Технологическая карта учебного занятия (МАКЕТ). — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Технологическая карта учебного занятия (МАКЕТ).

2022-10-11 67
Технологическая карта учебного занятия (МАКЕТ). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема занятия.

Цель занятия.

Задачи занятия.

Планируемый результат.

Продукт деятельности обучающихся на занятии.

Далее – таблица

Этап занятия

Задача

(результат) этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Действия педагога Педагогические средства Действия обучающихся Продукт деятельности обучающихся
Орг.-мотивационный этап          
Этап….          
Этап….          

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1

 

Контрольная работа № 1 «Проектирование этапов учебного занятия. Формулировка образовательных результатов»

 

Спроектировать этапы учебного занятия и дидактические цели к ним. Сформулировать планируемые результаты каждого этапа учебного занятия (на уровне обучающихся, как качественные изменения, связанные с формированием компетенций, компонентов компетенций на основе сформулированной ранее цели).

 

Тема учебного занятия:

Наименование этапа учебного занятия Дидактическая цель этапа учебного занятия Планируемый результат этапа учебного занятия
     
     

 

Вопросы для изучения в системе СДО ИРО:

- Структура учебного занятия (этапы).

- Компетентностно-ориентированный подход в проектировании этапов учебного занятия.

- Результаты учебного занятия.

- Формулирование дидактической цели.

 

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Тщательное продумывание и описание предстоящих учебных занятий – это важная часть работы педагога. Известно, что результативность подготовленных уроков, как правило, выше, чем уроков-экспромтов.

Необходимым этапом работы при проектировании урока является планирование структуры в зависимости от типа учебного занятия.

Структура урока — это внутреннее строение, последовательность отдельных его этапов.

Структура урока получения новых знаний

Учебное занятие данного типа нацелено на решение основной дидактической задачи - изучение и усвоение нового учебного материала. Основное время учебного занятия должно отводиться на работу по усвоению нового материала, в ходе которой используются всевозможные приемы активизации познавательной деятельности обучаемых, например, придание изложению нового материала проблемного характера, приведение педагогом ярких примеров, фактов, подключение студентов к их обсуждению, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения. Все это нацелено на содержательное и глубокое разъяснение нового материала и поддержание внимания и мыслительной активности обучаемых.

Структура урока получения новых знаний может включать следующие этапы:

- организационная часть занятия;

- актуализация опыта и опорных знаний студентов;

- мотивация учебной деятельности обучаемых;

- сообщение темы, цели и задач урока;

- восприятие нового учебного материала;

- осмысление учебного материала;

- обобщение и систематизация знаний;

- подведение итогов;

- задание на дом.

Структура урока контроля и коррекции знаний

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения студентами теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков учебно-познавательной деятельности обучаемых, установления диагностики уровня обученности студентов, коррекции в процессе учения в соответствии с проводимой диагностикой.

Виды уроков контроля и коррекции:

- устный опрос (индивидуальный, фронтальный, групповой);

- письменный опрос, зачетное занятие, лабораторно-практическая работа, экзамены, тестовый контроль знаний.

Перечисленные виды занятий проводятся после изучения целых разделов и объемных тем дисциплины.

Дидактическая структура урока контроля и коррекции:

- вводная часть (инструктаж преподавателя и психологическая подготовка обучаемых к предстоящей работе);

- основная часть (самостоятельная работа студентов);

- заключительная часть.

Структура уроков контроля и коррекции должна быть гибкой и подвижной, вариативной. Иногда уроки этого типа могут включать в себя следующие элементы: объяснение сложного задания преподавателем, ответы на вопросы и завершение самостоятельной работы под руководством педагога. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа занятия. Это происходит потому, что каждый перечисленный тип учебного занятия отличается доминированием определенной функции, а функции других типов урока носят вспомогательный характер.

Структура урока обобщения и систематизации изученного материала

Урок обобщения и систематизации нацелен на решение двух основных дидактических задач:

- установление уровня овладения студентами теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам учебной программы;

 - проверка и оценка знаний, умений и навыков студентов по всему программному материалу.

Такие учебные занятия стимулируют студентов к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяют им осознать его системный характер (например, зачетное занятие и модульное обучение).

Рекомендуется делить занятие на две части: обучающую и контролирующую. В первой части проводится индивидуальный опрос (беседа со студентами по теме сочетается с самостоятельной работой группы). Вторая часть посвящается выполнению сквозного письменного (индивидуального) задания по теме.

Наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются учебные занятия, на которых проводятся проблемные дискуссии: уроки-семинары, уроки-модули, на которых углубляется и систематизируется определенное содержание изученного раздела учебной программы, практикумы, уроки-зачеты по теме или разделу, уроки защиты тематических (творческих) заданий и т. д.

Таким образом, учебные занятия, практикуемые преподавателем, должны составлять единую дидактическую систему, в которой каждое занятие - только звено в цепи, органически связанное, скрепленное всеми другими звеньями. В этой цепи решение сложных учебных задач не замыкается рамками одного занятия, а пронизывает последовательно всю систему аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

Структура урока совершенствования знаний, умений и навыков

Это уроки закрепления изучаемого материала, повторения изученного, формирования умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих учебных занятиях:

- систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

- применение знаний на практике с целью углубления и расширения ранее усвоенных знаний;

- формирование, совершенствование знаний, умений и навыков.

Виды этого типа уроков: самостоятельная работа, лабораторная работа, урок-экскурсия, урок-семинар, практическое занятие. Главное, чтобы на этих занятиях правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опросы студентов с письменными упражнениями, а также с организацией самостоятельной учебной работы. Таким образом, организация учебной деятельности студентов на занятиях предполагает одновременно с повторением и применением знаний в несколько измененной ситуации и систематизацию знаний и навыков, их совершенствование в пределах изучаемой темы.

Структура комбинированного занятия

Это наиболее распространенный тип урока. На нем решаются дидактические задачи всех типов учебных занятий. Отсюда он и получил свое название — комбинированный. Структура комбинированного занятия:

- организационная часть занятия;

- проверка домашнего задания;

- постановка цели и задач учебного занятия;

- объяснение нового материала;

- закрепление, повторение полученных знаний;

- подведение итогов занятия;

- домашнее задание.

Основными элементами этого урока, составляющими его методическую подструктуру, являются:

- организация обучаемых на занятии;

- повторение и проверка знаний студентов, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению материала, изучаемого на текущем занятии;

- введение преподавателем нового материала и организация работы обучаемых по его осмыслению и усвоению;

- первичное закрепление нового материала и выработка у студентов умений и навыков применения знаний на практике;

- домашнее задание и инструктаж по его выполнению;

- подведение итогов учебного занятия с выставлением поурочного балла, оценки отдельным студентам за работу на протяжении всего занятия.

Перечисленные компоненты методической подструктуры комбинированного урока в зависимости от характера учебной ситуации и педагогического мастерства педагога взаимодействуют между собой и переходят друг в друга, меняют свою последовательность в зависимости от организации познавательного процесса. В таких случаях структура комбинированного занятия становится гибкой, подвижной. Эффективность и результативность комбинированного урока зависят не от абсолютизирования его структуры, а от четкого определения целевых установок учебного занятия, от понимания преподавателя того, чему он должен научить студентов, как использовать занятия для разумной организации их деятельности.

Компетентностно-ориентированный, или практико-ориентированный подход — это подход, акцентирующий внимание на результатах обучения, в качестве которых рассматриваются не сумма усвоенных знаний, а способности человека успешно действовать в различных ситуациях.

Требования компетентностно-ориентированного подхода должны быть отражены в формулировке целей и результатов учебного занятия.

Результатом профессионального образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования является формирование у студентов компетенций: комплекса знаний, умений и практического опыта, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в выбранной сфере деятельности. Таким образом реализуется компетентностно-ориентированный подход в системе СПО.

ФГОС СПО 4 поколения определяют результаты образования (обучения) в виде: общих компетенций (ОК), профессиональных компетенций (ПК), требований к знаниям, умениям и практическому опыту для направления подготовки СПО (группы профессий и специальностей).

Специфика результатов образования (обучения) по программам СПО в части ПК, требований к знаниям, умениям и практическому опыту зависит от направления подготовки СПО. Образовательные результаты, определяемые с помощью ОК, в той или иной степени универсальны для программ СПО. ОК для разных направлений подготовки имеют ряд схожих формулировок. 

Последние изменения в предъявляемых требованиях к образовательным результатам в рамках ФГОС СПО в части ОК были внесены на основании Приказа Министерства просвещения РФ от 17.12.2020 г. № 747 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования». С учетом требований данного приказа для программ СПО сформированы перечни ОК в зависимости от поколения ФГОС (третьего и четвертого) и двух групп программ подготовки для третьего поколения ФГОС СПО: программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) и программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

ОК по ФГОС СПО 3 поколения

ППКРС

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 8. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ППССЗ

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ОК по ФГОС СПО 4 поколения / ТОП-50 /

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Одним из основных требований при проектировании учебного занятия является обязательная формулировка дидактических целей («дидактика» – это раздел (категория) педагогики о теории обучения и образования человека). Выделяют три вида дидактических целей учебного занятия:

  • учебная (цель обучения);
  • воспитательная (цель воспитания);
  • развивающая (цель развития).

Для каждого из этапов учебного занятия можно сформулировать задачу, дидактическую цель и пример содержания деятельности (таблица 1).

Таблица 1 – Цели и содержание деятельности этапов учебного занятия

Название этапа учебного занятия Задача этапа. Дидактическая цель (ДЦ) Содержание деятельности
1 этап – организационный   Задача этапа: подготовка студентов к работе на занятии.   ДЦ: - сформировать у студентов умение самоконтроля и саморегуляции психофизического состояния с ориентиром на образовательную деятельность; - обучить рациональной организации рабочего (учебного) места; - сформировать умения: подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления и содержать их в надлежащем состоянии; ……. - организация начала занятия; - создание психологического настроя на учебную деятельность; - активизация внимания; ……..
2 этап – проверочный   Задача этапа: контроль качества знаний, установление пробелов в знаниях и их коррекция.   ДЦ: - сформировать у студентов знания и умения в части само- и взаимоконтроля результатов учебной деятельности; - сформировать у студентов умения оценить результат учебной деятельности; …….. - проверка домашнего задания; - проверка имеющихся у студентов знаний и умений для изучения новой темы: выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению материала, изучаемого на текущем занятии; ……..
3 этап – подготовительный (мотивационный)   Задача этапа: обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия у студентов.   ДЦ: - сформировать у студентов интерес к происходящему; - сформировать у студентов интеллектуальные чувства – новизны, удивления, интереса; - развить у студентов познавательные умения; - развить у студентов самостоятельность и творческое начало в умственной деятельности; ……… - сообщение темы, цели занятия; - постановка обучающих, воспитательных, развивающих задач; - трансляция вводной информации (примеры, факты, события и т.д. по теме занятия), мотивирующей студентов на учебную деятельность; …….
4 этап – основной (объяснение нового материала)   Задача этапа: объяснение нового материала.   ДЦ (определяются в зависимости от цели всего занятия): - сформировать у студентов прочные практические знания о...; - обеспечить установление осознанности усвоения знаний; - сформировать у студентовцелостное представление знаний по теме и т.п.; - сформировать умения и навыки научной организации труда; - сформировать умения исполнительской и технологической дисциплины; - сформировать умение определять алгоритм трудовых действий и приемов; - сформировать у студентов понимание сущности выполняемых трудовых действий и приемов…; - обобщить и систематизировать знания… при изучении приемов; - сформировать умения у студентов производить, осуществлять...; - развить у студентов познавательные умения; ……… введение преподавателем нового материала и организация работы обучаемых по его осмыслению и усвоению: - ознакомление с новыми знаниями и умениями; - показ образца формирования навыков; - выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, на перенос в сходную ситуацию, творческого характера; ………  
5 этап – контролирующий (закрепление, повторение полученных знаний)   Задача этапа: контроль качества знаний; закрепление полученных знаний.   ДЦ: - сформировать у студентов умение оценивать (что-либо) с нравственной, эстетической, политической … т.зр.; - сформировать у студентов прочную логическую связь в понимании …; - обучить студентов само- и взаимоконтролю, самокоррекции; - развить стремление к получению новых знаний, усвоению каких-то понятий (вопросов), особенностей …; - сформировать понимание роли знания, основных положений... в предупреждении и устранении возможных ошибок (причин брака)...; ……… - выполнение тестовых заданий; - различные виды опроса и т.п.; ……..
6 этап – итоговый   Задача этапа: подведение итогов занятия.   ДЦ:   - сформировать у студентов умение обобщать знания; - сформировать умение сдавать рабочее (учебное) место в надлежащем состоянии; - сформировать умение проводить самоанализ своей деятельности; - сформировать культуру речи; - воспитать мотивы труда, добросовестного отношения к труду; ……….. - формулирование выводов; - поощрение за работу на занятии; - самооценка студентами своей работы на занятии; - определение перспективы следующих занятий; ……
7 этап – домашнее задание   Задача этапа: информирование студентов о домашнем задании.   ДЦ: - сформировать у студентов умение применять ранее изученные знания; - сформировать умение применять знание в новой ситуации; - развить у студентов самостоятельность и творческое начало в умственной деятельности; - развить у студентов волевые качества и самостоятельность; - развить стремление к получению новых знаний; ……….. - сформулировать и озвучить домашнее задание; - провести инструктаж по его выполнению.

 

2.1.3. Организация самостоятельной работы обучающихся

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Самостоятельная работа – индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая БЕЗ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ ПЕДАГОГА, НО ПО ЕГО ЗАДАНИЯМ И ПОД ЕГО КОНТРОЛЕМ.

Виды самостоятельной работы

По месту и времени проведения:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

По дидактическим целям:

- формирование новых знаний;

- закрепление, обобщение или систематизация полученных знаний;

- формирование умений;

- отработка умений;

- доведение умений до уровня навыков.

По способу действий:

- действия по образцу в аналогичной ситуации;

- действия по образцу в незнакомой ситуации;

- самостоятельные действия проектного, исследовательского характера.

Формы самостоятельной работы:

- поиск информации в дополнительных источниках (рисунки, таблицы, графики, доклады, рефераты, презентации, видеоролики и т.п.);

- выполнение лабораторно-практических работ;

- решение упражнений, задач (в т.ч. профессиональных), кроссвордов, проблемных ситуаций;

- моделирование разных видов профессиональной деятельности (фотографии, составление технологических карт, видеоролики и т.п.);

- организация диалога в сети с использованием форумов, социальных сетей, чатов и т.п.);

- выполнение курсовых и дипломных работ;

- выполнение творческих заданий (создание коллажей, рекламных листовок и т.п.);

- выполнение конспектов нормативно-правовых актов или особо значимых для дисциплины источников;

- создание портфолио;

- самооценка деятельности: анализ ошибок и их устранение (выполнение работ над ошибками, написание рецензии на собственную работу и т.п.);

- изготовление дидактического материала, наглядных пособий, стендов и т.п.

Методическое обеспечение самостоятельной работы

- задания для выполнения самостоятельной работы;

- методические указания для выполнения самостоятельной работы;

- контрольно-оценочные средства для оценки выполненной самостоятельной работы.

К объективным факторам, способствующим развитию самостоятельной работы, побуждающим обучающихся уделять ей возрастающее внимание, можно отнести:

- имидж профессии, учебного заведения, гарантирующих хорошее качество подготовки специалистов;

- уровень организации самостоятельной работы студентов в образовательном учреждении, квалификации и требовательности преподавателей;

- наличие в профессиональном образовательном учреждении необходимых материально-технической базы, объема и качества библиотечного фонда, его доступность (качество обслуживания в библиотеке).

Факторы, снижающие продуктивность СР:

Факторы ОО:

- уровень организации СР, недостаточная подготовленность преподавателей колледжа к организации, руководству самостоятельной работой обучающихся;

- отсутствие или слабое развитие у преподавателей стимулов к организации самостоятельной работы обучающихся;

- отсутствие в колледже необходимой материально-технической базы, недостаточность учебной и методической литературы;

- незнание преподавателями технологии организации процесса самообразования обучающихся

Субъективные факторы, снижающие продуктивность СР:

- неуверенность обучающихся в правильном выборе профессии, неудовлетворенность в выборе учебного заведения;

- низкий уровень самооценки и уровня притязаний;

- недостаточный уровень сформированности волевых усилий;

- низкий уровень общеобразовательной подготовки;

- незнание обучающимися приемов и методов организации самостоятельной работы

Принципы организации самостоятельной работы (В.С. Сергейчук):

- единство подходов администрации и преподавателей педагогического колледжа к организации СР;

- целенаправленность различных видов СР, поскольку каждый вид СР должен иметь целевую функцию и вырабатывать определенные умения;

- системность и последовательность СР;

- непрерывность планирования СР на всех курсах и специальностях;

- регламентация всех заданий по объему, срокам их выполнения, конечным результатам и оценкам;

- доступность и посильность изучаемого материала;

- индивидуальный подход при определении заданий;

- руководство самостоятельной работой, контроль за ее ходом;

- учет затрат времени обучающегося;

- обеспечение условий для СР: аудиторный фонд, учебно-материальная база, методическое обеспечение, библиотечные фонды, консультации преподавателя;

- наличие критериев оценки качества выполнения заданий по каждому виду СР;

- ознакомление обучающихся с учебной документацией: ФГОС СПО, ОПОП.

Возможный перечень документации для обеспечения самостоятельной работы:

-   Положение о СР

-   Программа СР

-   Рейтинг

-   Опросный лист

-   Карта анализа готовности к выполнению СР

-   Методическое обеспечение

-   Рекомендации преподавателям

-   График консультаций

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Индивидуальная работа слушателей:

На основании представленных выше теоретических материалов и собственного опыта и понимания, выполните:

- проектирование методической разработки заданий для организации самостоятельной работы обучающихся:

- обсуждение выполненных работ;

- взаимооценивание работ.

 

При выполнении работы воспользуйтесь приведенными ниже методическими рекомендациями:

1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе? Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.

2. Определить способы логической и методической обработки материала.

3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.

4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.

5. Подготовиться для решения следующих задач:

- формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;

- формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;

- формирование умений вычленять главное.

6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить, прежде всего, из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.

7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.

 

2.1.4. Проектирование элементов учебно-методического обеспечения учебного занятия

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Работа слушателей в малых группах, обсуждение выполненных работ, взаимооценивание работ:

Задание 1. Продумайте формы методического обеспечения на каждый этап спроектированного занятия. Составьте список.

Задание 2. Выберите одну из форм УМК учебного занятия: презентация, материалы для интерактивной доски, страницы рабочей тетради, контрольные задания, оценочный инструментарий и т.п

Задание 3. Оформите документально выбранные элементы УМК учебного занятия в соответствии с формой, принятой в Вашем образовательном учреждении.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2

 

Контрольная работа № 2 «Разработка фрагмента рабочей тетради для студента»

 

Разработать и оформить фрагмент рабочей тетради для студента (по определенной теме учебной дисциплины). При разработке фрагмента рабочей тетради придерживайтесь следующей структуры:

1) предисловие;

2) краткие теоретические сведения по теме;

3) задачи, упражнения, вопросы для самостоятельной работы студентов: типовые, развивающие и творческие (3-4 задания разных типов, например, тестовое задание, открытый вопрос, ситуационная задача…);

4) вопросы для самоконтроля студентов.

Вопросы для изучения в системе СДО ИРО:

- Рабочая тетрадь для студентов, как одна из форм УМК.

- Правила разработки рабочей тетради для студентов.

 

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Одним из эффективных видов методического обеспечения аудиторной работы является рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента над освоением учебной дисциплины (междисциплинарного курса).

Рабочая тетрадь предназначена для:

- активизации самостоятельной работы студентов в процессе освоения теоретического и практического материала при выполнении учебных заданий, учебных и творческих проектов, а также формирования общетрудовых знаний и специальных умений;

- расширения границ учебника за счет большого количества разнообразных заданий, упражнений, тестов, графической и проектной документации, направленных на формирование у студентов системного мышления, развитие их творческих и исследовательских способностей;

- обучения студента рациональному использованию учебного времени, повышению плотности занятия и интенсификации учебного процесса;

- формирования у студентов навыков делать аргументированный отбор полученных идей, планировать свою работу, оценивать и публично представлять результаты собственной учебной и творческой деятельности.

Функции рабочей тетради в учебном процессе:

- Обучающая. Предполагается формирование у студентов необходимых знаний и умений.

- Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.

- Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении конспекта.

- Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.

- Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы студентов.

- Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений студентов. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материал в листах рабочей тетради разбит на блоки.

Различают три вида рабочей тетради: информационный, контролирующий, смешанный.

Информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает обучающимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен, так как по многим учебным дисциплинам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради.

Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции студент допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее.

Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.

Рабочая тетрадь должна отвечать определенным требованиям:

- отражать все темы курса учебной дисциплины;

- быть понятной, доступной и интересной каждому студенту, а значит, содержать дифференцированные задания, рассчитанные на тех, кто с большим трудом воспринимает и усваивает материал;

 - стать "настольной книгой" студента по данной дисциплине, сочетающей в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений, тетрадь для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, непосредственно выполняемой на ее страницах.

Структура рабочей тетради может быть различной, что в свою очередь обусловлено:

- содержанием изучаемого предмета;

- характером (стилем) управления познавательной деятельностью студентов;

- исходным уровнем подготовленности студентов;

- возрастными особенностями студентов;

- условиями обучения; 

- творческими способностями педагога.

К структуре рабочей тетради предъявляются определенные требования:

1. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к студентам.

2. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой изучаемого материала. Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора – вести студента от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям.

3. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т. е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.

4. Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема, характера вопросов и заданий. Однако, в любом случае должны быть предусмотрены: достаточное место для ответов студентов, возможность исправления допущенных ошибок, неточностей.

5. В конце каждой темы внутри тетради, желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания студентов

6. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее студентов на содержание.

Структура и содержание рабочей тетради (пример)

1. Информационный комплекс по каждой теме курса: краткие теоретические сведения, алгоритм решения типовой задачи.

2. Задачи, упражнения, вопросы для самостоятельной работы студентов: типовые, разви


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.24 с.