Физическое развитие детей и подростков, определение, значение его изучения, факторы, влияющие на физическое развитие. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Физическое развитие детей и подростков, определение, значение его изучения, факторы, влияющие на физическое развитие.

2022-02-10 27
Физическое развитие детей и подростков, определение, значение его изучения, факторы, влияющие на физическое развитие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Физическое развитие детей и подростков, определение, значение его изучения, факторы, влияющие на физическое развитие.

Физическое развитие - совокупность морфологических и функциональных признаков организма, характеризующих его рост развитие.

Значение изучения физического развития:

- это объективный критерий индивидуальной и групповой оценки роста и развития подрастающего поколения

-критерий эффективности профилактических мероприятий

-статистические данные полученные в разные годы, позволяют устанавливать сдвиги в физическое развитие, своевременно прогнозировать изменения в росте и развитии детей

-необходимо для разработки стандартов физического развития

- необходимо для разработки размеров детской одежды, обуви, мебели.

-Социальное значение: питание, условия быта и т.д.

- Историческое значение.

- Эстетическое.

Факторы, влияющие на физическое развитие.

1. Социальные условия

2. Наследственность

3. Климат

4. Состояние здоровья

5. Экологическая обстановка

Основные закономерности роста и развития детей. Теории акселерации.

Основные закономерности роста и развития детей и подростков:

-неравномерность темпа рост и развития;

-неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);

-обусловленность роста и развития полом (половой диморфизмы).

-биологическая надёжность функциональных систем и организма в целом

- генетическая обусловленность роста и развития

-обусловленность роста и развития средовыми факторами

-эпохальная тенденция и цикличность процессов роста и развития (акселерация и ретардация)

Теории акселерации

I. Физико-химические:

- гелиогенная (влияние солнечной радиации, которая

активизирует все процессы, в том числе образование вит. Д);

- радиоволновая, магнитная (влияние

электромагнитного поля на соматотропную функцию гипофиза);

- космической радиации (изменение фона космической радиации);

- повышенной концентрации углекислого газа, связанной с ростом производства (очаг возбуждения в центральной нервной системе, который активирует выработку гормонов надпочечников).

II. Влияние отдельных факторов условий жизни:

- алиментарная(увеличение потребления белков, жиров животного происхождения, витаминов);

- повышенной информации (большой поток информации активизирует возбуждение коры,

увеличивает продукцию гонадотропных гормонов гипофиза и андрогенов надпочечников).

III. Генетические:

- гетерозиса(смешение популяций, увеличение гетеролокальных браков);

- циклических биологических изменений (зависит от солнечной и геомагнитной активности).

IV. Теории комплекса факторов условий жизни:

- урбанизации (ускоренный темп городской жизни, увеличение умственной нагрузки способствуют

возбуждению коры головного мозга, активируют соматотропную функцию гипофиза);

- комплекса социально-биологических

факторов (улучшение условий жизни, питания, снижение инфекционной заболеваемости).

Методы оценки индивидуального физического развития, их преимущества и недостатки.

Оценка физического развития по шкалам регрессии.

Метод по шкалам регрессии является более точным, т.к. показатели физического развития в таблицах «Стандарты физического развития (шкалы регрессии)» скорелированы. Расчеты проводят аналогично методу сигмальных отклонений.

1. В таблицах находят показатели Р индивидуума и соответствующие ему средние значения В и ОГК; находят показатель сигмы регрессии (σр) для данной возрастной группы.

2. Расчеты проводят по показателям В и ОГК. Находят фактическое отклонение по этим показателям (разница между индивидуальными и средними данными). Если М > Мср, то фактическое отклонение ставится со знаком «+», если М<Мср, то со знаком «-».

3. Рассчитывают ВСО= фактическое отклонение / σр.

При оценке физического развития данным методом отвечаем на 2 вопроса:

Какое физическое развитие?

  Оценивается по таблицам по показателю роста.

Требования к санитарному состоянию и содержанию спортивного зала

Спортивный зал перед началом занятий, после каждого урока и в конце рабочего дня должен тщательно проветриваться.

Влажная уборка спортивного зала должна проводиться не менее двух раз в день. Уборочный инвентарь должен выделяться в соот­ветствии с назначением помещений: спортивный зал, душевая и т.д., и хра­ниться в специально отведенном месте. Инвентарь для мытья туалетов должен иметь сигнальную мар­кировку (ярким красным цветом) и храниться отдельно. Инвентарь для мы­тья санитарных узлов промывают с использованием моющих и дезинфици­рующих средств. Дезинфицирующие моющие средства, а также приготовленные рабочие растворы, хранятся в специально отведенном ме­сте, недоступном для детей.

Наличие защитного ограждения окон и светильников от ударов мячом. Стекла окон и светильники должны быть защищены от ударов мячом сеткой.

27. Гигиенические требования к школьной мебели. Размеры парт.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4- го номера.

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 - 17.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 - 10 мин, а для обучающихся II - III ступени образования - 15 минут.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

Правильной посадкой считается такая, когда школьник сидит прямо, с легким наклоном вперед головы и верхней части туловища. Спина опирается на спинку стула на уровне поясницы и крестца. Между грудью и столом свободно проходит кисть руки (4 – 5 см). Ноги согнуты в коленном и тазобедренном суставах под прямым или тупым углом и опираются всей ступней о подставку или пол. Плечевой пояс сохраняет горизонтальное положение, предплечья и кисти рук свободно и симметрично лежат на поверхности стола, не являясь дополнительными точками опоры. Тетрадь или книга находится от глаз на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами (30 – 35 см).

Проход между рядами столов должен составлять 0,6 – 0,8 м, расстояние наружной стены до первого ряда 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда 0,5 – 0,6м, от задней стенки – 0,4 – 0,5 м, от классной доски до первых рядов – 2 – 2,4 м, от доски до последней парты – 8,6 м.

28. Гигиенические требования к школьной столовой.

Холодная и горячая вода, используемая в технологических процессах обработки пищевых продуктов и приготовления блюд, мытье столовой и кухонной посуды, оборудования, инвентаря, санитарной обработке помещений, соблюдении правил личной гигиены, должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде.

Во всех производственных цехах устанавливают раковины, моечные ванны с подводкой холодной и горячей воды через смесители. Необходимо предусмотреть установку резервных источников горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой производственных цехов и моечных отделений в периоды проведения профилактических и ремонтных работ в котельных, бойлерных и на водопроводных сетях горячего водоснабжения.

При обеденном зале столовой устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Рядом с умывальниками следует предусмотреть установку электрополотенца (не менее 2-х) и (или) одноразовые полотенца.

Для вновь строящихся или реконструируемых зданий образовательных учреждений (или отдельных столовых) рекомендуется предусматривать в отдельном помещении или в расширенном коридоре перед столовой установку умывальников из расчета 1 кран на 10 посадочных мест, с установкой их с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 – 4 классов и на высоте 0,7 – 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5 – 11 классов.

При отсутствии централизованных систем водоснабжения оборудуется внутренний водопровод с водозабором из артезианской скважины, колодцев, коптажей.

При отсутствии централизованных канализационных очистных сооружений отведение сточных вод осуществляется в систему локальных очистных сооружений или вывозом стоков на очистные сооружения по согласованию с территориальными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный контроль (надзор) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При строительстве и реконструкции организаций общественного питания общеобразовательных учреждений рекомендуется предусматривать дополнительную установку систем кондиционирования воздуха в горячих (мучных) цехах, складских помещениях, а также в экспедициях базовых организаций питания. Технологическое оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудовать локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения в дополнение к общим приточно-вытяжным системам вентиляции.

Для искусственного освещения применяют светильники во влагопылезащитном исполнении. Светильники не размещают над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами.Обеденные залы должны быть оборудованы столовой мебелью (столами, стульями, табуретами и другой мебелью) с покрытием, позволяющим проводить их обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств

При организации питания используют фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду (тарелки, блюдца, чашки, бокалы), отвечающую требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд должны быть изготовлены из нержавеющей стали или аналогичных по гигиеническим свойствам материалам.

Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7 – 11 и 12 – 18 лет).

29. Гигиенические требования к микроклимату и освещенности учебных помещений.

Гигиенически полноценная воздушная среда содержит 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. Комфортная, т. е. физически хорошо воспринимаемая температурная зона для школьных классов зависит от того, в какой географической местности живут люди. В различных климатических поясах микроклимат будет различен, так в жарком климате температура в классе должна быть в жаркое время года 17-18 градусов C°, в умеренном климате 19-20 градусов C°, в холодном климате –21-22 градуса C°.

Поддержание нормального воздушно-теплового режима в классе осуществляется сменой воздуха через форточки, фрамуги, створки окон. Сквозняков в классе быть не должно, а проветривание проводиться во время перемены, класс в это время должен быть пуст. Совершенно недопустимо следующее: когда наказанного за плохое поведение ученика оставляют сидеть в классе – это вредно для его здоровья, т.к. он подвергается воздействию сквозняка.

Влажность воздуха в классе (относительная влажность), при указанных выше температурах может колебаться в пределах 40-60 % (зимой 30-50%), она зависит также от влажности климатической зоны. Повышение влажности увеличивает теплоотдачу организма. В теплом климате относительная влажность 30- 40%; в умеренном и холодном может доходить до 65%.Большое значение для микроклимата класса имеет скорость движения воздуха, она должна быть не более 0,2-0,4 м/сек. Скорость движения воздуха до 1 м/сек организмом не воспринимается, свыше 1м/сек воспринимается как ветер, а в условиях классной комнаты это означает сквозняк. Атмосферное давление в среднем должно равняться 760 мм ртутного столба, обычные колебания атмосферного давления могут находиться в пределах 760+/-20 мм рт. ст. или 1013+/-26,5 гПа-гектапаскалей (1 гПа равен 0,750 мм рт. ст.)Дети обычно плохо переносят пребывание в зоне пониженного атмосферного давления. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Поэтому класс необходимо проветривать. Зеленые растения улучшают кислородный режим класса.

В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом недопустимо направление основного светового потока спереди и сзади от учащихся. В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое). В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1, 5 % (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемом).

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные румбы горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета вычислительной техники - на север, северо-восток.

Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.

Искусственное освещение. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами должны располагаться параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные

светильники следующих типов: ЛС002 - 2×40, ЛП028 - 2×40, ЛП002 - 2×40, ЛП034 - 4×36, ЦСП-5 - 2×40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.

Классная доска должна быть оборудована софитами и освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122 (125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 лк, на классной доске - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в дисплейных классах на столах - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

В кабинетах технических средств обучения при необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах учащихся должна быть 300 лк.

Треморометрия

Треморометрия – определение двигательной координации и точности движений. Позволяет установить изменение функционального состояния нервно – мышечного аппарата мелких мышц кисти рук. Исследования проводят на треморометре, состоящем из металлического планшета с фигурными отверстиями, счётчика импульсов и металлического щупа в виде тонкой спицы.

При проведении исследования обследуемый удерживает металлическую спицу электрощупа в отверстии панели прибора (диаметр отверстия 5 мм) в течение 30 секунд, стараясь не касаться стенок отверстия. Рука обследуемого находится навесу в вытянутом горизонтальном положении. Каждое касание регистрируется электросчётчиком. Определяют общее количество касаний за 30 секунд. Существенное нарастание тремора указывает на неблагоприятные функциональные изменения в центральной нервной системе.

Рисунок 1. Многоканальный хронорефлексометр

Для этого используют многока­нальный хронорефлексометр (рисунок 1), состоящий из трех частей: измерительной части, блока раздражителей и специаль­ного «запоминающего» устройства, которое дает воз­можность проводить измерения одновременно у несколь­ких человек. Датчиками прибора служат кнопочные уст­ройства, которые нажимают обследуемые. Прибор позволяет определить латентный период двигательной реакции с точностью до тысячных долей секунды.

Исследование начинают с инструктирования обследуемого, суть которого сводится к просьбе нажать кнопку аппарата и при поступлении светового (или звукового) сигнала на панели прибора быстро отпустить кнопку. Такой прием позволяет определить время простой реакции (от мо­мента предъявления раздражителя до начала двигатель­ной реакции обследуемых), которая характеризует состояние возбудительных процессов.

В процессе каждого исследования про­изводят три измерения, и средняя величина их принимает­ся за показатель скрытого времени реакции. Отсчет вре­мени производят в милисекундах. Реакция мо­жет считаться измененной, если разница между показаниями одного обследуемого составляет ±0,01 с.

По этой методике определяют не только величину скрытого времени условной двигательной реакции, но и состояние дифференцировки с целью изучения активного двигательного торможения. Для этого вводят два раз­дражителя: либо свет различного цвета, либо звук раз­личной частоты. Чаще используется зрительно-моторная реакция. Обследуемому предлагают отпускать кнопку только при появлении светового сигнала определенного цвета, (он служит положительным раздра­жителем); свет другого цвета является отрицательным (дифференцировочным) раздражителем — при его появлении обследуе­мый должен держать палец на кнопке. В каждом иссле­довании оба раздражителя подаются не менее 3 раз с интервалом 10-12 с. Срывом дифференцировочной реак­ции считают случай, когда обследуемый отпускает кноп­ку при подаче отрицательного раздражителя. Исследо­вание обычно проводят в соответствии с отдельными пе­риодами деятельности (в начале и конце урока, смены, недели и т. д.). По динамике величины латентного периода и уменьшению или увеличению случаев срыва дифференцировки судят о функциональных измерениях высшей нервной деятельности, об улучшении или ухуд­шении подвижности нервных процессов. Удлинение ла­тентного периода и увеличение количества случаев сры­вов дифференцировки к концу учебных занятий свиде­тельствует о снижении общей умственной работоспособ­ности обследуемых. Латентное время моторной реакции может уменьшаться, что свидетельствует о хорошей концентрации тормозного процесса.

На нашей кафедре создана компьютерная программа для оценки скрытого (латентного) времени двигательной реакции обследуемого на зрительный раздражитель.

При запуске программы на экране монитора появляются три клавиши: «Тест 1», «Тест 2» и «Выход» для выхода из программы. Тест 1 – программа, предназначенная для определения скрытого времени двигательной реакции на зрительный раздражитель, тест 2 – для оценки состояния дифференцировки.

При выборе с помощью «мышки» теста №1, на экране появляется квадрат с надписью по верхнему краю: «Здесь появится красный квадрат», слева от него – клавиша с надписью «Готов», справа – с надписью «Выйти» для выхода из данного теста. После нажатия клавиши «Готов» под квадратом появляется клавиша с надписью «Когда появится красный квадрат, нажмите сюда». Курсор «мышки» необходимо переместить на эту клавишу. Обследуемый должен нажать на левую клавишу «мышки» при появлении на экране красного квадрата. Следом за этим на экране автоматически показывается результат - латентное время двигательной реакции обследуемого на этот зрительный раздражитель, выраженное в миллисекундах. Нажав клавишу «Выйти», вновь попадаем на первую страницу программы.

Последовательность действий при выборе теста №2 аналогична: нажать на клавишу «Тест 2», затем – на клавишу «Готов» и переместить курсор на клавишу с надписью «Когда появится красный квадрат, нажмите сюда». На экране мелькают квадраты различных цветов, нажимать же на эту клавишу необходимо только при появлении красного квадрата. После окончания тестирования на экране появляется результат: количество правильно выбранных квадратов, количество ошибок и время скрытой двигательной реакции в миллисекундах.

Схема для оценки данных хронорефлексометрии

Характер взаимоотношения  процессов возбуждения и торможения

Время скрытого периода

 

 

Количество ошибок

Простой реакции Реакции с дифференцировкой
Оптимальное соотношение Уменьшается Уменьшается Уменьшается
Ослабление активного торможения Уменьшается Увеличивается или остается без изменения Увеличивается
Нарастание охранительного торможения Увеличивается Увеличивается Остается без изменения или увеличивается

Метод дозированных заданий

Дозированные во времени работы позволяют получить количественные и качественные показатели общей умственной работоспособности. Для этого используются специально составленные комплексы арифметических примеров, пробные диктанты и корректурные таблицы.

Арифметические задания должны состоять из определенного количества (10-15) примеров, по сложности соответствовать возрасту и подготовленности учащихся. К решению примеров учащиеся должны приступить одновременно по команде «Начинайте». По истечении 5 минут подается команда «Закончили» и листочки с решениями собираются. То же самое проделывается в конце урока.

Учитывают количество правильно решенных примеров до начала урока и в конце его. Уменьшение процентного соотношения правильно решенных примеров от начала урока к его концу расценивается как снижение работоспособности, увеличение – как повышение ее.

Пробные диктанты также позволяют определить изменения работоспособности. Недостаток данного метода в трудности определения причин ошибок: связаны ли они с понижением работоспособности или с нетвердым знанием грамматики учащимся. При оценке учитывают среднее количество ошибок, приходящееся на одного учащегося, количество работ, содержащих от 1 до 3-х, от 4 до 5-ти и более ошибок.

Корректурная таблица А.Г. Иванова-Смоленского

Таблицы представляют собой бланк с набранными на нем типографским способом различными буквами русского алфавита. Исследование проводится в течение 2-х минут по секундомеру.

Ученикам предлагается зачеркнуть одну букву (например, «К») и подчеркнуть другую (например «В»).

(каждая строчка читается слева направо, а сами строки сверху вниз).

При обработке корректурных таблиц подчитывается количество пройденных букв.

Затем учитываются ошибки. При этом за ошибку принимается:

1)пропущенная целая строка;

2)нужная буква не зачеркнута или не подчеркнута;

3)зачеркнута или подчеркнута не нужная буква;

4)буква зачеркнута, в то время, как ее следовало подчеркнуть, и наоборот.

Для возможности сопоставленья полученных данных расчет ошибок ведется на 500 знаков. 

Дальнейшая обработка полученных данных проводится 2 способами.

Во-первых, вычисляется среднее количество прослеженных знаков и сделанных на 500 знаков ошибок после каждого урока, за весь учебный день, за всю неделю:

КПБ = (N х 40) + n,

где КПБ – количество просмотренных букв;

N – количество просмотренных строк;

n – количество букв последней строки, просмотренной не полностью.

               Для вычисления стандартизированной (ожидаемой на 500 просмотренных букв) ошибки Х необходимо составить и решить следующую пропорцию:

                      КПБ               – количество ошибок
                     500 букв           – х Х ошибок

 

Детей к обучению в школе

1. Степень психосоциальной зрелости

2. Уровень школьной зрелости по тестам Керна-Ирасека

3. Уровень умственной работоспособности по корректурным пробам

4. Выполнение мотометрического теста

5. Качество звукопроизношения

Оценка результатов беседы

Детей с результатами менее 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему психологическому обследованию. «Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 25-29 баллов, «средне-зрелыми» – 20–24 балла, «незрелыми» – 15 – 20 баллов. Давая заключение, не следует забывать, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, является вспомогательным методом. Психолого-педагогический диагноз может быть поставлен только на основе анализа всех данных комплексного исследования.

Оценка результата

Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

Задание 1 (рисунок человека).

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши; на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды.

2 балла – выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.

3 балла – у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.

4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены лишь одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Задание 2 (срисовывание написанного текста)

1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность – необязательна.

3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы. 


 

  А   Б   В

Рисунок 3.Примеры выполнения и оценки теста Керна-Ирасека:

А – рисование человека; Б – срисовывание короткой фразы; В – срисовывание группы точек.

4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.

5 баллов – каракули.

Задание 3 (срисовывание группы точек)

1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не больше, чем вполовину.

2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла – группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, но не более 20).

4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии – недопустимы.

5 баллов – каракули.

Сумма баллов по отдельным заданиям представляет общий результат исследования.

РТУТЬ (HG)

Ртуть – простое вещество, переходный металл, при комнатной температуре представляет собой тяжёлую серебристо-белую жидкость, пары которой чрезвычайно ядовиты.

В организм ртуть попадает через с парами воздуха или через кожу.

Отравления ртутью возможны:

В производстве ртутно-цинковых гальванических элементов (батарей), ртутных ламп (ДРЛ, ДРШ и др.), энергосберега-ющих газоразрядных люминесцентных ламп

При выплавке ртути из руды

При изготовлении ртутных препаратов, термометров, барометров, рентгеновских трубок и др

Клиника хронических отравлений ртутью:

Снижение внимания

Повышенная                 эмоциональная  возбудимость   (раздражительность, вспыльчивость)

Тремор пальцев вытянутых рук, ног, век, языка Изменение почерка

Гингивиты, язвенные стоматиты, пародонтоз Язвенные эзофагиты, энтероколиты

Увеличение щитовидной железы и ее гиперфункция Вегетативные нарушения (тахикардии, астении, вегетодистании) Ломкость ногтей

Выпадение волос Анемия, лейкопения МАРГАНЕЦ (MN)

Марганец – твердый хрупкий металл темно-серого цвета с красноватым отливом. В производственных условия применяется в виде окислов (MnO2, MnO, Mn2O3), а также соединений с металлами.

В организм марганец поступает в основном ингаляционным путем в виде пыли, а также через желудочно-кишечный тракт. Он образует

малорастворимые фосфаты, которые могут откладываться в костях, печени, почках.                        Вызывает хронические отравления.

 

ХРОМ (CR)

Хром - твердый блестящий металл. Встречается в виде окислов и соединений с другими химическими соединениями.

Хром может поступать в организм через дыхательные пути, желудочно- кишечный тракт и кожу, при этом он раздражает слизистые оболочки, вызывая насморк и чихание.

Отравления хромом возможны:

В металлургической промышленности В производстве огнеупоров

В химической промышленности В кожевенной промышленности В текстильной промышленности

В лакокрасочной промышленности

БЕРИЛЛИЙ (BE)

Бериллий - твердый металл светло-серого цвета. Токсичны как металл, так и его соединения.

Бериллий поступает в организм через легкие в виде дыма и паров. Депонируется в легких, костях, печени, почках, селезенке.

Проникает через плаценту, обнаруживается в моче. Бериллий определяется в моче после прекращения контакта с его соединением через несколько лет (10лет)

ОТРАВЛЕНИЯ ВОЗМОЖНЫ

На участках извлечения, обработки бериллия и его соединений В ядерной технике и ракетостроении

В производстве керамики и огнеупоров

В производстве радиоламп и люминофоров В порошковой металлургии

Характеристика пыли

Знание происхождения и условий образования производственной пыли, ее физико-химических свойств и особенностей действия на организм человека имеют важное значение не только в

оздоровлении условий труда работающих контингентов, но и в последующей диагностике и лечении заболеваний органов дыхания, а также разработке комплексных инженерно-технических и санитарно-гигиенических профилактических мероприятий.

Пыль - это взвешенные в воздухе, медленно оседающие твердые частицы, размерами от

нескольких десятков до долей мкм. Пыль представляет собой аэрозоль, т.е. дисперсную систему, в которой дисперсной фазой являются твердые частицы, а дисперсионной средой - воздух.

Наиболее широко используется классификация пыли по способу образования, по происхождению, дисперсности и характеру действия (Таблица № 18).

Таблица № 18. Классификация аэрозолей

 

 

По способу образования По происхождению По дисперсности По характеру действия
    1. Аэрозоли дезинтеграции   2. Аэрозоли конденсации (при испарении и последующей конденсации) 1. Органическая   1.1. Растительная   1.2. Животная   1.3. Искусственная   2. Неорганическая 2.1. Минеральная   2.2. Металлическая   3. Смешанная   1. Крупнодисперсная видимая, больше 10 мкм   2. Среднедисперсная - микроскопическая, от 0,25 до 10 мкм   3. Мелкодисперсная ультрамикроскопическая, менее 0,25 мкм   1. Специфические заболевания органов дыхания (пневмокониозы, пылевые бронхиты).   2. Неспецифические заболевания:    Кожи      Глаз    Легких (пневмония, туберкулез, рак и т.д.)


Аэрозоль дезинтеграции образуется в результате механического измельчения твердых материалов при взрыве, дроблении, помоле; аэрозоль конденсации образуется при возгонке твердых веществ при использовании электрогазосварки, газорезки, плавки металла и др., вследствие охлаждения и конденсации паров металлов и неметаллов

Органическая пыль может быть животного или растительного происхождения (шерстяная,

комбикормовая, костяная, древесная, хлопковая, льняная и др.); неорганическая пыль может быть минеральной и металлической (кварцевая, силикатная, цементная, цинковая, железная, медная,

свинцовая и др.); смешанная пыль широко встречается в металлургической, горнодобывающей и химической промышленности;искусственная пыль (пыль резины, смол, красителей, пластмасс и др.) характерна для предприятий нефтехимической, лакокрасочной и других видовпромышленного производства.

Первостепенное значение для гигиенической характеристики производственной пыли имеет размер частиц или степень дисперсности аэрозолей, определяющих не только скорость оседания пыли, но и ее задержку и глубину проникновения в органы дыхания. По дисперсности пыль разделяется на мелкодисперсную и ультрамикроскопическую (размер частиц пыли до 0,25 мкм); среднедисперсную ил


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.