Кто сегодня герой — друг или враг? — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кто сегодня герой — друг или враг?

2022-10-04 28
Кто сегодня герой — друг или враг? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Продолжаем цитировать немецкую исследовательницу:

“Герой уже не является морально безупречным и сознательным милиционером, теперь он бывший заключенный или бывший военный, служивший в Афганистане или Чечне, то есть сам он вышел из социально опасных, ранее табуированных слоев и является аутсайдером, хорошо знает изнанку преступности и не раз был на волосок от смерти.

Его позиция дает ему право на свою мораль, за пределами формальных границ. В своем стремлении бороться с преступниками силой и оружием он часто не отличается от своих антагонистов.

В мире, где каждый борется с каждым, преследующий преступника герой сражается один против всех, причем зачастую и против организованной преступности. Таким образом, он одновременно защищает и право сильного и безопасность своей страны.

Боевик изображает не имеющих слабостей героев, они не меняются на протяжении произведения, лишены психологических конфликтов. Таким образом, в сравнении с соцреалистическим романом, прототипом которого всегда был один и тот же вариант воспитательного романа, этих героев можно рассматривать как антигероев…”

Отбросим наукообразную лексику и согласимся с утверждением исследовательницы, что нынешнего героя вполне можно поставить на одну доску со своими антиподами. Он так же жесток, неизбирателен в выборе средств и так же (или почти так же) признает лишь одно средство возмездия — смерть… Можно и согласиться, что герои примитивны и последовательны, они не меняются на протяжении всего повествования и в таком неизменном виде переходят из книги в книгу.

Любимый герой Виктора Доценко “русский Рэмбо” — Савелий Говорков — участвует в самых сложных операциях на протяжении уже десятка романов. Вместе с друзьями он уничтожает засекреченную военную базу, помогает вернуть в страну “золото партии”, участвует в ликвидации крупного международного террориста… И все свои подвиги Говорков совершает без каких-либо нравственных исканий и моральных мук: “Надо — значит надо!”

Во многих романах действуют “бывшие” — сотрудники спецслужб, десантники, сотрудники милиции и др. Большинство из них прошло школу Афгана и Чечни, хорошую подготовку в спецлагерях… Все это позволяет писателям рисовать своих героев этакими сверхчеловеками, ангелами мщения, которые всегда появляются в нужном месте и в нужное время. В цикле романов о пиранье А.Бушков рисует своего героя капитана Кирилла Мазура бойцом, крошащим свои жертвы словно капусту…

В цикле романов о Волке А.Дышева бывший десантник, будучи не совсем уверен в эффективности работы правоохранительных органов, сам начинает расследование страшных преступлений. Так, в “Крике Волка” он случайно узнает о том, что “груз-200” в “цинковых гробах” заменяется наркотиками…

“Исполнитель” Б.Руденко, бывший офицер ВОВ, вступает в схватку с организованной преступностью, а в повести “Наезд” бывший спецназовец наводит ужас на бандитов в небольшом городке… В романе А.Ильина “До последней капли” действует уже не герой-одиночка, а целая пятерка спецов — бывших солдат, которые берутся за оружие, чтобы “расследовать” убийство ветерана и освободить заложников — молодую женщину и ее ребенка…

Коллективное “творчество” в борьбе с преступниками наблюдается и в известном цикле Ф.Бутырского о Лютом. В “Бригаде Лютого. Кровь за кровь” бывший сотрудник КГБ Максим Нечаев, семья которого погибла от рук преступников, отчаявшись добиться правосудия, вступает в тайную организацию и месть его ужасна!

И вообще, чтобы добиться справедливого возмездия или защиты, совсем не обязательно обращаться к милиции. Лучше обратиться за помощью к бывшим сотрудникам спецслужб, что, собственно, и делает некий бизнесмен в романе А.Басманова “Первая охота “Совы”… Можно привести множество примеров подобной литературы, в которой неизменные герои совершают неизменные поступки во имя неизменной цели — торжества справедливости…

Появился и такой вид писательского бизнеса, как написание циклов на разные криминальные темы, где действует один герой. Герою криминального цикла Ф.Волкова “Дембель” старшему сержанту ВДВ Илье Корнилову все равно, кого крушить. Он воюет и “против ментов”, и против “конторы”, и против воров… За ним охотятся чеченские боевики, милиция, ФСБ… Но хладнокровный расчет, риск и мужество побеждают.

Майор-спецназовец Дмитрий Рогожин по кличке Святой, повоевав в Афгане, берется навести порядок в России. А его двойник, спецназовец Костя Панфилов по кличке Жиган из одноименного цикла С.Зверева пройдя все круги ада в Афгане, способен на самые дерзкие поступки, когда речь идет об озверевших преступных группировках. Он воюет и с торговцами наркотой, рэкетирами и мафиозными бандами…

Число циклов романов и повестей, где действуют “бешеные”, “меченые”, “слепые”, “лютые” и прочие рэмбистые герои, уже перевалило за сотню и продолжает расти. У известного писателя В.Пронина уже вышла в свет “Банда-7”. И, как заявляет сам писатель, он пытается остановиться, уйти от бесчисленных банд, но пока это плохо удается. Банды как-то засасывают, требуют внимания к себе. Да и читатель, как-то привыкший уже к знакомым именам, требует продолжения… Вот и выходят в свет: у Д.Корецкого — “Антикиллер”, “Антикиллер-2”, у А.Константинова — “Адвокат-1”, “Адвокат-2”, у В.Пронина — “Банда-1,2,3,4,5,6,7…” Впечатляет. И писателю удобно: не надо придумывать новые названия, и читателю легче: стоит запомнить номер последнего “Адвоката”, “банды” и т. п. — и жди продолжения. Есть и другой способ привлечь внимание: стоит вставить в название пароль — ключевое слово — и вновь успех обеспечен. Например, “Срок для Бешеного”, “Команда Бешеного”, “Возвращение Бешеного” и т. д. и т. п. (В.Доценко. Цикл о Савелии Говоркове). А вот еще одно ключевое слово — “пиранья”: “Охота на пиранью”, “След пираньи”, “Возвращение пираньи” (А.Бушков. Цикл о Кирилле Мазуре).

У С.Таранова пароль — “Меченый”: “Выстрел Меченого”, “Выбор Меченого”. У А.Воронина — “Слепой” — и вновь бесконечный цикл о “Слепом”, который, действуя индивидуально или с небольшим коллективом, проходит через огонь, воду и медные трубы…

Таких примеров множество. И самое интересное, пожалуй, заключается в том, что именно эта литература сегодня является самой ходовой на книжном российском рынке. За право называться самым читаемым писателем спорят В.Доценко, В.Шитов, Д.Корецкий. А Л.Дворецкий, автор серии о симпатичной борчихе с мафией Ие, не спорит. Он скромно указывает на своих книжках: “Продано более 300 тысяч экземпляров”.

 

Сначала “заключим”, а потом разберемся…

Между тем, о художественных достоинствах, эстетических ценностях и воспитательном значении литературы о “русских Рэмбо” стоит поговорить особо. Ибо оценки писателей и думающих критиков и литературоведов несколько рознятся. К примеру, А.Бушков в интервью “Книжному обозрению”, отвечая на вопрос “Чем отличаются ваши книги от образцов западного “Острого Сюжета”? В чем русскость заключается?” скромно отвечает: “Не поймите меня неправильно, но мне кажется, что в наших триллерах — не только в наших — герои… больше думают, что ли, они менее схематичны. Это не значит, конечно, что в этом отношении на голову выше тех же американцев, нет…”

Здесь можно поспорить. И о “думающих” героях русского триллера. И о том, что мы не на голову выше американцев, и о другом. Не побоимся заявить, что по числу жертв, по количеству пролитой крови наши друзья из США уже давно остались позади. Тот же полковник Кирилл Мазур, знаковый герой А.Бушкова, постоянно подвергаясь смертельным опасностям, научился решать их кардинально, убивая людей, нимало не задумываясь над этим. Убивает он и явных врагов — бандитов, убивает и предполагаемых противников, убивает и просто так, ради профилактики… И еще: пока нам, прочитавшим десятки триллеров подобного толка, что-то не попадались умные или хотя бы думающие герои… Впрочем, дело даже не в этом. Намного опаснее сегодня то обстоятельство, что в отличие от западного боевика, где читателям предлагались несимпатичные герои, отличающиеся своим поведением от обычной нормы, и эта модель поведения фиксировалась со знаком “минус”, то постсоветский детектив (триллер, боевик), говоря словами Л.Гурского, “принялся ставить под сомнение сами базовые аксиомы, норму стали вытеснять массивные инверсии и социальные перверсии. Одни названия чего стоят! “Смотреть на мир глазами волка”, “Возвращение Жигана”, “Крестные братья”, “Я — вор в законе”, “Жизнь бандитская”, “Убийство как профессия”… На книжные прилавки легли растиражированные сочинения Владимира Шитова, Бориса Бабкина, Александра Ушакова, Евгения Сухова и других. Авторы словно разочаровавшись в быстром достижении высокого счастья, бросились менять высокие моральные ориентиры на противоположные”.

Говоря другими словами, произошло быстрое смещение акцентов. И прекраснодушный Павел Петрович превратился в Мента Поганого, от которого надо держаться подальше, а вор и убийца, отмыв свои грязные деньги и сделавшись респектабельным господином, стал спонсором, защитником всех сирых и убогих. Такая метаморфоза не может не удивлять. Вряд ли еще лет 10–15 назад кто-либо мог с гордостью заявить о себе: “Я — вор в законе”. Сегодня это гордое название вынесено на обложку книжной серии. А бывший киллер Евгений Монах, выпустив несколько книг под общим заголовком “Братва”, стал уважаемым членом писательского сообщества. Кстати, его “Братва” пользуется неизменным успехом у подростков 14–17 лет. А Е.Монах уже выпустил новую книгу “Проклятье царя Мидаса”…

 

“Черный роман”. Смещение ценностей

Можно сказать, что, пользуясь плодами цивилизации, мы получили еще один подвид литературы — “взгляд с той стороны”. Мы бы назвали этот подвид “Черным романом” за то, что он рисует наши реалии, какими их видят бойцы невидимого фронта, но уже “с той стороны”, за то, что авторами этого романа являются те, кто испытал многое из того, о чем пишет. Е.Монах, В.Доценко, Е.Сухой сами были тюремными сидельцами, а Л.Паркин, кажется, и до сих пор находится по ту сторону, а свой первый роман написал после двенадцати лет отсидки.

А автор многих шпионских романов П.Обухов и сам находится под следствием “за это самое”…

“Черный роман” — новое направление в российской остросюжетной литературе, но он уже достаточно многочисленен. Вот роман А.Доценко “Бандиты с большой дороги”. Негодяи преследуют главного героя, взяли в заложницы его любимую девушку. В поисках выхода герой обращается в другую преступную группировку.

А в “Пахане” И.Деревянко рассказывается, как воюют между собой конкурирующие бандформирования. Тот же сюжет в романе В.Силкина “Без жалости”. О чарующей жестокости уголовного мира рассказывается в “Беспредельщиках” И.Деревянко. Об этом повествуется устами частного охранника. В “Мокрухе” (названия-то какие!) заурядный бандит волей случая поднялся на высшую ступень преступной иерархии и наводит ужас на своих и чужих.

Особая статья — рекрутирование бойцов бандгруппировок, подбор кадров, если так можно выразиться. В книге Э.Володарского “У каждого своя война” молодые полуголодные парни, выросшие в мире коммунальных квартир, готовятся вступить в ряды преступного мира, а героев романа “Приговоренный к смерти” А.Горохова жажда больших денег приводит в мир криминальных разборок. А в “Московском бенефисе” Л.Влодавца в ряды мафии десантника Николая Короткова приводят семейные связи: он узнает, что его отец — крупнейший московский авторитет.

В повести А.Воронина “Наперегонки со смертью” бывший военный случайно становится боевиком одной из банд. И здесь мы убеждаемся в правоте известной блатной поговорки “Вход — рубль, выход — два…”. Никакие силы не могут вырвать человека из преступного мира. Даже порвав с ним, герой книги “Наперегонки со смертью” вовлекается в эпицентр схватки спецслужб. В “Братве” Е.Монаха для парней, желающих порвать с преступным миром, одно наказание — пуля…

Правда, в “Братве” это называется более изящно — “рубить хвосты”. И в самом деле, легальные операции банды, руководит которой вполне реальный герой по кличке “Монах”, за плечами которого три “ходки”, базируются на рэкете, наркотиках и т. д. Сами герои остаются “чистыми”, потому что беспощадно уничтожают свидетелей.

Лет 30 назад страна лихорадочно углубилась в чтение неожиданной в то время книги: бывший заключенный А.Леви в “Записках Серого Волка” поведал о своей жизни в неволе. Пожалуй, это был первый из представителей “черного романа”. Но в своей книге А.Леви не переставил с ног на голову нравственные ценности. Он не писал, что преступать закон — это здорово, что лучший свидетель — мертвый свидетель. Зато сегодня… В той же “Братве” Евг. Монах смачно (и со знанием дела) рассказывает, как надо держать дисциплину в рядах банды, как правильно разбираться с нарушителями воровских законов… “Черный роман” насчитывает сегодня десятки книг, многие из которых написаны недавними зэками. И даже теми, кто пока еще зону не покинул…

А чего стоят гордые названия таких трудов. “Я — вор”, - радостно сообщает о себе Е.Сухов, родоначальник целого цикла книг под такой рубрикой.

А некто А.Барбакард делится опытом в “Записках шулера”. Он же доверительно сообщает читателям, что “лохом быть неприятно”. О “Воровском общаке” пишет В.Шитов, автор “Собора без крестов” и других книг данной тематики. Ряд издателей предпринимает даже целые серии “Черного романа”. “Эксмо” производит на свет серию “Русские разборки”, посвященные жизни преступного мира. Издательский дом “Эксим” выпустил несколько книг из серии “Мошеннический роман”, опять же живоописующий жизнь дна: нищих, гомосексуалистов…

Известный литературовед Р.Арбитман утверждает, что Е.Монах в свое время прочитал известный советский роман А.Г.Тушкана “Друзья и враги Анатолия Русакова”. Прочитал-то прочитал, только выводы сделал диаметрально противоположные: то, что хорошо для друзей А.Русакова, то — смерть для друзей Е.Монаха. Кажется, это — ярчайший пример того, как белое становится черным… И там и там герои проходят школу предварительного воспитания и становятся матерыми волками…

Л.Гурский вполне серьезно считает, что “в случае Монаха налицо явное саморазрушение, стремительная эволюция детектива в “черный роман”…

На наш взгляд, перерождение, а точнее вырождение детектива произошло уже давно.

Нулевой эффект дают наказания, придуманные государством. Едва выйдя из мест лишения свободы, герои “черного романа” нимало не медля, принимаются за разработку новых, еще более изощренных преступлений. В “Петле смертника” О.Петрова освободившийся уголовник немедленно внедряется в крупную торговую фирму, чтобы прибрать к рукам большие деньги. А в романе А.Ушакова “Крестные отцы” известный вор в законе Анатолий Бес, несмотря на многие перемены в жизни уголовного мира, создает наркокортель и пытается выйти в люди. В романе С. и А.Климовых “Преследователи”, герой, выйдя из тюрьмы, желает стать графом Монте-Кристо и отомстить тем, кто сломал ему жизнь. Однако, законы преступного мира круты: преследователь скоро превращается в жертву…

“Черный роман” обилен и многогранен. Его создают в основном люди, не понаслышке знающие то, о чем пишут. Видимо, вполне можно утверждать, что здесь идеализируются герои милицейских рапортов и расследований. Как говаривал чеховский герой, “Воры завсегда ловчее были сторожей…” Поэтому и правоохранительные органы в литературе подобного рода если уж не высмеиваются, то или остаются в тени, или предстают неудачниками. В “Московском душегубе” А.Афанасьева сказано об этом одной фразой: “Милиция в этот день работала отменно и на место погрома прибыла через сорок минут…” На воров не действует ни осуждение общества, ни страх наказания, ни само наказание… Единственная сила, способная облагородить преступников — любовь. В цикле “Нимфоманка” Д.Щербакова автор в какой-то мере идеализирует своих героев Севера и Милу, ибо только чистая искренняя любовь помогает им в кровавом бедламе оставаться людьми. В романе А.Афанасьева “Московский душегуб” классный киллер Татьяна по прозвищу “Француженка” влюбляется и уже… не может убивать. Увы, ни раскаяния, ни жалости, ни мучительных метаний и исканий в этих гангстерских боевиках не наблюдается. А если наблюдается, то крайне редко… Это типичные романы действия, в которых не до раздумий, обобщений, философских размышлений. Встречаются лишь подобные постулаты: “Семена, посеянные в семидесятые, взошли, развились и дали страшные плоды в начале девяностых. Уродливое дитя, рожденное загнивающими коммунистическими структурами, превратилось в чудовище, присутствие которого осязаемо в каждой ячейке государства, в монстра, живущего своим собственным законом и правом и влияющего на каждый шаг, каждое решение государственных органов…”

…И дело даже не в том, что стало страшно высунуть нос на вечернюю улицу и бесполезно обращаться в правоохранительные органы в случае чего. За время “Крестового похода на мафию” не было доведено до суда ни одного крупного уголовного дела, в котором “засветились” высокие должностные лица и “новые русские”…

То, что хорошо для узкопрофилированной газеты, далеко не всегда годится для художественного произведения. А мы привели обширную цитату из романа В.Безымянного “За гранью риска”. Множество подобных откровений разбросано по страницам романов Ст. Гагарина, А.Афанасьева и многих других авторов. Наверное, это совсем неплохо — разъяснить читателю до чего довели страну власти и какая плохая мафия, но не в традициях русской классической литературы так прямо в лоб решать политические проблемы…

Здесь можно добавить, что и по части политизации остросюжетного произведения мы вновь впереди Европы всей. И США тоже.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.