История возникновения города Тула — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История возникновения города Тула

2022-10-04 39
История возникновения города Тула 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Скорее всего, поселение на месте Тулы было основано рязанскими князьями, которые в конце 11 — начале 12 веков владели этими землями. Поселение предназначалось для гарнизона, собирающего дань с вятичей, которые жили в густых окрестных лесах. При впадении Тулицы в реку Упу возвели дубовый острог. Таким образом, первая крепость стояла по другую сторону Упы. В. А. Левшин в «Историческое, статистическое и камеральное описание городов Тульской губернии» издания 1807 года пишет:

Старое городище при слиянии Тулицы и Упы на противоположном от современного Кремля берегу Упы.

И не на том месте была древняя Тула, где находилась впоследствии и где стоит ныне. В настоящей окружности города есть место, до днесь называемое городищем, которого, впрочем, не осталось никаких признаков, кроме названия. Место сие находится на правой стороне реки Упы при устье речки Тулицы, где ныне оружейный завод, при названии заводской церкви всегда прилагают слово «на городище». Жители Тулы по преданиям уверяют, что в старину был город на этом месте.

Тульский деревянный острог

Московский князь Василий Иванович III в 1507 году повелел насельцам Старого городища оставить его и заложить дубовый острог на другом берегу Упы. Новый деревянный острог был вооружён немецкими и московскими пищалями и пушками и был закончен в 1509 году.

Стена острога начиналась в районе нынешнего Зареченского моста. Там находились Никольские ворота. Далее стена шла по линии современной Советской улицы до Крапивенской башни (нынешнее пересечение с проспектом Ленина). Крапивенские ворота — огромная шестигранная четырехъярусная башня высотой 13,8 м и диаметром 7,6 м со смотровой дозорной вышкой на шатровой крыше. Другие башни острога были трехъярусными квадратными, высотой около 9 метров. Все проездные башни имели смотровые башни, глухие — нет. К деревянным стенам примыкал ров шириной около 10 м и глубиной 2,5 м.

Крапивенские ворота Тульского острога

От Крапивенских ворот начинался древний земляной вал Завитай высотой 4,5 м и шириной около 8 м. Вал имел несколько сильно выступающих бастионов. Проезды в нем защищали три рубленые деревянные башни высотой 6,7 м, квадратные в основании. Вал проходил по Завальской улице (теперь Советская) и заканчивался у берега Упы Троицкими воротами. Отсюда вновь начиналась дубовая стена, которая шла вдоль всего берега Упы до Никольских ворот.

Посадские деревянные укрепления Тулы долгое время являлись границей города и служили домом для всех туляков. Они простояли до 1741 года, когда стены были разобраны за ветхостью, а земляные валы срыты.

Каменный Тульский кремль

Рынок у Тульского кремля

В 1514 году внутри острога начинают строить уже «каменный город». Форма его крайне проста — простой четырехугольник. Фундамент и нижняя часть сложены из белого камня, верх достраивался кирпичом. Возможно, белого камня не хватало, поэтому где-то его положили больше, а где-то меньше.

В стиле города уже чувствуется сильное влияние итальянских мастеров, которых, как считается, привезли туда из Москвы после постройки Московского кремля. Длина стен Тульского кремля чуть больше километра, высота стен 10 метров. Сохранились все 9 башен, из них 4 круглые, остальные квадратные.

Пограничный город Тула

Тревога на пограничном карауле в 16 веке. Гравюра 19 века

Тула долгое время оставалась Золотоордынским улусом, по всей видимости, независимым от Москвы. Затем после падения Золотой Орды Тула стала форпостом на границе с бывшими частями Орды: Крымского, Астраханского и Казанского ханств.

За Тулой начиналась Великая Степь, по которой свободно перемещались мобильные отряды, разорявшие поселения. Когда передовые караулы в степи предупреждали о появлении отрядов, ратники выходили на берег Оки. Начиная с 1569 г., им приходилось выходить на Оку каждый год. После Благовещенья полки «конны, людны и оружны» становились в городах Серпухов, Таруса, Кашира, Калуга, Коломна и несли караул. Если же нашествия за лето не было, то осенью отряды уходили на зимние квартиры. Зимой граница так тщательно не охранялась, поскольку в это время года степи были непроходимы для всадников.

Линия обороны заканчивалась в Коломне, так как в тех местах реку вброд было не перейти. От Коломны до Калуги все броды охранялись и в их дно были вбиты колья.

Тульская Засечная Черта

Схема Тульской засечной черты

Одновременно со строительством Тульского кремля и Острога началось возведение грандиозных линий укреплений — засек. Они состояли из ряда укрепленных городов, соединенных между собой непрерывной чередой валов и рвов, а в зонах густого леса — засечных полос. На лесных участках шириной от 50 до 100 метров деревья подрубали и заваливали в сторону неприятеля, но не отрубали их от корней. Вершины этих деревьев заостряли, а ветки сплетали и связывали веревками из коры. Растащить такой завал было невозможно. Пройти его было очень сложно не то что на коне, но и пешему. В проходах ставились укрепленные башни с воротами.

Набег крымского хана Сафат-Гирея в 1638 г. вынудил ускорить работы по ремонту укреплений на Тульской засечной черте. При царе Михаиле Федоровиче Романове Тульскую засеку продлили от Одоева через Козельск и Лихвин до Перемышля, а с другой стороны — от Венева до Рязани. При царе Федоре Алексеевиче (брате Петра I) засеку еще раз удлинили, и она стала проходить через Крапивну и Каширу. От Тулы до Венева засечная черта удваивалась для для дополнительной защиты Муравского шляха, по которому чаще всего двигались отряды.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.