Владимир Лукич Боровиковский (1757 -1825) — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Владимир Лукич Боровиковский (1757 -1825)

2022-10-05 31
Владимир Лукич Боровиковский (1757 -1825) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Некоторое время художник учился живописи под руководством известного австрийского портретиста Лампи, который после отъезда из России оставил Боровиковскому свою мастерскую. Постепенно мастерство художника крепло, и через несколько лет Боровиковский стал одним из самых известных художников в России. Он получал заказы от членов императорской семьи, самых знатных дворян. Положение художника укрепилось после написания портрета с натуры императрицы Екатерины II. Слайд. Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.
Напомним, что именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в своей великой «повести о чести» «Капитанской дочке» (как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского; творение Боровиковского благодаря гравюре обрело как бы вторую жизнь и имело большой успех.
Образ кисти Боровиковского ничем не напоминает нам «Екатерины-законодательницы»: так за десятилетие изменяются художественные вкусы — от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой сентиментального толка трактовке образа простой сельской жительницы.

В 1795 году Петербургская Академия художеств удостоила его звания академика, а в 1802 году Боровиковский получает почетное звание советника Академии художеств.

Вторая половина 1790-х – начало 1800-х годов – период наибольшего расцвета творчества художника. В это время Боровиковский написал несколько произведений, поставленных в один ряд с лучшими полотнами мировой портретной живописи. Среди этих картин портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой (Арсеньева Екатерина Николаевна - старшая дочь генерал-майора Н.Д.Арсеньева, участника штурма Измаила. Воспитывалась в Воспитательном обществе благородных девиц при Смольном монастыре, фрейлина императрицы Марии Федоровны. Юная пансионерка представлена на портрете лукавой кокетливой пастушкой(на соломенной шляпке - колосья пшеницы) с яблоком - символом Афродиты - в руке.) Слайд

 и портрет Марии Ивановны Лопухиной, написанный в 1897 году. Слайд Портрет М. И. Лопухиной — одно из поэтичнейших произведений художника, в которых отразилось влияние стиля сентиментализма.
Прелестная молодая женщина показана в уединенном уголке парка, в изображение которого художник условно привносит мотивы русской сельской природы.

Томный, немного грустный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность позы прекрасно переданы художником.

 

 В 1082 году Боровиковский написал одну из своих лучших картин - портрет сестер Анны Гавриловны и Варвары Гавриловны Гагариных.
К числу наиболее удачных относится портрет сестер Гагариных. В его композицию вводится жанровое действие. Две молодые девушки, одетые по-домашнему, заняты музицированием. Mладшая — играет на гитаре и смотрит в нотный лист, который держит старшая сестра. Изящные позы, живые глаза, нежные овалы юных лиц, тонкие переливы серебристо-серых, фиолетово-розовых и голубых тонов, приветливая природа. Изысканная ярко-красная гитара не вносит диссонанс, а лишь подчеркивает светлые образы сестер.
Хотя замысел этой картины близок идеям сентиментализма, показывая идиллию домашнего быта и нежные чувства, рождаемые музыкой, все же он несет в себе значительный элемент новизны: в основу его поло жен мотив активного действия. В соответствии с ним и характеры девушек уже не скрыты тенью неопределенной мечтательности: в них больше конкретности и естественности.
Умело использован почти квадратный формат холста, на котором удачно скомпонованы две фигуры. Пейзажному фону в картине отведена небольшая роль. Зато предметы быта: одежда, гитара, ноты — занимают почти половину живописной поверхности. Новое проявляется и в объемно-пластической трактовке формы: художник пользуется нехарактерным для него прежде светотеневым контрастом в лицах. Колорит портрета построен на противопоставлении сближенных тонов, без применения рефлексов. По-прежнему мягки сочетания серого с розовым, жемчужно-белым, несколько озвученные ярким цветом гитары. Эти не столь значительные изменения в композиции и цвете существенно меняют тот лирико-эмоциональный образ, который был найден Боровиковским в предшествующее десятилетие.

Боровиковский, как многие другие художники конца XVIII — начала XIX века, писал семейные портреты. Среди них «Портрет Графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми», написанный в 1803 году. Позы портретируемых естественны и свидетельствуют о нежности отношений матери и детей. Живописец намекнул и на семейную трагедию: в руках у одной из дочерей медальон с портретом умершего сына графини.

Из всех женских портретов Боровиковского выделяется портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. Слайд.  На холсте изображена сильная и сдержанная женщина с крупными и резкими чертами умного лица. В ней отсутствует нежность и мечтательность, присущая большинству женских портретов художника.

Боровиковский, как и большинство знаменитых художников, имел учеников. По распространенному обычаю, ученики в то время жили в доме своего наставника, и становились членами семьи.

  Среди них был А.Г. Венецианов, ставший впоследствии знаменитым художником.

Художник, хоть получил прижизненную славу и имел достаточно денег, жил замкнуто и одиноко. Он никогда не был женат, у него не было детей, друзей у него было немного. С годами творческие силы Боровиковского начали таять, у художника появились усталость и равнодушие. Всегда подверженный религиозным настроениям, Боровиковский увлекся распространенным в то время религиозным мистицизмом: в 1819 году он вступает в «Духовный союз». Однако и здесь он не нашел утешения: художник окончательно замыкается и посвящает себя религиозной живописи, написав несколько икон для строящегося Казанского собора. Единственный в творчестве Боровиковского предполагаемый автопортрет — это одновременно религиозное полотно: «Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину», написанное в 1824 году. Последней известной работой художника стал иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге.

Таким образом, творческая деятельность Боровиковского принадлежит сразу двум столетиям. Являясь последним художником эпохи Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков. Боровиковский в своем творчестве тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет на смену художникам его поколения.

Умер художник 6 апреля 1825 года в Петербурге.


Нравится


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.