Вопрос: почему моделирование пространственно-временной структуры звуковой формы слова - является сложной для детей младшего и среднего дошкольного возраста. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Вопрос: почему моделирование пространственно-временной структуры звуковой формы слова - является сложной для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

2022-10-05 65
Вопрос: почему моделирование пространственно-временной структуры звуковой формы слова - является сложной для детей младшего и среднего дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этап.

Проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. В итоге полный звуковой анализ в уме (во внутреннем плане).

  • Интонационно выделить 1,2… звук.
  • Интонационно выделить заданый звук.
  • Количественный и порядковый счет звуков.
  • Какое первый гласный (согласный) звук, какой второй… сколько всего гласных, согласных?.. Последовательное произнесение звуков индивидуально и хором.
  • Схематическое изображение. Карточка с изображением предмета и схемой звукового анализа, набор фишек разного цвета. Этот материал позволяет детям от механического чтения перейти к осознанному. Лучше сначала использовать те слова, которые читаются так же, как и пишутся (мама, чашка). Затем можно использовать «трудные» слова (молоко, ложка).
  • Подбор слов с заданным звуком (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, схем, по словесным заданиям).
  • Эстафета с условным предметом, который передается, например, цветок. Педагог произносит слово, затем кладет цветок перед ребенком – он называет 1 звук слова. Кладет цветок перед другим ребенком – тот называет 2 звук и т.д.
  • Придерживаться четкого алгоритма при анализе. Например, «Слово … состоит из 2 звуков. Первый -..., второй - …». «Я придумал слово из 2-5 звуков…».
  • Моделирование звукового состава слова линейкой. Звуковая линейка № 1, Звуковая линейка № 2 (см. Тумакова Г.А., Максаков А.И. «Учите, играя» стр. 81-82).
  • Шершавые буквы, рамки вкладыши с буквами. Хороши тем, что их можно потрогать, прочувствовать все изгибы. Доказано, что это стимулирует ребенка к их написанию. Сделать вместе с детьми.
  • «Ловушка». Ошибка педагога при произнесении, в работе со схемами, при исправлении ошибок детей и т.д...
  • Упражнения типа «Назови звуки моего слова», «Добавь звук к моему слову», «Предметы вокруг нас» (назвать предметы из заданных З, кто больше, быстрее), «Кто быстрее украсит елку» (игрушками с заданными З), «Грузим на баржу» (все слова, начинающиеся на заданный звук или с определенным звуком…).
  • Игра «Магазин игрушек», «Кто быстрее увидит предметы в названии, которых есть заданный З (см. Тумакова Г.А., Максаков А.И. «Учите, играя» стр. 81-82).

· Игры типа «Игрушка-слово», «Картинка-слово» (М. Монтессори).

  • В коробках собраны мелкие игрушки и карточки с их названиями. Затем игрушки заменяются картинками с изображением. Задачей может быть найти определенный звук.
  • Игра «Живые звуки» (Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова). По порядку и нет.
  • Игра «Хор». Другие дети изначально не знают о чем речь. Дети, изображающие З, произносят их вместе. Дошкольники пытаются догадаться и понять слово. Приходят к выводу, что З в слове в надо произносить друг за другом.
  • Игра-упражнение «Я задумала звук». Отгадать его можно задав только, например за 7 вопросов. Ведущий сначала педагог, затем ребенок на более позднее этапе.

A. Примеры приёмов фонетического анализа

1) Выделение гласного – отдельного слога в сильной позиции, (А -ня. О -сы. О -кна, у-лица),

2) Выделение сонорного звука в в начале или конце слова (М оре. Н оры. До м.)

3) Выделение фрикативных и взрывных согласных, которые находятся за пределами слияния (Но с. Са д. Ме х. Ма к.).

4) Договаривание недостающего звука в слове. Опора- рисунок и часть слова, произнесённая учителем.

5) Соотнесение звучащего слова со звуковой схемой.

B. Приёмы синтеза на подготовительном этапе

1) Образование слога (слияния) из двух звуков: [м], [а] (ма); [з], [у] (зо); [ж], [а] (жа);

2) Образовать слог из трех звуков и произнести его: [д], [р], [а] (дра); [к], [р], [ы] (кры);

3) Образование слогов (слияний) согласного [н'] со всеми изученными гласными: [н'а], [н'о], [н'у], [н'э], [н'и].

4) Составление слогов, слов и предложений в опоре на схемы.

5) Подбор слогов с парными по твёрдости-мягкости ([л’ э] [лэ]; [м‘ у] [му]; [з‘ам] [зам]

Б — формирование действия звукобуквенного анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.

В — формирование действия звукобуквенного анализа в умственном плане. Ребенок определяет количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

 

Первая группа — это слова, состоящие из фонем (звуков) в сильных позициях: СЫН, КОНЬ, ЕЛЬ, МУЗЕЙ и т. п. Слова этой группы чаще всего односложные, на конце они имеют непарный по звонкости-глухости согласный. Сюда же можно отнести двусложные слова, если в безударном слоге находится фонема [У]: РУКА, ТРУБАЧ, а также со звуком [Ы] в абсолютном конце слова в безударной позиции: ГОРЫ, ОСЫ и т. п. Именно на этих словах легче всего формировать способы звукового анализа. Хотим обратить внимание учителей на слова этой группы, оканчивающиеся на сочетание любого согласного с сонорным, например: ТИ ГР, КРЕ МЛ Ь, КЕ ДР и т. д. Их первоклассники произносят чаще всего с призвуком гласного: ТИГЕР, КРЕМЫЛЬ, КЕДАР и т. д. Поэтому на первоначальном этапе обучения лучше всего избегать таких слов, особенно в тех регионах, где бытует подобное произношение.

Вторая группа — это слова, состоящие из фонем (звуков) в сильных позициях и слабых, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем: С А ДЫ, НО С, П И ЛА, КО Т и т. д. (выделены буквы на месте слабых позиций фонем). Подобные слова также не представляют большой сложности для фонемного разбора, так как, анализируя их, те ученики, которые уже начали читать, не попадают в ситуацию выбора ориентиров (звуки и буквы в них совпадают). Эти слова тоже пригодны для отработки способов звукового (фонемного) разбора, с их помощью хорошо учить детей вслушиваться в звучание слова, доверяться слуху как источнику сведений о звуковой структуре слова.

Третья группа — это слова, которые имеют в своем составе звуки (фонемы) в слабых позициях, отличающихся по звучанию от сильных позиций тех же фонем: М О РОЗ, С Е МЬЯ, ДУ Б, КНИ Ж КА и т. д. Слова этой группы можно использовать очень осмотрительно, не забывая, что объектом фонемного анализа должно быть слово, произнесенное в соответствии с нормами литературного произношения.

 

Предлагаемый операционный состав звукового анализа обеспечивает реальное оперирование звуками в той последовательности, которая соответствует логике этого действия. Для большей наглядности рядом с соответствующим пунктом алгоритма звукового анализа (слева) даем пример его выполнения учеником.

Кратко разъясним необходимость, содержание и последовательность операций звукового разбора.

Скажи слово и послушай себя. Просить ученика произнести вслух слово, которое он будет разбирать, — это значит помочь ему осознать объект предстоящего анализа. Проанализировать что-либо можно при условии, что мы имеем перед собой предмет разбора. Другого способа предъявить звуковую структуру слова, кроме как произнести его, нет. При этом учитель будет следить за тем, чтобы дети произносили слово в соответствии с нормами литературного языка. Иначе ребенок и учитель могут разбирать разные слова: один произносит ХЛЕ[П], а другой — ХЛЕ[Б]. Ясно, что в этом случае и ответы будут разными. Особенно часто могут встречаться такие расхождения после того, как дети начнут читать и многие слова увидят написанными.

Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове. Назови его и охарактеризуй. с этого момента начинается собственно звуковой разбор. Требование протянуть первый звук напоминает детям способ действия, а указание на то, что звук протягивается в составе целого слова, подсказывает средство контроля за правильностью выполнения действия.

После того как ученик назвал нужный звук, т. е. Не только выделил его в составе полного слова, но и произнес изолированно, он характеризует звук: указывает, гласный он или согласный, а по мере знакомства с фонематически значимыми характери стиками согласных — какой это согласный (твердый или мягкий).

Обозначь выделенный звук условным значком. Мы уже ссылались на Д. Б. Эльконина, обосновавшего необходимость материализации действия звукового анализа. Эксперимент подтвердил, что без материализации звуковой формы слова в схеме шестилетки забывают, какое слово они анализируют, какой звук они уже выделили, нужно ли им продолжать разбор, или он уже закончился и т. п.

Проверь, все ли звуки слова уже выделены. Прочитай свою запись. Эта операция позволяет сделать фонемный анализ действительным средством обучения чтению. Называя последовательно найденный звук за звуком, ребенок осуществляет ту самую аналитико-синтетическую работу со звуками, о которой писал еще К. Д. Ушинский. Ведя указкой вдоль составляемой схемы и «пропевая» звук за звуком, он реально читает еще до знакомства с буквами. При этом «нанизывание» звуков становится пропедевтикой слитно-протяжного чтения.

Предпоследняя операция: найди ударный слог. Акцентологическая характеристика слова не является неотъемлемой характеристикой звукового анализа. Однако, учитывая задачи последующего обучения грамоте, а главное, трудности перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, формирование умения самостоятельно определить ударный гласный включается в звуковой разбор при обучении по любой программе. Обратим внимание учителей на то, что выделение ударного слога возможно только при том условии, что слово произносится целиком, так как при произнесении слова по слогам все слоги становятся равноударными, или, точнее, безударными.

Последняя операция: проверь, получилось ли слово. Для этого прочитай его по слогам. Хотя вычленение каждого звука осуществляется в полном слове и, значит, контролируется по ходу анализа, нужно еще раз подряд произнести все звуки слова (прочитать), чтобы убедиться в правильности выполненной работы. Сформированный способ слогоделения существенно поможет детям на начальных этапах чтения.

 

Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:

а) фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем),

б) фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи),

в) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв),

г) пространственных представлений,

д) зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

 

2. Особенности звукового анализа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

 

Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ФФН:

При разработке методических рекомендаций учитывался ряд особенностей:

а) звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс за­поминания графического образа звука (буквы) и значительно ускоря­ет процесс формирования навыка послогового чтения;

б) последовательность изучения звуков и букв проходит в соот­ветствии с формированием звуков в онтогенезе и предполагает уже с третьего занятия чтение слогов (а, у, м, о, п, т, к, э, н, х, ы, ф, б, д, г, в, л, и, с, з, ш, ж, щ, р, ц, ч);

в) в предлагаемой последовательности отсутствуют буквы й, е, е, ю, я. и знаки ь и ъ (в связи с тем, что произношение гласных второго ряда расходится с их написанием; й — в русском языке может высту­пать как самостоятельный звук в конце слова (пой, май, дай), а также как неслоговой перед гласным (яма, елка, юла, ели); ь и ъ не имеют звукового обозначения);

г) при знакомстве с буквой необходимо называть не ее "официальное" алфавитное название (эм, бэ), а тот звук, который эта буква обозначает (м, б);

д) графические начертания букв сначала изучаются только в их печатном варианте;

е) при изучении новой буквы обязательно включаются упражне­ния по профилактике дисграфических и дислексических расстройств речи;

ж) для повышения эффективности формирования звукослогового и звукобуквенного анализа необходимо использовать символику (графические схемы слогов и слов);

Этапы формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ФФН:

· Формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

· Формирование звукопроизношения.

· Формирование навыков дифференциации артикуляторно и акустически близких звуков.

· Формирование звукового анализа и синтеза,состоящее в следующем:

1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.

2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.

3. На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее легкая форма анализа — выделение первого гласного звука из начала слова.

4. Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору-схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой — слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.

5. Анализ звукового ряда, состоящего из 2-3 гласных звуков, определение места звука в ряду гласных звуков (в начале, в середине, в конце).

6. Анализ и синтез обратного слога типа [ап]

7. Формирование умения выделять:

а) последний согласный звук в слове типа мак

б) первый согласный звук в слове типа кот

в) гласный звук в положении после согласного (в слогах, словах)

8. Знакомство с буквой, соотнесение ее со звуком с последующим звуковым анализом и синтезом в следующих сочетаниях:

— сочетание из двух букв, обозначающих гласные звуки;— сочетание гласного с согласным в обратном слоге;— сочетание согласного с гласным в прямом слоге;— односложные слова по типу СГС;— двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;— двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;— двухсложные слова со стечением согласных;— трехсложные со стечением согласных;— простое двусоставное предложение без предлога;— простое предложение из 3-4 слов без предлога;— простое предложение из 3-4 слов с предлогом;

Обучение необходимо вести с учетом принципа поэтапности и последовательности (от простого к сложно­му, от звука к букве и т. д.). Количество заданий в занятии колеблет­ся в зависимости от количества пройденных звуков и букв.

В занятие включаются следующие задания:

1) называние слов с изучаемым звуком;

2) определение позиции данного звука в словах;

3) знакомство с буквой посредством художественного слова;

4) закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из счетных палочек, веревочек, цепочек, палочек и т. п.;

5) печатание буквы (слогов, слов, предложений);

6) звукобуквенный анализ слов с выкладыванием схем и с после­дующей заменой фишек уже знакомыми буквами;

7) подбор слов к предложенным схемам с частично вписанными буквами;

8) упражнение на преобразование слов путем замены одной буквы;

9) составление и печатание слов с данным слогом;

10) составление и печатание слов из разрозненных слогов;

11) дописывание элементов букв, «зашумленные» буквы, ребусы.

 

 

Пользователь: Кушнир Алексей Михайлович
Сообщаю простой, но научно-обоснованный алгоритм обучения, годный для всех категорий обучаемых. И не старайтесь научить
рано, быстро, или научить быстрому чтению. Учите своевременно и качественно оптимальному, адекватному по скорости чтению.

У ребёнка есть артикуляционный автоматизм, сопровождающий слушание. Наш метод -- соединить этот артикуляционный
автоматизм (артикуляционное эхо) с графическим текстом.
Как это сделать?
1. Буквы осваиваются с помощью кубиков (не Зайцева, а обычных) легко и быстро.
2. Способность ребёнка собрать из кубиков слово "велосипед" по образцу, написанному авторучкой, означает готовность
осваивать чтение.
3. Начинать надо не раньше 5,5 лет. До указанного возраста воспитываем "Читателя влюблённого в книгу", читая ему вслух.
Все попытки пораньше сбагрить с рук "читателя", на которого уже не надо тратить время, это лень и эгоизм взрослых. Читать
вслух детям надо до 16-ти лет.
4. Первый шаг обучения собственно чтению -- взрослый читает и показывает ребёнку синхронно в тексте то, что читает (как
караоки).
5. Второй шаг -- взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает, пальчиком ребёнка, двигая его руку по тексту.
6. Третий шаг -- ребёнок показывает пальчиком, что читать, а взрослый читает там, где движется пальчик в темпе его
движения. Добиваемся лёгкости и адекватности показа.
7. Четвёртый шаг -- убегаем голосом от пальчика ребёнка вперёд и ловим момент, когда его рука непроизвольно двинется по
строке вслед за голосом.
8. Пятый шаг -- взрослый читает, а ребёнок следит по тексту. Темп чтения взрослого -- до 50--60 слов в минуту.
9. Шестой шаг. Убедившись, что ребёнок следит за чтением взрослого непринуждённо и легко, делаем резкий скачок в темпе --
читаем со скоростью 120 слов в минуту и более. Постепенно доводим темп звукового ориентира до 150 с\мин. Добиваемся
лёгкости и непринуждённости слежения ребёнком по тексту за чтением взрослого одними глазами. А где мы читаем? Вот!
10. Седьмой шаг -- с удивлением обнаруживаем, что ребёнок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и
есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение.

Типичные ошибки при обучении:
- многократное чтение одного и того же;
- чтение ребёнком вслух (на всякий случай);
- самостоятельное чтение ребёнком без звукового ориентира;
- обсуждение прочитанного при посторонних.

--------------

Основатель: Мария Монтессори — итальянский педагог, доктор медицины.

Она предлагает способ, с помощью которого дети сами – без помощи специальных пособий, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги – легко и с удовольствием научатся читать.

Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать – утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, она пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами – нарисовать ее, ведь буква — тоже рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем, начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче.

Этапы освоения чтения

Штрихуем и обводим

Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого монтессори-педагоги советуют заняться штриховками и обводками.

Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает свободу движения кисти и твердость пальцев. Когда подготовленный ребенок, наконец, возьмет карандаш, или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети – и самые маленькие, и постарше — отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

Ощупываем буквы

На ощупь дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

Составляем слова

Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

Пишем слова

Малыши приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда эти навыки станут для них легким делом; тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие подолгу рисуют буквы всего алфавита, одну за другой, или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению М. Монтессори, рождается мания письма.

Читаем

Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, дети переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Читаем – играем

В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.

Но у каждой игры есть свои правила. Постараемся их соблюдать.

Сочиняем сказки

Игры с буквами на первых порах увлекут любого малыша.

Но, как все игрушки, они могут наскучить, если будут однообразными. Поэтому ваша задача не только приготовить весь необходимый материал, но и подумать, как разнообразить игру. Некоторые ходы мы подскажем вам, когда будем рассказывать об играх, но и вам нужно потрудиться. Помните: превращайте любую игру в сказку. Придумайте маленькие рассказики про приключения буковок, или детей, про волшебные картинки, которые помогают им преодолеть все препятствия.
Например, малыш обводит пальчиком букву О, а вы говорите: «Вот на пути у наших героев озеро. Как же им через него переплыть? Позовем-ка на помощь волшебную букву М и составим слово „мост“» и т. д.

Монтессори-упражнения

В соответствии с этапами освоения чтения подобраны и упражнения, которые вы найдете ниже. Упражнения перечислены от простых к сложным. Заметили, что малыш с легкостью выполняет задание — значит, пришло время переходить к следующему. Не форсируйте события, помните, родителю в системе Монтессори отведена роль внимательного наблюдателя.
Упражнение «Рамки и вкладыши»

Цель упражнения: тренировка руки в обведении плоских фигур, штриховке, соблюдении границ и размеров при работе с карандашом, утончение мелкой моторики, подготовка к письму.

Материал: несколько рамочек с геометрическими фигурами. В каждую рамку вложены различные геометрические фигуры с маленькими рукоятками, позволяющими вынимать вкладыши из рамок. Вкладыши представляют собой следующие фигуры: эллипс, квадрат, пятиугольник, круг, равносторонний треугольник, трапеция, прямоугольник, четырехлистник, треугольная фигура с дугообразными сторонами, овал. Вам также понадобятся небольшой поднос, на котором стоит подставка для цветных карандашей, деревянная квадратная дощечка и листки белой бумаги таких же размеров.

Как играть: рамка кладется на лист бумаги, и малыш обводит цветным карандашом окошечки, в которые вставляются фигуры. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи беспрерывного письма.

Упражнение «Шершавые буквы»

Цель упражнения: утончение тактильного чувства, изучение алфавита через тактильные ощущения, подготовка к письму, соотнесение звука и его символа-буквы.

Материал: на табличках из толстого картона или на дощечках наклеены шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги. Шрифт письменный. Фон табличек — голубой или розовый, в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложены заглавные буквы и прописные.

Как играть: ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой А. Родитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.

Упражнение «Узнай буквы»

Цель упражнения: утончение тактильного чувства, соотнесение тактильного образа со зрительным и акустическим, изучение письменного алфавита, подготовка к письму.

Материал: розовые и голубые картонные таблички с наклеенными на них шершавыми буквами, шрифт письменный, платок для завязывания глаз.

Как играть: ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, как они называются. Его контролирует кто-то из детей или учитель.

Упражнение «Шершавые слова»

Цель упражнения: утончение тактильного восприятия письменного языка, подготовка к письму, развитие образного восприятия языковой символики, концентрация внимания.

Материал: коробка с картонными табличками, на которых буквами из шершавой бумаги написаны слова, платок для завязывания глаз.

Как играть: ребенок кладет перед собой табличку с шершавым словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово. Его контролирует кто-то из детей или учитель.

Упражнение «Письмо на манке»

Цель упражнения: подготовка к письму, утончение мелкой моторики.

Материал: набор табличек с шершавыми буквами. Плоский поднос с насыпанной на него манной крупой, тонкая палочка или деревянная спица.

Как играть:

Первый вариант: ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Сначала обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение можно повторить еще и еще раз, встряхивая манку после каждого подхода.

Второй вариант: то же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведите ею сначала шершавую букву, а потом повторите ее очертания по манке.

Упражнение «Склады»

Цель упражнения: буквенный анализ слов, подготовка к письму и чтению, соотнесение звука и буквы, складывание букв на слух.

Материал: коробки с подвижным алфавитом, в которых каждая буква лежит в своей ячейке. При этом гласные вырезаны из голубого картона, а согласные – из розового.

Описание работы: ребенок расстилает коврик и приносит на него коробку с подвижным алфавитом. Учитель выкладывает на ковер насколько известных малышу букв и предлагает сложить из них слово МАМА. При этом он ясно произносит это слово, выделяя сначала первый звук «м», потом звук «а» и т. д. По слуху ребенок кладет на коврик буквы, изображающие эти звуки, складывая слово МАМА.

Упражнение «Домино из букв»

Цель упражнения: распознавание букв как символов звуков в написанных словах, изучение целых слов, интуитивное чтение.

Материал: мешочек, в котором сложены таблички со словами, в каждом из которых выделены красным первая и последняя буквы. На обратной стороне карточки стоит контрольный рисунок. Например: роза, ангел, лимон, носок, кулич, чайник, кот, три, игла, ананас, серп, петух, хоккей.

Как играть: ребенок высыпает перед собой таблички из мешочка и переворачивает их словами вверх. Он складывает цепочку слов, подбирая их так, чтобы первые и последние буквы совпадали (принцип игры в домино). Например: РОЗА – АНГЕЛ – ЛИМОН. Если ребенок еще не готов к различению букв, он может работать с материалом через фонетику. Для этого он кладет таблички картинками вверх и проделывает ту же работу, но вслух произносит название картинки. При этом малыш старается подобрать таблички так, чтобы в цепочке совпадали первый и последний звуки слов.

Упражнение «Времена года»

Цель упражнения: интуитивное чтение слов, обозначающих время года и месяцы.

Материал: картонный круг, разрезанный на сектора. На каждом секторе написано название одного из месяцев. Сектора закрашены в зависимости от того, к какому времени года они относятся: зима – белый; весна – зеленый; лето – красный; осень – желтый.

Как играть: ребенок кладет перед собой материал. Сектора круга перемешаны. Нужно сложить целую фигуру.

Упражнение «Найди клад»

Цель упражнения: связное чтение, осмысление прочитанного, проживание прочитанного.

Материал: полоски, на которых написаны задания для детей. Слова в заданиях очень простые и одновременно занимательные, например команды, позволяющие малышу найти некий спрятанный предмет, приз.

Как играть: ребенок берет полоски, читает задания и выполняет их одно за другим.

Минусы

· громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды;

· методика, безусловно, рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома;

· мама в этой системе играет роль наблюдателя, или подручного средства для оказания помощи.

Плюсы

· дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги;

· ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя;

· упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику;

· многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).

Основатель: Евгений Чаплыгин – педагог, автор – разработчик кубиков «Читаю легко». У автора трое детей.

Кубики Евгения Чаплыгина так же, как и кубики Н. Зайцева, помогают учиться чтению по слогам. Они предназначены для детей с 3 лет. Малышам помладше они тоже подойдут, если они умеют говорить и могут связать проговоренное слово с написанным. Главное — ничего нельзя навязывать и торопиться.

Методика называется «Читаю легко». В отличие от программы Н. Зайцева, здесь больше внимания уделяется игровой составляющей обучения. Евгений Чаплыгин гарантирует результат прямо с первого занятия. Многообещающее описание методики гласит: «ваш ребёнок самостоятельно составит и прочитает своё первое слово сразу же после знакомства с кубиками». Несколько дней игр — и ребёнок приобретает навык самостоятельного чтения.

В комплект входят 10 простых деревянных кубиков, 10 двойных кубиков и «книжка – шпаргалка» для родителей, в ней занятия разбиты на блоки и подробно расписаны для пап и мам. Сегодня многие детские дошкольные центры используют кубики Е. Чаплыгина в своих развивающих программах. Но заниматься с ребенком может человек с любым уровнем подготовки.

Секрет методики — в особых кубиках, называемых динамическими. Это два деревянных кубика, соединённых между собой специальными платформами — малышу легко их крутить и вертеть. Просто вращая их, он САМ получает всё новые склады, а значит, и новые слова. Собрали «МАМА» — один поворот кубика — и к ней пришла тётя «МАША». Повернули кубик в этом слове — у тёти есть муж дядя «ПАША». Ещё один поворот — «ПАПА» дружит с дядей Пашей. Ребёнок сам собирает новые слова, играя, запоминает буквы и быстро учится читать.

Буквы, размещенные на боках кубиков, — результат тщательного подбора сочетаний. Из двух динамических кубиков можно составить 20 слов, а из трёх — 500. Вы можете создавать длинные слова, простые предложения и даже целые сказки (примеры есть в книжке-шпаргалке).

Начиная занятия, скажите малышу, что сейчас будет весёлый и интересный фокус, который он потом сможет повторить сам.

Покажите ребёнку сочетание букв МА на кубике №1, скажите: посмотри, когда вот эти две буквы стоят вот так, это читается МА. Дайте ребёнку кубик №2 (на нём тоже есть эти буквы) и ещё 2-3 других кубика, где букв М и А уже нет. Скажите: покрути их сам, давай, поищем ещё такие же буквы, чтобы получилось МА. А что получится, если мы возьмём вот этот кубик МА и поставим рядышком вот это МА? Давай попробуем! Прочитай теперь сам, что тут написано!

Ребёнок ставит кубики вместе и прочитывает их по очереди. Что получилось? Получилось МА-МА. Мама!

Обязательно похвалите малыша, пусть он запомнит своё первое слово и этот успех.

Если малыш готов двигаться дальше, можно перейти к следующему уроку. Но, как правило, на первом занятии одного урока бывает достаточно. Можно заниматься по книжке-шпаргалке или же придумывать собственные игры — конструкция и состав кубиков позволяют огромное количество вариантов и идей!

Плюсы методики

· кубики не придётся собирать или склеивать, они продаются полностью готовыми. Отличаются кубики от методики Зайцева тем, например, что на них отсутствует информация о звонких, глухих, твёрдых, мягких звуках.

Автор принципиально против всех отвлекающих и запутывающих «добавок», вроде картинок. Евгений Чаплыгин убежден, что малыши могут воспринимать картинки не так, как этого хотел художник. Например, рисунок «шуба» ребёнок может запомнить и как «пальто», и как «тулуп». Поэтому, автор предпочитает не вводить отвлекающих элементов. Более того, он уверен, что ассоциативная память не участвует в процессе чтения, поэтому считает картинки отвлекающим фактором.

А в книжке-шпаргалке, которая входит в комплект, предусмотрена возможность самому нарисовать картинки для прочитанных слов. Действительно, на процессе запоминания слова «папа» прекрасно отразится, если малыш нарисует на карточке папу.

Основатель: Вячеслав Воскобович — инженер-физик, автор более 40-ка развивающих пособий.

«Складушки» – это игра, предназначенная для обучения детей 3-4 лет чтению по складовой системе. В пособие входит 21 карточка, на них склады представлены в виде вертикальных столбиков, расположенных с правой и левой стороны каждой карточки. Два столбика образуют домик. Рисунки, стихи, музыка создают образы этих домиков, иначе говоря, иллюстрируют складовую систему обучения.

Теперь представим некий город Складинск. В этом городе 20 домиков, в которых живут песенки и про Борю, и про гусят, и многие другие.

Пропевая складовые песенки, родители сначала показывают ребенку склад сами, а потом указывают на него его пальчиком.

Обучая малыша чтению, нужно добиться, чтобы ребенок хорошо знал складовые песенки, они — своеобразный инструмент, с помощью которого он овладевает чтением. Ребенка можно приучить к определенному расположению складов песенками, рисунками, стихами, играми. Тогда, в случае необходимости, он сам будет находить нужный склад.

Этапы обучения:

1. Вместе с ребенком вы рассматриваете рисунки на карточках, читаете стихи, придумываете сказку, например, про город Складинск, поете песенки. Их ребенок помогает подпевать и показывать.
Эти смешные песенки детям, как правило, нравятся, и они довольно быстро запоминают их.

2. Постарайтесь добиться, чтобы ребенок не только пропевал складовые песенки, но и правильно показывал их.

3. Из складовых песенок ребенок учится выделять отдельные склады. Например, скажите ему, что обещали знакомому коту сложить слово КОТ. На соответствующей карточке попросите малыша найти склад КО. Первые слова, которые он составляет, должны быть простыми, близкими и понятными.

4. Возьмите какую-нибудь карточку, ткните пальцем, например, в склад РА и попросите прочитать. Если ребенок теряется, то скажите волшебное слово по песенке.

Давайте малышу читать слова, написанные большими буквами на специальных карточках. Такие карточки могут содержать просто слово, а еще лучше — слово с соответствующей на обороте картинкой или рисунком.

Склады на таких карточках можно разделить черточкой, ударный склад выделить красным цветом. Чем больше таких карточек – тем лучше.

Более эффективно эта методика работает в группах по 5-7 человек. И в этом случае желательно пользоваться, помимо карточек, еще и общей таблицей.

Трехлетние дети могут научиться читать за 5-6 месяцев, а 6-летние — за месяц и быстрее, занимаясь по 30 минут 2 раза в неделю.

Плюсы игр Вячеслава Воскобовича:

· все игры мно


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.