Логопедическая работа при ринолалии и дизартрии — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Логопедическая работа при ринолалии и дизартрии

2022-10-04 28
Логопедическая работа при ринолалии и дизартрии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной целью индивидуальных логопедических заняти с детьми с ринолалией и дизартрией является устранение на рушений произносительной стороны речи. На индивидуальны занятиях проводится комплекс артикуляционных, дыхатель­ных, голосовых упражнений, направленных на преодоление специфических нарушений произношения. Взаимосвязанным направлениями логопедической работы в системе коррекци ринолалии и дизартрии являются развитие орального праксиса, речевого дыхания, фонематического слуха, коррекция наруше­ний звукопроизношения. При наличии специфики реализации этих направлений при устранении ринолалии, дизартрии можно выделить общие методические рекомендации к проведению за­нятий с дошкольниками, имеющими данные нарушения речи.

I. Формирование основных движений органов артикуля­ции, выработка их определённых положений проводится по­средством артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, не менее 2—3 раз в день. На первых этапах работы не следует предлагать детям больше 2—3 упражнений. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребёнок вы­полняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый мате­риал с использованием новых игровых приёмов. Количество повторений одного и того же упражнения должно быть строго индивидуальным как для каждого ребёнка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упраж­нений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 10—15, а при условии коротких перерывов — и более.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не на-

40


пряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 1'ебёнок должен хорошо видеть как лицо взрослого, так и своё, чтобы самостоятельно контролировать правильность ныполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во иремя проведения артикуляционной гимнастики должны на­ходиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может носпользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Учитель-логопед должен следить за качеством выполняе­мых ребёнком движений: точностью, правильностью, плав­костью, объёмом, темпом выполнения, устойчивостью, пере­ходом от одного движения к другому. Также важно, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись сим­метрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не дости­гает своей цели.

Отработка каждого упражнения идёт в определённой по­следовательности:

1. Рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приёмов, что способствует появлению у дошкольника интереса к занятиям. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием даётся название, к нему подби­рается картинка-образ. Картинка служит ребёнку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Учитель-логопед также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно её исполнять, запоминать по­следовательность действий.

2. Показ учителем-логопед ом упражнения.

3. Выполнение ребёнком упражнения перед зеркалом4.

Выполнение упражнений может носить пассивный харак­тер (движения осуществляются с помощью учителя-логопеда, если ребёнок самостоятельно не может выполнить движение или движение выполняется не в полном объёме), пассивно-

4 Следует помнить, что зрительный контроль (с помощью зеркала) при пополнении артикуляционной гимнастики у детей с дизартрией использу­ется выборочно, с учётом формы и степени дизартрии, этапа работы.

41


активный и активный (самостоятельный) при зрительно! самоконтроле перед зеркалом. При коррекции ринолалии дизартрии для развития орального праксиса используются не­произвольные движения (например, облизывание внутренней,| вогнутой стороны ложки).

4. Выполнение ребёнком упражнения без зеркала (есл! это возможно). В начале работы может быть напряжённост* движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, движения станут свободными и координированными.

В любом упражнении все движения органов артикуляци­онного аппарата осуществляются последовательно, с паузам! перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог кон­тролировать качество движения, а ребёнок — ощущать, осо­знавать, контролировать и запоминать свои действия. Темп движения отрабатывается постепенно, его регуляция (от за­медленного на начальных этапах работы до более ускорен­ного) производится учителем-логопедом при помощи счёта вслух.

Упражнения артикуляционной гимнастики ребёнок дол­жен делать без напряжения, легко, так как напряжение мо­жет распространяться на другие группы мышц, что может привести к синкинезиям. Следует избегать грубых артику­ляционных упражнений, которые не являются основой арти­куляции каких-либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и др.).

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о соз­дании у ребёнка положительного эмоционального настроя. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу от выполнения движения. Луч­ше показать ребёнку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

Закрепление любого навыка требует систематического по­вторения. Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Для этого лучше всего использовать игру как основную деятельность дошкольников, естественную и привлекательную для них форму занятий.

42


Для каждого ребёнка комплекс упражнений составляет­ся учителем-логопедом индивидуально с учётом характера нарушения произношения и целесообразности рекомендуе­мых движений для правильного произнесения данного зву­ка. Описание разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, в том числе — используемых в работе с детьми с ринолалией и дизартрией, широко представлено в логопе­дической литературе [2, с. 9199; 3; 5, с. 9798, 195199, 257— 260, 275—281; 7, с. 70—76].

П. Артикуляционная и мимическая гимнастика при рино­лалии и дизартрии проводится в сочетании с логопедическим массажем.

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, направленный на улучшение трофической функ­ции мышечной системы, нормализацию мышц артикуляци­онного аппарата, стимуляцию проприоцептивных ощущений. 1 Год влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объём их сократительной функции, рабо­тоспособность мышц, что опосредованно способствует улуч­шению произносительной стороны речи. Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде по­глаживания, пощипывания, растирания, разминания, поко-лачивания и вибрации. Дифференцированное применение раз­личных приёмов массажа является эффективным средством коррекции артикуляторных нарушений, имеющих моторную или сенсомоторную природу (в том числе при ринолалии, ди­зартрии). Массаж неэффективен при устранении нарушений, имеющих языковую природу (например, при алалии).

Логопедический массаж может использоваться на всех:>тапах логопедической работы при ринолалии и дизартрии, но особенно значимо его использование на подготовительном:>тапе, когда у детей формируются умения выполнять опреде­лённые артикуляционные движения. Массаж при всей его действенности не может считаться универсальным методом преодоления артикуляторных нарушений. Он входит в ком­плексную систему логопедической работы и всегда сочета­ется с проведением логопедической гимнастики (пассивной,

43


активной артикуляционной и миогимнастикой), а также при необходимости — с другими методами, например, искусствен­ной локальной контрастотермией (сочетанием гипо- и гипер­термии) [7, с. 75—76].

Дифференцированный логопедический массаж может осу­ществлять учите ль-логопед, который должен хорошо знать анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, показания и противопоказания к выполнению логопедического массажа, физиологическое действие отдель­ных приёмов массажа, а также обладать хорошим осязатель­ным чувством кожи. Некоторые виды массажа (например, с применением специальных логопедических зондов, вибромас­сажёров и т. п.) требуют специальной курсовой подготовки. Вместе с тем в практике работы дошкольного учреждения специалисты, имеющие квалификацию «учитель-логопед», могут использовать приёмы классического укрепляющего или расслабляющего массажа органов артикуляции (губ, языка, нёба), а также лица, шеи детей с ТНР.

Логопедический массаж применяется с учётом медицинского заключения. Учитель-логопед планирует комплекс массажных приёмов на основе данных логопедического обследования, кото­рое обязательно включает характеристику состояния артикуля­ционных и мимических мышц. Характеристика состояния мы­шечного тонуса в артикуляционном аппарате устанавливается путём наблюдения за выполнением ребёнком традиционных для логопедического обследования двигательных проб — общих и артикуляционных статических и динамических упражнений.

По возможности учитель-логопед может обучить родите­лей ребёнка элементарным.приёмам массажа (также как и приёмам пассивной артикуляционной гимнастики), предва­рительно объяснив родителям необходимость такой работы и правила её проведения:

1. Массаж проводится в тёплом, хорошо проветренном по­мещении, с соблюдением всех гигиенических требований. Ру­ки учителя-логопеда должны быть чистыми, тёплыми, без вос­палительных процессов, с коротко остриженными ногтями.

2. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приёма пищи.


 

3. Во время массажа ребёнок не должен испытывать боли.

4. Противопоказанием к применению массажа являются любые соматические и инфекционные заболевания в остром периоде, заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъ­юнктивит, эписиндром.

5. Лучшими положениями ребёнка для проведения логопе­дического массажа (способствующими нормализации мышеч­ного тонуса) являются:

 

• положение «лёжа на спине», когда ребёнку под шею подкладывают небольшой валик, который позволяет несколь­ко приподнять плечи и откинуть голову назад;

• положение «полусидя» в кресле с высоким подголовни­ком.

Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10—15—20 сеансов (каждый день или через день), которые повторяются после перерыва на 1—2 месяца. Длительность проведения массажа на одном занятии может варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, тяжести речевого нару­шения, индивидуальных особенностей. Начальная продолжи­тельность составляет от 1—2 до 5—6 минут, конечная — до 15—20 минут.

Методика проведения дифференцированного логопедиче­ского массажа представлена в специальных пособиях [2; 4; 7]. Е. А. Дьяковой описаны приёмы самомассажа, которым можно обучить старших дошкольников. Самомассаж допол­няет действие основного массажа, выполняемого учителем-логопедом; его можно проводить многократно в течение дня не только индивидуально, но и с группой детей, включая его и различные режимные моменты дошкольного учреждения [4, с. 84—91].

III. При формировании правильного произношения у детей с ринолалией и дизартрией наряду с развитием артикуляционной моторики проводится работа по развитию речевого дыхания.

Дыхание в процессе речи отличается от обычного (физио­логического) более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объёма, преимуще­ственно ротовым типом дыхания.


 


44


45


 


При ринолалии и дизартрии отмечаются особенности не только речевого дыхания, но и физиологического. Физиоло­гическое дыхание таких детей, как правило, поверхностное, верхнерёберного типа. Ритм дыхания недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагруз­ке. В процессе речевого высказывания у детей отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафраг­мы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Характерным является недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и не­рационально используемый речевой выдох. Произнесение от­дельных слов происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.

Таким образом, дошкольникам с ринолалией и дизартрией прежде всего необходимо развивать объём легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте — формировать грудобрюш­ной (диафрагмально-рёберный) тип дыхания, который явля­ется базой для речевого дыхания. Система последовательной работы по формированию дыхательной функции и речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи представлена в методике Л. И. Беляковой, Н. Н. Гончаровой, Т. Г. Шиш­ковой [1]. Обучение проводится с дошкольниками (индивиду­ально или с группой до 7 человек) и предполагает поэтапную отработку грудобрюшного типа дыхания, развитие фонацион­ного (озвученного) выдоха и собственно речевого дыхания.

Общую последовательность работы по формированию ре­чевого дыхания (на основе сформированного оптимального для речи диафрагмального типа физиологического дыхания) можно представить в следующем виде:

1. Обучение умению выполнять спокойный короткий вдох (не надувая щёки, не поднимая плеч) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Ко­раблики», «Бабочка летит», «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.).

2. Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) с речевым сопровождением на материале5:

5 С учётом года обучения и этапа коррекционной работы.


 

• гласных звуков и их сочетаний;

• изолированных глухих щелевых звуков ф, х, с, ш, щ;

• слогов с этими согласными;

• слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сна­чала с ударением на первом слоге, затем с изменением места ударения);

• постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (напри­мер: Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе).

В процессе логопедической работы по формированию ре­чевого дыхания важно придерживаться следующих методи­ческих рекомендаций:

• заниматься только в хорошо проветренном помещении, до еды;

• следить за осанкой ребёнка (чтобы он не напрягал пле­чи, шею);

• не переутомлять ребёнка (так как дыхательные упраж­нения быстро утомляют его и могут вызвать головокружение, дыхательные упражнения следует чередовать с другими);

• не делать слишком большой вдох, так как гипервенти­ляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть голово­кружение;

• движения необходимо производить равномерно, под счёт.

В системе работы по формированию речевого дыхания особое значение имеет выработка воздушной струи, которая является одним из необходимых и значимых условий поста­новки звуков наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные нзрывные и смычно-щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи. Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направлен­ной воздушной струи разного типа:


 


46


47


• воздушная струя направлена по центру языка, что ха­рактерно для произнесения большинства звуков: губно-зубных (в, в, ф, ф'), заднеязычных (к, к, г, г, х, х'), переднеязыч­ных (т, т', д, д'), свистящих (с, с, з, з', ц), шипящих (ш, ж, щ, ч) звуков и вибрантов (р, р');

• воздушная струя направлена по боковым краям языка, что характерно для произнесения смычно-проходных (л, л) звуков.

На логопедических занятиях выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с ней, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык. При­мерами артикуляционных упражнений, выполняемых на вы­дохе, являются: «Индюшата» (на выдохе произносится «Бл-бл-бл»), «Наказать непослушный язык» (на выдохе произно­сится «П-п-п»), «Пулемёт» (на выдохе произносится «Т-т-т»), «Моторчик» (на выдохе произносится «Р-р-р»), «Жук» (на выдохе произносится «Ж-ж-ж»).

Логопедическая работа по формированию воздушной струи проводится по следующим направлениям:

1. Дутьё при сомкнутых губах.
Подготовительными упражнениями для укрепления мышц

щёк являются: «Надуть два шарика» (надувать щёки и удер­живать в них воздух), «Перекатывание шаров» (щёки наду­ваются поочерёдно), «Худенький Петя» (втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте).

2. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.

Ребёнку предлагается, не надувая щёк, дуть сквозь сбли­женные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие по-] середине круглое «окошечко». Примерами упражнений на подобное дутьё являются:

• сдувание с поднесённой ко рту ладони любого мягкого предмета (ватного шарика, бумажной снежинки и т. п.);

• дутьё на кусочки ваты, привязанные на нитке;

• дутьё снизу вверх на пушинки одуванчика (стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе);

• дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.;

• дутьё на карандаш, лежащий на столе, так, чтобы тот покатился;

48


 

• задувание свечи;

• надувание воздушных шаров, резиновых игрушек;

• пускание мыльных пузырей;

• дутьё с использованием свистков, гудков, дудочек, губ­ной гармошки;

• гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок»: детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой;

• сильное дутьё на воду до образования брызг;

• дутьё-катание по желобку лёгких деревянных или цел­лулоидных шариков.

3. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
Примерами упражнений на подобное дутьё являются:

• «Пропеллер»: ребёнку предлагают образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными гу­бами; углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направлен­ную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правиль­но и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.

• Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыб­ке сближенными губами. Ребёнку предлагают положить между губами широкий кончик языка и подуть на него.

• Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. «Пошлёпать» язык губами, произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.

4. Дутьё на язык.

Примерами упражнений на подобное дутьё являются:

• Посередине языка вдоль его переднего края «сделать до­рожку» — положить спичку со срезанной головкой и пустить иетерок, сдувая бумажные листочки.

• Широкий язык положить на нижнюю губу. Края язы­ка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.

• «Сдуй снежинки с горки». Инструкция: «Улыбнись. По­кажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижни­ми зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык».

49


В процессе работы, направленной на выработку сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи могут быть использованы следующие приёмы:

Тактильный контроль. Тыльная сторона ладони одной руки ребёнка удерживается перед собственным ртом. Тыль­ная сторона ладони другой руки ребёнка подносится ко рту учителя-логопеда. Тем самым ребёнок ощущает производи­мую им воздушную струю и имеет возможность сравнить е" с образцом. Тот же приём можно выполнять с закрытым глазами с целью концентрации внимания на тактильны ощущениях.

Упражнение «Наматываем нитку на клубок». Дуя, ре­бёнок изображает руками наматывание нитки на клубок.

Использование графических изображений «волн», «го рок». В процессе дутья ребёнок проводит пальцем ведуще" руки по изображённым дорожкам. Направление движени пальца слева направо.

Использование графического изображения «спирали». В процессе дутья ребёнок ведёт пальцем ведущей руки по изо­бражению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и в обратном направлении.

Игровые упражнения «Фокусы». Для игры поролоновый (ватный) шарик диаметром 2—2,5 см прикрепляют на нитку длиной 10—12 см.

О Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. По­кажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ».

О Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи язык лопаточкой на нижнюю губу. Плавно и долго дуй с лопаточки на шарик. Смотри, как красиво шарик удерживается (под углом), если сила воздушной струи не ослабевает».

6 Следует учитывать этап логопедической работы. Например, до ура­нопластики нецелесообразно применять упражнения на дутьё, требующие усилий (дуть на карандаш и катать его по столу, надувать резиновые игрушки и т. п.), так как они увеличивают напряжение мускулатуры, уси­ливают гримасы, ускоряют выдох. На этом этапе работы главным является выработка направленной лёгкой воздушной струи (пусть даже слабой).

50


О Инструкция: «Держи шарик у носа. Улыбнись. Пока­жи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки it верхней губе. Подуй резко на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетает вверх».

О Инструкция: «Положи ватку на кончик носа. Улыб­нись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Сдуй ватку с кончика носа. Смотри, как красиво ватка летит вверх». Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Нужно следить, чтобы нижняя челюсть была непод-нижнойг губы не натягивались на зубы, ватка летела строго 1шерх.

Упражнение «Шторм в стакане». Посередине языка
кладётся соломинка для коктейля, конец которой опускается
в стакан с водой.

О Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати губами соломинку. Подуй через соломинку, чтобы 1юда в стакане забурлила».

Упражнение «Идёт охотник по болоту». Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Слегка прикуси кончик языка. Подуй». Воздушная струя будет проходить по боковым краям языка. Для контроля направления воздушной струи указательными пальцами легко постукивать по щекам. В результате слышится звук, напоминающий хлюпанье воды под сапогами охотника. Щёки расслаблены.

Упражнение «Чей пароход лучше гудит?». Заготавли­ваются чистые стеклянные пузырьки высотой примерно 7 см диаметром горлышка 1—1,5 см. Учитель-логопед: «Послу­шайте, как гудит пузырёк, если я в него подую. (Гудит.) Загудел, как пароход. А как у тебя загудит пароход?» Дети гудят по очереди, а затем гудят все вместе.

О Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Дотронься кончиком языка до края горлышка пузырька. Подуй. Погуди». Чтобы погудеть в пузырёк, надо слегка вы­сунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.

51


В процессе логопедической работы по формированию воз-| душной струи важно придерживаться следующих методичеЛ ских рекомендаций:

• Обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения.

• Следить за точностью направления воздушной струи.

• Нельзя надувать щёки.                                                        ■

• На начальных этапах можно использовать зеркало для I привлечения зрительного контроля.

• Контроль за выдыхаемой струёй воздуха осуществляется! с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражне-1 ние выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

• Упражнения могут выполняться под счёт.

IV. Важнейшим направлением логопедической работы при I ринолалии и дизартрии является развитие слухового воспри­ятия, а именно формирование у детей слухового восприятия неречевых звуков по громкости, высоте, длительности, коли­честву звучаний, пространственной разнесённости; развитие фонетического, интонационного и фонематического слуха.

При организации и определении содержания логопедиче­ских занятий при формировании слухового восприятия не­речевых звуков следует учитывать следующие методические рекомендации [8]:

1. Так как в результате действия шума, писка, звона, шурша­
ния, гудения у ребёнка наступает «слуховая усталость» (приту­
пление слуховой чувствительности), в помещении, где проводят­
ся занятия, перед занятиями и во время занятий, недопустимы
различные шумовые помехи (шумные ремонтные работы, гром­
кая речь, крики, клетка с птицами, проведение музыкальных
занятий непосредственно перед логопедическими и т. д.).

2. Используемый звуковой материал соотносится с кон­кретным предметом, действием или их изображением и дол­жен быть интересен для ребёнка.

3. Виды работ для развития слухового восприятия (выпол­нение инструкций, ответы на вопросы, подвижные и дидак­тические игры и др.), а также наглядные средства обучения

52


(натуральные звучащие предметы, технические средства — магнитофоны, диктофоны и др. — для воспроизведения раз­личных неречевых звучаний) должны быть разнообразны и направлены на повышение познавательных интересов детей.

4. Последовательность ознакомления с акустическими невербальными стимулами: от знакомых к малоизвестным; от громких низкочастотных звучаний (например, барабан) к тихим высокочастотным (шарманка).

5. Постепенность нарастания сложности предъявляемых на слух неречевых звучаний: от контрастных акустических сигналов к близким.

Е. Л. Черкасова [8, с. 134—135] систематизировала зву­чания по степени контрастности, которые могут быть ис­пользованы при планировании коррекционной работы по формированию слухового восприятия. Выделены три группы лвуков и звучаний, которые являются резко контрастными по отношению друг к другу: «шумы», «голоса», «музыкальные стимулы». Внутри каждой группы в подгруппы объединены менее контрастные звуки.

1. Шумы:

1.1. Звучащие игрушки: игрушки, издающие писк; «пла­чущие» куклы; погремушки.

1.2. Бытовые шумы: бытовая техника (пылесос, телефон, стиральная машина, холодильник); звуки часов (тиканье,:шон будильника, бой настенных часов); «деревянные» звуки (стук деревянных ложек, стук в дверь, рубят дерево); «сте­клянные» звуки (стеклянный звон, хрустальный звон, звук бьющегося стекла); «металлические» звуки (стук молотка по металлу, звон монет, забивание гвоздя); «шуршащие» звуки (шуршание смятой бумаги, разрывание газеты, вытирание бумагой стола, подметание пола щёткой); «сыпучие» звуки (пересыпание камешков, песка, различных круп).

1.3. Эмоциональные и физиологические проявления чело­века: смех, плач, чихание, кашель, вздохи, топот, шаги.

1.4. Городские шумы: шумы транспорта, «шумная улица днём», «спокойная улица вечером».

1.5. Шумы, связанные с явлениями природы: звуки во­ды (дождь, ливень, капель, журчание ручья, плеск морских

53


волн, шторм); звуки ветра (завывание ветра, ветер шелестит j листвой); осенние звуки (сильный ветер, тихий дождь, дождь I стучит в стекло); зимние звуки (зимняя буря, вьюга); весен- I ние звуки (капель, гром, ливень, раскаты грома).

2. Голоса:

2.1. Голоса животных домашних (кошка, котята, собака, | щенок, лошадь, корова, свинья, овца, коза; животные на фер­ме) и диких (лягушка, волк, медведь, лев, слон).

2.2. Голоса птиц домашних (петух, куры, цыплята, утки, утята, гуси, индюк, голуби; птичий двор) и диких (воробьи, сова, дятел, вороны, чайки, соловьи, журавли, цапли, жаво­ронок, ласточка, павлин; птицы в саду; раннее утро в лесу).

2.3. Голоса насекомых (пчела, комар; улей).

3. Музыкальные стимулы:

3.1. Отдельные звучания музыкальных инструментов (ба- | рабан, бубен, свисток, дудка, шарманка, гармошка, колоколь­чик, пианино, металлофон, гитара, скрипка).

3.2. Музыка: музыкальные фрагменты (соло, оркестр), му­зыкальные мелодии различного темпа, ритма, тембра.

Работа по развитию слухового восприятия заключается в последовательном формировании следующих умений:

• определять звучащий предмет (например, с использова­нием игры «Покажи, что звучит»);

• соотносить характер звучания с дифференцированными движениями (например, на звук барабана — поднять руки вверх, на звук дудочки — развести их в стороны);

• запоминать и воспроизводить ряд звучаний (например, дети с закрытыми глазами прослушивают несколько звучаний (от 2 до 5) — звон колокольчика, мяуканье кошки и т. д.; затем они указывают на звучащие предметы или их изображения);

• узнавать и различать неречевые звучания по громкости (например, дети-«зайчики» при громких звуках (барабана) разбегаются, а при тихих звуках спокойно играют);

• узнавать и различать неречевые звучания по длитель­
ности (например, дети показывают одну из двух карточек
с изображённой короткой или длинной полоской), соответ­
ствующей длительности звука (учитель-логопед бубном издаёт
длинные и короткие звучания);

54


 

• узнавать и различать неречевые звучания по высоте (напри­мер, учитель-логопед воспроизводит на металлофоне, гармонике, пианино) высокие и низкие звуки, а дети, услышав высокие зву­ки, поднимаются на носочки, а на низкие звуки приседают);

• определять количество (1—2, 2—3) звучаний и звуча­щих предметов (с помощью палочек, фишек и т. д.);

• различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребён­ка (например, с использованием игры «Покажи, где звук).

При выполнении заданий на узнавание и различение звуков используется невербальное и вербальное реагирование детей на звучание, причём характер заданий, предлагаемый детям более старшего возраста, значительно усложняется [8, с. 137—139]:

 

 

  Тип упражнений на развитие

Виды заданий, основанных на:

 
  слухового восприятия неречевых звуков невербальной реакции вербальной реакции  
  1 2 3  
  Соотнесение раз- Выполнение условных движений Называние  
  личных по ха- (поворот головы, хлопки, подпры- предмета (с  
  рактеру акусти- гивание, выкладывание фишки и 3—4 лет)  
  ческих сигналов т. п.) на звучание конкретного    
  с конкретными предмета (с 3—4 лет).    
  предметами Показывание звучащего предмета    
    (с 3—4 лет).    
    Выполнение дифференцирован-    
    ных движений на звучания раз­личных предметов (с 4—5 лет).    
  Выбор звучащего предмета из мно-    

 

  жества предметов (с 4—5 лет). Раскладывание предметов по поряд­ку следования звучания (с 5—6 лет)    
Соотнесение раз- Указание на изображение звуча- Называние  
  личных по ха- щего предмета (с 3—4 лет). изображе-  
  рактеру акусти- Указание на изображение услы- ния звучаще-  
  ческих сигналов шанного природного явления (с го предмета  
  с изображениями 4—5 лет). (с 3—4 лет).  
      55  

     
 

Окончание таблицы

1 2 3
предметов и при- Выбор из нескольких картинок Называние
родных явлений изображения, соответствующего изображе-
на картинках звучащему предмету или явле- ния звуча-
  нию (с 4—5 лет). щего предме-
  Подбор картинок к звучаниям (с та или при-
  4—5 лет), родного яв-
  Раскладывание картинок по по- ления (с
  рядку звучаний (с 5—6 лет). Подбор контурного изображения 4—5 лет)
  к звучанию (с 5—6 лет).  
  Складывание разрезанной кар-  
  тинки, отражающей звучание (с 5—6 лет)  
Соотнесение Воспроизведение звучаний по Имитация
звучаний с дей- демонстрации действий (с 3—4 звучания —
ствиями и сю­жетными кар- лет). Самостоятельное воспроизведе- звукоподра­жание (с
тинками ние звучания по заданию (с 4—5 3—4 лет).
  лет). Называние
  Выбор картинки с изображением действий (с
  ситуации, передающей опреде­лённое звучание (с 4—5 лет). 4—5 лет). Составление
  Подбор картинок к определённым простых не-
  звучаниям (с 4—5 лет). распрост-
  Складывание разрезанной сюжет- ранённых
  ной картинки, отражающей зву­чание (с 6 лет). предложе­ний (с 4—5
  Рисование услышанного (с 6 лет) лет). Составление простых распростра-н ё н н ы х предложе­ний (с 5—6 лет)
56    

Важным разделом работы по развитию слухового восприя­тия является формирование чувства ритма и темпа. Как подчёркивает Е. Л. Черкасова, темпо-ритмические упражне­ния способствуют развитию слухового внимания и памяти, слухо-двигательных координации, являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи.

Задания, проводимые без музыкального сопровождения и под музыку, направлены на формирование умений:

• различать (воспринимать и воспроизводить) простые и усложнённые ритмы с помощью хлопков, отстукивания, зву­чания музыкальных игрушек и других предметов;

• определять музыкальные темпы (замедленный, умерен­ный, быстрый) и отражать их в движениях.

Учитель-логопед использует показ и словесное объяснение (восприятие слухо-зрительное и только слуховое).

С детьми среднего дошкольного возраста (с 4—4, 5 лет) проводятся упражнения по восприятию и воспроизведению по образцу и по словесной инструкции простых ритмов (до 5 рит­мических сигналов), например: //, ///, ////. Также форми­руется умение воспринимать и воспроизводить


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.