Глава 1. Модернизация Китая. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 1. Модернизация Китая.

2022-10-05 29
Глава 1. Модернизация Китая. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Модернизация Китая………………………………………………………….13

1.1. Политические и экономические процессы модернизации Китая………..15

1.2. Политическая биография Дэн Сяопина……………………………………17

2. Дэн Сяопин. Наследие и влияние на модернизацию Китая………………..22

2.1. Наследие Дэн Сяопина……………………………………………………...29

2.2. Идеи Дэн Сяопина по современному развитию КНР…………………….31

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованных источников и литературы…………………………...


Введение.

 

Модернизация страны всегда была актуальной задачей для Китая. Ещелегендарный лидер просвещенного китайского национализма доктор Сунь Ятсен попытался приспособить западные идеи к решению проблем национального возрождения страны. Была разработана концепция поэтапной модернизации Китая на основе трех принципов: национализма, народного благоденствия и народовластия. Позднее, опираясь на исполнительную, законодательную и судебную ветви власти, заимствованные из той же западной политической теории, Сунь Ятсен добавил к ним еще две – экзаменационную и контрольную. Последние существовали в Китае почти со времен Конфуция. Экзаменационная ветвь власти традиционно ведала подготовкой просвещенных, добродетельных, преданных стране чиновников для всех ступеней государственной власти. Интересно, что в модернизированном виде – в форме государственной аттестации служащих она существует в КНР и сегодня.

Следующим этапом приспособления западных теорий к построению нового Китая стали идеи Мао Цзэ Дуна (именно ему принадлежит известный лозунг «Использовать древность во благо современности»), а позже учение Дэн Сяопина о модернизации страны. Идеи Мао трактуются сегодня в КНР как творческое соединение «всеобщих принципов марксизма-ленинизма с конкретной практикой Китая». Учение же Дэна – «отца реформ» – принято рассматривать в качестве самобытной теории строительства социализма «с китайской спецификой». Уже в 1979 г. «мудрый Дэн» провозгласил, что «целью социализма с китайской спецификой является достижение к 2000 г. уровня среднезажиточного общества» и связал этот лозунг с построением «могущественного государства».[1]

Фигура Дэн Сяопина является одной из ключевых фигур становления современного Китая как государства. Его взгляды на будущее общественно-политическое устройство Китая и китайского общества воплотились в его политической концепции социализма с китайской спецификой, которая является одной из основ современной китайской идеологии, что, в свою очередь, означает, что взгляды Дэн Сяопина нашли свое продолжение в современных общественно-политических установках Китая.

Современный Китай с его экономическим ростом и усилением политического статуса во многом вырос на идеях Дэн Сяопина. В этой связи изучение наследия Дэн Сяопина представляется актуальным для понимания природы и содержания модернизации КНР, пути, который прошла страна.

Оценивая степень изученности темы, можно разделить существующую литературу на несколько групп.

Первая группа – труды, освещающие политические и экономические процессы, опыт модернизации Китая в проектах Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. Это исследования В. Михеева, В.А. Сизиковой, О.Б. Бальчиндоржиевой, А.В. Виноградова, Ю. В. Тарковского, М.Л. Титаренко, Хэ Цзопин, Чэнь Хао.[2]

Вторая группа – труды о жизни и политической деятельности Дэна Сяопина. Стоит отметить такие работы таких авторов, как А.В. Панцов, Д.А. Спичак, В.А. Партяков, В.Н. Усов, Д. Барач, Л.П. Делюсин и др.[3]

Объект курсовой работы – проекты модернизации Китая в ХХ веке. Предмет – идеи Дэн Сяопина по модернизации Китая.

Хронологические рамки курсовой работы охватывают период ХХ века, когда Китай апробировал идеи и проекты модернизации страны Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина.

Цель работы – оценить роль Дэн Сяопина и его идей в процессе модернизации Китая. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать политические и социально-экономические процессы в Китае в контексте задач модернизации страны;

2) представить личность Дэн Сяопина в контексте его политической биографии;

3) оценить научное наследие Дэн Сяопина и выявить содержание его концепции модернизации Китая;

4) определить влияние идей Дэн Сяопина на современное развитие КНР.

Поставленные задачи решаются на основе привлечения источников. Их можно разделить на группы.

Первая группа – теоретические труды модернизаторов Китая (Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина), дающие представление о задачах и методах модернизации страны. В этой группе выделим труды Дэн Сяопина, в которых представлены его социально-политические взгляды, представления путей модернизации КНР: «Великое сплочение китайского народа и великое сплочение народов мира», «Основные вопросы современного Китая», «Строительство социализма с китайской спецификой».[4]

Вторая группа – нормативно-правовые документы: Устав КПК 2002 г.[5], в котором закреплена теория Дэн Сяопина в качестве идеологии КПК; Конституция КНР 1982 г.[6], в которой прописаны и приняты основные принципы модернизации Китая согласно теории Дэн Сяопина.

В третью группу вошли официальные выступления: речь Дэн Сяопина на третьем пленуме ЦК КПК 11 созыва[7], в котором он провозглашает стремление модернизировать Китай, не зацикливаясь на прошлом и его ошибках.

При анализе источников и литературы использованы следующие методы и подходы.

— Гипотетический метод, основан на научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления и требующем проверки на опыте и обоснования. Гипотетический метод, выраженный в предположении автора причин модернизации Китая, что необходимо для объяснения феномена модернизации Китая.

— Историко-генетический. Генетическая связь – связь, в которой одно явление (причина) порождает другое явление (следствие). Для выявления причин модернизации Китая, факторов, оказавших влияние на характер модернизации Китая и её итоги, автором использован историко-генетический метод.

— Сравнительно-психологический. Выявление причин, побуждавших отдельную личность к тем или иным поступкам. Определение психологиицелых социальных групп и масс в целом. Сравнительно-психологический метод, позволяющий на основе биографических и мировоззренческих характеристик представить нравственно-психологический облик Дэн Сяопина и выявить причины, побуждавшие его к тем или иным действиям.

Поставленным цели и задачам работы соответствует структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Дэн Сяопин разработал основные принципы современного «китайского пути к социализму», которых и сегодня продолжает придерживаться китайское руководство. Они достаточно просты:

•ориентация на национальные традиции и особенности Китая при строительстве социализма;

• борьба с догматизмом: практика — критерий истины;

• первоочередное внимание к развитию науки и техники;

• ориентация на длительный характер общественных реформ (что связано с экономической и культурной отсталостью страны);

• особый акцент на развитии экономики и производительных сил;

• использование рыночной экономики при общих социалистических принципах управления;

• создание специальных экономических зон как средства привлечения иностранного капитала и передовых технологий;

• принцип политической открытости для внешнего мира. Современные китайские политики подчеркивают, что главная задача китайского социализма — модернизация при сохранении жизнестойкости одной из древнейших цивилизаций на земле. Китай лишь использует социалистические методы, рассматривая их не как социальную модель общества, а как своеобразную форму, ускоряющую модернизацию страны. Вот почему политическая культура этой страны так и не стала «социалистической» (в привычном марксистском значении, где ее формирует «ведущая и направляющая» роль пролетариата во главе с компартией), оставшись глубокотрадиционной.

Дэн Сяопин не случайно использовал концепцию «социализма с китайской спецификой». Как указывают многие современные исследователи, ссылка на особые условия Китая позволила ему оправдать многие теоретические и практические установки, несовместимые с марксизмом: идею интеллигенции как части рабочего класса; право крестьян на пользование землей; признание частной собственности равноправной юридической формой собственности; создание смешанных (с иностранным капиталом) предприятий и специальных экономических зон. Поэтому есть все основания надеяться, что в Китае постепенно будет создано высокосовременное демократическое общество с рыночной экономикой.

Одновременно многослойный процесс реанимации традиционных конфуцианских ценностей в политике позволяет укреплять социокультурную идентичность современного Китая. Выступая в 1989 г. на симпозиуме, посвященном 2540-й годовщине Конфуция, генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь говорил о значении его идей для нравственного воспитания современных граждан Китая. В апреле 1990 г. депутаты Великого собрания народных представителей (ВСНП) выступили с письменным предложением, призывающим к формированию «неподкупного руководства» и разработке закона «о честном руководстве». Депутаты предложили традиционный конфуцианский метод государственного контроля: образовать при ВСНП Комиссию административного контроля с целью непосредственной ревизии деятельности руководства страны от уровня членов Госсовета КНР и выше. Другими словами, государство в лице «благородных мужей» и с помощью «гуманных законов» должно осуществлять организующие, регулирующие и контрольные функции.

Все это приводит современных исследователей к выводу о том, что во внутренней политике Китая происходит активный процесс инкорпорации морально-этических ценностей конфуцианства, восстанавливается вера в силу социального действия «благородного мужа» как неотъемлемого фактора функционирования и самого общества, и системы управления40. Идеи нравственного совершенствования, отказ от необузданного потребительства, культ предков и традиций, гармонии человека и окружающего мира — такие высокие ценности сближают Китай с другими странами тихоокеанского бассейна, создают ему более привлекательный образ в современном мире.

В большинстве стран АТР сегодня принят официальный курс на строительство «эпохи культуры» как феномена современной цивилизации. Мы сталкиваемся с интересным парадоксом: чем более открытыми миру становятся «азиатские драконы», тем большую роль в их политической культуре начинают играть традиционные конфуцианско-буддийские ценности.

Весьма показательна в этом отношении деятельность «Фонда Конфуция» в современном Китае. Одним из основных направлений этой общественной организации является исследование роли конфуцианства в модернизации Китая, а также реинтерпретация основных конфуцианских понятий адекватно современной эпохе.

Профессор Ду Вэймин полагает, что «новое конфуцианство» вполне способно ответить на вызов современной эпохи тем, что оно подчеркивает принцип уважения личности, принцип личностной автономности и конкуренции на здоровой основе. Конфуцианская этика настаивает не на правах человека, а на чувстве ответственности: делает упор на единстве общества, на поисках приемлемого для каждого человека места в социуме. Подобная поведенческая модель предполагает самосовершенствование человека и одновременно его добровольное самоограничение—в духовном и психологическом смыслах. Единство общественного мнения достигается здесь путем не навязывания идеологических стереотипов, а длительных, постепенных согласований позиций, что предполагает развитие в обществе духа сотрудничества.

Почетный советник Фонда профессор Чжоу Гучэн предлагает пересмотреть традиционную трактовку термина «жэнь» как «гуманность». По его мнению, этот термин следует толковать как «человек должен быть человеком». Уточняя эту мысль, известный китайский ученый Лю Вэньин обращает внимание на то, что, популяризируя жэнь, Конфуций хотел не только регулировать межличностные отношения внутри патриархального рода, но и, что еще более важно, «межличностные отношения в государственной иерархии и даже межгосударственные отношения».

Другой реинтерпретатор Конфуция профессор Бу Цзиньчжи делает особый акцент на культуре политического участия, развивая в современном духе конфуцианский идеал «гармонического человека». Он подчеркивает, что созданной Конфуцием школе был присущ свой стиль участия в общественной жизни. Конфуцианцы отдавали все силы ведению государственных дел и упорядочению жизни, совершали подвиги и добивались заслуг ради государства, выступали против пассивного ухода от мирских дел.

Весьма интересной представляется попытка профессора Фэн Юланя обосновать неизбежность модернизации в Китае, интерпретируя положения из конфуцианского канонического текста «Ши Цзин»: «Хотя Чжоу и старое царство, его судьба нова. Сегодня Китай это и есть старое царство, и у него новая судьба; новая судьба—это модернизация. Я стараюсь сохранить единство и индивидуальность старого царства, одновременно способствуя осуществлению новой судьбы. Представители правого крыла поддерживают мое стремление сохранить единство и индивидуальность древнего царства и порицают мои усилия, способствующие осуществлению модернизации; представители левого крыла приветствуют мое стремление помочь модернизации и порицают меня за усилия по поддержанию единства и индивидуальности старого царства. Я понимаю их доводы, принимаю их похвалу и хулу. Похвала и хула взаимно исчезают, я продолжаю идти вперед в соответствии со своими суждениями».

Ученые из «Фонда Конфуция» не только реинтерпретируют конфуцианские ценности адекватно процессам модернизации в самом Китае, но и находят убедительные свидетельства в пользу того, что конфуцианство может активно способствовать гуманизации всего глобального мира. Так, тайваньские исследователи Х. Цюньчжи и У.Куанмин полагают, что технологическое взаимодействие мирового сообщества с природой подтверждает (через экологические бедствия) конфуцианскую точку зрения — люди, общество и природа могут процветать только сообща. Тайваньские ученые считают, что распространение конфуцианских ценностей способно остановить загрязнение окружающей среды, превращение человека в придаток машины, разгул насилия и другие социальные болезни XX века. Это связано с тем, что конфуцианство является не только этико-политической доктриной, но и космологической системой.

За подобными интеллектуальными изысканиями лежит не просто стремление ученых развивать древнюю философскую традицию. Интеллектуальный поиск идет в весьма определенном политическом направлении — ставится задача активизировать общественное сознание в духе демократических идеалов современного урбанистического общества, где «гармоничному человеку» предстоит уже не просто любоваться совершенством мира, а активно участвовать в развитии гармонических начал в общественной жизни.

Все это свидетельствует о том, что национальные элиты в тихоокеанском регионе связывают политическое возрождение своей цивилизации с новым прочтением традиционных пластов политической культуры и политического сознания. Национальные элиты здесь обладают важной способностью формулировать «большие цели» в политике, опираясь на древность («использование древности во благо современности»). Ради достижения этих «больших целей» нация способна мобилизовать весь свой духовный потенциал, что обеспечивает всенародную поддержку и легитимность реформ.

Поэтому важнейшей характеристикой политической культуры конфуцианско-буддийского типа следует считать гибкость — способностькреинтерпретациитрадиционныхценностейвдухесовременности, кперманентномусамообновлению, ктворческомувосприятиюиадаптацииинокультурныхвлиянийсопоройнанациональнуютрадицию. Именно здесь в значительной степени скрыта разгадка «тихоокеанского чуда» — гигантского рывка «азиатских драконов» практически во всех сферах жизни. Успех этих стран еще раз показал, что благополучие нации складывается не только из экономических показателей, оно в немалой степени вырастает из духовного единства народа, поверившего в свои силы.

 

 

Заключение.

Благодаря реформам, начатым по инициативе Дэн Сяопина, Китай сделал огромный шаг по пути прогресса, решительно порвав со средневековьем и начав модернизацию, приближающую его к общемировой цивилизации. Страна перестала быть закрытым наглухо обществом и теперь подвержена всем новым идеям и веяниям, которые рождаются в других районах мира. Это означает, что на формы развития Китаю уже влияют и воздействуют не только внутренние, но и внешние факторы.

 

Китайское общество переживает время смены многих традиционных ценностей, ориентаций, изменения представлений о плохом и хорошем, добром и злом. Дэн Сяопин, уходя из жизни, оставляет Китай совершенно другой страной, коренным образом отличной от той, которой она была при Мао Цзэдуне. Дэн Сяопин сделал огромное дело и никаким силам не удастся повернуть Китай вспять. Конечно, не все задуманное он смог совершить. Было намеренье произвести коренную перестройку системы руководства партии и государства, но он не сумел осуществить своих планов. Сохранение стабильности он не мыслит без укрепления роли Компартии и ставит ее превыше всего. Он не раз высказывал опасение, что без руководства Компартии Китай может быть охвачен смутой, которая помешает осуществлению экономических реформ. Пристальное внимание к экономике – главная черта политической линии, проводимой Дэн Сяопином. И эту черту унаследовали у него руководители, пришедшие ему на смену. Они приняли из его рук эстафету, и надо полагать, оставшись без него, они будут больше заниматься решением экономических вопросов, а не разорительной для народа и государства «классовой борьбой». Признавая первостепенное значение экономики, китайские руководители зорко следят за состоянием и брожением умов. Они не ослабляют идеологического контроля над обществом и пресекают деятельность тех, чьи взгляды и мысли идут вразрез с официальными установками.

 

Преобразования, начатые Дэн Сяопином, приобрели необратимый характер. Его смерть, если и внесла некоторые корректировки в продвижение реформ, не изменила ход событий. Программа, рассчитанная на длительный срок, по сей день претворяется в жизнь. Китай – это великая держава, и от характера процессов, происходящих в этой огромной азиатской стране, во многом зависит развитие мировой экономики и международных отношений во всём мире. Благодаря Дэн Сяопину китайцы стали с большей объективностью воспринимать окружающий мир и самих себя. Китайская интеллектуальная элита уверена в том, что если ХIХ век был веком унижения Китая, ХХ век был веком возрождения, а ХХI век будет веком триумфа китайской нации.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Модернизация Китая………………………………………………………….13

1.1. Политические и экономические процессы модернизации Китая………..15

1.2. Политическая биография Дэн Сяопина……………………………………17

2. Дэн Сяопин. Наследие и влияние на модернизацию Китая………………..22

2.1. Наследие Дэн Сяопина……………………………………………………...29

2.2. Идеи Дэн Сяопина по современному развитию КНР…………………….31

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованных источников и литературы…………………………...


Введение.

 

Модернизация страны всегда была актуальной задачей для Китая. Ещелегендарный лидер просвещенного китайского национализма доктор Сунь Ятсен попытался приспособить западные идеи к решению проблем национального возрождения страны. Была разработана концепция поэтапной модернизации Китая на основе трех принципов: национализма, народного благоденствия и народовластия. Позднее, опираясь на исполнительную, законодательную и судебную ветви власти, заимствованные из той же западной политической теории, Сунь Ятсен добавил к ним еще две – экзаменационную и контрольную. Последние существовали в Китае почти со времен Конфуция. Экзаменационная ветвь власти традиционно ведала подготовкой просвещенных, добродетельных, преданных стране чиновников для всех ступеней государственной власти. Интересно, что в модернизированном виде – в форме государственной аттестации служащих она существует в КНР и сегодня.

Следующим этапом приспособления западных теорий к построению нового Китая стали идеи Мао Цзэ Дуна (именно ему принадлежит известный лозунг «Использовать древность во благо современности»), а позже учение Дэн Сяопина о модернизации страны. Идеи Мао трактуются сегодня в КНР как творческое соединение «всеобщих принципов марксизма-ленинизма с конкретной практикой Китая». Учение же Дэна – «отца реформ» – принято рассматривать в качестве самобытной теории строительства социализма «с китайской спецификой». Уже в 1979 г. «мудрый Дэн» провозгласил, что «целью социализма с китайской спецификой является достижение к 2000 г. уровня среднезажиточного общества» и связал этот лозунг с построением «могущественного государства».[1]

Фигура Дэн Сяопина является одной из ключевых фигур становления современного Китая как государства. Его взгляды на будущее общественно-политическое устройство Китая и китайского общества воплотились в его политической концепции социализма с китайской спецификой, которая является одной из основ современной китайской идеологии, что, в свою очередь, означает, что взгляды Дэн Сяопина нашли свое продолжение в современных общественно-политических установках Китая.

Современный Китай с его экономическим ростом и усилением политического статуса во многом вырос на идеях Дэн Сяопина. В этой связи изучение наследия Дэн Сяопина представляется актуальным для понимания природы и содержания модернизации КНР, пути, который прошла страна.

Оценивая степень изученности темы, можно разделить существующую литературу на несколько групп.

Первая группа – труды, освещающие политические и экономические процессы, опыт модернизации Китая в проектах Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. Это исследования В. Михеева, В.А. Сизиковой, О.Б. Бальчиндоржиевой, А.В. Виноградова, Ю. В. Тарковского, М.Л. Титаренко, Хэ Цзопин, Чэнь Хао.[2]

Вторая группа – труды о жизни и политической деятельности Дэна Сяопина. Стоит отметить такие работы таких авторов, как А.В. Панцов, Д.А. Спичак, В.А. Партяков, В.Н. Усов, Д. Барач, Л.П. Делюсин и др.[3]

Объект курсовой работы – проекты модернизации Китая в ХХ веке. Предмет – идеи Дэн Сяопина по модернизации Китая.

Хронологические рамки курсовой работы охватывают период ХХ века, когда Китай апробировал идеи и проекты модернизации страны Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина.

Цель работы – оценить роль Дэн Сяопина и его идей в процессе модернизации Китая. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать политические и социально-экономические процессы в Китае в контексте задач модернизации страны;

2) представить личность Дэн Сяопина в контексте его политической биографии;

3) оценить научное наследие Дэн Сяопина и выявить содержание его концепции модернизации Китая;

4) определить влияние идей Дэн Сяопина на современное развитие КНР.

Поставленные задачи решаются на основе привлечения источников. Их можно разделить на группы.

Первая группа – теоретические труды модернизаторов Китая (Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина), дающие представление о задачах и методах модернизации страны. В этой группе выделим труды Дэн Сяопина, в которых представлены его социально-политические взгляды, представления путей модернизации КНР: «Великое сплочение китайского народа и великое сплочение народов мира», «Основные вопросы современного Китая», «Строительство социализма с китайской спецификой».[4]

Вторая группа – нормативно-правовые документы: Устав КПК 2002 г.[5], в котором закреплена теория Дэн Сяопина в качестве идеологии КПК; Конституция КНР 1982 г.[6], в которой прописаны и приняты основные принципы модернизации Китая согласно теории Дэн Сяопина.

В третью группу вошли официальные выступления: речь Дэн Сяопина на третьем пленуме ЦК КПК 11 созыва[7], в котором он провозглашает стремление модернизировать Китай, не зацикливаясь на прошлом и его ошибках.

При анализе источников и литературы использованы следующие методы и подходы.

— Гипотетический метод, основан на научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления и требующем проверки на опыте и обоснования. Гипотетический метод, выраженный в предположении автора причин модернизации Китая, что необходимо для объяснения феномена модернизации Китая.

— Историко-генетический. Генетическая связь – связь, в которой одно явление (причина) порождает другое явление (следствие). Для выявления причин модернизации Китая, факторов, оказавших влияние на характер модернизации Китая и её итоги, автором использован историко-генетический метод.

— Сравнительно-психологический. Выявление причин, побуждавших отдельную личность к тем или иным поступкам. Определение психологиицелых социальных групп и масс в целом. Сравнительно-психологический метод, позволяющий на основе биографических и мировоззренческих характеристик представить нравственно-психологический облик Дэн Сяопина и выявить причины, побуждавшие его к тем или иным действиям.

Поставленным цели и задачам работы соответствует структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Дэн Сяопин разработал основные принципы современного «китайского пути к социализму», которых и сегодня продолжает придерживаться китайское руководство. Они достаточно просты:

•ориентация на национальные традиции и особенности Китая при строительстве социализма;

• борьба с догматизмом: практика — критерий истины;

• первоочередное внимание к развитию науки и техники;

• ориентация на длительный характер общественных реформ (что связано с экономической и культурной отсталостью страны);

• особый акцент на развитии экономики и производительных сил;

• использование рыночной экономики при общих социалистических принципах управления;

• создание специальных экономических зон как средства привлечения иностранного капитала и передовых технологий;

• принцип политической открытости для внешнего мира. Современные китайские политики подчеркивают, что главная задача китайского социализма — модернизация при сохранении жизнестойкости одной из древнейших цивилизаций на земле. Китай лишь использует социалистические методы, рассматривая их не как социальную модель общества, а как своеобразную форму, ускоряющую модернизацию страны. Вот почему политическая культура этой страны так и не стала «социалистической» (в привычном марксистском значении, где ее формирует «ведущая и направляющая» роль пролетариата во главе с компартией), оставшись глубокотрадиционной.

Дэн Сяопин не случайно использовал концепцию «социализма с китайской спецификой». Как указывают многие современные исследователи, ссылка на особые условия Китая позволила ему оправдать многие теоретические и практические установки, несовместимые с марксизмом: идею интеллигенции как части рабочего класса; право крестьян на пользование землей; признание частной собственности равноправной юридической формой собственности; создание смешанных (с иностранным капиталом) предприятий и специальных экономических зон. Поэтому есть все основания надеяться, что в Китае постепенно будет создано высокосовременное демократическое общество с рыночной экономикой.

Одновременно многослойный процесс реанимации традиционных конфуцианских ценностей в политике позволяет укреплять социокультурную идентичность современного Китая. Выступая в 1989 г. на симпозиуме, посвященном 2540-й годовщине Конфуция, генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь говорил о значении его идей для нравственного воспитания современных граждан Китая. В апреле 1990 г. депутаты Великого собрания народных представителей (ВСНП) выступили с письменным предложением, призывающим к формированию «неподкупного руководства» и разработке закона «о честном руководстве». Депутаты предложили традиционный конфуцианский метод государственного контроля: образовать при ВСНП Комиссию административного контроля с целью непосредственной ревизии деятельности руководства страны от уровня членов Госсовета КНР и выше. Другими словами, государство в лице «благородных мужей» и с помощью «гуманных законов» должно осуществлять организующие, регулирующие и контрольные функции.

Все это приводит современных исследователей к выводу о том, что во внутренней политике Китая происходит активный процесс инкорпорации морально-этических ценностей конфуцианства, восстанавливается вера в силу социального действия «благородного мужа» как неотъемлемого фактора функционирования и самого общества, и системы управления40. Идеи нравственного совершенствования, отказ от необузданного потребительства, культ предков и традиций, гармонии человека и окружающего мира — такие высокие ценности сближают Китай с другими странами тихоокеанского бассейна, создают ему более привлекательный образ в современном мире.

В большинстве стран АТР сегодня принят официальный курс на строительство «эпохи культуры» как феномена современной цивилизации. Мы сталкиваемся с интересным парадоксом: чем более открытыми миру становятся «азиатские драконы», тем большую роль в их политической культуре начинают играть традиционные конфуцианско-буддийские ценности.

Весьма показательна в этом отношении деятельность «Фонда Конфуция» в современном Китае. Одним из основных направлений этой общественной организации является исследование роли конфуцианства в модернизации Китая, а также реинтерпретация основных конфуцианских понятий адекватно современной эпохе.

Профессор Ду Вэймин полагает, что «новое конфуцианство» вполне способно ответить на вызов современной эпохи тем, что оно подчеркивает принцип уважения личности, принцип личностной автономности и конкуренции на здоровой основе. Конфуцианская этика настаивает не на правах человека, а на чувстве ответственности: делает упор на единстве общества, на поисках приемлемого для каждого человека места в социуме. Подобная поведенческая модель предполагает самосовершенствование человека и одновременно его добровольное самоограничение—в духовном и психологическом смыслах. Единство общественного мнения достигается здесь путем не навязывания идеологических стереотипов, а длительных, постепенных согласований позиций, что предполагает развитие в обществе духа сотрудничества.

Почетный советник Фонда профессор Чжоу Гучэн предлагает пересмотреть традиционную трактовку термина «жэнь» как «гуманность». По его мнению, этот термин следует толковать как «человек должен быть человеком». Уточняя эту мысль, известный китайский ученый Лю Вэньин обращает внимание на то, что, популяризируя жэнь, Конфуций хотел не только регулировать межличностные отношения внутри патриархального рода, но и, что еще более важно, «межличностные отношения в государственной иерархии и даже межгосударственные отношения».

Другой реинтерпретатор Конфуция профессор Бу Цзиньчжи делает особый акцент на культуре политического участия, развивая в современном духе конфуцианский идеал «гармонического человека». Он подчеркивает, что созданной Конфуцием школе был присущ свой стиль участия в общественной жизни. Конфуцианцы отдавали все силы ведению государственных дел и упорядочению жизни, совершали подвиги и добивались заслуг ради государства, выступали против пассивного ухода от мирских дел.

Весьма интересной представляется попытка профессора Фэн Юланя обосновать неизбежность модернизации в Китае, интерпретируя положения из конфуцианского канонического текста «Ши Цзин»: «Хотя Чжоу и старое царство, его судьба нова. Сегодня Китай это и есть старое царство, и у него новая судьба; новая судьба—это модернизация. Я стараюсь сохранить единство и индивидуальность старого царства, одновременно способствуя осуществлению новой судьбы. Представители правого крыла поддерживают мое стремление сохранить единство и индивидуальность древнего царства и порицают мои усилия, способствующие осуществлению модернизации; представители левого крыла приветствуют мое стремление помочь модернизации и порицают меня за усилия по поддержанию единства и индивидуальности старого царства. Я понимаю их доводы, принимаю их похвалу и хулу. Похвала и хула взаимно исчезают, я продолжаю идти вперед в соответствии со своими суждениями».

Ученые из «Фонда Конфуция» не только реинтерпретируют конфуцианские ценности адекватно процессам модернизации в самом Китае, но и находят убедительные свидетельства в пользу того, что конфуцианство может активно способствовать гуманизации всего глобального мира. Так, тайваньские исследователи Х. Цюньчжи и У.Куанмин полагают, что технологическое взаимодействие мирового сообщества с природой подтверждает (через экологические бедствия) конфуцианскую точку зрения — люди, общество и природа могут процветать только сообща. Тайваньские ученые считают, что распространение конфуцианских ценностей способно остановить загрязнение окружающей среды, превращение человека в придаток машины, разгул насилия и другие социальные болезни XX века. Это связано с тем, что конфуцианство является не только этико-политической доктриной, но и космологической системой.

За подобными интеллектуальными изысканиями лежит не просто стремление ученых развивать древнюю философскую традицию. Интеллектуальный поиск идет в весьма определенном политическом направлении — ставится задача активизировать общественное сознание в духе демократических идеалов современного урбанистического общества, где «гармоничному человеку» предстоит уже не просто любоваться совершенством мира, а активно участвовать в развитии гармонических начал в общественной жизни.

Все это свидетельствует о том, что национальные элиты в тихоокеанском регионе связывают политическое возрождение своей цивилизации с новым прочтением традиционных пластов политической культуры и политического сознания. Национальные элиты здесь обладают важной способностью формулировать «большие цели» в политике, опираясь на древность («использование древности во благо современности»). Ради достижения этих «больших целей» нация способна мобилизовать весь свой духовный потенциал, что обеспечивает всенародную поддержку и легитимность реформ.

Поэтому важнейшей характеристикой политической культуры конфуцианско-буддийского типа следует считать гибкость — способностькреинтерпретациитрадиционныхценностейвдухесовременности, кперманентномусамообновлению, ктворческомувосприятиюиадаптацииинокультурныхвлиянийсопоройнанациональнуютрадицию. Именно здесь в значительной степени скрыта разгадка «тихоокеанского чуда» — гигантского рывка «азиатских драконов» практически во всех сферах жизни. Успех этих стран еще раз показал, что благополучие нации складывается не только из э


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.