Развод, соответствующий Сунне — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Развод, соответствующий Сунне

2022-10-04 20
Развод, соответствующий Сунне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 عن عبد الله بن عمر أنه طلق امرأته وهي حائض على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم فسأل عمر بن الخطاب رسول الله صلى الله عليه وسلم عن ذلك فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم مره فليراجعها ثم ليمسكها حتى تطهر ثم تحيض ثم تطهر ثم إن شاء أمسك بعد ذلك وإن شاء طلق قبل أن يمس فتلك العدة التي

أمر الله سبحانه أن تطلق لها النساء

От Абдуллаха ибн Умара передают, что он однажды развелся с женщиной во времена Посланника Аллаха  и она была в состоянии менструации (хайд). Умар ибн аль-Хаттаб спросил Посланника Аллаха  об этом. И он  сказал: «Верни ее, и пусть она будет с тобой, пока не очистится, затем у нее наступит менструация (хайд), а затем она опять очистится, а затем уже, если хочешь, оставь ее, а если хочешь, разведись, но [надо,] чтобы не было половой близости [в этот период чистоты]. И это период, в котором Всевышний Аллах велел давать женщине развод» (Абу Дауд).

Мухаддисы разошлись насчет того, как звали эту женщину, с которой развелся Абдуллах ибн Умар . Кто-то сказал, что ее звали Амина бинт Гаффар, а по другой версии – Амина бинт Аммар, но все согласны, что имя ее – Амина.

Что касается повеления Посланника Аллаха  вернуть эту женщину, то это было обусловлено тем, что этот развод считался «толяк бид`ий», то есть развод, противоречащий установленной Сунне в процедуре развода, потому что он произошел, когда женщина была в состоянии хайд, а когда жена в этом состоянии, с ней запрещено разводиться.

Автор «Аль-Мухтар» говорит:

 وهو على ثلاثة أوجه: أحسن ، وحسن ، وبدعي. فأحسنه أن يطلقها واحدة في طهر لا جماع فيه ، ويتركها حتى تنقضي عدتها ، وحسنه: أن يطلقها ثلاثا في ثلاثة

أطهار ولا جماع فيها

«Есть три вида развода: наилучший, хороший и противоречащий Сунне (бид`ий). Наилучший – развестись в период чистоты, когда Развод, соответствующий Сунне

не было половой близости, и оставить ее так до окончания идды. Хороший – развестись с ней трижды за три периода чистоты, в которых не было половой близости».

Из этих слов мы понимаем, что существует два основных способа развода.

Первый – муж дает развод своей жене в период ее чистоты, в которой у них не было половой близости, и она начинает отсчет периода идды.

Второй – муж дает развод своей жене в период ее чистоты, в которой у них не было половой близости, затем, после ее менструации, во второй период чистоты, в котором у них не было близости, мужчина дает ей второй развод, а в третий – третий.

Существует два главных условия развода согласно Сунне – давать развод в период чистоты, в котором не было половой близости, и за один период чистоты давать один развод.

 والبدعة أن يطلقها ثلاثا أو ثنتين بكلمة واحدة أو في طهر لا رجعة فيه ، أو يطلقها

وهي حائض فيقع ويكون عاصيا

«Толяк бид`ий – это разводиться тремя либо двумя разводами в одной фразе или за один период чистоты, в котором не было возвращения жены, либо развестись с ней, пока она в состоянии менструации (хайд). И во всех случаях развод будет действительным, но осуществивший его считается грешником».

Не дозволено давать два развода или три развода сразу, сказав, например: «Я тебе дал два развода», – или: «Я тебе дал три развода».

Почему это не дозволено? Автор «Аль-Ихтияр» говорил, что цель развода достигается однократным разводом, и поэтому нет никакой нужды в двойном или тройном разводе, таким образом, это недопустимо, хотя, если это будет сделано, развод будет считаться действительным.

Что касается слов «или за один период чистоты, в котором не было возвращения жены», то речь идет о ситуации, когда муж дает развод жене в период ее чистоты, в котором у них не было близости, затем возвращает ее и дает ей потом развод в этот же период чистоты, пока у них не случилось половой близости. Согласно мнению Абу Ханифы, это будет дозволено, потому что между двумя разводами в один период чистоты муж вернул жену, а согласно имамам Абу Юсуфу и Мухаммаду, это все равно будет нежелательно (макрух).

Но что делать мужу, если он дал жене толяк бид`ий?

Для него будет обязательным (ваджиб) вернуть жену, если это еще можно, то есть, если, например, он дал ей один развод или два. Если же он дал ей три развода, то у него уже нет возможности вернуть свою жену, если только она после идды не выйдет за другого мужчину, а он ей, в свою очередь, не даст развод.

Автор «Аль-Хидая» говорит:

 الأصح أنه واجب عملا بحقيقة الأمر و رفعا للمعصية بالقدر الممكن برفع أثره

وهو العدة دفعا لضرر تطويل العدة

«Самое достоверное мнение – что это (вернуть жену после толяка бидʼий) обязательно (ваджиб), если следовать буквальному смыслу повеления и попытаться устранить грех, насколько это возможно, [то есть] устранить последствия этого шага, а это идда, и не позволить идде удлиниться».

Что касается шафиитского мазхаба, то автор «Умдату Салик» говорит следующее:

 ويكره الطلاق من غير حاجة، والثلاث أشد، وجمعها في طهر واحد أشد. ثم الطلاق

على أقسام: سني، وبدعي محرم، وخال عن السنة والبدعة

Является нежелательным давать развод без нужды. Еще более нежелательно давать три развода, и еще более нежелательно давать три развода в один период чистоты. Затем развод бывает трех видов: согласно сунне, запретный-бид`ий и который не соответствует сунне и не является бид`ий.

فأما السني فهو: أن يطلق في طهر لم يجامع فيه

Что касается развода по сунне, то это давать развод в период чистоты, в котором не было близости. والبدعي المحرم: أن يطلق في الحيض بلا عوض، أو في طهر جامعها فيه، فإذا فعل

ندب له أن يراجعها

Что касается запретного-бид`и, то это давать развод в период хайда без платы за развод, либо в период чистоты, в котором была Развод, соответствующий Сунне

близость. Если это было сделано, то желательно вернуть жену.

وأما الخالي عنهما: فطلاق الصغيرة، والآيسة من الحيض، والحامل، وغير المدخول بها

Что касается развода, который не в соответсвии сунне и не является бид`а, то это развод той женщины, у которой еще нет хайда, либо уже не бывает хайда, беременной и той, с которой не было половой близости.

Тридцать четвертый хадис

Развод без причины

 عن أبي هريرة أن النبي - صلى الله عليه وسلم - قال: المنتزعات والمختلعات هن

المنافقات. رواه النسائي

От Абу Хурейры [передается], что Посланник Аллаха  сказал: «Спорящие с мужем и предлагающие деньги за развод (хуль`) – это лицемерки» (ан-Насаи).

Что касается слов Посланника Аллаха «спорящие с мужем», то Мулла аль-Кари, да помилует его Аллах, поясняет их следующим образом: أي الناشزات التي ينتزعن أنفسهن عن أزواجهن

«То есть непослушные жены, удаляющиеся от своих мужей».

Имеются в виду жены, которые не слушаются своих мужей там, где это для них обязательно.

А что касается слов «предлагающие деньги за развод (хуль`)», то Мулла аль-Кари, да помилует его Аллах, поясняет эти слова следующим образом: أي التي يطلبن الخلع والطلاق عن أزواجهن من غير بأس

«То есть которые требуют хуль` или развод от своих мужей без серьезной причины на это».

Таким образом, речь идет не о каждой женщине, которая просит развода или которая предлагает деньги за расторжение брака, а о той, у которой нет объективных шариатских причин на это. Что касается слов Посланника Аллаха «это лицемерки», то Мулла аль-Кари пояснил их так:

 أي: العاصيات باطنا ، والمطيعات ظاهرا. قال الطيبي - رحمه الله -: مبالغة في

الزجر

«То есть грешные внутри, но подчиняющиеся внешне. Ат-Тыби сказал: «Это усиленное устрашение»».

Здесь слово «лицемер(ка)» употребляется в языковом значении:

Развод без причины

имеется в виду тот, кто скрывает в сердце одно, а делами показывает другое.

Этими словами Посланник Аллаха  хотел напугать тех женщин, которые пытаются уйти от мужа, не имея на то никаких шариатских причин.

Если муж не обеспечивает жену, например, либо постоянно избивает ее или их детей, либо совершает какие-то другие подобные действия, то, безусловно, у нее есть право требовать развод или предложить мужу определенную сумму для расторжения брака. Но если это нечто из серии «я его разлюбила» или «сердцу не прикажешь» и прочая романтическая чепуха, то к таким случаям и отсылают слова Посланника Аллаха .

Одно из бедствий нашего времени – современная массовая культура, внушающая людям, что между мужчиной и женщиной непременно должны быть отношения и чувства, подобные тем, которые описаны в романах или показаны на экранах. А если их нет, то твоя жизнь серая и не стоит тратить на этого человека свое время. Но ведь в подавляющем большинстве семей нет и никогда не было таких отношений.

Эти стандарты засорили головы молодым людям и мешают им вести себя рационально. Выдуманные нормы отношений между полами – вот одна из причин, почему в нашем поколении, которое в принципе более грамотно в религии, больше разводов, чем в поколении наших родителей. Одно дело – некое формальное знание, другое дело – среда воспитания и те или иные поведенческие нормы и стандарты, которые человек наблюдает с самого своего детства.

Тридцать пятый хадис


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.