Тема 2. Психология субъекта профессиональной деятельности. Способности и профессиональная успешность. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 2. Психология субъекта профессиональной деятельности. Способности и профессиональная успешность.

2022-10-05 15
Тема 2. Психология субъекта профессиональной деятельности. Способности и профессиональная успешность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к самостоятельной работе студентов по дисциплине

 «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА,

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И

ЭРГОНОМИКА»

 

РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании кафедры

охраны труда и аэрологии

Протокол № 1 от 31.08.2017г.

 

                                                             УТВЕРЖДЕНО

на заседании

учебно-издательского совета ДОННТУ

Протокол № от    2017г.

Донецк

2017

УДК 159.9 (076)

ББК 88.4

М54

 

 

Рецензенты:                      Е. В. Курбацкий, к.т.н., доцент.

И.Ф. Муханова, к.психол.н.,педагог-психолог

 

 

Составил:                          Е. Б. Николаев, к.т.н., доцент.

 

 

Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Психология труда, инженерная психология и эргономика» (для студентов по специальности «Горное дело» со специализацией: «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» всех форм обучения) / сост. Е. Б. Николаев – Донецк: ДОННТУ, 2017. – 20 с.

 

Приведены рабочая программа дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика», вопросы для самопроверки знаний, полученных при изучении курса, общие методические указания по организации самостоятельной работы, проведению дополнительной индивидуальной работы и выполнению тестовых заданий студентами-заочниками, исходные данные к контрольному заданию.

 

Ответственный

за выпуск                   Ю.Ф. Булгаков, д.т.н., профессор.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курс «Психология труда, инженерная психология и эргономика» изучается в соответствии с рабочей программой подготовки специалистов специальности 21.05.04 «Горное дело» специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело». Рабочая программа дисциплины является основным документом, который охватывает все виды работ по изучению курса студентами и составлена в соответствии с учебным планом данной специальности.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Дисциплина «Психология труда, инженерная психология и эргономика» рассматривает конкретные аспекты будущей профессиональной деятельности человека, работающего в условиях постоянно меняющейся профессиональной среды, разбирает вопросы психологии трудакак комплекса научных дисциплин о труде (психологии труда (в узком смысле), инженерной психологии и эргономики) как процесса функционирования и развития человека как субъекта труда во взаимоотношениях с производственной средой, со сложной техникой и с различными производственными системами.

ЦЕЛЬ освоения дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика»: дать студентам систематизированные знания по психологии труда и выработать умения применять их в практической деятельности.

ПРЕДМЕТОМ дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика» является психические явления человека, которые возникают во время трудовой деятельности и влияют на его психику, общие закономерности, принципы формирования, развития и устранения случаев негативного влияния.

Поставленная цель изучения дисциплины предусматривает усвоение студентами основ психологии труда, ознакомление с возможностями использования психологических знаний в предстоящей жизни и профессиональной деятельности; работе в составе трудового коллектива, началу профессиональной карьеры; формирование установки на активное использование положений и рекомендаций научной психологии труда, как во время обучения так и в дальнейшем, а также интереса к повышению уровня своей психологической компетентности.

Поэтому ЗАДАЧЕЙ преподавания курса является формирование сис­темы теоретических знаний, с помощью которых инженер сможет само­стоятельно разобраться в современных проблемах производственной дея­тельности, в закономерностях и системном характере проявления любого психического процесса человека при взаимодействии с техникой, в разви­тии научно-технического прогресса и рыночных отношений современного производства.

Дисциплина «Психология труда, инженерная психология и эргономика» требует для своего качественного освоения глубокого знания гуманитарных дисциплин, а также специальных технических вопросов, изученных студентом раньше. В роли дисциплин, которые обеспечивают ее выступают учебные дисциплины: «Основы психологии», «Основы охраны труда» «Психология безопасности труда», «Безопасность жизнедеятельности».

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

- методологические основы психологии труда, инж.психологии и эргономики, результаты отечественных и зарубежных научных исследований в данной области;

- психологические основы профессиональной ориентации и консультации, аспекты профессионального отбора, подбора, расстановки и аттестации кадров, выдвижения в кадровый резерв;

- представление о психологических аспектах непрерывного профессионального обучения и переподготовки кадров, индивидуальном стиле деятельности как системообразующей функции интегральной индивидуальности;

- роль «человеческого» фактора в причинно-следственном анализе аварийных ситуаций;

- адаптационные возможности человеческого организма физиологического и психологического характера в его трудовой деятельности.

уметь:

- использовать методы и средства оценки функциональных состояний человека, эргономики рабочего пространства;

- анализировать факторы эргономической оценки качества промышленной продукции, оптимизации средств и систем отображения информации, рабочих движений и органов управления, использовать стандартизацию эргономических норм и требований;

- анализировать трудовую деятельность, самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с профессиональной деятельностью человека;

- проводить оценку влияния стрессовых ситуаций на работоспособность и давать рекомендации по повышению его психологической человека;

- проводить разработку мероприятий, отвечающих принципам эргономичности и безопасности труда на рабочих местах.

владеть:

- методами минимизации факторов риска в трудовой деятельности человека в области эргономичности объектов и безопасности труда;

- навыками формирования у рабочего коллектива установки на безопасный труд;

- сценарием проведения опроса свидетелей/очевидцев и пострадавших при расследовании аварий, несчастных случаев, инцидентов; использовать знания психологии человека с целью отыскания корневых причин, приведших к негативным факторам;

- методами оптимизации факторов тяжести и напряженности трудового процесса с целью уменьшения факторов риска.

Перечисленные результаты обучения являются основой для формирования следующих компетенций при освоении выпускниками программы специалитета согласно ГОС ВПО ДНР 21.05.04 (Горное дело)

- общекультурные: ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7;

- общепрофессиональные: ОПК-2, ОПК-3;

- профессиональные по следующим видам профессиональной деятельности:

ПК-4, ПК-6; ПК-12; ПК-20;

Студент, который изучает курс «Психология труда, инженерная психология и эргономика» должен:

- усвоить понятийный аппарат этой области психологической науки;

- овладеть системой психологических знаний и приобрести практические умения анализа и оценки психологических явлений, которые порождаются условиями учебного процесса в ВУЗЕ;

- совершенствовать навыки самостоятельной учебной работы, умения прорабатывать научные литературные источники;

Согласно учебному плану факультета и специальности изучение курса завершается экзаменом.

Общий объем курса представляет 162 часа, из них 34 ч. – лекционные, 34 ч. - практические и 58 ч. отведено на самостоятельную работу студентов. Форма промежуточной аттестации – экзамен.

В зависимости от учебного плана специальности распределение часов может быть изменено, в частности увеличено время на самостоятельную работу.

Исходя из этого, основная задача курса заключается в том, чтобы дать будущим специалистам в сфере технологической безопасности и горноспасательного дела специальные знания, необходимые для безопасных эффективных взаимоотношений с производственной средой, сложной техникой и с различными производственными системами, сформировать компетенции в вопросах пси­хологических закономерностей профессиональной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Дисциплина «Психология труда, инженерная психология и эргономика» для студентов по специальности «Горное дело» со специализацией: «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» состоит из четырех основных разделов:

1. Основные понятия и задачи дисциплины;

2. Психология труда;

3. Инженерная психология

4. Эргономика и практические приемы проектирования различных эргатических систем.

В первом разделе рассматриваются основные понятия психологии труда и инженерной психологии, их направления и основные течения, история развития, задачи и методы исследования.

Во втором разделе рассматриваются основные разделы психологии труда, концепции трудовой мотивации с теориями работоспособности. Изучаются личностные качества человека как субъекта труда, его функциональные состояния, проявляющиеся в профессиональной деятельности, а так же анализ этой деятельности - психологическое профессиоведение. Профессиограммы: их составление и значение для науки

В третьем разделе рассматриваются основные вопросы инженерной психологии: информационное взаимодействие между человеком, машиной и рабочей среды, модальности восприятия, системы отображения видеоинформации. Инженерно - психологическое обеспечение системы «человек-машина».  

В четвертом разделе рассматриваются принципы проектирования рабочей среды, изучаются практические приемы проектирования различных эргатических систем (в том числе для людей с ограниченными возможностями) с соблюдением всех правил безопасности.

Дисциплина предусматривает изучение тем, приведенных ниже. По каждой

теме приведен перечень используемых литературных источников и номера контрольных вопросов.

РАЗДЕЛ 1. Основные понятия и задачи дисциплины.

Тема 1. Общие вопросы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Введение. Цель и задачи курса. Роль психологии в безопасной деятельности человека. Место эргономики в обеспечении безопасности труда.

Психология труда, инженерная психология и эргономика как область знаний, отрасль науки. Область явлений, которые изучает современная психология труда. Предмет, задачи и функции психологии труда. Место психологии труда в системе наук и её основные методологические принципы. История развития психологии труда. Роль психологии в безопасной деятельности человека. Методы психологии труда. Методы исследования в психологии труда. Место эргономики в обеспечении безопасности труда.

Литература к теме 1: [1, 2, 3] Вопросы: 1-5

РАЗДЕЛ 2. Психология труда.

Психологические факторы и причины аварийности, травматизма, нарушения и недостаточного усвоения техники безопасности. Психические процессы и состояния, связанные с безопасностью труда. Личностные особенности и безопасность труда. Мотивация самозащиты и безопасности в структуре мотивов деятельности. Системы стимуляции безопасной деятельности. Психологические аспекты профессиональной организации безопасного труда.

Литература к теме 7: [1, 2, 9] Вопросы: 31-36

РАЗДЕЛ 4. Эргономика.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

Самостоятельная работа студентов составляет не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.

Цели самостоятельной работы.

Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.

Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа заключается в изучении тем программы дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, в изучении тем лекций, в подготовке к семинарским занятиям, тренингам, деловым и ролевым обучающим играм, к текущему модульному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – экзамену

Содержание самостоятельной работы курса «Психология труда, инженерная психология и эргономика» направлено на углубление теоретических знаний, развитие самостоятельного мышления и приобретение умений проработки научной литературы. Все это должно способствовать профессиональному самоопределению будущих специалистов.

 

Таблица 1

Примерная программа СРС по дисциплине «Психология труда, инженерная психология, эргономика» для студентов специальности 21.05.04 «Горное дело», специализация «Технологическая безопасность и горноспасательное дело».

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудоемкость СРС, Часы Виды самостоятельной работы студентов Часы  
1 Раздел 1. Основные понятия и задачи дисциплины 7 1. Изучение тем лекций 2. Подготовка к семинарским занятиям 3. Подготовка и презентация реферата 3 1 3
2 Раздел 2. Психология труда 25 1. Изучение тем лекций 2. Подготовка к семинарским занятиям 3. Подготовка и презентация реферата 9 8 8
3 Раздел 3. Инженерная психология 32 1. Изучение тем лекций 2. Подготовка к семинарским занятиям 3. Подготовка и презентация реферата 4.Подготовка к тренингу 8 8 8 8
4 Раздел 4. Эргономика и практические приемы проектирования различных эргатических систем 26 1. Изучение тем лекций 2. Подготовка к семинарским занятиям 3. Подготовка и презентация реферата 4.Подготовка к тренингу 6 8 6 6
  Итого 90   90

 

От студентов требуется:

1. Ведение тематического словаря.

2. Проработка литературы из каждой темы по форме, которая выбирается самостоятельно (конспект, тезисы, план, таблица, схема, выводы и тому подобное и, с определением личного отношения к содержанию работы (по желанию). Список рекомендованной литературы к каждой теме можно дополнить научными трудами, которые слушатель подобрал самостоятельно. Целесообразно сравнивать изложение (или содержание) материала по определенному вопросу в разных источниках. Если научные положения в них повторяются, можно лишь аннотировать статью.

3. Изложить свое рассуждение относительно вопросов проблемного характера, которые поданы к каждой теме. Они направлены на осознание актуальных проблем и поиск путей их решения, обострения внимания на противоречиях, которые зависят от конкретных условий педагогического процесса и жизненных обстоятельств.

4. Целесообразно основное содержание каждой темы подать в виде таблицы или схемы, проанализировать и дополнить предложенные таблицы.
В конце проработки курса важно дать самооценку качества его усвоения в целом (или отдельных тем). Целесообразно поставить себе конкретную оценку. К тому же обязательно отметить свои критерии оценивания и что было сделано, чтобы отвечать им.

Важно учесть, что вопросы для самопроверки не охватывают полностью необходимых знаний по курсу. Из всех вопросов, которые в процессе работы над материалом курса остаются не раскрытыми, рекомендуется обращаться на кафедру охраны труда и аэрологии.

В процессе изучения дисциплины на кафедре охраны труда и аэрологии осуществляется стимулирование познавательной деятельности и контроль знаний студентов. Степень усвоения лекционного материала определяется путем проведения предусмотренных учебно-методической картой дисциплины контрольных опросов по отдельным разделам курса. Уровень знаний, полученных при выполнении практических работ, определяется с помощью индивидуальных бесед со студентами во время отчетов по ним.

Студенты заочного отделения, пользуясь методическими указаниями, выполняют контрольную работу, а сдать ее на проверку следует не позднее, чем за две недели до экзаменационной сессии.

В соответствии с рабочим учебным планом по окончании изучения дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика» студенты сдают экзамен, цель которого – систематизация полученных знаний, установление и оценка умений и навыков, приобретенных студентами в процессе работы над учебной и методической литературой, а также в результате выполнения работ по дисциплине на протяжении семестра.

К экзамену по курсу допускаются студенты, выполнившие все предусмотренные рабочей программой работы и защитившие отчеты по каждой из них.

Студенты, не выполнившие индивидуальные задания по практическим занятиям и не защитившие их, а также не выполнившие домашние индивидуальные контрольные задания, к экзамену не допускаются. При наличии пропусков занятий и неудовлетворительных оценок по письменным опросам студенты сдают экзамен после предварительного собеседования по соответствующему материалу. Студенты, не явившиеся на письменный опрос или экзамен без уважительной причины, приравниваются к студентам, получившим неудовлетворительную оценку.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Учебно–методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

5.1 Вопросы для самостоятельной работы по теме 1: Обзорная характеристика психологии труда. Предмет и задачи психологии труда. Методы психологии труда.

1. Дайте определение объекта, предмета и продукта трудовой деятельности, каковы типологии предметов и продуктов труда?

2. Перечислите разновидности целей трудовых действий.

3. Дайте характеристику внешних и внутренних средств труда в следующих профессиях: школьный учитель, инструктор бодибилдинга, горный инженер, врач, страховой агент.

4. Чем отличается применение метода эксперимента в психологии труда от его использования в общей психологии?

5. Каковы возможности и ограничения метода наблюдения в психологии труда? Каков арсенал методов эмпирических исследований в психологии труда?

6. Назовите известные Вам преобразующие или конструктивные методы, используемые в психологии труда.

7. Каковы трудности методов тестирования, экспертных оценок, исследования и как их преодолевают?

5.2 Задания для самостоятельной работы.

Студентам предлагается использовать знания, полученные на лекционных занятиях для решения практических задач, возникающих на конкретном рабочем месте. Работа происходит в группах по 4-5 человек, задание рассчитано на 4 семинарских занятия и 8 часов самостоятельной работы (2ч – консультация преподавателя, 8 часов – подбор материала и изучение специфики профессиональной деятельности, 4ч – подготовка проекта, 2ч – презентация проекта). Группе предлагаются на выбор различные типы профессий (желательно взять ту профессиональную область, с которой участники проекта знакомы, или в которой они заняты в настоящее время).

Задание:

Выберите профессиональную деятельность, с которой Вы знакомы или заняты в настоящее время. Для выбранной вами профессии (с учетом характеристик группы) разработайте рекомендации по решению следующих проблем:

1. Назовите профессионально важные качества в данной профессии.

Решение данной задачи необходимо начать с психологического анализа профессиональной деятельности: описание специфики деятельности и выделение умений и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач, а также индивидуальных психологических особенностей, способствующих успешной. деятельности. С помощью экспертной оценки из составленного списка качеств выбираются профессионально важные качества (ПВК).

2. Дайте рекомендации по организации рабочего пространства. Предложите цветовое решение интерьера с целью оптимизации рабочего состояния.

Для решения этой задачи воспользуйтесь приложением 2 [12].

3. Предложите систему воздействия на трудовую мотивацию коллектива.

Из предложенных к рассмотрению теорий трудовой мотивации в занятии 10 выберите те, что позволяют описать изменения мотивации в выбранной вами группе работников, обоснуйте свой выбор. На основе выбранных теорий мотивации дайте конкретные рекомендации по управлению трудовым коллективом.

4. Проведите анализ изменения работоспособности в течение дня и составьте рекомендации, касающиеся длительности рабочего времени и перерывов.

Постройте график изменения работоспособности в течение дня, укажите фазы, для которых будет характерно возникновение физической и психологической усталости. (Для определения норм длительности рабочего дня воспользуйтесь [1, 3, 5] ). Укажите, в какое время будет целесообразно ввести перерывы, а также дайте рекомендации по оптимизации работоспособности.

Темы рефератов

1. История развития и основные проблемы психологии труда.

2. Психологические аспекты принятия решения в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными ситуациями.

3. Исследование и моделирование процессов принятия решения в разных видах деятельности.

4. Возможные пути повышения эффективности деятельности.

5. Цель как регулятор трудовой деятельности. Цели и задачи психологии труда, эргономики, инженерной психологии.

6. Классификации профессий.

7. Методы психологии труда, эргономики, инженерной психологии.

8. Память в профессиональной деятельности.

9. Внимание профессионала.

10. Мышление и его роль в различных видах трудовой деятельности.

11. Сенсорно-перцептивные процесс в трудовой деятельности.

12. Психологические проблемы управления трудовой деятельностью.

13. Инженерно-психологические проблемы организации рабочих мест.

14. Ошибки в деятельности и меры по их предотвращению.

15. Вопросы совместимости и сработанности в малой группе.

16. Контроль и оценка уровня обученности человека каким-либо профессиональным действиям.

17. Мотивация в трудовом процессе.

18. Психологические механизмы адаптации.

19. Текучесть кадров на производстве.

20. Профессиональная пригодность и адаптация человека к требованиям профессии.

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Предмет, задачи психологии труда.

2. Основные проблемы психологии труда. Связь психологии труда с психологическими дисциплинами и другими науками, изучающими труд.

3. Разновидности труда по предмету, продукту труда, целям трудовых действий.

4. Разновидности средств и условий труда.

5. Преобразующие методы в психологии труда. Специфика метода эксперимента в психологии труда.

6. Понятие субъекта труда, уровни его изучения. Внутренние условия и средства деятельности субъекта труда.

7. Понятия: профессия, специальность, трудовая деятельность, профессиональная задача, действие, операция. Критерии профессионализации.

8. Изучение психофизиологических характеристик работника.

9. Психофизиологические особенности деятельности.

10.  Работоспособность. Типичные стадии в динамике работоспособности в течение рабочей смены. Методы повышения работоспособности.

11.  Понятия: трудоспособность, работоспособность, функциональное состояние, усталость, утомление, переутомление, стресс, монотония.

12.  Способы коррекции неблагоприятных функциональных состояний.

13.  Профессиональные навыки. Формирование навыка. Характеристика навыков и умений. Интерференция навыков.

14.  Изучение психологических состояний работника в экстремальной ситуации.

15.  Процесс принятия решения в экстремальной ситуации.

16. Оценка стрессоустойчивости в профессиональной деятельности, связанной со стрессовыми условиями.

17. Профессиограмма и психограмма. Схема профессиографирования, способы фиксации результатов профессиографирования.

18. Типологии профессий в психологии труда. Отечественный и зарубежный подходы.

19.  Этапы развития человека как субъекта труда. Варианты профессиональных карьер. Психология труда и акмеология.

20.  Нормативные кризисы профессионального развития личности.

21.  Профессиональные интересы, направленность личности, склонности. Возможности их формирования и методы диагностики.

22.  Индивидуальный стиль трудовой деятельности (ИСТД), устойчивость и изменчивость ИСТД.

23. Индивидуальный стиль деятельности и эффективность труда.

24. Понятие «профпригодность». Оценка профпригодности. Пути оптимизации степени соответствия человека и требований профессии.

25. Профессиональная ориентация и консультация. Психологические аспекты профориентации молодежи и реориентации людей, вынужденных сменить работу.

26. Понятие «Профотбор». Этапы профотбора.

27. Технологии центров оценки персонала и традиционные способы прогнозирования профессиональной эффективности.

28. Методы оценки профессиональной успешности.

29. Организация групповой деятельности работников.

30. Управление карьерой персонала в организации.

31. Психология профессиональной и социальной адаптации новых работников в организации. Психологическое обеспечение нововведений в организациях.

32. Концепции трудовой мотивации и их использование в практике работы с персоналом.

33. Аспекты травматизма. Подверженность и предрасположенность к несчастным случаям.

34. Процесс принятия решения. Принятие решения в условиях дефицита времени.

35. Повышение эффективности трудовой деятельности.

36. Специфика конфликтов в разнотипных профессиях. Возможности конструктивного разрешения профессиональных конфликтов.

37. Объект и предмет инженерной психологии.

38. Направления исследований инженерной психологии.

39. Принципы инженерной психологии как науки.

40. Связь инженерной психологии с другими науками.

41. Методы инженерной психологии: психологические, физиологические, математические, имитационные.

 

42. Этапы жизненного цикла системы «человек - машина».

43. Классификация системы «человек - машина», особенности системы.

44. Классификация ошибок в системе «человек - машина ».

45. Понятие конфликта в системе «человек - машина».

46. Система психологической защиты как способ предотвращения конфлик­тов в системе «человек-машина».

47. Виды и развитие операторской деятельности.

48. Факторы, влияющие на эффективность операторского труда.

49. Этапы управляющих действий оператора. Процесс принятия операторского решения.

50. Предмет эргономики и ее задачи.

51. Понятие эргатическая система. Эргатическая система и трудовой пост. Человек как компонент системы.

52. Проектирование средств взаимодействия между человеком и машиной; проектирование и организация систем.

53. Понятие эргатической функции. Основные эргатические функции.

54. Методы исследования и экспериментальная техника в эргономических исследованиях

55. Организация рабочего места.

56. Цветовые решения интерьеров, способствующие снижению неблагоприятного воздействия среды и условий труда.

57. Принципы компоновки рабочих мест и обеспечение безопасности труда.

58. Практические приемы проектирования различных эргатических систем.

59. Социальные и психологические проблемы, обусловленные современными технологиями.

60. Важные примеры системотехнического проектирования.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Общие методические указания

Контрольные задания следует выполнять после изучения соответствующих тем дисциплины, представленных в конспекте лекций. В конспекте также приведен перечень рекомендуемой литературы. Часть книг из этого перечня имеется в библиотеке ДонНТУ. Наличие книги можно проверить, воспользовавшись электронным каталогом на сайте библиотеки.

Студенты специальности 21.05.04 «Горное дело» специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело» заочной формы обучения выполняют контрольную работу, ответив на вопросы тестовых заданий (№ 1 и №2) и подготовив реферат по одной из предложенных тем. Тему реферата студент выбирает из п.5.3 в соответствии с последней цифрой учебного шифра таблицы 6.1

 

Таблица 6.1

Варианты вопросов

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Вопросы 1,11 2,12 3,13 4,14 5,15 6,16 7,17 8,18 9,19 10,20  

Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к студенческим работам и должна содержать:

- условия заданий (инструкция);

- решения задач (вариант ответа);

- краткий анализ полученных результатов.

Все принятые студентом в процессе выполнения работы решения должны быть достаточно обоснованы и содержать краткие, но исчерпывающие объяснения.

Выполненную контрольную работу и реферат следует сдать на проверку не позднее, чем за две недели до экзаменационной сессии.

Если контрольная работа не зачтена, то студент должен исправить все ошибки и возвратить ее с исправлениями для повторного рецензирования.

 

6.2 Тестовые задания к Контрольной работе.

Тестовые задания № 1

Инструкция: Выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Среди вариантов может быть как один правильный ответ, так и несколько, ни одного или все.

1. К какой отрасли психологии лучше подходит данное определение: «Область психологии, изучающая психологические процессы и закономерности работы психики человека в процессе трудовой деятельности»:


а) инженерная психология;

б) экономика труда;

в) психология труда;

г) физиология и гигиена труда.


2. Какая задача не относится к главным задачам науки психологии труда:

а) совершенствование производственных отношений;

б) повышение качества труда;

в) улучшение условий жизни рабочих;

г) устранение аварийных ситуаций.

3. Какое из направлений научных исследований в рамках науки психологии труда названо неверно:

а) рационализация труда и отдыха;

б) изучение динамики работоспособности;

в) формирование профессиональной мотивации;

г) оценка профессиональной непригодности.

4. Какой из нижеперечисленных методов реже всего используется в психологии труда:

а) эксперимент;

б) интервью;

в) анкетные обследования и тесты;

г) метод самоанализа.

5. Какая из нижеперечисленных наук не может считаться смежной дисциплиной по отношению к психологии труда:


а) инженерная психология;

б) психология безопасности труда;

в) специальная психология;

г) педагогическая психология.


6. Для какого вида деятельности характерно наличие обязательного задания, причем его результаты имеют непосредственное значение для человека, который ею занимается, и общества в целом:


а) труд;

б) учеба;

в) спорт;

г) игра.


7. Что является наименьшей единицей деятельности:

а) движения;

б) действие;

в) трудовые операции;

г) сама деятельность.

8. Какой компонент не входит в состав трудового поста:

а) предмет труда;

б) средство труда;

в) сам работник;

г) система оплаты труда.

9. К какому понятию относится следующее определение: «Степень общей и специальной профессиональной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенных работ»:

а) профессия;

б) специальность;

в) квалификация;

г) занятие?

10. Что из перечисленного относится к понятию «должность»:

а) детский врач;

б) главный врач;

в) врач‑травматолог;

г) врач первой категории?

11. Что из перечисленного относится к понятию «специальность»:

а) врач‑интерн;

б) главный врач;

в) врач‑педиатр;

г) врач первой категории.

12. К какому типу относится профессия программиста:

а) человек – природа;

б) человек – техника;

в) человек – человек;

г) человек – художественный образ;

д) человек – знаковая система?

13. Какая профессия лежит на стыке профессий «человек – человек» и «человек – техника»:

а) архитектор;

б) стоматолог;

в) психиатр;

г) слесарь?

14. К какому классу профессий по трудовым операциям или цели труда относится профессия контролера отдела технического контроля (ОТК):

а) к творческим;

б) к гностическим;

в) к преобразующим;

г) ни к одному из перечисленных?

15. К какому классу профессий по трудовым операциям или цели труда относится профессия слесаря?

а) к творческим;

б) к гностическим;

в) к преобразующим;

г) ни к одному из перечисленных?

16. К какому отделу профессий по средствам труда относится профессия слесаря:

а) ручной труд;

б) механизированный труд;

в) автоматизированный труд;

г) функциональные средства труда?

17. К какому отделу профессий по средствам труда относится профессия учителя:

а) ручной труд;

б) механизированный труд;

в) автоматизированный труд;

г) функциональные средства труда?

18. К какому виду труда относится труд оператора котельной установки:

а) моторный;

б) сенсорный;

в) сенсомоторный;

г) логический.

19. Какие из методов психологического изучения профессий (анализа документации, опроса, наблюдения, экспери­мента, личностных опросников, независимых характеристик) относятся к методам:

а) сбора информации об особенностях профессиональной среды и вытекающих из них требований к человеку;

б) о свойствах субъекта труда и его требованиях к профсреде;

в) упорядочения полученной информации.

20. Как соотносятся понятия "профессиограмма", "психограмма" и "аналитическая профессиограмма"?

Тестовые задания № 2

1. Какие психические состояния, проявляются в профессиональной деятельности человека?

2. Дайте определение состоянию человека, которое можно выразить уравнением:   способность × мотивация =

3. Что общего и отличительного в понятиях «утомление» и «усталость»?

4. Какие фазы работоспособности проходит организм человека в процессе труда?

5. Когда наблюдаются рост и снижение работоспособности и утомляемости работающего человека в течение:

1) смены – 

 2) суток –

3) недели –

4) времени года – 

Выберите один или несколько правильных ответов: наибольшее число ошибок совершается:

 а) в ночное время между 24 и 5 ч.;

б) в дневное время с 6 до 11 ч.;

в) наивысший уровень ошибок приходиться на 3 ч ночи;

г) максимум ошибок приходиться на 8 ч. утра;

6. В таблице приведены признаки, характеризующие специфическое состояние утомления, повыша


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.298 с.