Глава 2. Дэн Сяопин. Наследие и влияние на модернизацию Китая. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 2. Дэн Сяопин. Наследие и влияние на модернизацию Китая.

2022-10-05 34
Глава 2. Дэн Сяопин. Наследие и влияние на модернизацию Китая. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


                                        2.1. Наследие Дэн Сяопина

В ходе предпринятой в январе-феврале 1992 г. поездки по южным провинциям Дэн Сяопин сделал несколько принципиальных заявлений о характере и перспективах развития, касавшихся двух важнейших аспектов: экономических преобразований и отношений политического курса с идеологической доктриной КПК. Несмотря на произошедшие в Китае и мире потрясения, он призвал продолжить курс на реформы и открытость, смело заимствовать все передовое, в том числе в опыте капиталистических стран, не бояться экспериментов, сделав вывод, что план и рынок не противоречат друг другу. Для предотвращения капиталистической эволюции он заявил о необходимости подчинить всю деятельность государства трем критериям: «развитию производительных сил социалистического общества, укреплению совокупной мощи социалистического государства, повышению уровня жизни».

Был реабилитирован на политическом уровне принцип реалистического подхода и опоры на практику, альтернативы которому у руководства КПК не нашлось. Во-вторых, официально было упразднено противопоставление плана и рынка. В-третьих, социалистическая идентичность сохранялась и как символ национальной идентичности, противостоящий капиталистическому Западу, и как символ современности, противостоящий традиции. Одновременно подчеркивалась необходимость заимствования опыта стран конфуцианского культурного ареала, включавшегося в фундамент новой идентичности. В-четвертых, сравнив развитие реформированных в экономическом отношении районов, Дэн Сяопин указал на успешно развивающиеся прибрежные провинции, заменившие внешние ориентиры в качестве образцов для подражания.

Конфуцианская концепция, отвергнутая Мао Цзэдуном, была впоследствии выбрана Дэн Сяопином исходя из определенных политических целей, которые позволили не только вернуть КНР авторитет культурного лидера восточноазиатского региона, но и заложили основу для будущего мирного объединения страны, поскольку концепция сяо кан традиционно близка и понятна для граждан обоих берегов Тайваньского пролива.

Много усилий Дэн потратил на то, чтобы опровергнуть мнение об опасности богатства и неравенства в доходах. Преодоление отсталости, ликвидацию бедности Дэн Сяопин провозгласил основной целью политики партии, и для достижения этой цели он призвал использовать все возможные пути и средства, даже те, которые по устоявшимся представлениям считались противопоказанными принципам социализма.

Сельское хозяйство было поставлено на первое место в экономике, аграрная реформа осуществила переход от народных коммун с колхозной формой собственности на землю к семейному подряду с правом пожизненного владения землей. В результате, очень быстро выросли урожаи, появился реальный рынок продуктов питания в городах. Успехи аграрной реформы[13] позволили Дэн Сяопину начать преобразование в базовых и смежных отраслях промышленности. Интенсивно развивающееся сельское хозяйство, возрастающий, за счет крестьян, дешевый рынок труда в промышленности, отказ от идеологических догм в экономике, восстановление широких финансовых и деловых контактов с зарубежными китайцами «хуацяо» позволили Дэн Сяопину продолжить реформирование китайской экономики, начать строительство «социализма с китайской спецификой». Он признавал, что даже «тогда, когда мы осуществим четыре модернизации, выпуск сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также средний национальный доход на душу населения все равно будут низкими».

Проведение в жизнь курса Дэн Сяопина неразрывно связывается с превращением Китая в современное правовое государство, управляемое на основе закона, при сохранении руководящего статуса коммунистической партии и существующей в КНР системы собраний народных представителей и многопартийного сотрудничества под руководством КПК.

В своем выступлении 18 августа 1980 г.[14] на заседании Политбюро ЦК КПК Дэн Сяопин выдвинул задачу политической реформы, было решено приступить к реформированию в стране партийного и государственного управления. Дэн Сяопин прямо заявлял, что без политической реформы невозможно успешно осуществлять экономическую.

Дэн Сяопин, обращаясь к традиционной ценности - труду, призывает трудиться, не жалея усилий, работая при этом не только руками, но и головой. Примечательно, что, развивая мысль о модернизации, он оставался реалистом, для которого теория предназначена для прагматических целей.

 

Много усилий Дэн потратил на то, чтобы опровергнуть мнение об опасности богатства и неравенства в доходах. Преодоление отсталости, ликвидацию бедности Дэн Сяопин провозгласил основной целью политики партии, и для достижения этой цели он призвал использовать все возможные пути и средства, даже те, которые по устоявшимся представлениям считались противопоказанными принципам социализма.


Во всех своих выступлениях Дэн Сяопин подчеркивал, что начатые в Китае преобразования ведут к одной цели — торжеству идей социализма, практическому доказательству его преимуществ, которые до сих пор не были выявлены. Ведущая роль в экономике сохраняется за государственной собственностью, а в политике руководящей остается Коммунистическая партия.

Дэн Сяопин подчёркивал: «Не следует думать, что плановая экономика означает социализм, а рыночная экономика — капитализм. Ничего подобного. И то, и другое — всего лишь средства. Рынок тоже может служить социализму». Широко известным стало его выражение: «не важно какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей».

1985 г. на первой в истории КНР Всекитайской партийной конференции[15] были проанализированы первые результаты проведенной работы. Дэн Сяопин отметил, что за прошедшее время было пройдено два важных этапа:

1) выправление ошибочного и восстановление правильного;

2) начало осуществления всесторонних реформ.

На этой же конференции Дэн Сяопин поставил задачу дальнейшего создания духовной культуры, поскольку партия до сих пор не придавала этому должного значения. Помимо этого, выделялась проблема дальнейшего теоретического исследования марксистской теории. Дэн Сяопин подчеркнул: теперь нам предстоит строительство социализма с китайской спецификой. Теперь иная эпоха, иные задачи. Перед нами лежат огромные области знаний, которыми нам следует овладеть, поэтому мы тем более должны овладевать основными положениями теории марксизма применительно к новой действительности».

Отсутствие четких, теоретически обоснованных ориентиров развития отдавало приоритет практике, упорядочить которую могло не только теоретическое обобщение, но и эксперимент, на который возлагались главные надежды по выработке направления и конкретных мероприятий экономической реформы «в отдельных областях, отраслях и на предприятиях». Практической ориентации политического курса соответствовало и то, что Дэн Сяопин отдал предпочтение традиционному для Китая экономическому подходу, ставшему центральной методологической основой его концепции реформ. Принцип «идти, ощупывая камни» вновь был провозглашен политическим стилем КПК, воплотив идею о практике как главном источнике развития, предопределившей успех реформ на методологическом уровне.

Основным итогом реализации стратегии Дэн Сяопина в этот период явилось создание независимых товаропроизводителей в деревне; создание источников накопления в сельском хозяйстве; развитие новых укладов в городе; уравнивание прав коллективной и государственной собственности. Подворный подряд в силу сохранения коллективной собственности на землю стал рассматриваться в качестве одной из форм реализации общественной собственности.

Итогом реализации стратегии реформы собственности[16] Дэн Сяопина явилось создание многоукладной экономики, официальная фиксация приемлемости развития частной собственности, изменение структуры предприятий по формам собственности в направлении ослабления позиций госсектора в городской промышленности и в коллективном секторе сельского хозяйства, укрепление позиций индивидуальной, частной и смешанной форм собственности, акционирование и приватизация части государственных промышленных предприятий, сохранение ведущих позиций общенародной собственности посредством сохранения собственно предприятий государственной собственности и сохранения в той или иной степени государственного участия в различных формах реализации общественной собственности.

Государственная основа - социализм, потому что он дает возможность обеспечить необходимую концентрацию материальных и людских ресурсов для ускоренного социально-экономического развития и достижения всеобщего благосостояния, не допуская сосредоточения основной части общественного богатства в руках малой части общества. Но социализм в Китае строился с учетом национальной специфики, заключающейся в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости, в условиях дефицита пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. Поэтому с начала разработки стратегии модернизации Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой. Учитывая, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиально теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI в.

Дэн Сяопин отказался от буквалистского противопоставления плана и рынка, рассматривая и то, и другое лишь как средства в руках государства, не определяющие его сущность (поскольку при социализме, также как и при капитализме, используется и план, и рынок) и в период реформ 80-90-х гг.[17] руководство КПК постепенно через ряд промежуточных этапов, расширяло роль рыночных отношений как главного регулятора развития экономики.

В процессе разработки стратегии модернизации Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция развития современного мира, сводившаяся к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина основными тенденциями, определяющими состояние современных международных отношений, являются развитие и мир, сохранение которого является гарантирует успешное проведение модернизации КНР. Особое значение для народов Китая и СССР имеет то, что взаимное преодоление прежних идеологических стереотипов и разногласий привело к нормализации советско-китайских отношений.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.