Быстрота и комбинаторика: «Кулак богомола» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Быстрота и комбинаторика: «Кулак богомола»

2022-10-04 42
Быстрота и комбинаторика: «Кулак богомола» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В южных и центральных провинциях получил распространение «Кулак богомола» (танланцюань). Правда, единого стиля и тут не существовало. Разные, в большинстве своем технически не похожие школы в легендах восходят к одному истоку. Этим истоком стал рассказ о бывшем монахе северного Шаолиньского монастыря Ван Лане, который жил в конце XVII в. в уезде Цзимо провинции Шаньдун. С детства он увлекался боевыми упражнениями, а затем обучался в Шаолиньсы. По некоторым источникам, он примкнул к тайному «Обществу Неба и Земли», выступал против маньчжурской династии за восстановление китайской династии Мин. После очередного разрушения монастыря Ван Лану пришлось скитаться по Китаю, он жил в знаменитых горах Эмэй, обучался у различных мастеров ушу. Был он не очень силен, а его низкий рост вызывал насмешки даже среди близких ему людей. Отчаявшись достичь мастерства, он удалился в лес, где, уединившись, продолжил занятия. Однажды во время медитации Ван Лан заметил богомола, нападающего на цикаду. Богомол неподвижно застывал перед своей жертвой, затем резко устремлялся вперед, передними конечностями нанося удары по широкой дуге.

Из движений богомола Ван Лан перенял особую позицию кистей рук — «крюк богомола», при котором рука согнута в запястье, большой и указательный пальцы соприкасаются, остальные подогнуты к центру ладони. Такая позиция позволяла выполнять мощные удары наотмашь и зацепы за руки противника. Однако движения ног богомола не удовлетворили Ван Лана — он так и не сумел приложить их к передвижениям человека. Поэтому основатель стиля добавил к ударам богомола передвижения, характерные для обезьяны — «шаги обезьяны» (юаньхоубу).

 

 

«Кулак богомола» благодаря своей зрелищности быстро завоевал популярность. Уже в XVIII в. в буддийском сочинении «Истинное изложение предшественников-монахов Шаолиньского монастыря» среди классических шаолиньских стилей был назван и танланцюань.

В XVIII в. изначальный стиль разделился на две ветви — южную и северную. Мы не слишком погрешим против истины, если предположим, что они никогда и не были связаны между собой. Южное направление, которое представлено сравнительно небольшим количеством школ, по мнению ряда специалистов, вообще никак не соотносится с первостилем Ван Лана. Это направление стало практиковаться в провинции Гуандун семьей Чжоу, поэтому и получило название «Богомол семьи Чжоу» (чжоу танлан). Его техника похожа на южные стили ушу — бой на ближней дистанции, небольшое количество ударов ногами.

В противоположность этому северные школы «Кулака богомола» широко используют удары ногами, удары в прыжках, резкую смену уровней атаки, подсечки, броски, заломы. Все комплексы выполняются с рваной скоростью. Боец подолгу застывает на месте в низкой, растянутой стойке, немного покачиваясь, как богомол, который готовится к броску. Северные школы сочетают «мягкие» и «жесткие» способы атаки как на близкой, так и на дальней дистанциях, употребляя для этого «лапу богомола», которая в некоторых школах называется «тайный локоть» (мичжоу), вероятно, из-за того, что кисть, согнутая в запястье, напоминает локтевой сгиб. Во всех технических действиях присутствует рубящий удар запястьем — удар «ножа и топора» (даофу).

Все многочисленные стили танланцюань подразделяются на три направления: «жесткий богомол», «мягкий богомол» и «комплексный богомол», в тактике боя которого сочетаются как «мягкие», так и «жесткие» приемы. Представителем «жесткого богомола» является, например, стиль «Семизвездный кулак богомола», мягкого — «Кулак богомол шести взаимосоответствий», комплексного — «Богомол сливы мэйхуа».

Самой распространенной школой «Кулака богомола» стал «Семизвездный кулак богомола» (цисин танланцюань). Эта школа считается наиболее близкой к той, которая была создана когда-то Ван Ланом. Правда, патриарх «Семизвездного кулака богомола», выходец из области Дэнчжо провинции Шаньдун Ван Юньшэн внес в первоначальный стиль немало изменений. Прежде всего, он взял за основу не столько передвижения богомола, но проверенные временем методы атаки из других стилей, в том числе и «Кулак лежащего на земле» (дитанцюань). Изменился способ «выброса силы» — он стал предельно «жестким», резким, вот почему эту школу относят к направлению «жесткого богомола». Ее последователи считают, что не следует наносить удары, пока противник твердо стоит на ногах, его обязательно сначала надо вывести из равновесия — подсечкой, захватом руки или ноги, обманным движением. Другой стиль — «Кулак богомола сливы мэйхуа Великого предела» (мэйхуа тайцзи танланцюань) базируется на большом количестве передвижений. Боец ни на секунду не останавливается, подавляя противника фантастической плотностью ударов. «На один прием приходится три изменения в позициях», — гласит основной принцип этого стиля. Свое название он получил за необычное положение кисти бойца и работу верхними конечностями. Удары руками образуют хитросплетение, похожее на геометрию цветка сливы. Пальцы руки, сохраняя положение «лапы богомола», немного разводят в стороны, благодаря чему ими можно наносить удары по болевым точкам и делать защипы. Большое влияние на философскую доктрину этого стиля оказала концепция «Великого предела» (тайцзи). Структура всех приемов стиля соответствует взаимопереходу инь и ян — на силу отвечают мягкостью, на податливость — мощным ударом.

Очень близко к этой школе стоит другое направление, похожее даже по названию — «Богомол сливы мэйхуа» (мэйхуа танлан), или «Богомол великого предела» (тайцзи танлан), который считается «жестким» стилем.

Если два первых стиля можно считать близкими друг другу, то «Кулак шести взаимосоответствий богомола» (люхэ танланцюань), или «Кулак богомола и обезьяны, оседлавших лошадь» (махоу танланцюань) стоит несколько особняком. В противоположность предыдущим направлениям, его отличают мягкие и очень легкие передвижения, «растянутое» приложение силы. Основной целью практики этого стиля считается достижение трех внешних и трех внутренних соответствий в человеке, что должно привести к абсолютному единству телесного и духовного. Внутри следует достичь равновесия между сердцем и волей, волей и циркуляцией ци, и, наконец, между ци и физической силой. Снаружи необходимо сочетать движения кистей рук и ступней, локтей и коленей, плеч и бедер. Бойцы стиля «Кулак шести взаимосоответствий богомола» должны находиться в непрестанном движении, каждое действие перетекает в следующее.

На севере Китая можно встретить более десятка «стилей богомола», разбитых на сотни школ. Естественно, что даже часть из них мы не сумеем описать. Там же в деревнях встречается немало настолько закрытых стилей этого направления, что их концепции и даже внешний рисунок остаются малоизвестными. В частности, о «Кулаке богомола тайных врат» (мимэнь танланцюань) известно лишь, что он использует тактику ближнего боя, восемь базовых ударов «лапой богомола», «приклеивания» к рукам противника, «надергивание» соперника на себя, подбивы его рук снизу вверх. Стиль «Богомола отполированной доски» (гуанбань танлан) использует в основном удар открытой ладонью, которая и называется «полированная доска». Ладонь специально укрепляется путем втирания в нее особых бальзамов. Круговые движения ладонью отрабатывают, катая по столу тяжелый каменный шар около 50 см в диаметре.

Сильные школы богомола существуют сегодня в провинции Хэбэй, в округе Цанчжоу, где они называются «Кулаки богомола сквозной подготовки» (тунбэй танланцюань), поскольку преподаются вместе со стилем тунбэйцюань.

Защищаясь и отпугивая противника, богомол размахивает передними конечностями. Этот принцип лежит в основе другого стиля — «Богомол, машущий лапами» (шуайшоу танлан). Мастера стиля учат: если выпрямить руку полностью, то сила уменьшится, если же чуть согнуть — то увеличится, если удар идет по прямой — сила не велика, если по дуге — сила возрастает. Боец сначала быстро описывает руками круги перед корпусом и не наносит ударов, пока противник находится далеко. Затем следует стремительный подскок — и боец оказывается на расстоянии не более предплечья от противника. Именно в этот момент наносится основной удар. Благодаря такой тактике стиль нередко называют «взрывающийся богомол» (пао танлан), столь стремительно подскакивают бойцы к противнику.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.