Замечания по политическому обеспечению действий войск в горах — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Замечания по политическому обеспечению действий войск в горах

2022-10-04 30
Замечания по политическому обеспечению действий войск в горах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Помимо основного вопроса политработы среди своих войск по сплочению всего состава части, как кадрового, так и особенно призванного из запаса, вокруг генеральной линии партии и вокруг задач, стоящих в данный момент перед частями Красной армии, необходимо уделить особое внимание вопросу изучения своих войск. Мы уже говорили, что изучение своих войск и знание их командиров, политработников и целых подразделений иногда будет иметь решающее значение. Политаппарат должен заострить на этом вопросе сугубое внимание. Только зная хорошо характер и даже особенности каждого командира и политико-моральное состояние каждого подразделения, мы можем сделать правильный выбор для выполнения той или иной задачи. Политаппарат должен быть тесно связан с одной стороны со штабом, а с другой – с подразделениями. Только при этих условиях он сможет вовремя реагировать на все случайности горного боя. Поэтому в горах правильная расстановка сил политработников имеет исключительное значение. Место политработников в большинстве случаев должно быть именно при частях, а не при штабах.

Все политработники в каждый данный момент должны быть осведомлены как в действиях строевого командира, так и в тех мероприятиях, которые они должны проводить сами для обеспечения успеха операции. Связь строевого командира с политработинками должна быть не эпизодической, а непрерывной. Одной из главных задач политаппарата является развитие волевых качеств командира и рядовых бойцов, поэтому на каждом случае проявления этих качеств кем-либо из личного состава нужно заострять внимание начсостава и бойцов всех подразделений при посредстве газеты, «ильичевки», а иногда и приказа. Такие случаи должны быть всем известны, и вызывать среди начсостава и бойцов соревнование и чувство гордости за свое подразделение.

Центр тяжести политработы в горах, где ротам, взводам и даже отделениями часто придется действовать самостоятельно, переносится во взвод и отделение, почему особенно активизируется роль и значение взводного политорганизатора и политбойца. Главным методом политработы является групповая партийная работа, почему необходимо во всех случаях, когда позволяет обстановка, устраивать в роте, взводе совещания партактива, на которых каждому политбойцу ставится задача и указываются методы ее выполнения. При этом особый упор делается на личный пример, которым политбоец должен увлечь всю массу бойцов своего подразделения.

Такими задачами являются: образцовое выполнение боевых обязанностей, сбережение оружия, тактичное отношение к местному населению, исключительная взаимопомощь в бою бойцов, исключительная бдительность, так как в горах, как нигде, возможны случайности, отчетливое знание боевой задачи своего подразделения, бережное обращение с лошадьми, сохранение военной тайны и пр.

В области работы среди населения нужно все внимание сосредоточить на том, чтобы вскрыть перед бедняцко-середняцкой частью населения сущность классовой борьбы, разоблачить контрреволюционные замыслы империалистов и привлечь на свою сторону население, которое может оказать нам широкую помощь в форме предоставления проводников, материальной поддержки, хорошего отношения к отдельным отставшим бойцам и пр. Лучшей формой политработы являются митинги с разъяснением трудящемуся население классовой сущности нашей Красной армии и тех целей, за которые она борется.

Помимо массовой работы, необходимо вести индивидуальную работу во время стоянок. Горцы очень прислушиваются ко всему, что вокруг них творится, очень любознательны, и эту черту их характера нужно учитывать.

Политпросветимущество должно обязательно двигаться на вьюках. Причем желательно иметь особые вьючные кинопередвижки как для своих войск, так и особенно для населения.

Вот те вопросы политработы, на которых мы хотели вкратце остановиться.

 

Материальное обеспечение действий войск в горах

Общие замечания

Весь хозяйственный начсостав должен иметь верховых лошадей. Место помкомполка по хозяйственной части – при командире полка. Только в этом случае и при условии отличного и своевременного знания боевой задачи части помкомполка сможет вовремя подавать огнеприпасы и продфураж.

Начальник ВХС дивизии должен находиться при штабе дивизии и наблюдать за работой транспортов.

Учитывая трудность движения в горах и трудность доставки как довольствия, так особенно фуража и огнеприпасов, необходимо нормы длины звеньев подвоза сократить и держать (схема 1) полковые обозы II разряда не далее 7 – 8 км от частей, взвод (головной) дивизионного транспорта не далее 8 – 10 км от обозов I разряда и II взвод в 8 – 10 км от головного взвода. Такое сокращение звеньев подвоза надо вводить на дорогах чисто горных с крутизною до 20 – 30°; на дорогах же, проходящих по долинам рек, т. е. почти без подъемов и спусков, эти расстояния могут быть увеличены до норм на равнине.

Рекомендуемая нами растяжка полкового и дивизионного тылов проверена на опыте, как боевом, так и приближенном к последнему. При этом были учтены штаты войсковых тылов, условия погоды, почвы и т. д. В процессе указанного опыта нами установлено, что приведенные нормы растяжки тылов полностью гарантировали планомерность и регулярность подвоза.

Все красноармейцы обоза как двуколочного, так и вьючного должны быть вооружены винтовками и обучены действию против небольших групп противника, который при известной дерзости сумеет пробраться в тыл. Для отражения таких нападений нужно применять способы, подобные спешенному бою конницы, т. е. половина обозных должна держать по две лошади, укрывая их за камнями и складками местности, в то время как другая половина людей ведет бой. Все обозные должны твердо знать расчет коноводов и людей боевой части. Питание огнеприпасами, учитывая трудность его подвоза на вьюках и наличие складок местности, позволяющих скрыть патронные пункты, должно быть организовано непосредственно вблизи частей. Мы считаем нормальным при обороне разделить полковой патронный пункт на две части, из которых одна находится в середине глубины боевого расположения, а вторая на тыльном краю обороны. Головной взвод парка должен располагаться не далее как в 5 – 6 км от тыльной полосы обороны. При наступлении полковой патронный пункт должен находиться в 1 км за первым эшелоном, а головной взвод парка в 4 км за вторым эшелоном дивизии.

Все люди в парках и дивизионных транспортах должны быть вооружены винтовками.

Полковые обозы и тылы дивизии должны быть на двуколках и иметь 50-процентный запас вьючных седел. Двуколки приспосабливаются так, чтобы на трудно преодолимых подъемах в них можно было впрягать вторую лошадь цугом. Повозка 84 года в горах не годится совсем. Тавричанки могут быть использованы только частично и не везде. Двуколку нужно сконструировать так чтобы она разбиралась и могла быть перебрасываема вьюком на трудно проходимых участках в два рейса.

Транспорт для подвоза огнеприпасов полковой и дивизионной артиллерии надо иметь вьючно-колесный (нормальный для горной артиллерии, независимо от системы орудий).

Самостоятельное котловое довольствие организуется в масштабе роты. Пехотная походная кухня в горах не годится, кавалерийская может быть использована путем ее разборки и подвозки котла на местных арбах, что нами применялось в горах.

Вьючная походная кухня Грум-Гржимайло удобнее обыкновенных военных походных кухонь и в горах применима, однако в силу своего широкого вьюка она проходит не везде по тропинкам. Ее нужно сузить, т. е. сделать более плоской. В крайнем случае, можно использовать ведра и походные котелки, однако последние неудобны для варки пищи ввиду их малого размера. Для довольствия начсостава хорошо использовать жестяные печки. Нами применялись в горах разборные жестяные печки, которые очень легки и удобны для перевозки. Делаются они следующим образом: берется 3 листа жести с закраинами, из которых складываются три стороны. Внизу на закраины боковых листов кладется 4-й лист; 4-я сторона явится тоже лист жести, но с дверками для подкладки дров. Верхний же лист делается из листа обыкновенной жести с вьюшками. Он имеет 72 см длины и 54 см ширины. Тыльный лист имеет отверстие для коленчатой трубы. Такая кухня ставится на камни и дает возможность накормить до 25 человек начсостава обедом из двух блюд, хорошо и очень быстро приготовленных.

Если такие печи приготовить заводским способом и внести в их конструкцию некоторые улучшения, то они вполне разрешат задачу варки пищи для начсостава.

Питание людей в горах необходимо усилить, увеличив порцию выдачи сахара и жиров до 100 г. Хорошо выдавать на бойца в день 50 г шоколада. Особенно необходимо увеличение пайка, когда недостаток этих продуктов очень быстро сказывается на организме человека. При довольствии людей в горах широкое применение найдут консервы, которые значительно облегчают задачу перевозки продуктов питания. Необходимо помнить, что скот не всегда можно вести за частями и кроме того требуется значительный транспорт для перевозки фуража.

Мы полагаем, что не менее 50% мясных продуктов необходимо иметь в консервированном виде, не считая запаса консервов, носимого на людях.

Сушеные овощи и фрукты должны быть в частях обязательно, причем овощи должны составлять не менее 60%, запаса продовольствия. Очень хорошим средством питания в горах является бульон в кубиках. 4 кубика, выданных на бойца, обеспечат его в любой обстановке на 2 дня горячей вкусной пищей, с приемом ее по два раза в день.

Запас галет у бойцов (в железном запасе) нужно иметь в жестяной легкой укупорке, иначе они очень быстро превратятся в мешке от трения в порошок, мало пригодный для пищи, а если, кроме того, попадут под дождь или в воду при переправе вброд, то сделаются несъедобными.

Лучшим средством удовлетворения жажды является теплый чай, почему особенно нужно заботиться, чтобы люди получали чай не менее 2 раз в сутки и по возможности брали его с собой в баклаге.

Можно разрешать пить ключевую воду, которая очень часто встречается в горах, но употреблять ее нужно умело и в меру. Алкоголь в горах употреблять нельзя, особенно при усталости и большом холоде. При этих условиях он вызывает сон и может привести к замерзанию людей, особенно на постах и в дозорах. Зимой не следует употреблять ни снега, ни воды из талого снега, так как это не только не утоляет жажды, но, наоборот, усиливает ее и приводит к желудочным заболеваниям.

 

Организация снабжения

Хозяйственное обеспечение операций в горах является делом крайне сложным, как по трудности подвоза, так и в смысле получения на месте продовольственных и фуражных средств. Поэтому командир, которому придется выполнять боевую задачу в горах, должен лично поверить все расчеты хозяйственников, имеющиеся запасы и систему подвоза на все время выполнения предстоящей задачи, иначе в горах, сильнее, чем на равнине, недостатки в организации снабжения могут отразиться на успешности выполнения боевой задачи, а иногда совсем этому воспрепятствовать. Ответственность за организацию снабжения ложится в соответствующем масштабе на всех командиров до комроты включительно. Поэтому еще до начала выполнения боевой задачи командир должен получить от соответствующего начальника снабжения план организации снабжения примерно по следующей схеме (рис. 3).

 

1. Где и как организована основная снабженческая база, какими она обладает запасами, откуда и какими средствами она пополняется. Обыкновенно это будет либо конечно-выгрузочная станция, либо склад, до которого легко машинами или колесным обозом возить грузы. На этой базе должно быть сосредоточено не менее половины запасов, необходимых на период выполнения боевой задачи. Эту базу должны обслуживать начальник базы, лицо, состоящее при нем для поручений, и каптенармус. Каждое направление должны обслуживать один для поручений, 2 каптенармуса (один по продовольствию и фуражному и вещевому довольствию, другой по артиллерийскому довольствию), 3 красноармейца и транспорт для поднятия суточной дачи до первой промежуточной базы.

2. Где и как организовать промежуточные базы на каждом направлении и как их снабжать. Опыт показывает, что такие промежуточные базы нужно организовать не более чем на расстоянии 15 – 20 км от основной. Каждая из них должна иметь свой транспорт для подвоза до следующей базы или до частей. Для обслуживания промежуточной базы достаточно: 1 лицо среднего комсостава, 1 его помощник – младший командир, 2 каптенармуса и 2 красноармейца. Обоз должен быть вьючным, так как колесные повозки не смогут проходить по горным дорогам, и запас продовольствия базы должен быть не менее чем на 2 дня, а удаление ее от частей – 10 – 15 км.

3. Как должна обеспечить сама часть себя продовольствием, фуражом и огнеприпасами и какими средствами она их будет перевозить. Если не хватает своего обоза, то какой добавочный транспорт ей необходим. Нормально часть должна иметь при себе запас не менее чем на 3 дня, не считая носимого на людях продовольствия и огнеприпасов. Такой запас необходим на случай разлива горных речек или обвалов, чтобы отрезанная при этом от базы часть не осталась без запаса, а также на случай отрыва частей на 2 – 3 дня для выполнения особых задач, что в горах будет часто иметь место.

4. Сколько и какого довольствия люди несут на себе. Нормально это будет 2-дневный запас продовольствия, но не исключается положение, когда в силу особенностей местности или специфичности боевой задачи, возлагаемой на то или иное подразделение, эти запасы необходимо довести до 4-суточных дач. В нашей практике были такие случаи, когда части обеспечивались 4-дневным носимым запасом, и только благодаря этому боевые задачи были выполнены без перебоев в довольствии. Нормы переходов при этом остаются прежние. Все довольствие, носимое на людях, должно быть консервировано и герметически укупорено.

5. Где и когда каждая часть должна получать довольствие, т. е. каждой части указывается по дням, с какой базы, когда и что именно получить.

6. На какой местный транспорт может рассчитывать часть, откуда и чьим распоряжением его получать.

7. Что может часть закупать на месте, и в каком количестве и как за это рассчитывается, так как в горах у местных жителей можно иногда доставать скот и сено. Необходимо точно учесть, сколько и чего можно достать, и, исходя из этого, строить расчеты. Расчет с населением надо производить наличными деньгами и немедленно.

8. Указать способы приготовления пищи в зависимости от условий местности, т. е. где из походных кухонь, где из горных кухонь Грум-Гржимайло, а где из ведер или котелков. Части необходимо этими предметами полностью снабдить. Опыт показывает, что наиболее удобно и легко приготовлять пищу в ведрах, имеющих ширину вверху 27 – 30 см и внизу 18 см. Такое ведро достаточно на отделение, а переноска его незатруднительна. При перевозке вьюком эти ведра также не занимают много места, так как благодаря конусообразной форме их можно вкладывать до 10 – 12 штук одно в другое. Однако ведра лучше всего возить при каждом взводе, чем гарантируется своевременность выдачи их людям для приготовления пищи.

9. Сколько груза можно класть на двуколку, местную повозку, на вьюк конский и вьюк ишачий. Нормально в горных условиях можно класть: на двуколку – 112 – 128 кг груза, на местную горную арбу, запряженную быками, – до 160 кг, на вьюк конский – 80 – 96 кг и на ишачий – 48 – 64 кг. В зависимости от продолжительности операции указанные нормы могут быть изменены. Если предстоит двигаться походом 6 – 7 дней, то грузы можно класть до предельной нормы, а если от животного потребуется более длительная работа, то нормы нагрузки должны быть снижены, чтобы не измотать животных и не остаться без перевозочных средств.

Особое внимание нужно обращать на равномерность нагрузки по сторонам седла, причем, если груз в ящиках и мешках, то стараться каждое животное навьючить грузом в однородной упаковке. Лошадь должна быть навьючена так, чтобы она имела свободное движение головы и шеи.

10. Где и какие смазочные материалы надо иметь для оружия. Как правило перед выполнением боевой задачи все масленки на людях должны быть наполнены. В ротах помимо этого должен быть недельный, а в полку двухнедельный запас смазки.

Только удостоверившись в правильности составленного плана и приводимых в нем расчетов, обратив особое внимание на расчеты обеспечения боевой задачи необходимым транспортом и фуражом, командир может быть уверен, что снабженческая сторона не сорвет его боевой работы, а наоборот, полностью обеспечит ее успех.

 

Санитарная служба

Основной трудностью в вопросах санитарного обслуживания частей является трудность и медленность эвакуации, особенно переноски раненых с поля боя в тыл, почему все пункты медицинской помощи необходимо приблизить к действующим частям и усилить штат медсостава.

Для ускорения подачи помощи раненым рекомендуется разбивать: передовые пункты медицинской помощи (ППМП) в 2 – 3 км от линии фронта, а главный пункт медицинской помощи (ГПМП) в 8 – 10 км или иначе: ППМП примерно в 1 – 11/2 часах ходьбы от фронта, а ГПМП примерно 3 – 31/2 часах от ППМП (рис. 4). Каждая рота должна иметь в своем штате одного лекарского помощника, снабженного фельдшерской сумкой с усиленным количеством медикаментов и перевязочных средств. В полку должны быть старший врач и 3 младших, чтобы можно было по одному врачу выделить в роты, назначенные для совершения обхода.

Первую помощь раненый должен получить от лекарского помощника на самом поле боя, для чего последний всегда найдет где-либо за камнем или в складках местности небольшое укрытие на 5 – 6 человек. Отсюда распоряжением лекарского помощника раненые отправляются на ППМП. Для подноса раненых и их эвакуации на ППМП в роте необходимо иметь до 12 человек санитаров из расчета по 4 на взвод. При ротах на главном направлении необходимо иметь 1 младшего врача. На ППМП находятся старший врач полка с 1 – 2 младшими врачами и два лекпома, которые принимают раненых от ротных лекпомощпиков и после оказания помощи эвакуируют их на ГПМП. С ППМП эвакуируются: легко раненые – пешком; более серьезные – верхом, тяжело раненые – на местных арбах или носилках, для чего на ППМП должны находиться санитары полка и вся музыкантская команда, которая на время боя используется в качестве санитарной команды. Поэтому еще в мирное время все музыканты обучаются санделу. Конные носилки, применявшиеся ранее, неудобны, так как они очень длинны для горных извилистых дорог и во всяком случае непригодны на ближайших к бою участках.

Как ППМП, так и ГПМП должны иметь развернутыми обмывочные пункты. Медицинское имущество в полку должно быть на вьюках, а в дивизии половина – на вьюках, половина – на двуколках. Санчасть еще до боя должна знать боевую задачу части и вести в соответствии с этим разведку района, докладывать командиру свои соображения при расположении на месте, в предвидении боя и в процессе развития его. Не реже одного раза в течение 3 дней должен производиться в ротах осмотр людей для отбора непригодных к работе в горах, чтобы впоследствии не загромождать тылов отставшими.

Примерные нормы длительности переноски раненого на носилках: до 1 км в час на дорогах и от 0,25 до 0,5 км по крутым тропам и без дорог. На небольшие расстояния достаточно 2 санитаров на каждые носилки; при переноске на расстояния свыше 1 км нужно давать вторую смену санитаров.

Место старшего врача до завязки боя должно быть при штабе части, а с завязкой боя на ППМП. Как врачи, так и лекарские помощники всегда должны знать боевую задачу своей части и подразделения, а во время боя информироваться соответствующим штабом об изменениях в обстановке.

Зимой санчасть обязательно должна иметь запас меховых и байковых одеял как в дивизии, так и в полку, равно как и меховые шубы для раненых и больных.

 

Расположение на месте

При расположении на месте вся часть не должна располагаться в одном пункте, а для отдыха выбирается несколько удобных мест, расположенных поблизости друг от друга. Полк может быть расположен примерно 2 – 3 группами, причем между ними устанавливается надежная связь. Местами стоянки частей ни в коем случае не должны быть глубокие долины или лощины, хотя бы они были удобны для расположения, ибо такие лощины хотя и представляют известные удобства, но очень опасны и в боевом отношении могут стать ловушкой для частей, расположенных в них. Разворачивание из такой долины затруднено. Также трудно рассчитывать на успешность действий против противника, занявшего окружающие лощины горы. Лучшим местом для отдыха являются террасы на обратных скатах горы, особенно, если поблизости имеется ключевая вода. В крайнем случае можно располагаться на обратном скате горы, причем в ущерб удобствам расположения часть выигрывает в боевом отношении. Единственно, что при этом нужно искать, – это воду, будь то ключевая или речная. Летом лучше всего располагаться в палатках, но при этом нужно обязательно устраивать в них какую либо подстилку из соломы, сухой травы или в крайнем случае палаточных полотнищ; последнее особенно важно потому, что в горах по ночам бывает довольно сыро и среди людей возможны простудные заболевания. Палатки обязательно маскируются зеленью или сухой травой в зависимости от характера покрова местности. Лошади и обозы располагаются при воде, т. е. в лощинах, по которым в большинстве случаев протекает река.

Зимой части должны располагаться или в палатках или при обилии снега – в снеговых шалашах. При расположении в палатках необходимо очистить землю от снега и просушить ее, разложить костер, а затем уже ставить палатку. На подстилку используются солома или сено, хвойные ветки или в крайнем случае просто ветки, которые обязательно покрываются полотнищами палаток. Стенки палатки желательно присыпать сверху сеном, соломой или ветками. Для прочности с внутренней стороны полотнища подпираются походными палками, которые ставятся наклонно вдоль полотнищ. Лишние полотнища для подстилки получаются путем помещения в палатке при нормальной ее величине большого количества людей; так, например, при размещении в палатке 8 человек 6 полотнищ пойдут на палатку, а два на подстилку. Это выгодно и потому, что в палатке будет теплее. Люди отдыхающие одеваются теплее, особенно укрывая ноги и снимая обувь (ноги без обуви с одной стороны лучше отдохнут, а с другой, будучи хорошо укрыты, меньше мерзнут, чем в сапогах). Ноги можно обертывать газетной бумагой. При первой возможности люди должны раздеться (например, при размещении по квартирам).

Снеговые шалаши строятся следующим образом: вырывается яма примерно в 1 м глубиной и в 1,25 м шириной (длина зависит от количества намеченных для размещения людей). От краев ямы наклонно к середине ставятся походные палки и палаточные стойки, которые покрываются полотнищами; полотнища между собой сшиваются веревкой на середине; соответственно высоте палатки ставятся срубленные колья, после чего шалаш обкладывают снегом. Внутренние земляные стенки шалаша и пол заделываются хворостом или ветвями и, если удастся, то покрываются полотнищами палаток. В обоих случаях нужно следить за тем, чтобы выход из палатки не был против ветра. В этих палатках при размещении людей температура бывает вполне сносная, особенно если имеются керосиновые фонари или керосинки.

Лошади зимой должны иметь обязательно попоны.

 

Марш в горах

Организация марша

Подготовка марша

Организация марша в горных районах в силу особого характера местности, которая усиливает угрозу расстройства этого марша со стороны противника путем устройства заграждений с фронта или путем удара во фланг и даже тыл колонны, значительно отличается от организации марша на равнине. Поэтому каждый командир, организующий марш в горах, должен тщательно учесть все особенности этой организации. Он должен:

1) тщательно изучить местность по карте и описаниям, учитывая при этом, что действительные расстояния обычно на 0,25 или 0,2 больше, чем показывает карта;

2) расспросить о районе предстоящих действий, особенно о дорогах, тропах и речках (учитывая влияние погоды), местных жителей, и не одного, а нескольких, и контрольными вопросами каждому из них уточнить детали предстоящего маршрута. После этого вычерчивается профиль дороги маршрута. Последнее необходимо для того, чтобы правильно рассчитать время достижения разными колоннами намечаемых рубежей, так как в горах скорость походного движения зависит не только от длины пути, но и от величины подъемов и спусков, которые нужно преодолеть на данном маршруте.

Среднюю скорость движения в километрах нагруженного бойца надо учитывать, исходя из данных следующей таблицы:

Так как в большинстве крутизна горных дорог менее 20 – 25º, что объясняется зигзагообразным их направлением, среднюю скорость движения по дорогам надо считать в 2,5 – 3 км, а на дорогах, идущих по долинам рек, она может доходить до 4 км в час. Здесь имеются в виду главным образом горные нешоссированные дороги. В сильные дожди скорость движения снижается примерно вдвое.

Вьючный конь дает примерно те же скорости движения, следует однако помнить, что на крутых спусках и подъемах необходимо, либо облегчать коня от части груза, передавая его сопровождающей пехоте, либо поддерживать груз, не допуская сползания его на холку или круп лошади. Также нельзя допускать перемещения центра тяжести этого груза. Вьючный ишак в горах дает некоторое снижение скорости движения, примерно до 0,2 на весь маршрут.

Общий суточный переход в горах нужно считать 20 – 25 км в хорошую погоду и 15 – 20 км в плохую, учитывая не только человека, но и коня, на котором особенности горной местности отражаются больше, чем на человеке.

Для тренированного и хорошо втянутого людского и в особенности конского состава эта норма суточного перехода может быть увеличена до 30, а иногда до 35 км. В части, где нам пришлось служить, известны переходы до 45 км. Однако эти переходы были возможны только благодаря значительной тренировке в горах, причем вьючный конь все же делал эти переходы с большим напряжением. К таким длительным переходам следует прибегать только в крайних случаях.

 

Построение колонны

Разведка выбрасывается примерно за 2 – 3 часа до выступления охранения. Кроме того в зависимости от обстановки могут быть высланы вперед передовые отряды на удаление до полуперехода.

Походная колонна строится с дистанциями, превышающими нормальные, а именно: между взводами 150 м, между ротами 300 – 400 м и между полками 3 – 5 км (рис. 5). Такое построение колонны даст следующие преимущества:

1. Части имеют возможность регулировать движение без излишних дерганий и скучиваний при подходе задних подразделений к передним в случае встречи на пути какого-либо трудно преодолимого препятствия.

2. В случае попадания в засаду (что в горах не исключается даже при организованном охранении и разведке) не вся колонна попадает под действие засады, а только одно, максимум два подразделения, и в то время как остальные могут принять соответствующие меры для отражения противника.

3. В случае паники, которая в горах иногда создастся, особенно когда части попадают в засаду, она не сможет сразу передать всей колонне, а распространится только на отдельные ее звенья, причем остальные части всей колонны смогут с одной стороны противостоять этой панике, а с другой – изготовиться для боя.

4. В случае столкновения с противником в горах разворачивание колонны вперед будет крайне трудно, а зачастую и вовсе невозможно (обрывистые берега, крутые склоны). Указанные выше дистанции, позволят колонне разворачиваться из глубины, вследствие чего она будет иметь возможность охватить противника. Обход флангов противника тропами и складками местности, который возможен при развертывании из глубины колонны, поможет нам выйти в тыл противника. В этом случае идущие впереди подразделения должны обеспечить плановость развертывания главных сил колонны.

5. Расчлененность колонны уменьшает также опасность с воздуха, значение которой в условиях движения в горах, где редко явится возможность распыления колонны по сторонам дороги, значительно больше, чем на равнине.

Огневые средства пехоты должны быть распределены между подразделениями колонны следующим образом: взводы пулеметной роты придаются стр. ротам и даже взводам, причем станковые пулеметы должны быть ближе к голове колонны роты, так как по условиям горных дорог сплошь и рядом бывает невозможно вытащить их из глубины и использовать для своевременной поддержки стрелковых подразделений. Легкие пулеметы должны быть в голове мелких стрелковых подразделений, а орудия распределены вдоль колонны поорудийно. При этом последние двигаются в хвосте роты; в этом случае они обеспечивают быструю поддержку артиллерией пехотных подразделений, а также не будут мешать развертыванию роты.

Боевой обоз роты должен двигаться непосредственно за ротой; в этом случае при столкновении с противником не будет затрудняться подача огнеприпасов. В горах всегда можно найти укрытие для нескольких лошадей.

Обоз полка (отряда) двигается за всей колонной примерно в 1 – 1,5 км, имея самостоятельное прикрытие силою до взвода. (Это прикрытие должно быть использовано как для оказания непосредственной помощи конскому составу, так и для расчистки пути от препятствий, которые могут встретиться на дороге после прохождения колонны. В полукилометре за обозом двигается арьергардный взвод.

При прохождении через узкие дефиле, какой бы длины они ни были, никогда не нужно втягивать в него колонну прежде, чем не будет обеспечен выход из дефиле и заняты высоты на ее флангах.

Во всех случаях походного движения в горах надо иметь до 2-3 проводников на роту, которые смогут показать тропу или складку местности, позволяющую выйти во фланг противнику в случае столкновения с ним, или же предупредить о тех тропах, по которым противник может выйти на наш фланг.

Саперы и химики выбрасываются вперед одновременно с разведкой не менее чем в половинном размере своего состава. Вторая их половина распределяется между головой колонны главных сил и самой колонной. На их обязанности лежит не только исправление и расчистка дорог, но и расширение их для удобства прохождения обозов и артиллерии. Им предаются средства связи (где можно, – мотоцикл, в крайнем случае конные), чтобы они могли предупредить начальника колонны о встрече серьезного препятствия и вытребовать дополнительную живую силу и шанцевый инструмент.

Благодаря такому предупреждению начальник колонны может своевременно отдать распоряжение об организации привала на время, необходимое для исправления дороги, чтобы не заставить колонну бесцельно топтаться на месте.

Организация службы ПВО значительно осложняется почти полной невозможностью движения огневых средств ПBO вне пути следования колонны. Поэтому если истребительная авиации не может находиться в воздухе, вопрос ПВО реально не может быть разрешен. Исключение составит лишь редкий случай возможного использования зенитной артиллерии при наличии в горах достаточного количества дорог соответствующей проходимости.

Ввиду расчлененности колонны особенно тщательно должны быть разработаны служба оповещения о воздушной опасности и служб наблюдения. В каждом взводе должен быть выделен особый наблюдатель за воздухом, сменяемый через каждые 10–15 минут. Лучшими сигналами воздушной опасности будут сирены и рупоры, которые в горах слышны очень далеко.

Необходимо также организовать на марше ПТО, что найдено выражение в выдвижении соответственных огневых средств в органы охранения.

Место командира соединения или части – в голове колонны, oткуда он должен давать распоряжения о своевременном исправлении дорог, организовывать фланговое охранение, делать распоряжение о порядке развертывания отряда в случае встречи с противником обязательно дополнять сведения разведки своей личной разведкой. В хвосте каждой колонны должен находиться особо выделений командир, который наблюдает в тылу, за порядком движения колонны и немедленно доносит о всех происшествиях идущему впереди колонны начальнику, для чего связь между ними должна быть непрерывной и хорошо организованной.

Ночные марши в горах строятся по тому же принципу, но управление ими должно в значительной степени базироваться в световых сигналах. Ввиду трудности ночного движения в горах подготовка к ним и самая их организация должны быть проработаны еще более тщательно, чем дневные. Скорость движения ночью сокращается примерно вдвое, причем особое внимание уделяется конскому составу и обозу. Учитывая утомительность ночных маршей, применение их должно быть возможно ограниченным.

 

Дисциплина марша

Соблюдение маршевой дисциплины в горах оказывает огромное влияние на успешность проведения самого марша и дальнейшие боевые действия при столкновении с противником. При организации маршей все командиры подразделений, начиная с командира взвода и начальника колонны, должны проделать точные расчеты в отношении времени выступления, больших и малых привалов и точного установления дистанций между подразделениями. При этих расчетах особенно необходимо учесть данные о качестве дорог дефиле и переправах через быстроходные речки.

При этом помимо обеспечения идущих впереди сапер необходимыми средствами для исправления дорог и организации переправы через реки, назначается специальный командир, который обязан устанавливать порядок прохождения через препятствия. В подразделениях должны быть также необходимые средства для определения этих препятствий (веревки, тормоза и пр.), а начсостав должен быть заранее проинструктирован в технике преодоления этих препятствий, как например: в способе переноски частей горной пушки на руках или стаскивания передков орудий на лямках, разборке и переноске повозок и пр.

В случае какого-либо несчастья, как например обрыва лошади, падения имущества из вьюков, необходимо, не задерживая колонны, выделить людей для оказания помощи. По выполнении данного им поручения эти люди нагоняют свои подразделения на привале.

По одной дороге желательно двигать не более одного полка, так как растяжка стрелкового полка на горной дороге доходит до 17 км, а горного полка примерно вдвое меньше. При необходимости же движения двух или более полков по одной дороге дистанция между ними должна быть не менее 3 – 4 км.

При преодолении крутостей в 20 – 25° и при продолжительности движения до 25 – 30 минут пульс у бойца согласно данным физического обследования повышается на 20 – 25 ударов, а дыхание учащается на 20 – 25 ударов. При остановках пульс и дыхание приходят в норму через 4 – 5 минут. Иначе говоря, в среднем нужно через каждые 25 минут движения делать привал не менее чем на 10 минут.

При подъемах в 30 – 35° и продолжительности движения 10 – 15 минут пульс у бойцов повышается на 25 – 30 ударов в минуту, но в норму приходит также через 4 – 5 минут. При преодолении таких крутостей нужно через каждые 10 минут движения делать привал на 5 минут.

При подъемах в 35 – 45° через 5 минут движения пульс поднимается на 30 – 35 ударов в минуту, а в норму приходит через 3 – 5 минут, почему привалы на таких подъемах нужно делать через 5 минут движения на 3 – 4 минуты и через 20 минут движения на 10 – 15 минут.

Наблюдение над группой лошадей при преодолении крутостей в 20 – 25° и при продолжительности движения в 25 минут показывает учащение пульса в среднем до 80 – 85 ударов в минуту и дыхания до 75 – 80, причем через 3 – 5 минут отдыха пульс и дыхание делались нормальными. Это указывает на то, что и для лошадей через 20 – 25 минут движения при крутизне подъема в 25° нужно давать привал не менее 5 минут, а ч


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.