Консультация для родителей: «Развитие зрительно-пространственных представлений у детей нарушениями речи» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Консультация для родителей: «Развитие зрительно-пространственных представлений у детей нарушениями речи»

2022-10-05 20
Консультация для родителей: «Развитие зрительно-пространственных представлений у детей нарушениями речи» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Консультация для родителей: «Развитие зрительно-пространственных представлений у детей нарушениями речи»

 

По последним исследованиям у большинства детей с речевыми нарушениями отмечается низкий уровень развития восприятия пространства и ориентировки в нем. Такие дети затрудняются в определении сторон пространства (особенно правой и левой). Они недопонимают пространственные отношения между предметами. В связи с недоразвитием речемыслительных процессов дети не могут соотнести положение предмета в пространстве с его словестным обозначением.

Что же такое пространственные представления? В психологическом словаре они рассматриваются как представления о: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д. Как и другие психические процессы, пространственные представления реализуются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, которые обеспечивают ориентировку в пространстве, правильную организацию действий.

Недостаточно сформированные пространственные представления с большой вероятностью скажутся у дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников на процессе формирования навыка чтения и письма.

Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие расположение предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог «над». Дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к», «у», «в», «на» (к дому, у дома, в столе - на столе). Нередко смешивают предлоги «перед – после», что является следствием несформированности пространственных отношений. Например: «Шкаф стоит после стула», или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы». В дальнейшем, при овладении навыком письма перечисленные трудности приводят к нарушениям письменной речи, патологическую основу которой составляют недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела». Впоследствии это проявится в затруднениях ориентировки в схеме тетрадного листа. Например, при оформлении письменных работ дети долгое время не могут принять и добиться автоматизма при выполнении стандартных требований к их оформлению: пропуск определённого количества строчек или клеточек между работами, выделение «красной строки», соблюдение «полей» тетрадного листа, оформления работы «в два - три столбика», равномерного заполнения тетрадного листа текстом.

Для того чтобы предотвратить это необходимо еще в дошкольном возрасте развивать зрительно – пространственные представления у детей. Развивать их можно с помощью игр и упражнений представленных ниже.

Упражнение «Найди предмет».

Материал: картинка с наложенными друг на друга контурами предметов, цветные карандаши. Взрослый предлагает ребенку на картинки найти изображение предмет (например: ведро) и закрасить его по контуру в оранжевый цвет.

 

Игра с обручами.

Проводится группами по 3-5 человек, можете позвать всех членов семьи. На пол, на расстоянии 1,5 м друг от друга, кладется два обруча. По сигналу ведущего «Внутрь» все участники должны вбежать внутрь обручей, на сигнал «Между» - присесть между обручами, на сигнал «Снаружи» - выбежать за пределы.

 

Игра «Угадай-ка».

Для проведения данной игры необходимы игрушки, которые есть у Вашего ребенка, например, мишка, зайчик и кукла. Главное, чтобы эти игрушки были достаточно крупными и их можно было посадить, поставить перед ребенком, за ним или сбоку от него. Ребенка нужно посадить в центре, а игрушки разместить вокруг. Далее взрослый говорит, что загадал одну из игрушек, а задача ребенка — угадать, какую. А поможет в этом «адрес» игрушки, например, «Она сидит сбоку от тебя (или за тобой, перед тобой)». Ребенок должен назвать игрушку, которая находится в указанном месте. Затем можно поменяться с ребенком местами, расставив игрушки вокруг себя. Теперь загадывать «адрес» должен малыш.

 

Игра «Куда?»

Стимульный материал: на белом листе бумаги изображение машин, деревьев

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Покажи, какие ма­шины едут вправо, какие — влево? Посмотри внимательно на деревья. Как ты думаешь, куда дует ветер?

 

 

Играя, ребенок практически осваивает пространство и предметную действительность. Результатом пространственно-ориентированной практической деятельности детей в сочетании с речевым обозначением пространственных отношений становится сформированная система пространственных представлений и понятий. В целом такая целенаправленная, комплексная работа способствует развитию речи, умственному развитию ребенка, создает предпосылки для успешного усвоения учебной программы, а также социальной адаптации в обществе.

 

 

Максимова Анна Николаевна,

учитель-логопед ГБУ "Центр помощи детям"

 

Консультация подготовлена по материалам книги: Мазепина Т. Б. «Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах/ Серия «Мир вашего ребенка». — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 32 с.

Консультация для родителей: «Развитие зрительно-пространственных представлений у детей нарушениями речи»

 

По последним исследованиям у большинства детей с речевыми нарушениями отмечается низкий уровень развития восприятия пространства и ориентировки в нем. Такие дети затрудняются в определении сторон пространства (особенно правой и левой). Они недопонимают пространственные отношения между предметами. В связи с недоразвитием речемыслительных процессов дети не могут соотнести положение предмета в пространстве с его словестным обозначением.

Что же такое пространственные представления? В психологическом словаре они рассматриваются как представления о: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д. Как и другие психические процессы, пространственные представления реализуются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, которые обеспечивают ориентировку в пространстве, правильную организацию действий.

Недостаточно сформированные пространственные представления с большой вероятностью скажутся у дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников на процессе формирования навыка чтения и письма.

Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие расположение предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог «над». Дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к», «у», «в», «на» (к дому, у дома, в столе - на столе). Нередко смешивают предлоги «перед – после», что является следствием несформированности пространственных отношений. Например: «Шкаф стоит после стула», или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы». В дальнейшем, при овладении навыком письма перечисленные трудности приводят к нарушениям письменной речи, патологическую основу которой составляют недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела». Впоследствии это проявится в затруднениях ориентировки в схеме тетрадного листа. Например, при оформлении письменных работ дети долгое время не могут принять и добиться автоматизма при выполнении стандартных требований к их оформлению: пропуск определённого количества строчек или клеточек между работами, выделение «красной строки», соблюдение «полей» тетрадного листа, оформления работы «в два - три столбика», равномерного заполнения тетрадного листа текстом.

Для того чтобы предотвратить это необходимо еще в дошкольном возрасте развивать зрительно – пространственные представления у детей. Развивать их можно с помощью игр и упражнений представленных ниже.

Упражнение «Найди предмет».

Материал: картинка с наложенными друг на друга контурами предметов, цветные карандаши. Взрослый предлагает ребенку на картинки найти изображение предмет (например: ведро) и закрасить его по контуру в оранжевый цвет.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.