Тема 11. Эргономика: принципы и методы развития эргономики. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 11. Эргономика: принципы и методы развития эргономики.

2022-10-05 26
Тема 11. Эргономика: принципы и методы развития эргономики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет эргономики и ее задачи. Классификация эргономических исследований: работы общего характера; Эргатическая система и трудовой пост. Понятие эргатическая система. Человек как компонент системы; проектирование средств взаимодействия между человеком и машиной; проектирование и организация систем; Понятие эргатической функции. Основные эргатические функции. Методы исследования и экспериментальная техника в эргономических исследованиях.

Литература к теме 11: [4, 5, 7] Вопросы: 50-55

Тема 12. Практические приемы проектирования различных эргатических систем. Принципы компоновки рабочих мест и обеспечение безопасности труда. Принципы проектирования интерактивного диалога и совместной информационной деятельности. Обеспечение технологической дисциплины. Социальные и психологические проблемы, обусловленные современными технологиями. Важные примеры системотехнического проектирования.

Литература к теме 12: [1, 3, 6] Вопросы: 56-60

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

Самостоятельная работа студентов составляет не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.

Цели самостоятельной работы.

Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.

Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа заключается в изучении тем программы дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, в изучении тем лекций, в подготовке к семинарским занятиям, тренингам, деловым и ролевым обучающим играм, к текущему модульному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – экзамену

Содержание самостоятельной работы курса «Психология труда, инженерная психология и эргономика» направлено на углубление теоретических знаний, развитие самостоятельного мышления и приобретение умений проработки научной литературы. Все это должно способствовать профессиональному самоопределению будущих специалистов.

 

Таблица 1

Примерная программа СРС по дисциплине «Психология труда, инженерная психология, эргономика» для студентов специальности 21.05.04 «Горное дело», специализация «Технологическая безопасность и горноспасательное дело».

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудоемкость СРС, Часы Виды самостоятельной работы студентов Часы  
1 Раздел 1. Основные понятия и задачи дисциплины 7 1. Изучение тем лекций 2. Подготовка к семинарским занятиям 3. Подготовка и презентация реферата 3 1 3
2 Раздел 2. Психология труда 25 1. Изучение тем лекций 2. Подготовка к семинарским занятиям 3. Подготовка и презентация реферата 9 8 8
3 Раздел 3. Инженерная психология 32 1. Изучение тем лекций 2. Подготовка к семинарским занятиям 3. Подготовка и презентация реферата 4.Подготовка к тренингу 8 8 8 8
4 Раздел 4. Эргономика и практические приемы проектирования различных эргатических систем 26 1. Изучение тем лекций 2. Подготовка к семинарским занятиям 3. Подготовка и презентация реферата 4.Подготовка к тренингу 6 8 6 6
  Итого 90   90

 

От студентов требуется:

1. Ведение тематического словаря.

2. Проработка литературы из каждой темы по форме, которая выбирается самостоятельно (конспект, тезисы, план, таблица, схема, выводы и тому подобное и, с определением личного отношения к содержанию работы (по желанию). Список рекомендованной литературы к каждой теме можно дополнить научными трудами, которые слушатель подобрал самостоятельно. Целесообразно сравнивать изложение (или содержание) материала по определенному вопросу в разных источниках. Если научные положения в них повторяются, можно лишь аннотировать статью.

3. Изложить свое рассуждение относительно вопросов проблемного характера, которые поданы к каждой теме. Они направлены на осознание актуальных проблем и поиск путей их решения, обострения внимания на противоречиях, которые зависят от конкретных условий педагогического процесса и жизненных обстоятельств.

4. Целесообразно основное содержание каждой темы подать в виде таблицы или схемы, проанализировать и дополнить предложенные таблицы.
В конце проработки курса важно дать самооценку качества его усвоения в целом (или отдельных тем). Целесообразно поставить себе конкретную оценку. К тому же обязательно отметить свои критерии оценивания и что было сделано, чтобы отвечать им.

Важно учесть, что вопросы для самопроверки не охватывают полностью необходимых знаний по курсу. Из всех вопросов, которые в процессе работы над материалом курса остаются не раскрытыми, рекомендуется обращаться на кафедру охраны труда и аэрологии.

В процессе изучения дисциплины на кафедре охраны труда и аэрологии осуществляется стимулирование познавательной деятельности и контроль знаний студентов. Степень усвоения лекционного материала определяется путем проведения предусмотренных учебно-методической картой дисциплины контрольных опросов по отдельным разделам курса. Уровень знаний, полученных при выполнении практических работ, определяется с помощью индивидуальных бесед со студентами во время отчетов по ним.

Студенты заочного отделения, пользуясь методическими указаниями, выполняют контрольную работу, а сдать ее на проверку следует не позднее, чем за две недели до экзаменационной сессии.

В соответствии с рабочим учебным планом по окончании изучения дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика» студенты сдают экзамен, цель которого – систематизация полученных знаний, установление и оценка умений и навыков, приобретенных студентами в процессе работы над учебной и методической литературой, а также в результате выполнения работ по дисциплине на протяжении семестра.

К экзамену по курсу допускаются студенты, выполнившие все предусмотренные рабочей программой работы и защитившие отчеты по каждой из них.

Студенты, не выполнившие индивидуальные задания по практическим занятиям и не защитившие их, а также не выполнившие домашние индивидуальные контрольные задания, к экзамену не допускаются. При наличии пропусков занятий и неудовлетворительных оценок по письменным опросам студенты сдают экзамен после предварительного собеседования по соответствующему материалу. Студенты, не явившиеся на письменный опрос или экзамен без уважительной причины, приравниваются к студентам, получившим неудовлетворительную оценку.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Учебно–методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

5.1 Вопросы для самостоятельной работы по теме 1: Обзорная характеристика психологии труда. Предмет и задачи психологии труда. Методы психологии труда.

1. Дайте определение объекта, предмета и продукта трудовой деятельности, каковы типологии предметов и продуктов труда?

2. Перечислите разновидности целей трудовых действий.

3. Дайте характеристику внешних и внутренних средств труда в следующих профессиях: школьный учитель, инструктор бодибилдинга, горный инженер, врач, страховой агент.

4. Чем отличается применение метода эксперимента в психологии труда от его использования в общей психологии?

5. Каковы возможности и ограничения метода наблюдения в психологии труда? Каков арсенал методов эмпирических исследований в психологии труда?

6. Назовите известные Вам преобразующие или конструктивные методы, используемые в психологии труда.

7. Каковы трудности методов тестирования, экспертных оценок, исследования и как их преодолевают?

5.2 Задания для самостоятельной работы.

Студентам предлагается использовать знания, полученные на лекционных занятиях для решения практических задач, возникающих на конкретном рабочем месте. Работа происходит в группах по 4-5 человек, задание рассчитано на 4 семинарских занятия и 8 часов самостоятельной работы (2ч – консультация преподавателя, 8 часов – подбор материала и изучение специфики профессиональной деятельности, 4ч – подготовка проекта, 2ч – презентация проекта). Группе предлагаются на выбор различные типы профессий (желательно взять ту профессиональную область, с которой участники проекта знакомы, или в которой они заняты в настоящее время).

Задание:

Выберите профессиональную деятельность, с которой Вы знакомы или заняты в настоящее время. Для выбранной вами профессии (с учетом характеристик группы) разработайте рекомендации по решению следующих проблем:

1. Назовите профессионально важные качества в данной профессии.

Решение данной задачи необходимо начать с психологического анализа профессиональной деятельности: описание специфики деятельности и выделение умений и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач, а также индивидуальных психологических особенностей, способствующих успешной. деятельности. С помощью экспертной оценки из составленного списка качеств выбираются профессионально важные качества (ПВК).

2. Дайте рекомендации по организации рабочего пространства. Предложите цветовое решение интерьера с целью оптимизации рабочего состояния.

Для решения этой задачи воспользуйтесь приложением 2 [12].

3. Предложите систему воздействия на трудовую мотивацию коллектива.

Из предложенных к рассмотрению теорий трудовой мотивации в занятии 10 выберите те, что позволяют описать изменения мотивации в выбранной вами группе работников, обоснуйте свой выбор. На основе выбранных теорий мотивации дайте конкретные рекомендации по управлению трудовым коллективом.

4. Проведите анализ изменения работоспособности в течение дня и составьте рекомендации, касающиеся длительности рабочего времени и перерывов.

Постройте график изменения работоспособности в течение дня, укажите фазы, для которых будет характерно возникновение физической и психологической усталости. (Для определения норм длительности рабочего дня воспользуйтесь [1, 3, 5] ). Укажите, в какое время будет целесообразно ввести перерывы, а также дайте рекомендации по оптимизации работоспособности.

Темы рефератов

1. История развития и основные проблемы психологии труда.

2. Психологические аспекты принятия решения в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными ситуациями.

3. Исследование и моделирование процессов принятия решения в разных видах деятельности.

4. Возможные пути повышения эффективности деятельности.

5. Цель как регулятор трудовой деятельности. Цели и задачи психологии труда, эргономики, инженерной психологии.

6. Классификации профессий.

7. Методы психологии труда, эргономики, инженерной психологии.

8. Память в профессиональной деятельности.

9. Внимание профессионала.

10. Мышление и его роль в различных видах трудовой деятельности.

11. Сенсорно-перцептивные процесс в трудовой деятельности.

12. Психологические проблемы управления трудовой деятельностью.

13. Инженерно-психологические проблемы организации рабочих мест.

14. Ошибки в деятельности и меры по их предотвращению.

15. Вопросы совместимости и сработанности в малой группе.

16. Контроль и оценка уровня обученности человека каким-либо профессиональным действиям.

17. Мотивация в трудовом процессе.

18. Психологические механизмы адаптации.

19. Текучесть кадров на производстве.

20. Профессиональная пригодность и адаптация человека к требованиям профессии.

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Предмет, задачи психологии труда.

2. Основные проблемы психологии труда. Связь психологии труда с психологическими дисциплинами и другими науками, изучающими труд.

3. Разновидности труда по предмету, продукту труда, целям трудовых действий.

4. Разновидности средств и условий труда.

5. Преобразующие методы в психологии труда. Специфика метода эксперимента в психологии труда.

6. Понятие субъекта труда, уровни его изучения. Внутренние условия и средства деятельности субъекта труда.

7. Понятия: профессия, специальность, трудовая деятельность, профессиональная задача, действие, операция. Критерии профессионализации.

8. Изучение психофизиологических характеристик работника.

9. Психофизиологические особенности деятельности.

10.  Работоспособность. Типичные стадии в динамике работоспособности в течение рабочей смены. Методы повышения работоспособности.

11.  Понятия: трудоспособность, работоспособность, функциональное состояние, усталость, утомление, переутомление, стресс, монотония.

12.  Способы коррекции неблагоприятных функциональных состояний.

13.  Профессиональные навыки. Формирование навыка. Характеристика навыков и умений. Интерференция навыков.

14.  Изучение психологических состояний работника в экстремальной ситуации.

15.  Процесс принятия решения в экстремальной ситуации.

16. Оценка стрессоустойчивости в профессиональной деятельности, связанной со стрессовыми условиями.

17. Профессиограмма и психограмма. Схема профессиографирования, способы фиксации результатов профессиографирования.

18. Типологии профессий в психологии труда. Отечественный и зарубежный подходы.

19.  Этапы развития человека как субъекта труда. Варианты профессиональных карьер. Психология труда и акмеология.

20.  Нормативные кризисы профессионального развития личности.

21.  Профессиональные интересы, направленность личности, склонности. Возможности их формирования и методы диагностики.

22.  Индивидуальный стиль трудовой деятельности (ИСТД), устойчивость и изменчивость ИСТД.

23. Индивидуальный стиль деятельности и эффективность труда.

24. Понятие «профпригодность». Оценка профпригодности. Пути оптимизации степени соответствия человека и требований профессии.

25. Профессиональная ориентация и консультация. Психологические аспекты профориентации молодежи и реориентации людей, вынужденных сменить работу.

26. Понятие «Профотбор». Этапы профотбора.

27. Технологии центров оценки персонала и традиционные способы прогнозирования профессиональной эффективности.

28. Методы оценки профессиональной успешности.

29. Организация групповой деятельности работников.

30. Управление карьерой персонала в организации.

31. Психология профессиональной и социальной адаптации новых работников в организации. Психологическое обеспечение нововведений в организациях.

32. Концепции трудовой мотивации и их использование в практике работы с персоналом.

33. Аспекты травматизма. Подверженность и предрасположенность к несчастным случаям.

34. Процесс принятия решения. Принятие решения в условиях дефицита времени.

35. Повышение эффективности трудовой деятельности.

36. Специфика конфликтов в разнотипных профессиях. Возможности конструктивного разрешения профессиональных конфликтов.

37. Объект и предмет инженерной психологии.

38. Направления исследований инженерной психологии.

39. Принципы инженерной психологии как науки.

40. Связь инженерной психологии с другими науками.

41. Методы инженерной психологии: психологические, физиологические, математические, имитационные.

 

42. Этапы жизненного цикла системы «человек - машина».

43. Классификация системы «человек - машина», особенности системы.

44. Классификация ошибок в системе «человек - машина ».

45. Понятие конфликта в системе «человек - машина».

46. Система психологической защиты как способ предотвращения конфлик­тов в системе «человек-машина».

47. Виды и развитие операторской деятельности.

48. Факторы, влияющие на эффективность операторского труда.

49. Этапы управляющих действий оператора. Процесс принятия операторского решения.

50. Предмет эргономики и ее задачи.

51. Понятие эргатическая система. Эргатическая система и трудовой пост. Человек как компонент системы.

52. Проектирование средств взаимодействия между человеком и машиной; проектирование и организация систем.

53. Понятие эргатической функции. Основные эргатические функции.

54. Методы исследования и экспериментальная техника в эргономических исследованиях

55. Организация рабочего места.

56. Цветовые решения интерьеров, способствующие снижению неблагоприятного воздействия среды и условий труда.

57. Принципы компоновки рабочих мест и обеспечение безопасности труда.

58. Практические приемы проектирования различных эргатических систем.

59. Социальные и психологические проблемы, обусловленные современными технологиями.

60. Важные примеры системотехнического проектирования.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Общие методические указания

Контрольные задания следует выполнять после изучения соответствующих тем дисциплины, представленных в конспекте лекций. В конспекте также приведен перечень рекомендуемой литературы. Часть книг из этого перечня имеется в библиотеке ДонНТУ. Наличие книги можно проверить, воспользовавшись электронным каталогом на сайте библиотеки.

Студенты специальности 21.05.04 «Горное дело» специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» заочной формы обучения выполняют контрольную работу, ответив на вопросы тестовых заданий (№ 1 и №2) и подготовив реферат по одной из предложенных тем. Тему реферата студент выбирает из п.5.3 в соответствии с последней цифрой учебного шифра таблицы 6.1

 

Таблица 6.1

Варианты вопросов

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Вопросы 1,11 2,12 3,13 4,14 5,15 6,16 7,17 8,18 9,19 10,20  

Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к студенческим работам и должна содержать:

- условия заданий (инструкция);

- решения задач (вариант ответа);

- краткий анализ полученных результатов.

Все принятые студентом в процессе выполнения работы решения должны быть достаточно обоснованы и содержать краткие, но исчерпывающие объяснения.

Выполненную контрольную работу и реферат следует сдать на проверку не позднее, чем за две недели до экзаменационной сессии.

Если контрольная работа не зачтена, то студент должен исправить все ошибки и возвратить ее с исправлениями для повторного рецензирования.

 

6.2 Тестовые задания к Контрольной работе.

Тестовые задания № 1

Инструкция: Выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Среди вариантов может быть как один правильный ответ, так и несколько, ни одного или все.

1. К какой отрасли психологии лучше подходит данное определение: «Область психологии, изучающая психологические процессы и закономерности работы психики человека в процессе трудовой деятельности»:


а) инженерная психология;

б) экономика труда;

в) психология труда;

г) физиология и гигиена труда.


2. Какая задача не относится к главным задачам науки психологии труда:

а) совершенствование производственных отношений;

б) повышение качества труда;

в) улучшение условий жизни рабочих;

г) устранение аварийных ситуаций.

3. Какое из направлений научных исследований в рамках науки психологии труда названо неверно:

а) рационализация труда и отдыха;

б) изучение динамики работоспособности;

в) формирование профессиональной мотивации;

г) оценка профессиональной непригодности.

4. Какой из нижеперечисленных методов реже всего используется в психологии труда:

а) эксперимент;

б) интервью;

в) анкетные обследования и тесты;

г) метод самоанализа.

5. Какая из нижеперечисленных наук не может считаться смежной дисциплиной по отношению к психологии труда:


а) инженерная психология;

б) психология безопасности труда;

в) специальная психология;

г) педагогическая психология.


6. Для какого вида деятельности характерно наличие обязательного задания, причем его результаты имеют непосредственное значение для человека, который ею занимается, и общества в целом:


а) труд;

б) учеба;

в) спорт;

г) игра.


7. Что является наименьшей единицей деятельности:

а) движения;

б) действие;

в) трудовые операции;

г) сама деятельность.

8. Какой компонент не входит в состав трудового поста:

а) предмет труда;

б) средство труда;

в) сам работник;

г) система оплаты труда.

9. К какому понятию относится следующее определение: «Степень общей и специальной профессиональной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенных работ»:

а) профессия;

б) специальность;

в) квалификация;

г) занятие?

10. Что из перечисленного относится к понятию «должность»:

а) детский врач;

б) главный врач;

в) врач‑травматолог;

г) врач первой категории?

11. Что из перечисленного относится к понятию «специальность»:

а) врач‑интерн;

б) главный врач;

в) врач‑педиатр;

г) врач первой категории.

12. К какому типу относится профессия программиста:

а) человек – природа;

б) человек – техника;

в) человек – человек;

г) человек – художественный образ;

д) человек – знаковая система?

13. Какая профессия лежит на стыке профессий «человек – человек» и «человек – техника»:

а) архитектор;

б) стоматолог;

в) психиатр;

г) слесарь?

14. К какому классу профессий по трудовым операциям или цели труда относится профессия контролера отдела технического контроля (ОТК):

а) к творческим;

б) к гностическим;

в) к преобразующим;

г) ни к одному из перечисленных?

15. К какому классу профессий по трудовым операциям или цели труда относится профессия слесаря?

а) к творческим;

б) к гностическим;

в) к преобразующим;

г) ни к одному из перечисленных?

16. К какому отделу профессий по средствам труда относится профессия слесаря:

а) ручной труд;

б) механизированный труд;

в) автоматизированный труд;

г) функциональные средства труда?

17. К какому отделу профессий по средствам труда относится профессия учителя:

а) ручной труд;

б) механизированный труд;

в) автоматизированный труд;

г) функциональные средства труда?

18. К какому виду труда относится труд оператора котельной установки:

а) моторный;

б) сенсорный;

в) сенсомоторный;

г) логический.

19. Какие из методов психологического изучения профессий (анализа документации, опроса, наблюдения, экспери­мента, личностных опросников, независимых характеристик) относятся к методам:

а) сбора информации об особенностях профессиональной среды и вытекающих из них требований к человеку;

б) о свойствах субъекта труда и его требованиях к профсреде;

в) упорядочения полученной информации.

20. Как соотносятся понятия "профессиограмма", "психограмма" и "аналитическая профессиограмма"?

Тестовые задания № 2

1. Какие психические состояния, проявляются в профессиональной деятельности человека?

2. Дайте определение состоянию человека, которое можно выразить уравнением:   способность × мотивация =

3. Что общего и отличительного в понятиях «утомление» и «усталость»?

4. Какие фазы работоспособности проходит организм человека в процессе труда?

5. Когда наблюдаются рост и снижение работоспособности и утомляемости работающего человека в течение:

1) смены – 

 2) суток –

3) недели –

4) времени года – 

Выберите один или несколько правильных ответов: наибольшее число ошибок совершается:

 а) в ночное время между 24 и 5 ч.;

б) в дневное время с 6 до 11 ч.;

в) наивысший уровень ошибок приходиться на 3 ч ночи;

г) максимум ошибок приходиться на 8 ч. утра;

6. В таблице приведены признаки, характеризующие специфическое состояние утомления, повышающее подверженность работников опасности несчастных случаев. Проанализируйте и отметьте признаки: А - физиологического утомления; В - психического утомления.

№ п/п Признаки А В
1 2 3 4 5 6 7 8 Недостаточность питания Ощущение скуки Растяжение мышц и сухожилий Снижение способности к восприятию Недостаточное кровоснабжение Уход в себя  Недостаточность кислорода Ослабление памяти    

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Психология труда, инженерная психология и эргономика: конспект лекций (для студентов всех форм обучения) / сост. Е. Б. Николаев. – Донецк: ДОННТУ, 2017. - 60 с. 

2. Пряжников, Н. С. Психология труда [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. С. Пряжников. -  6-е изд., стер. - Электрон. дан.(1 файл: 221 Кб). - Москва: Академия, 2012. - 480 с. - Систем. требования: Acrobat Reader.

3. Сергеев, С. Ф. Инженерная психология и эргономика [Электронный ресурс]: учеб. пособие /С. Ф. Сергеев.   - Электрон. дан. (1 файл: 7 Мб). - Москва: НИИ школ. Технологий, 2008. - 176 с.  - Систем. требования: Acrobat Reader.

Дополнительная:

4. Щербатых, Ю. В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах [Электронный ресурс]: справ. пособие / Ю. В.Щербатых. - Электрон. дан. (1 файл: 1 Мб). - Москва: КНОРУС, 2014 – 174 с. - Систем. требования: Acrobat Reader.

5. Стрелков, Ю. К. Инженерная и профессиональная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Ю. К. Стрелков. - 2-е изд. - Москва: Академия, 2005. - 360 с.

6. Практикум по инженерной психологии и эргономике: у чеб. пособие для студентов вузов / под ред. Ю. К. Стрелкова. - Москва: Академия, 2003. - 400 с.

 7. ГОСТ 12.2.032. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования. - Введ. 1979-01-01. - Электрон. дан. - Москва, 1979. - Режим доступа: http://internet-law.ru/gosts/gost/31970/. - Загл. с экрана.

 8. ГОСТ Р ИСО 9355-1-2009. Эргономические требования к проектированию дисплеев и механизмов управления.- Введ. 2009-12-07. - Электрон. дан. - Москва: Стандартинформ, 2010. - Режим доступа:

 http://files.stroyinf.ru/Data1/58/58335/. - Загл. с экрана.

9. Психология труда / под ред. А. В. Карпова. – 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2011. - 350 с.

10. Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень /   Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 224 с. - (Мастера психологии).

11. Котик, М. И. Психология и безопасность: моногр. по психологии труда / М. И. Котик. - Санкт-Петербург: Питер, 2006 - 285 с.

12. Методические рекомендации для практических занятий по дисциплине «Психология труда, инженерная психология и эргономика» / сост.: Е. Б. Николаев. - Донецк: ДОННТУ, 2017. – 40 с.

 

 

Методические указания

к самостоятельному изучению курса «Психология труда, инженерная психология и эргономика»

для студентов специальности 21.05.04 "Горное дело" специализации "Технологическая безопасность и горноспасательное дело "

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.174 с.