Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

2022-10-05 30
Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа

по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование,

профиль «Дошкольное образование

 

Выполнила:
Студентка группы № 7661
Шляпникова Л.М.

«___» ______________2019 г.

 

 

Научный руководитель:
Жигалик М.А.

«___» ______________2019 г.

 

Великий Новгород

2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ ……………………………………………7

1.1 Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема ……………………………7

1.2 Понятие, характеристика и классификация игр для детей дошкольного возраста ………………………………………………………… 19

1.3 Возможности игры в формировании коммуникативных навыков в дошкольном возрасте …………………………………………………………. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………36

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………. 40

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Общение является неотъемлемой частью жизни людей. Перед обществом стоит задача сформировать у ребенка основы уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям и умение общаться и взаимодействовать. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной деятельности «социально-коммуникативное развитие» является «развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками».

Проблема развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста актуальна. Можно заметить, что на сегодняшний день многие дети дошкольного возраста испытывают трудности в общении с окружающими людьми, особенно со сверстниками. Когда дети попадают в коллектив, они хотят, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать способы общения и проявлять доброжелательное и вежливое отношение к ним. Отношения между дошкольниками несут массу разнообразных эмоций, например, они обижаются друг на друга, ссорятся, мирятся, дружат и помогают друг другу. Можно заметить, что эмоциональная напряженность и конфликтность между детьми значительно выше, чем в сфере общения со взрослыми. На современном этапе взрослые всё чаще стали сталкиваться с такой проблемой, как нарушение в сфере общения детей. А также можно заметить недостаточное развитие нравственно-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Перечисленные проблемы социально-коммуникативного развития детей во многом обусловлены увлечением различными технологиями. Лучшими друзьями для современных детей становятся компьютеры, телефоны, планшеты и телевизоры. Из-за этого дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Вместо того, чтобы пообщаться со сверстником, они предпочитают поиграть в игры или посмотреть мультики дома на диване. Согласно статистическим данным института социологии РАН, каждый десятый дошкольник все свое свободное время проводит перед телеэкраном, более 50% детей 5-6 лет являются активными пользователями сети Интернет, предпочитая компьютерные игры, социальные сети, просмотр видеоблогов и мультфильмов занятиям и играм, требующим непосредственного общения [12].

Обозначенная проблема является довольно серьезной, поскольку опыт общения детей со сверстниками играет большую роль не только для социализации, на нём строится дальнейшее развитие личности ребенка, так как, именно он всесторонне обогащает жизнь дошкольников. У них появляется много разных впечатлений. Опыт определяет характер отношения ребенка к себе самому, к окружающим и к миру в целом. Если у ребенка не будет раннего опыта общения, то это может привести к стихийному возникновению таких негативных форм поведения у детей, как: агрессивность, нарушения поведения и деятельности, тревожность, неуверенность в себе, неадекватность поведения. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к нему обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившейся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Сформированные коммуникативные способности необходимо поддержать и развить, чтобы у детей не возникало проблем в общении, так как это может служить серьезной угрозой для личностного развития ребёнка.

Проблемой общения занимались такие ученые, как Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Вопросы развития коммуникативных навыков у детей рассматриваются в работах М.П. Андросовой, Н.Д. Арутюновой, Т.А. Гайворонской, В.И. Блинова, Л.А. Введенской, А.А.Когут, В.Н. Куницына и др. Ученые пришли к выводу, что сформированность коммуникативных навыков детей дошкольного возраста влияет как на эмоциональное благополучие в детском коллективе, так и на дальнейшую успешность и благополучие будущей взрослой жизни.

Несмотря на востребованную в нормативных документах и доказанную в научных исследованиях необходимость развития коммуникативных навыков у дошкольников, в практике детского сада нередко наблюдается отсутствие целенаправленной работы в данном направлении. Как показывает изучение практики дошкольного образования, периодически с детьми организуют коллективные игры, читают произведения художественной литературы на тему дружбы, взаимопомощи и т.п., проводят беседы и другие формы работы. Однако отсутствие систематической работы, фрагментарное применение перечисленных форм не дают необходимого эффекта для полноценного развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. В рамках нашего исследования эффективным средством развития коммуникативных навыков у детей выступает игра.  Игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольника, как говорил Д. Б. Эльконин, дает эффект общего психического развития. Она является главной сферой общения детей, именно в ней решаются проблемы межличностных отношений, партнерства, совместимости, дружбы.

В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам, познает основы общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы. Именно игра дает ребенку наибольшие возможности овладения коммуникативными навыками. Благодаря игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников.

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие противоречия между: современными нормативными требованиями к социально-коммуникативному развитию детей и снижением уровня межличностного общения детей в современном информационном обществе; потребностью практики дошкольного образования в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием четко сформулированных и применяемых в детском саду педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей.

Цель исследования: теоретическое изучение процесса формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста средствами игры

Объект: процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Предмет: игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: формирование коммуникативных навыков в дошкольном возрасте средствами игры будет успешным, если игры направлены на:

- сплочение детей в команду и создание благоприятной атмосферы для дальнейшей работы;

- пробуждение в детях внимания и интереса к сверстнику;

- получение эмоционального отклика на действие сверстника.

 Задачи:

- анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;

- изучение видов игр для детей дошкольного возраста;

- выявление возможностей игры в формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

- подбор диагностических методик на исследование уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать ряд основополагающих выводов. Проблема развития коммуникативных навыков актуальна, так как на сегодняшний день, можно заметить, что многие дети дошкольного возраста испытывают трудности в общении с окружающими людьми, особенно со сверстниками. Попадая в коллектив, они часто не умеют вступать в контакт с окружающими и выбирать способы общения, стесняются ответить, если к ним кто-то обращается, сами не могут обратиться к другому человеку по своей инициативе. У них не получается поддержать и развить установившейся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому такие дети часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Необходимо развивать и поддерживать коммуникативные навыки детей, чтобы у них не возникало проблем в общении, так как это может послужить серьезной угрозой для развития личности ребёнка. Если с рождения лишить человека возможности контактировать с людьми, то он никогда не станет цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.

Актуальность выбранной нами темы подтверждается положениями Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, в котором выделена целая образовательная область, направленная на социально-коммуникативное развитие детей.

Выделенная нами проблема отражена в работах З.М. Богуславской, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Т.А.Репиной и др. ая, Д.Б. Эльконин и др.

Рассматривая ключевое понятие нашего исследования, вслед за Б.М. Тепловым и С.Л. Рубинштейном под коммуникативными навыками мы понимаем отражение коммуникативной способности, которая формируется, проявляется и совершенствуется в практическом общении, отражается в коммуникативных навыках и умениях.

На основе изучения исследований Л.H. Галигузовой, Е.О. Смирновой мы выделяем следующие особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками: яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность детских высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов, преобладание инициативных высказываний над ответными. В этот период сверстник занимает все большее место в жизни ребенка, бурно развивается сюжетно-ролевая игра, возникает большое количество коммуникативных задач.

Главным содержанием общения детей в дошкольном возрасте является деловое сотрудничество, потребность в нем настолько велика, что дети готовы идти на компромисс. Общение со сверстником эмоционально окрашено, дети начинают проявлять пристальный интерес ко всему, что тот делает. Содержание потребности в общении составляет также стремление к признанию и уважению.

В рамках нашего исследования основным средством развития коммуникативных навыков дошкольников выступает игра.

Согласно современному энциклопедическому словарю, игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных и сюжетных действий. В исследованиях ученых отмечено, что игра определяется как деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.

Важное значение в жизни детей дошкольного возраста имеет игра, которая является центральной деятельностью ребёнка. Именно она помогает создать такие ситуации, благодаря которым скованные и необщительные дети раскрываются и вступают в речевое общение. По мнению В.А. Сухомлинского, игра – это деятельность, которая влияет на развитие личности ребенка, формирование ее свойств и обогащение внутреннего содержания. А.С. Макаренко подчеркивал, что игра является осмысленной деятельностью. Какой ребенок в игре, таким он во многом будет на работе, когда вырастет. Поэтому воспитание прежде всего происходит в игре.

В процессе теоретического анализа мы рассмотрели разные виды игр и выявили их возможности в развитии коммуникативных навыков. Помимо сюжетно-ролевой игры, которая развивает общение детей в естественных условиях, существует вид игр, направленный специально на развитие у детей навыков общения. Это коммуникативные игры. Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Данный вид игр предназначен для развития у детей умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать друг с другом в разнообразных жизненных ситуациях.

Коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть обычная сюжетно-ролевая игра с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, художественного слова, проблемных ситуаций, включение в общий сюжет песенок.

Теоретический анализ позволил нам выделить классификацию коммуникативных игр. Это игры – пластические импровизации, игры-зеркала, пластические диалоги в парах, тактильные игры, ритмо – интонационные игры с именами, танцевальные игры, танцы со сменой партнеров.

В игре ребенок осваивает базовые коммуникативные навыки, учится понимать мотивы поведения, у него формируются морально-волевые качества, раскрываются его жизненные ситуации, а главное осваиваются правила человеческого общения, учится выражать эмоции, у него развивается способность к эмпатии и сопереживанию, способность встать на место другого человека. Дети учатся уступать, вносить свой вклад, учитывать интересы других детей, правильно выражать свои мысли, чувства. Соблюдая правила в игре, дети учатся контролировать своё поведение, проявляют большую выдержку, терпение, благодаря этому у них воспитывается воля, они учатся действовать по плану, помогают друг другу. Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра имеет важное значение в жизни ребенка. С помощью неё развивается коммуникативные навыки, которые необходимы для общения с окружающими.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа

по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование,

профиль «Дошкольное образование

 

Выполнила:
Студентка группы № 7661
Шляпникова Л.М.

«___» ______________2019 г.

 

 

Научный руководитель:
Жигалик М.А.

«___» ______________2019 г.

 

Великий Новгород

2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ ……………………………………………7

1.1 Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема ……………………………7

1.2 Понятие, характеристика и классификация игр для детей дошкольного возраста ………………………………………………………… 19

1.3 Возможности игры в формировании коммуникативных навыков в дошкольном возрасте …………………………………………………………. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………36

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………. 40

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Общение является неотъемлемой частью жизни людей. Перед обществом стоит задача сформировать у ребенка основы уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям и умение общаться и взаимодействовать. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной деятельности «социально-коммуникативное развитие» является «развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками».

Проблема развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста актуальна. Можно заметить, что на сегодняшний день многие дети дошкольного возраста испытывают трудности в общении с окружающими людьми, особенно со сверстниками. Когда дети попадают в коллектив, они хотят, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать способы общения и проявлять доброжелательное и вежливое отношение к ним. Отношения между дошкольниками несут массу разнообразных эмоций, например, они обижаются друг на друга, ссорятся, мирятся, дружат и помогают друг другу. Можно заметить, что эмоциональная напряженность и конфликтность между детьми значительно выше, чем в сфере общения со взрослыми. На современном этапе взрослые всё чаще стали сталкиваться с такой проблемой, как нарушение в сфере общения детей. А также можно заметить недостаточное развитие нравственно-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Перечисленные проблемы социально-коммуникативного развития детей во многом обусловлены увлечением различными технологиями. Лучшими друзьями для современных детей становятся компьютеры, телефоны, планшеты и телевизоры. Из-за этого дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Вместо того, чтобы пообщаться со сверстником, они предпочитают поиграть в игры или посмотреть мультики дома на диване. Согласно статистическим данным института социологии РАН, каждый десятый дошкольник все свое свободное время проводит перед телеэкраном, более 50% детей 5-6 лет являются активными пользователями сети Интернет, предпочитая компьютерные игры, социальные сети, просмотр видеоблогов и мультфильмов занятиям и играм, требующим непосредственного общения [12].

Обозначенная проблема является довольно серьезной, поскольку опыт общения детей со сверстниками играет большую роль не только для социализации, на нём строится дальнейшее развитие личности ребенка, так как, именно он всесторонне обогащает жизнь дошкольников. У них появляется много разных впечатлений. Опыт определяет характер отношения ребенка к себе самому, к окружающим и к миру в целом. Если у ребенка не будет раннего опыта общения, то это может привести к стихийному возникновению таких негативных форм поведения у детей, как: агрессивность, нарушения поведения и деятельности, тревожность, неуверенность в себе, неадекватность поведения. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к нему обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившейся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Сформированные коммуникативные способности необходимо поддержать и развить, чтобы у детей не возникало проблем в общении, так как это может служить серьезной угрозой для личностного развития ребёнка.

Проблемой общения занимались такие ученые, как Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Вопросы развития коммуникативных навыков у детей рассматриваются в работах М.П. Андросовой, Н.Д. Арутюновой, Т.А. Гайворонской, В.И. Блинова, Л.А. Введенской, А.А.Когут, В.Н. Куницына и др. Ученые пришли к выводу, что сформированность коммуникативных навыков детей дошкольного возраста влияет как на эмоциональное благополучие в детском коллективе, так и на дальнейшую успешность и благополучие будущей взрослой жизни.

Несмотря на востребованную в нормативных документах и доказанную в научных исследованиях необходимость развития коммуникативных навыков у дошкольников, в практике детского сада нередко наблюдается отсутствие целенаправленной работы в данном направлении. Как показывает изучение практики дошкольного образования, периодически с детьми организуют коллективные игры, читают произведения художественной литературы на тему дружбы, взаимопомощи и т.п., проводят беседы и другие формы работы. Однако отсутствие систематической работы, фрагментарное применение перечисленных форм не дают необходимого эффекта для полноценного развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. В рамках нашего исследования эффективным средством развития коммуникативных навыков у детей выступает игра.  Игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольника, как говорил Д. Б. Эльконин, дает эффект общего психического развития. Она является главной сферой общения детей, именно в ней решаются проблемы межличностных отношений, партнерства, совместимости, дружбы.

В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам, познает основы общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы. Именно игра дает ребенку наибольшие возможности овладения коммуникативными навыками. Благодаря игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников.

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие противоречия между: современными нормативными требованиями к социально-коммуникативному развитию детей и снижением уровня межличностного общения детей в современном информационном обществе; потребностью практики дошкольного образования в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием четко сформулированных и применяемых в детском саду педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей.

Цель исследования: теоретическое изучение процесса формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста средствами игры

Объект: процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Предмет: игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: формирование коммуникативных навыков в дошкольном возрасте средствами игры будет успешным, если игры направлены на:

- сплочение детей в команду и создание благоприятной атмосферы для дальнейшей работы;

- пробуждение в детях внимания и интереса к сверстнику;

- получение эмоционального отклика на действие сверстника.

 Задачи:

- анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;

- изучение видов игр для детей дошкольного возраста;

- выявление возможностей игры в формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

- подбор диагностических методик на исследование уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

 



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.