, насколько развиты потребности в самих этих товарах и услугах. Чем выше потребность, тем выше она, если все остальное остается прежним, качество жизни или благосостояние.

Повышение качества и уровня жизни населения является результатом улучшения общественного воспроизводства и ведет к повышению экономической безопасности населения и государства в целом [7].

В современной российской экономике сложилась сложная социально-экономическая ситуация, обусловленная сырьевой ориентацией российской экономики и, как следствие, большой зависимостью экономики от конъюнктуры мировых рынков, что требует существенной корректировки государственной политики.

Ключевыми направлениями деятельности государства по повышению уровня и качества жизни населения являются:

- меры по сокращению бедности;

- совершенствование государственного регулирования в сфере перераспределения доходов с целью снижения степени социальной дифференциации населения до приемлемого уровня;

- реализация мер по обеспечению развития реального сектора российской экономики;

- создание условий для доступности и высокого качества общественных товаров и услуг.

Для реализации вышеуказанных мер и направлений государству необходимо решить ряд макроэкономических проблем, в том числе:

- увеличение общего спроса;

- регулирование внешнеторговых отношений с целью надлежащей защиты отечественного производителя и изменения направления экспорта сырья;

- формирование благоприятного инвестиционного климата;

- создание условий для развития "здоровой" конкуренции на производстве.

Таким образом, повышение уровня жизни и, следовательно, качества населения, сокращение социального неравенства и преодоление бедности являются предпосылками экономической безопасности страны и, следовательно, одной из главных целей государственной политики [8].

 

1.2. Цели и задачи обеспечения качества жизни населения в документах стратегического планирования на федеральном и региональном уровнях

Реализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации требует комплексного подхода к решению поставленных задач, их поэтапного выполнения, а также определения приоритетов на соответствующем этапе реализации государственной политики.

Успешная реализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации должна привести к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и органов государственной власти. Эффективное функционирование этой системы обеспечит:

· улучшение условий жизни населения в каждом муниципалитете;

· приобретение у граждан демократических навыков в органах местного самоуправления, которые они формируют, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности;

· устойчивое, независимое развитие сообществ [9].

Эти основы определяют принципы, цели, приоритеты и механизмы реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации.

 

План реализации основ государственной политики регионального развития на период до 2025 года.

 

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

 

Реализация данной стратегии призвана способствовать развитию национальной экономики, повышению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению национальной обороны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного авторитета Российской Федерации.

 

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

 

Эта стратегия определяет вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации, а также цели, направления и задачи государственной политики в области экономической безопасности.

Эта стратегия направлена на решение проблем и угроз экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсной, сырьевой, промышленной, научно-технической и финансовой сферах, а также предотвращение снижения качества жизни населения [10].

Стратегия охраны окружающей среды Российской Федерации на период до 2025 года.

Экологическая безопасность Российской Федерации является неотъемлемой частью национальной безопасности. Данная стратегия является документом стратегического планирования в области национальной безопасности Российской Федерации, определяющим основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в области экологической безопасности.

 

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

 

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года представляет собой систему современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

Стратегия была разработана для обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, объединения национальных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Стратегия основана на принципах построения демократического федеративного государства и служит основой для координации деятельности федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также их взаимодействия с институтами гражданского общества в реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия направлена на укрепление всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации и развитие их национальных языков и культур.

 

План действий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в 2019-2021 годах.

 

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные планы действий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на следующий период.

 

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.

 

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", и национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Стратегия учитывает основные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Стратегия представляет собой документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания по территориальному принципу [11].

Государственная программа Российской Федерации Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами.

Цель Программы:

· содействие устойчивому исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами.

Задачи Программы:

· совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

· сокращение дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню их бюджетной обеспеченности, содействие сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

· повышение эффективности управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами;

· совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти [8].

 

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

 

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе [2].

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.