Починок Вшивцево – один из забытых населенных пунктов — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Починок Вшивцево – один из забытых населенных пунктов

2022-09-01 103
Починок Вшивцево – один из забытых населенных пунктов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История возникновения починка Вшивцево.

Название деревни  Вшивцово (или Вшивцево), произошедшее от фамилии семьи основателей. По словарю значение фамилии Вшивцевы - неуживчивые, драчливые люди. Неуживчивые в мирное время, но храбрые на войне.

Например, в годы Великой Отечественной войны в семье Карпа Вшивцева погибло в 1942 году сразу 4 сына: Иван, Григорий, Дмитрий и Михаил. Погиб Вшивцев Иван Михайлович из выселка Новоижевского, в который со временем перебрались все представители этой фамилии.

За советский период в прессе деревня Вшивцево упоминалась лишь однажды, в статье известного краеведа Ватлина. По мнению автора заметки, название деревни говорило о бедности дореволюционного быта.

 4 октября 1950 года, указом Президиума Верховного Совета УАССР населенные пункты Ново-Ижевск и Рыболовлевский из Мушаковского сельсовета были переданы в состав Тавзямальского сельсовета Киясовского района УАССР.1 А уже в 1966 году вышел другой указ: об исключении тех же пунктов с учета «в связи переселением населения в смежные населенные пункты». 2

Воспоминания жителей починка Вшивцева.

Из воспоминаний сестер  Быковой Марии Ивановны (1935 г.р.) и Гребенщиковой Валентины Ивановны (1939 г. р.), проживающих в настоящее время в селе Мушак.

«Наша мама была дояркой, а отец - гончаром. Раньше починок Вшивцево был отдельным колхозом «Красная звезда». Был большой скотный двор, где держали много лошадей, коров и телят. Была своя ферма, склады.                                                                                                                                                                                

 Летом мы работали на покосах, а в конце лета убирали лен, который сеяли в больших количествах для продажи. Своей сушилки не было, поэтому его раздавали жителям деревни для просушки. Зимой лен чистили, таскали на лошадях по снегу, чтобы убрать ненужный мусор. Так как льна было много,   жители оставляли его у себя и всю зиму пряли и ткали. Зимой таскали дрова из леса. Была своя кузница, где подковывали лошадей. В школу ходили в село Мушак, закончили два класса. Магазина своего не было, поэтому ходили в деревню Аткузино (Татарстан) на берегу Ижа.

                                                                                                                МО «Мушаковское»

 

Улица была большая (примерно 2 километра, по хозяйственной книге 1921года насчитывалось 558 человек). Дома в основном были построены очень близко друг к другу. К весне 1949 года было проведено электричество в дома колхозников. В 1959 году был сильный пожар, сгорело 7 домов.

В 1970 году был построен детский сад на две группы. Детей водили из села Мушак и деревни Тавзямал. В 1994 году детский сад закрыли, так как построили новый в селе Мушак».

 

 

Починок Вшивцево (улица Труда) сегодня.

В настоящий момент починка Вшивцево, как отдельного населенного пункта, не существует, в народе его называют просто «Починок». В 1981году починок исключен в связи с слиянием с селом Мушак.3 Протяженность улицы составляет 2700 метров, но дома удалены друг от друга очень далеко. В основном живут русские. В школу ходят в село Мушак. Численность населения составляет 52 человека. Самый старый дом, который сохранился до наших дней, 1930 года строения, в нем и сейчас живет семья Сажиных.         

                                                                                                                                                      

1 Сборник законодательных актов по административно - территориальному делению                                      Удмуртской АССР (1920-1970гг.). - Ижевск, 1971.- С. 163.

2 Там же. С. 115.

3 Сборник по административно - территориальному делению Удмуртии. 1917-1991гг. - Ижевск, 1995.- С.383.

 

                       

 

                                                            ______________________МО «Первомайское»__                                                                                                               

 

Шадрина Т.В., заведующая

Первомайской сельской библиотекой

Святой ключ

 

О святом ключе существуют две легенды, бытующие в народе:

«Давным-давно на месте Святого ключа нашли икону Флора и Лавра. Отнесли икону в деревянную церковь с. Яжбахтино, но на утро икона вновь оказалась на  ключе. Так трижды относили икону в церковь, и трижды она вновь возвращалась к роднику. Посчитали, что это место особое, коль икона сюда возвращалась. Пили, умывались водой из родника и получали исцеление. С тех пор родник называется Святым ключом».

      Святой ключ, 2011 год

«Слепой старик из деревни Аксарино заблудился в глубоком логу, долго не мог найти дорогу, стал палкой ощупывать перед собой землю: кругом вода, под ногами топь, разросшаяся малина да осока. Высокая трава шагнуть не даёт. Вдруг услышал старик тихое журчание, кое-как приблизился к ключу, накло­нился, почувствовал резкую прохладу. Решил умыться ключевой водой. И, о, Господи! Старик вдруг прозрел. От удивления он стал ощупывать руками травы, цветы и снова, и снова умываться. Нет, это был не сон - он видел. Эта весть бы­стро облетела окрестности. Дошла и до Даниловской церкви».

Часовня, 2011 год
Недавно рядом с ключом построена часовня. Считается, что в день святых Флора и Лавра ключевая вода обретает особую силу. Именно в этот день освящают воду.

  

 

                                                                                                               МО «Подгорновское»

 

Шамшурина Татьяна,

ученица 9 класса МОУ Подгорновская СОШ

Шадрина Надежда Васильевна,

директор МОУ Подгорновская СОШ

 

Легенды наших деревень

История села Подгорного

История совхоза берет начало в 1919 году, когда в декабре на базе бывших имений Новокшёнова и помещицы Шамшуриной было организовано советское хозяйство им. Ленина с земельной площадью 2000 гектаров и центральной усадьбой в селе Тимеево. Директором совхоза был назначен Михаил Кузнецов. Позднее центральная усадьба переведена в поселок Троеглазово. С 1933 года и по сей день центральная усадьба совхоза располагается в поселке,  ныне село Подгорное. К сороковым годам хозяйство начало подниматься, однако война внесла свои коррективы. Вся деятельность совхоза была подчинена задачам обеспечения фронта продовольствием. С 1965 года началось возрождение хозяйства. Связано это, прежде всего, с именем Леонида Леонидовича Максимова, директора совхоза, руководившего 24 года. Именно в эти годы хозяйство вышло на совершенно другой уровень. Было построено много жилых и производственных помещений.

 «Сахалин» Услышав это слово, каждый подумает, что это остров у восточного побережья Азии. Но у нас в Подгорном тоже есть Сахалин, и он имеет совсем другое значение. Сахалин - это участок полей, названный так, потому что находился между полями колхоза им. Калинина (д. Коробейники) и даниловскими и атабаевскими полями. Из-за своего месторасположения этот участок и получил такое название.

 «Тагранка» Это комплекс логов, начинается от орешника, который расположен на бугре в сторону Данилова. И комплекс этот заканчивается рекой Иж. Логов этих очень много, и они как бы сливаются в один большой лог.

       «Бродвей» Бродвей - центральная улица города. В Подгорном это улица Школьная, ограниченная для проезда транспорта. Но раньше все было по-другому, по улице проходила очень низкая и грязная дорога. В 1985 году Ижевская бригада дорожных строителей дорогу подняла, заасфальтировала. Совхоз купил железные садовые ограды, чтобы облагородить эту местность. Получилась отличная пешеходная часть. Летом здесь для детей устраиваются конкурсы на лучший рисунок на асфальте.

«Бродвей»
       «Куба» - это часть домов Агаревки около леса, где располагалось хозяйство по сбору живицы (серы сосны). Жителей называли кубинцами, так как они жили обособленно, как бы на небольшом островке или «серотопами», так как они топили серу.

 

 

МО «Подгорновское»_______________________________________________________________

«Шанхай» В нашем селе так называются сараи и хлевушки, расположенные около 8-ми и 16-тиквартирных домов. Все эти сараи и хлевушки расставлены без всякого порядка, потому что люди торопились занять лучшие места, кому как было удобно.

«Шанхай»
Прорабская гора. Жил в совхозе Прокоп Сидорович Быков, командовал он всем строительством совхоза, проще говоря, был прорабом. И построил он себе дом под горой, с того времени гору и называют «прорабской».

 

Тимеево. На начало моего исследования про Тимеево я лишь знала, что когда то это была центральная усадьба совхоза им. Ленина. Находится эта деревня в 2-х километрах от  Подгорного. Но совхоза им. Ленина давно уже нет. А как же центральная усадьба? На данный момент это маленькая деревушка, в которой всего несколько домов, половина из них пустующие, а все население составляют пожилые люди.

Прорабская гора
Вот что мне рассказал мой дедушка Михаил Васильевич Овчинников, который был когда-то начальником строительного цеха: «По преданиям, из-за реки Иж, из Татарии прибежали двое молодых людей, парень Тимей и девушка. Там, где они жили, по закону нельзя было жениться. И они поселились там, где сейчас находится деревня Тимеево. Постепенно к ним начали подселяться жители из других населенных пунктов, потому что земли были свободные. Так как в округе население было русское, то постепенно это поселение превратилось в русскую деревню.

Затем эта местность понравилось помещику Викентию Новокшёнову. Он купил прилегающие земли и построил спиртзавод. Крестьяне перерабатывали свою продукцию и  в виде подати сдавали этому помещику для переработки на спирт. Спирт сбывали в г. Сарапул. Во время революции крестьяне сожгли спиртзавод.

Помещик обустроил на горе поместье: большие жилые дома, хороший сад. Провел водопровод от родника по деревянным трубам, закопанным в землю. И вода под давлением поднималась на гору. В середине ХIХ века была построена деревянная церковь, школа и больница». Эта больница, как центральная, существовала до 1942 года, затем переведена в с. Киясово.1  В годы войны в этом поместье был размещен детский дом, он просуществовал до 1966 года. Длительное время здесь находился пионерский лагерь совхоза им. Ленина.

В своей работе о селе Тимееве Красноперов Сергей, учащийся 11 класса Подгорновской СОШ приводит такие факты: «С давних времен, еще в XVIII веке, раскинулось село Тимеево в живописном месте, недалеко от реки Иж. По Ревизским сказкам 1859 года в селе насчитывалось постоянно живущих 221 человек, мужчин - 105 и женщин - 116, а дворов всего 34. 2   В 1888 году на средства елабужского купца Викентия Васильевича Новокшёнова в имении купчихи Анны Павловны Бородавкиной была построена красивая, с резными узорами деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь была приписана к Спасской церкви с. Данилово.3    Во время пожара (30-е годы) сгорело село, сгорела и церковь.

                                                                                                           _ МО «Подгорновское»

 

В селе люди жили зажиточно, у всех были дома пятистенки, амбары, конюшни. Имелись своя пекарня (пекли пряники, куличи, булки, сушки), кузница, сушилка, маслобойня, мельница. В каждом подворье было много скота: лошади, коровы, овцы, птица. Были и свои наделы земли, где выращивали зерно, лен. Холст - льняные полотна, ткали на ткацких станках, которые имелись у половины жителей. Отбеливали и стирали их на реке Иж. Пили только родниковую воду, стирать на ключе запрещалось, так как он был освящен, и вода из него по пустым бревнам из лиственниц подавалась на спиртовой завод помещика Новокшёнова.

После революции, в 1919 году на базе села Тимеево было организовано советское хозяйство (совхоз), именно от него идет история совхоза имени Ленина. В селе Тимеево была открыта первая в районе школа - семилетка, здание школы построил тоже Новокшенов, еще до революции 1917 года в ней преподавали дочери помещика. Районная больница тоже была расположена в бывшей усадьбе помещика. В последующие годы там же располагался детский дом, а в 60-е годы детский дом для дошкольников. В эти годы воспитателем работала моя бабушка, директором работала моя тетя - Гущина Екатерина Александровна. В 1967 году детский дом расформировали. Здания постепенно перестраивались и разрушались, использовались под летний лагерь.

А название Тимеево, я слышал от родных, получило из-за того, что росла в этой местности трава тимофеевка.

По данным гос. архива Кировской области в 1836 году село Тимеево называлось сельцо Тимеевка».

Троеглазово. Бывший житель Троеглазова Овчинников М.В. вспоминает: «До 1919 года в стороне от Троеглазова располагался «Аннушкин хутор», там жила помещица Анна Шамшурина, занималась она земледелием и разведением молочного скота. В хуторе была построена маслобойня, установлен сепаратор для переработки молока и хороший бетонный холодильник для хранения молочных продуктов. Весной в него набивали полные камеры снега, который хранился все лето. Сбывала Анна продукцию в основном в г. Сарапул. В 1919 году был организован совхоз имени Ленина. И этот хутор был назван 2-ая ферма совхоза. В 1957 году 2-ую ферму назвали поселок Троеглазово».

В рассказе Овчинникова М.В. прозвучала версия, что этот поселок назван так из-за своего месторасположения, в слиянии 3-х логов. Три лога, как бы означают три глаза.

Есть ещё одна версия о возникновении селения: Троеглазово расположено на пересечении трех дорог в Киясово,  Карамас-Пельгу и Тимеево.

 Интересную, бытующую в народе историю рассказал нам Аширов Михаил Григорьевич, уроженец д. Троеглазово:

«Жили в деревне 2 родных брата. И постоянно они дрались из-за чего-нибудь. Однажды один брат выбил другому глаз. Но драться они после этого не перестали. Услышат люди шум и крики и спрашивают: «Кто там кричит?», а им и отвечают: «Да, три глаза дерутся или троеглазовы дерутся». Так и прилипло название Троеглазово».

В 1924 году центральная усадьба совхоза им.Ленина была перенесена в имение Шамшуриной, потому что в Тимееве был пожар и сгорели все производственные помещения совхоза. Но Троеглазово недолго было центральной усадьбой, в 30-х годах центральной усадьбой стал другой населенный пункт, ныне с. Подгорное                                                                                                 

Работая с архивными документами, я обнаружила, что помещица Анна Григорьевна Шамшурина имела девичью фамилию - Сапожникова, и изначально «Аннушкин  хутор» называли «Сапожников хутор».

 

МО «Подгорновское»_______________________________________________________________

Такашево. Фактически это была деревня Краснопёрово, располагалась в 2-х километрах от совхоза им. Ленина в сторону Киясова по прямой дороге. От этой деревни остались только лога.

Об этой деревне рассказала Новосёлова Валентина Андрияновна, жительница с. Подгорное: «Я родилась в 1934 году в д. Краснопёрово  Киясовского района. Тогда это был колхоз «Красный маяк». Деревня была маленькая, чисто русская. Было всего 23 дома и выстроены они были в одностороннюю улицу без названия. В колхозе держали коров, овец, лошадей и поросят. Жили дружно, работали. Почти все жители были с фамилией Краснопёровы, чуть поменьше – Сапожниковы. После Великой Отечественной войны колхоз «Красный маяк» соединился с Тимеевом и Агаревкой. Вместе они стали называться колхоз им. Горького.

В настоящее время место, где была деревня Краснопёрово, люди называют Такашево, но никто не знает, откуда пошло это название. Летом в такашевских логах собирают ягоды».

По архивным документам  некогда починок Краснопёрово назывался починком Такашево4.

Коробейники. Эта деревня находилась в 7 километрах от села Подгорное. Первые жители Коробейников переселились из деревни Аксарино, среди них преобладала фамилия Коробейниковы.

Свою версию о деревне Коробейники нам рассказал Коробейников Николай Алексеевич, житель с. Подгорное: «Родился я в 1938 году в деревне Коробейники Киясовского района. Название свое деревня получила из-за того, что первым жителем деревни был Коробейников.

Запомнил то, что деревня была большая. 4 длинные улицы, но почему-то без названий. В то время это было не  принято. Жили люди разных национальностей: русские, удмурты, татары, даже цыгане. Цыгане жили в основном зимой в домах по найму. Почти все жители были Коробейниковы, несколько семей Долгановых и Девятовых. Отличительной особенностью было то, что коробейниковские люди были большого роста, широкоплечие, коренастые, здоровые, неуклюжие и за это в народе их прозвали коробейниковскими       бакланами. Народ здесь был веселый, много пели, плясали, даже матерились в стихах. Помню, что деревня была колхозом им. Калинина. Сейчас от деревни остался только пруд, который поднимали всей деревней, от мала до велика. На лошадях возили землю, траву, ветки для уплотнения берегов, чтобы не размывало».

Согласно словарю Ожегова слово «коробейник» означает «мелкий торговец-разносчик, носивший по деревням ткани, галантерею, книги».5

Коробейники были веселыми, громкоголосыми, открытыми людьми. Может, поэтому и назвали этот починок Коробейники, так как люди там испокон веков были чистые душой, веселые, мужчины статные, высокого роста, «косая сажень в плечах».

 

 

 


                                                                                                  __        МО «Подгорновское»

 

Древнетюркском языке слово КАРАБАЙ означает: 1. Сильный, мощный бай. 2. Смуглый мальчик. У татар, башкир и других тюркских народов употреблялось также как кличка, которую давали темно шерстным собакам.

Слово Кара - имело следующие значения: 1. Черный цвет. 2. Грозный, сильный, мощный. 3. Обильный, богатый. 4. Главный, великий. 5. Простой народ, простолюдины. 6. Земля, почва. 7. Посмотри, взгляни (в значении: "появись на свет, родись")

Бай - хозяин; состоятельный, влиятельный человек, господин.6

Исходя из этого, можно сделать вывод, что первыми жителями были татары. А вот почему именно карабай? Может быть, первым жителем был состоятельный, богатый, влиятельный человек. Рядом с деревней Коробейники находится деревня Атабаево. Первыми ее поселенцами были татары. И возможно, что некоторые татары из деревни Атабаево решили поселиться на месте деревни Коробейники. Имена Атабай и Карабай    татарского происхождения.

Агарёвка. Свою легенду об этой деревне рассказала Чурсаева Анна Федоровна, жительница с. Подгорное:

«Я родилась в деревне Агарёвка в 1944 году, хорошо знаю, почему Агарёвку так назвали. Деревня была с двумя улицами и постоянно горела. Сейчас второй улицы нет, осталась одна. И от слова «горела» получила название Агарёвка. Старые люди называли ее раньше Гарёвка.

 Жителей деревни Агарёвка называют «агарёвскими крокодилами». Почему? Это было в 1936 году. Раньше лошадей пасли ночью и под утро угоняли всех в стойла, а одна лошадь была привязана к столбику. Оставшись одна, лошадь начала рваться за всеми и вырвала этот столб из земли. Бежит она по полю и столбик на привязи за ней тащится. В это время один мужик увидел это зрелище. А на улице  еще совсем темно, не рассвело. И он этот столбик принял за крокодила. Испугался, прибежал в деревню к одному мужику и кричит: «Санко, бери берданку, крокодил на Агарёвку идет». Поверили люди, подняли шум в деревне, побежали в поле и увидели лошадь со столбиком. Вот смеху то было, и с тех пор стали жителей деревни  называть «агаревскими крокодилами».

Согласно указу Прездиума Верховного Совета УАССР от 12 февраля 1987г. д. Агарёвка и п. Подгорное объединены в п. Подгорное Подгорновского сельского совета.7

 

_____________________________________________________

 1 ЦГА УР. Ф.  620. Оп. 1. 

 2 См.: http://zakupki.cap.ru/_VS/RevSkazki.aspx

 3 Православные храмы Удмуртии: справочник – указатель. - Ижевск, 2000.- С. 264.

4 Перепись 1897 г. ЦГА УР Ф. 236. Оп. 1, д. № 341, л. 1.                                                                                           

5 Ожегов С.И. Толковый словарь.- М.,2001.- С.297. 

6 См.: http://www.kitap.net.ru/

7 Сборник по административно - территориальному делению Удмуртии. 1917-1991гг. - Ижевск,     1995.- С.384.

 

 

 

МО «Подгорновское»______________________________________________________   ____                                                                                                            

 

Левченко Наталья,

ученица 8 класса МОУ Атабаевская СОШ

Руководитель: Иштуганова Ксения Радиковна,

учитель географии


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.