Глава 4 бестелесные переживания — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 4 бестелесные переживания

2022-09-01 21
Глава 4 бестелесные переживания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Телесоподобные переживания менее распространены, чем бестелесные. Восемьдесят процентов субъектов одноразовых внетелесных переживаний сообщили, что они казались себе скорее «развоплощённым сознанием», а не находящимися в другом теле, или каком-либо другом объекте.

 

Однако, процент субъектов, кто с уверенностью готов заявить, что он в момент самого переживания осознавал себя «развоплощённым», очевидно, заметно ниже. Несколько субъектов добавляют, что «только оглядываясь назад на это переживание» они понимают, что не были отождествлены ни с каким телом.

Кажется, есть два главных психологических фактора, которые мешают наблюдению субъекта в то время, когда он находится в бестелесном состоянии.

Первый из них тот, что его внимание направлено вовне. Он, прежде всего, интересуется тем, что происходит перед ним и предполагает, что он наблюдатель, такой же как и обычно. «Что до меня, то я был самим собой» - заявил один субъект о своём бестелесном состоянии.

Вторым фактором, который мешает пониманию субъекта, что он находится в бестелесном состоянии, является его чувство «целостности». «Я не помню, чтобы как-то осознавал [у себя] наличие рук или ног. И всё же я чувствовал себя целостным».

Во многих случаях, хотя субъект и не сообщает ни о каком зрительном восприятии пространственной формы, с которой он связан, у него, кажется, есть неявное осознание такой формы, такого вида, который, кажется, напоминает его нормальное проприоцептивное [внутричувственное] восприятие своего физического тела. Так, например, субъект может сказать: «У меня не было никакого «тела», хотя я видел и слышал. Однако я, казалось, осознавал тело и конечности, хотя они и не были видны». Или снова: «...хотя я никогда не видел его, у меня было чувство, что я нахожусь в каком-то теле».

В дальнейшем ряде случаев субъект явно не упоминает второе тело, но некоторые слова, используемые в описании переживания, предполагают, что субъект чувствовал, по крайней мере, в некоторых отношениях, как если бы у него было тело нормального вида.

... Я сидел на высоком комоде приблизительно с 6-футовым зазором от потолка, и смотрел на себя, спящего в кровати....

 

Следующее, что я помню, - я стою, выпрямившись, спиной к шкафу, наблюдая за собой, ложащимся на кровать....

... Я видел своё тело, лежащим на моей кровати, и я очень старался выйти из окна, но оно было приоткрыто только на 3 дюйма, так что, я не смог выйти         

 

Неявные намёки на телесоподобную форму могут привести субъекта в очевидные словесные несоответствия. Субъект из случая, обсуждаемого в Главе 26, например, описывает себя как «развоплощённое сознание», но рассказывая как она перенесла синюю ветреницу [цветок] с полки, она говорит «я смогла протянуть вниз ногу... и схватить цветок синей анемоны между моими пальцами ноги». В другом месте тот же самый субъект пишет: «я осознавала ум с конечностями».

 

Другой субъект пишет:

 

... смотрел вниз на своё тело, спящее в кровати. Чувствуя себя озадаченным, я поднял свою руку, чтобы потрогать свою голову, но у меня не было головы.

В некоторых случаях происходит нечто, что заставляет субъекта осознать его развоплощённое состояние. Например, он может попытаться взаимодействовать с окружающими его вещами таким образом, который возможен только если он был бы связан с физическим телом нормальным способом.

Сначала я подумала об этом, как о чём-то очень забавном, чего не может быть. Вот я здесь, и всё же, я лежу в кровати там. Я подумала, а не смогу ли я разбудить своего мужа и рассказать ему, но у меня не оказалось рук, чтобы потрясти его или прикоснуться к нему, вообще не было ничего из меня.

Не все субъекты бестелесных переживаний сообщают о таких остаточных чувствах своей связи с каким-либо телом, пусть и невидимым. Некоторые субъекты описывают себя как «точка присутствия», или как «смотрящие на себя из ниоткуда».

 

ГЛАВА 5 БИЛОКАЦИЯ11

Человек во внетелесном переживании, кажется, почти полностью не осознаёт ощущения, возникающие в его физическом теле. Субъекты говорят о своих чувствах, как «отрезанных» или «диссоциированных» от их физических тел; один, например, замечает что он не мог чувствовать свого сердцебиения.

Однако, такое неосознавание не обязательно бывает полным. Боль и проприоцептивные ощущения от физического тела могут достигать сознания субъекта.

Переживания е. и 1. являли собой погружение с большой скоростью сквозь кровать, по направлению к полу, при этом я продолжал осознавать своё тело в кровати...12

Я... был обеспокоен разделением... Я очень остро осознавал в себе нехватку веса и телесности... в то же время, я мог всё ещё чувствовать свою телесность и вес в стоматологическом кресле, хотя я не был в своём теле.

Возможность подобных проприоцептивных ощущений может породить у субъекта чувство одновременного нахождения в двух различных телесных положениях.

Смысл, в котором здесь использован термин «bilocation», будет ясен из текста. Это слово здесь не используется в смысле, в котором оно используется в жизнеописаниях римско-католических святых. [В жизнеописаниях католических святых под билокацией подразумевают нахождение человека (святого) в двух местах сразу, засвидетельствованное другими людьми]. - прим. автора.

12 Дополнительный пример ощущений «проваливания сквозь кровать» см. в «Green, Ecsomatic Experiences and Related Phenomena, op. cit., p. 117». - прим. автора.


... я чувствовал, как если бы у меня была одна голова, но два тела; одно лежало на кровати, другое лежало вытянутым вдоль стены.

Кажется, что есть какая-то психологическая цензура или физиологический механизм блокирования, который препятствует ощущениям от физического тела доходить до сознания субъекта, находящегося во внетелесном состоянии. Нужно заметить, что эта цензура, или блокирование, наименее надёжна в отношении к проприоцептивным [внутренним] ощущениям. Если цензура имеет психологическое происхождение, это может быть от того, что дубликатные проприоцептивные ощущения настраивают наименьшую несогласованность в видимых обстоятельствах субъекта с его новой точки зрения. Нет никаких сообщений о субъектах, «видящих двойника», как если бы они получали зрительные впечатления одновременно из положения их физического тела и из их внетелесной точки зрения.

В этой связи нужно отметить, что физические тела внетелесных субъектов могут быть на вид «сознательными», с открытыми глазами, или могут быть «бессознательными» и с закрытыми глазами. Если бы сообщалось только первое, то мы могли бы утверждать, что субъект использует зрительные впечатления, полученные его физическим телом, и подсознательно преобразовывает их, чтобы построить изображение тех же самых событий, но из другой точки наблюдения. Это объяснение не может очевидно использоваться в случае субъектов, с закрытыми глазами [физическими]. Поскольку сообщения субъектов с закрытыми глазами не отличаются заметно от сообщений субъектов с открытыми глазами, это говорит о том, что зрительные впечатления внетелесных субъектов могут всегда быть независимыми от зрительных впечатлений, получаемых их физическими телами в то время.

Мы указали, что проприоцептивные ощущения физического тела являются самыми доступными для сознания субъекта во время внетелесного состояния. Они также являются первыми ощущениями, которые упоминаются в конце внетелесного состояния субъектами, чьё описание возвращения к нормальному состоянию предполагает непрерывность [сознания].

Весь эпизод длился, возможно, четыре или пять секунд до того, как возвратились нормальные физические ощущения, и я почувствовал давление своего веса на кровать.

Я вернулся, и лёг на себя сверху. И когда я так сделал, я почувствовал твёрдость дороги под собою и все ужасные боли от ушибов, порезов и сотрясения, которые, как я впоследствии обнаружил, имели место.

Восемьдесят четыре процента субъектов утверждали, что их осознание всегда полностью было привязано к новой точке наблюдения, и, никогда не казалось расположенным более чем в одном месте одновременно.

Эмоционально, внетелесное состояние характеризуется чувством «целостности». Многие субъекты говорят о чувстве хорошего самочувствия и реалистичности в их новом положении вне их физического тела, и нет никаких противоположных случаев, т. е. ни один из субъектов не заметил, что чувствовал себя нецелостными, иллюзорными или нереальными в новом положении. Вот типичные примеры:

Реальностью было моё «парящее я», а объекты подо мною казались тенями по сравнению с реальностью моего парящего «я».

... «жизнь» была в теле, которое парило над этой сценой на высоте приблизительно 15 футов; оба [тела] были одеты одинаково и были идентичны по внешности, но тело на земле не имело никакой жизненной силы, и просто казалось живой куклой.

Иногда, однако, субъект упоминает эмоции, которые доходят до него из его физического тела. Как будет видно из следующего примера, что, хотя субъект и говорит об эмоциях своего физического тела как «сильных», он, кажется, сохраняет достаточно отрешённое отношение к ним.

... прямо над своим телом я мог испытывать сильное чувство страха, но оно приходило ко мне от моего тела. Моё парящее «я» не испытывало эмоций вообще.

Иногда могут происходить более определённые формы «билокации». Субъект может, например, описывать своё сознание как «разделённое между двумя «я» примерно поровну».

Один возможный вид отношений между двумя параллельными очагами сознания иллюстрирует следующий случай:

Я спал в своей каюте, и каким-то образом я понял, что моё тело содрогается в койке. Я мог видеть это, поскольку мой ум, казалось, стоял сбоку от койки. Второго «меня» видно не было, но мой второй «ум» был на том же самом уровне, на каком должна бы быть моя голова [очевидно, имеется в виду точка, из которой ведётся наблюдение].

 

Очень трудно объяснить точно, что я чувствовал, поскольку у моего тела также был ум, хотя тот ум, что был сбоку, казалось, был в некотором смысле высшим, и оба работали одновременно.

 

Ум моего тела говорил мне, что, если я немедленно не проснусь - я умру, и моё тело отвечало яростным содроганием.

Мой стоящий сбоку ум знал, что я не мог проснуться без него, но, казалось, совсем не спешил возвратиться....

Затем, в одном порыве, умственном ли, физическом - я не знаю - мой стоящий сбоку ум вошёл в моё тело....

В некоторых случаях очевидной «билокации» субъект может сообщать об имевшем место «диалоге» с частью себя, которая, кажется, оставалась связанной с физическим телом:

Я гулял, или скорее скользил, и говорил мысленно (заметьте), а не вслух, с телом на кровати.... Существо на кровати продолжало говорить, что я должен сейчас же вернуться назад, но я сказал нет. Я не хотел, и почему я был должен и т. д.

... Я пристально глядел вниз на себя, и моё «тело» сказало: «ты не можешь его выключить [этот субъект только что предпринял неудачные попытки выключить телевизор], тебе нужен я, чтобы сделать это. Вернись назад». И я очень ярко помню, как я возвращаюсь в своё тело....

В случаях, в которых присутствует определённая степень «билокации», субъект может испытать некоторую трудность в выражении словами отношений между двумя центрами сознания. Вот примеры попыток определить природу этих отношений:

 

... какое-то подсознательное «я» осталось там, где тело.

Моё физическое тело, несомненно, было сознательным. Оно знало, что я шёл и смотрел. То, что было вне тела, являлось тем, что делало моё физическое тело мною, т. е. то, что придавало мне индивидуальность или характер.

 

Это, возможно, немного походило на то, чтобы быть в двух местах сразу, но больше в сознании, чем в теле.

 

Одна трудность, с которой субъект может столкнуться в описании «местоположения» своего сознания, состоит в том, что он не уверен, описать ли это как «чередующееся» между двумя местами, или как фактически «пребывающее» в двух местах сразу. Следующие примеры иллюстрируют наблюдения субъектов, кто более или менее ясно осознавали эту трудность.

Кажется был расщеплён [и находился] в двух, иногда даже в трёх отдельных местах, не обязательно одновременно, но колебался между местоположениями без временного промежутка...

Моё сознание никогда, кажется, не было расположено больше чем в одном месте в одно время (но в одном случае, переключалось между моим физическим телом и другим положением на расстоянии в несколько ярдов.)

 

АУТОСКОПИЯ

 

Одной из самых поразительных и характерных особенностей внетелесного состояния является аутоскопия, то есть когда субъекту кажется, что он видит своё собственное тело со стороны.

Я мог видеть нас обоих гуляющих среди холмов, и мог видеть малейшие жесты.

 

Я с лёгкостью проплывал среди веток дерева на высоте приблизительно двадцати футов или около того над лагерем, на который я теперь смотрел! Там было моё собственное тело, всё ещё сидящее в кресле у огня, тогда как носильщики сидели вокруг.

 

Я спал на диване со своею женой. В какой-то момент я осознал, что нахожусь вне своего тела на высоте шести футов или около того и таращусь вниз на нас двоих, лежащих на диване.

Термин «аутоскопия» - «видение себя» использовался раньше для обозначения переживания «видения своего двойника». Мы предлагаем называть это явление «ашорпаггу» - «видение своего призрака». Такое название кажется более удовлетворительным, поскольку в случае «видения своего двойника» субъект остаётся идентифицированным со своей нормальной точкой зрения, а «появляется» именно его призрак. В случае же аутоскопии, с другой стороны, субъект не остаётся идентифицированным со своим физическим телом, но является наблюдателем, который «сам» рассматривает его со стороны.

Восемьдесят один процент субъектов у которых был только один внетелесный случай заявили, что, в то время как они были вне своих тел, они, казалось, видели свои физические тела со стороны.

Многие субъекты подчёркивают эту мысль, заявляя, что они видели свои тела «ясно», «отчётливо», «ярко», или «чёткими во всех деталях».

Только один субъект утверждал, что был неспособным опознать своё собственное тело.

...Я видел себя и других пациентов спящими.... Я не мог сказать, кто из них был я, так как наблюдение велось сверху, а спящие фигуры были неразличимы друг от друга.

Как правило субъекты, по-видимому, не испытывают большой трудности в идентификации себя, даже несмотря на очевидно недостаточные зрительные признаки.

Их реакция на узнавание себя - это, иногда, неожиданное удивление, чем-то похожего на реакцию, которую они могли бы иметь при узнавании себя неожиданно по телевидению. Один субъект, например, говорит о таких мыслях: «О, это я!»

Субъектам часто очень интересно наблюдать себя со стороны, и они могут упоминать о сосредоточении внимания на своём собственном теле. Например, субъекты говорят, что они «в особенности осознавали» своё физическое тело; или что их «зрительный интерес был сосредоточен» на их собственном теле.

Если в поле зрения субъекта, в момент осознания себя вне тела, нету его физического тела, он может намеренно изменить своё «положение», чтобы увидеть себя:

 

Я помню, как повернул голову и посмотрел вниз на себя, лежащего на спине в кровати.

Во многих случаях, когда субъект утверждал, что не видел своего физического тела, он, тем не менее, сообщал, что имел то, что можно было бы назвать «голым осознанием» его существования и его местоположения:

 

... Я знал, что это я [физическое тело] находился под одеялом. Я, скорее, чувствовал своё физическое тело, чем видел его.

... Я смутно знал, где было моё физическое тело, и как в него возвратиться.

Иногда субъекты сообщают, что были неспособны видеть своё физическое тело из-за какого-нибудь материального предмета, например, спинки большого стула, на котором сидело физическое тело субъекта, или крыши кабины грузовика, за рулём которого сидел субъект.

Субъект никогда не испытывает недостатка «осознания» [insight], как только он узнал своё тело. Однако, он может испытывать недостаток осознания, пока он этого не сделал, т. е. он может быть не в состоянии понять, что он находится в состоянии, которое отличается от нормального. Узнавание своего собственного тела, в случае субъектов, кто до того момента испытывал недостаток в осознании своего состояния, очень часто приводит к быстрому завершению внетелесного переживания.

Затем я увидел с левой стороны от себя группу фигур одетых в белое, склонившихся над «чем-то» на полу. Внезапно я понял, что это «что-то» был я сам. И сразу же, молниеносно я вернулся в своё тело.

В случае субъектов, кто раньше испытывали недостаток в осознании своего состояния, быстрое возвращение, кажется, связано с эмоциональным волнением, последующим за узнаванием своего положения. В нескольких случаях вид физического тела приводит к быстрому завершению переживания и у субъектов, которые уже знали, что они не находятся в нормальном состоянии. И снова, этот факт, кажется, связан с эмоциональными волнениями, вызванными более живым пониманием своего положения.

 

Моя фигура внизу печатала, когда я посмотрела на неё, но затем перестала и оставалась неподвижной, наклонённой немного вперёд над пишущей машинкой. Я боюсь, что единственное, что я тогда видела, и что я никогда не видела прежде, был моей затылок. Я не говорю это нарочито, но просто потому, что этот факт ввергнул меня в полную панику, и у меня была ожесточённая борьба, лишённая всякого физического ощущения, пока я не «возвратилась».

Я помню, что думал или говорил себе с изумлением: «Это - я», и секунды спустя: «я вернулся».

 

В других случаях этого вида, эмоциональное волнение не упоминается субъектом явно, как связанное с завершением внетелесного состояния. Однако и здесь говориться об узнавании физического тела и последующем завершении внетелесного состояния, как и в случаях, в которых эмоциональное волнение упомянуто явно.

Я помню, как «плавал» в своей спальне, очень медленно поворачиваясь, когда я оказался лицом к кровати, я увидел себя спящего там, и почти в тот же миг, я, казалось, поплыл назад в себя, и затем я проснулся....

... У меня было время, чтобы тщательно рассмотреть своё лицо с его закрытыми глазами и умиротворённым выражением; я помню, как сказал: «Это - я» и сразу же я начал падать.... в долю секунды (как это показалось) я открыл глаза....

... Я посмотрел на себя, сидящего на стуле, и в тот же миг вернулся назад....

Если внетелесное переживание не является аутоско-пичным ни на какой стадии, субъект может испытывать

 

недостаток осознания всё время, пока длиться это состояние, и лишь затем, обращая внимание на имевшие место несоответствия, будучи уже в нормальном состоянии, он может понять, что имело место внетелесное состояние.

Будучи в больнице в связи с проблемами с моим слухом, я обошёл вокруг доктора, просмотрел через его плечо, и помыл свои руки в тазике, что в дальнем углу комнаты. При следующем моём посещении, меня заверили, что я не вставал со своего места. Такое со мною случалось часто.

В следующем случае возвращение в физическое тело последовало после кажущегося прикосновения к нему:

... у меня возникла мысль: прикоснуться к физическому телу, чтобы узнать, было ли оно холодным.... Оно показалось тёплым на ощупь... и в тот же миг я оказался в сознании и полностью проснувшимся.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.